СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта "баскетбол"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта "баскетбол" предназначена в помощь тренерам-преподавателям учреждений дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта "баскетбол"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР СПОРТА «МУРАВЛЕНКО»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(спортивно-оздоровительный этап)


по командному игровому виду спорта «МИНИ-ФУТБОЛ»

срок реализации 2 года















Разработчики программы:

Ладынская М.В., инструктор-методист





г. Муравленко

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



1.1. Годовой план учебно-тренировочных занятий для спортивно-оздоровительной группы

5

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА



2.1. Теоретическая подготовка

6


2.2. Общая физическая подготовка

7


2.2.1. Общеподготовительные упражнения

7


2.3. Специальная физическая подготовка

2.3.1. Специальные подготовительные упражнения

8

8


2.4. Техническая подготовка

2.4.1. Техника нападения

10

10


2.4.2. Техника защиты

10


2.5. Тактическая подготовка

2.5.1. Тактика нападения

11

11


2.5.2. Тактика защиты

11


2.6. Интегральная (игровая) подготовка

11


2.7. Психологическая подготовка

12

3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



3.1. Проведение тренировочных занятий

13


3.2. Методика развития физических качеств обучающихся

13


3.2.1. Сила и методика ее развития

13


3.2.2. Быстрота и методы ее развития

14


3.2.3. Прыгучесть и методика ее развития

14


3.2.4. Координация и ловкость. Методика их развития

15


3.2.5. Гибкость и методика ее развития

15


3.2.6. Функция равновесия и методика его развития

15


3.2.7. Выносливость и методика ее развития

16


3.3. Восстановительные средства

3.3.1. Психологические средства восстановления

3.3.2. Гигиенические средства восстановления

16

16

16


3.4. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в баскетболе

17


3.5. Воспитательная работа

18


3.6. Материально- технические условия

19


3.7. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы

19

4

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



4.1. Контрольно-переводные нормативы

21


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

23

24










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа по командному игровому виду спорта «баскетбол» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность, составлена с учетом:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 21.12.2012г. № 273;

- Приказа Минспорта РФ от 10.04.2013 № 114 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»;

- Приказа Минспорта РФ от 27.12.2013 г. № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной и тренировочной деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Приказа Минспорта РФ от 24.10.2012 № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (с изменениями на 02.12.2013).

Баскетбол является одной из наиболее распространённых на сегодняшний день игр с мячом. Школа отечественного баскетбола имеет богатую историю и замечательные традиции. Баскетбол – это прекрасное средство для физического развития любого человека, независимо от возраста. Он дает возможность раскрыться индивидуальным особенностям личности, благоприятно воздействуя на развитие таких двигательных качеств, как быстрота, сила, выносливость.

Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила наибольшее количество мячей в корзину противника.

Цель программы — создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям баскетболом в спортивно-оздоровительных группах.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.

2. Утверждение здорового образа жизни.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Овладение основами баскетбола.

Формирование групп на спортивно-оздоровительном этапе:

Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных спортсменов. Спортивно – оздоровительный этап реализуется в спортивно – оздоровительных группах и может длиться от одного года до нескольких лет.

На спортивно-оздоровительный этап зачисляются дети, имеющие разрешение врача.

В спортивно-оздоровительные группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на тренировочном этапе, строится подготовка спортсменов высокой квалификации.

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники баскетбола.

Программа предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение тренировочного плана, контрольных нормативов; участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных баскетболистов.

Сроки реализации Программы – 2 года.

Программа предназначена для детей в возрасте – от 7 лет.

Условия набора детей: принимаются все дети желающие заниматься баскетболом, не имеющие медицинских противопоказаний.

Наполняемость групп:

группа спортивно-оздоровительная – от 15 человек.

Тренировочный процесс СОГ рассчитан на 42 учебные недели (из которых 2 недели отводится на самостоятельную работу).

Расписание занятий составляется с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха обучающихся, графика обучения их в общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждениях.

Учебный год начинается 1 сентября.

Условия реализации Программы:

- выполнение в полном объеме тренировочных работ;

- выполнение в полном объеме воспитательной работы;

- систематическое посещение учебно-тренировочных занятий, участие в соревнованиях рекреационных мероприятиях обучающихся;

Характеристика баскетбола, как средство физического воспитания:

В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большого зрелищного эффекта и благоприятному воздействию на организм человека.

Баскетбол - одна из самых популярных игр не только в мире, а также в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, а также всестороннего развития физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резерва из наиболее талантливых юношей и девушек.

Актуальность образовательной общеразвивающей Программы физкультурно-спортивного направления «Баскетбол» обусловлена тем, что спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей она рассматривает в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств обучающихся. В детском возрасте наиболее интенсивно развиваются двигательные навыки, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Объем тренировочной нагрузки на спортивно-оздоровительном этапе обучения по баскетболу:

Таблица №1

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

СОГ

1

2

Количество часов

6

6

Количество тренировок в неделю

3/2

3/2

Общее количество часов в год

252

252


Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения на спортивно-оздоровительном этапе обучения по баскетболу:


Таблица№2

п/п

Разделы спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

СОГ

1

2

1

Общая физическая подготовка (%)

32

32

2

Специальная физическая подготовка (%)

12

12

Избранный вид спорта



3

Техническая подготовка (%)

32

32

Тактическая, психологическая подготовка (%)

12

12

Теоретическая подготовка

3

3

Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)

5

5

4

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

3

3

5

Медицинское обследование

1

1




1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1.1. Годовой план учебно-тренировочных занятий для спортивно-оздоровительной группы

Таблица 3

п/п

Содержание занятий

Объем

работы

(ч)


I. Теоретическая подготовка

1.

Физическая культура и спорт в России

1

2.

История развития мирового и отечественного баскетбола

1

3.

Техника безопасного поведения в спортивном зале

1

4.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Самоконтроль

1

5.

Правила по баскетболу и мини-баскетболу

1

6.

Основы техники игры

1

7.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

1

8.

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви

1

Итого часов:

8

II. Практическая подготовка

1.

Общая физическая подготовка

80/12

Избранный вид спорта


2

3

4

5

Специальная физическая подготовка

30

Техническая подготовка

80

Тактическая подготовка

30

Интегральная подготовка

12



Медицинское обследование

4

Участие в соревнованиях - согласно календаря соревнований 8

Итого часов:


Всего за учебный год:

252

Примечание: в разделе «Участие в соревнованиях» включатся не только соревнования по баскетболу и мини-баскетболу, но и соревнования по различным видам спорта, включенные в программу городских спартакиад обучающихся.













2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


2. 1. Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составляющая часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития подрастающего поколения.

Сведения о спортивных званиях и разрядах. Порядок присвоения массовых разрядов по баскетболу.

История развития мирового и отечественного баскетбола.

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Олимпийская история мирового и отечественного баскетбола.

Сведения о строении и функциях организма.

Костная и мышечная системы, связочный аппарат. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Нервная система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем нашего организма.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Самоконтроль. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Понятие об утомлении и переутомлении. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Восстановительные мероприятия (баня, массаж и т. д.).

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Травматизм в процессе занятий баскетболом. Доврачебная помощь пострадавшим. Профилактика спортивного травматизма.

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Гигиена тренировочного процесса.

Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсмена. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена.

Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков, в том числе популярного среди молодежи в последнее время пива. Профилактика вредных привычек.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Влияние чувства ответственности перед коллективом, перед каждым членом команды на игровой площадке. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к учебно-тренировочным занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения.

Спортивные соревнования, их организация и проведение.

Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Правила соревнований по баскетболу и мини-баскетболу. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство ДЮСШ, района, области.

Основы техники игры и тактическая подготовка.

Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики. Классификация приемов техники игры. Тактика нападения и тактика защиты. Просмотр видеозаписей игр. Анализ и разбор проведенных игр.


2.2. Общая физическая подготовка


2.2.1. Общеподготовительные упражнения

Строевые упражнения.

Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения в одну, в две шеренги; в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, вращение, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног.

Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных данных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т. п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах на гимнастической стенке и скамейке; прыжки со скакалкой, через гимнастическую скамейку.

Упражнения для шеи и туловища.

Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловищем, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; поднимание туловища из положения лежа в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса на гимнастической стенке; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц.

Могут выполняться с короткой и длиной скакалкой; гантелями от 1 до 3 кг, набивными мячами, мешочками с песком, блинами от штанги, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы.

Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса (на высокой перекладине, уголок на гимнастической стене), отжимание в упоре от пола (юноши), от гимнастической скамейки (девушки), приседание на двух ногах у гимнастической стенки с партнером на плечах. Преодоление веса и сопротивление партнера. Лазание по канату. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты.

Повторный бег по дистанции от 30 до 100 метров со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости.

Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости.

Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков поворотов.

Упражнение типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей, набивных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в настольный теннис, волейбол, бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание малого мяча и гранаты. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой (юноши).

Упражнения для развития общей выносливости.

Бег равномерный и попеременный на 500,800,1000 метров. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 час. Плавание без учета времени. Ходьба на лыжах с подъёмами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время (в зависимости от возраста). Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек), волейбол. Марш-бросок. Походы выходного дня и многодневные туристические походы.

2.3. Специальная физическая подготовка

2.3.1. Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.

Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом или спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 20 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.

Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа оттолкнуться обеими руками, выполнить хлопок. Упражнения для кисти рук с гантелями, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом). Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, мужского и женского баскетбольного, набивного мяча весом 1-2 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание деревянных палок (игра в «городки»). Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания.

Упражнения для развития игровой ловкости.

Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Передачи мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания (передать мяч тому или другому партнеру в зависимости от того, кто передал мяч или в каком порядке стоят партнеры т. п.), при этом постоянно менять выбор действия на фоне вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной вперед), после кувырка, после прыжка с разворотом на 360 градусов. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по гимнастической скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий (набивных мячей). Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между собой 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости.

Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).


2.4. Техническая подготовка


2.4.1. Техника нападения

Передвижения.

Сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым. Прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения.

Владения мячом.

Передачи мяча. Передача мяча двумя руками сверху. Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком). Передача мяча в прыжке с поворотом на 180 градусов. Передача мяча назад в движении. Передача крюком. Передача мяча из-за спины в пол в движении. Передача мяча одной рукой после ведения. Чередование различных способов передач после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.

Броски мяча.

Бросок мяча одной рукой с места с разворотом вправо, влево. Добивание мяча в одно касание. Броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени.

Ведение мяча.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Ведение мяча с различными комбинациями сочетаний шагов. Чередование выполнения различных способов ведения мяча в игровых ситуациях. Ведение мяча со зрительным контролем и без него. Сочетание различных способов ведения мяча с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях. Проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников. Перевод мяча за спиной.

Обманные действия.

Сочетание финтов с последующим выполнением технического действия нападения.


2.4.2. Техника защиты

Передвижения. Сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях.

Овладение мячом. Выбивание мяча при броске в движении. Ловля в прыжке в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита. Сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от своего щита, кольца.


2.5. Тактическая подготовка

2.5.1. Тактика нападения

Индивидуальные действия игрока без мяча. Выход для получения мяча. «Передай мяч и выходи». Обманные движения («финты»).

Индивидуальные действия игрока с мячом. Обманные движения («финты») перед обыгрыванием соперника.

Групповые действия. Взаимодействие двух игроков при вбрасывании мяча – «двойка». Применение быстрого паса при подборе мяча у своего кольца.

Командные действия. Понятие «быстрый прорыв».


2.5.2. Тактика защиты

Индивидуальные действия. Выбор места и способа противодействия нападающему сопернику. Выбор места и способа противодействия при быстром прорыве соперников. Система личной защиты.

Командные действия. Организация защитных действий против быстрого прорыва. Смешанная система защиты. Противодействие применению комбинаций.


2.6. Интегральная (игровая) подготовка


Чередование подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике.

Развитие специальных качеств в рамках структуры технических приемов в упражнениях повышенной интенсивности.

Упражнение на переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств.

Чередование изученных тактических действий индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. Индивидуальные действия при бросках, индивидуальные действия при накрывании, индивидуальные действия при борьбе за отскочивший от щита мяч. Групповые и командные действия в нападении и защите.

Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной программный материал по технической и тактической подготовке. В эту систему вводятся задания на переключение в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий. Задания дифференцируются также с учетом игровых функций учащихся.

Контрольные игры. Применяются в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Проводится регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовки к соревнованиям.

Календарные игры. Установка на игру, разбор игр. Отражение в заданиях, в учебных играх результатов анализа календарных игр.





2.7. Психологическая подготовка


Для успешных выступлений по баскетболу необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная чувствительность, интенсивность и объём внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, активная мотивация тренировок.

По своему направлению все средства психологической подготовки можно разделить на две группы:

  • психолого-педагогические - беседы, лекции, просмотр соревнований и тренировок сильнейших игроков и сборных команд, аутогенная тренировка, самовнушение;

  • практические - тренировочные и соревновательные игры, игры с установками тренера на предъявление к обучающимся повышенных требований к проявлению психологических показателей, сбивающие факторы в игре, на фоне повышенных физических напряжений (утомлений).

В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой – психологические особенности обучающихся. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от обучающихся результатов.

            Основной задачей моральной, волевой и специальной психологи­ческой подготовки является воспитание моральных и волевых качеств обучающегося.

 Воспитание волевых качеств:

           Тренер - преподаватель ставит перед ребенком задачу - достигать поставленной цели, несмотря на встречающиеся трудности. Воля выражается в способности обучающегося преодолевать психологические трудности, умение «бороться» с самим собой.

Общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы вы­работать способность обучающегося преодолевать чувства и эмоции наи­более высокой интенсивности.

Тренер - преподаватель основное внимание уделяет тому, чтобы ребенок в соревновательных условиях не испытывал по­требностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки обучающийся и тренер - преподаватель упражнениями до­биваются того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались).

 Воспитание смелости:

            Смелость выражается в способности человека преодолевать чув­ство страха. Страх возникает в результате оценки опасности, грозящей  жизни, здоровью или престижу спортсмена. Интенсивность чувства страха зависит от оценки степени опасности в определенной ситуации.

  Тренер-преподаватель работает над приближением обучающегося к порогу смелости (пределу). Успеш­ное выполнение простых упражнений позволяет обучающемуся преодолеть порог страха. Для этого идет обучение безопасному выполнению упраж­нения и своевременная остановка стремления обучающихся превысить  разумный предел.

         


  Тренер-преподаватель применяет метод «пример товарищей». Если товарищи выполняют упражнение и это не приводит к нежелательным последстви­ям, то чувство страха у обучающегося снижается. Здесь имеет место стремление ребенка поддержать свой престиж перед товарищами.


3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Цель подготовки баскетболистов состоит в том, чтобы юные спортсмены получили жизненно необходимый прикладной навык, прекрасное средство разностороннего физического развития, имеющее ярко выраженную оздоровительную направленность.


3.1. Проведение тренировочного занятия


Тренировочное занятие по баскетболу состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части тренировочного занятия сообщается его задача, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части тренировочного занятия. В ней применяется ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения.

В основной части тренировочного занятия решаются задачи овладения элементами техники баскетбола. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов в баскетболе.

Заключительная часть тренировочного занятия направлена на постепенное снижение нагрузки и приведения организма обучающегося в относительно спокойное стояние. Проведение игр в заключительной части тренировочного занятия улучшает эмоциональное состояние юных спортсменов и облегчает перенесение тренировочных нагрузок. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям. Завершает тренировочное занятие по баскетболу - подведение итогов.

В течение учебного года на место выбывших обучающихся (по причине отсутствия желания посещать тренировочные занятия, пропусков тренировочных занятий по состоянию здоровья и т.п.) могут набираться новички.


3.2. Методика развития физических качеств обучающихся


3.2.1. Сила и методика ее развития

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или про­тиводействовать ему за счет мышечных усилий. Различают статическую, динамическую и взрывную силу.

Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении ко­торых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.

Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:

-. на силу мышц рук и плечевого пояса;

- на силу мышц ног и туловища;

- на силу мышц ног и тазового пояса.

Методы развития силы:

- метод повторных усилий:

- выполнение упражнений определенное количество раз или         предельное количество - "до отказа";

-  метод динамических усилий: максимальное количество раз за опреде­ленное время;

- метод статических усилий: фиксация какого-то положения опреде­ленное время;

-метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максималь­ным отягощением.


  3.2.2. Быстрота и методика ее развития 

Большинство спортивных упражнений требуют комплекса форм быст­роты.

Средства развития быстроты:

- упражнения,  требующие быстрой реакции:

- упражнения,  которые  необходимо выполнять быстро  (кувырки, повороты, перевороты и др.).

- движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой, т.е. бег, вращение скакалки.

Правила развития быстроты:

- использовать только хорошо освоенные задания;

- задания выполнять на "свежие силы", непродолжительное время;

- трудность задания повышать постепенно.

Методы развития быстроты:

- выполнение заданий "за лидером";

- ориентировки по скорости - подсчет, хлопки, метроном, музыка;

-повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопре­дельной скоростью, сериями;

- игровые или соревновательные задания по типу "кто быстрее" и "кто больше".


3.2.3. Прыгучесть и методика ее развития

Мерилом прыгучести является время нахождения в безопорном положе­нии, косвенным показателем - высота или длина отталкивания (прыжка).

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

Средства развития прыгучести:

- упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание;

- упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

- упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

- упражнения для изучения и совершенствования техники:

- приземления - схождение и спрыгивание с возвышения;

-отталкивания - пружинные движения, прыжки на двух и на одно ноге с координированной работой рук, туловища и головы;

- полетной фазы - прыжковых поз;

- прыжки в глубину;

-упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, че­рез  препятствие, на ориентир;

-упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой.

Методы развития прыгучести:

- повторный - повторное выполнение заданий с достаточным интерва­лом  отдыха;

- ориентировки по скорости;

- усложнения условий - на мягкой или сыпучей опоре, с утяжелением;

- игровой и соревновательный методы.

 

 3.2.4.      Координация и ловкость. Методика их развития

Средства развития координации и ловкости:

- упражнения на расслабление;

- упражнения на быстроту реакции;

- упражнения на согласование движений разными частями тела;

-упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам вре­мени  пространства и силы;

- подвижные игры с необычными движениями

                                                     

3.2.5.      Гибкость и методика ее развития

Средства развития гибкости:     

-  упражнения на расслабление  (дают прирост на 12-15%);

- плавные движения по большой амплитуде;

- повторные пружинящие движения;

- пассивное сохранение максимальной амплитуды;

- активное сохранение максимальной амплитуды;

-  махи с постепенным увеличением амплитуды.

Методы развития гибкости:

- повторный;

- помощь партнера;

- применение отягощений и амортизаторов;

-  игровой и соревновательный.

Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем - ежедневно.

 

  3.2.6.      Функция равновесия и методика его развития

Длительность сохранения равновесия - это показатель не только уров­ня развития, но и функционального состояния ЦНС. Этот показатель ис­пользуют так же как критерий тренированности и готовности гимнасток к соревнованиям.

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигатель­ному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.

Средства развития функции равновесия:

- упражнения на силу мышц ног и туловища;

- упражнения на уменьшенной опоре - на носках, носке одной ноги;

- упражнения с отключением зрительного анализатора - с закрытыми  глазами;

- упражнения с раздражением вестибулярного анализатора - движения головой, наклоны, повороты, кувырки, перевороты;

- фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия:

- повторный;

- ориентировки;

- усложнения условий;

- игровой и соревновательный.

 

3.2.7.      Выносливость и методика ее развития

Методы развития выносливости:

-  равномерный - выполнение задания за заданное время;

- повторный - несколько раз по 1-5 минут с отдыхом 3-5 минут;

- переменный - несколько раз меняя продолжительность работы и от­дыха.

Средства развития выносливости:

- общей - бег, кросс, ходьба на лыжах, плавание;

- специальной - основные виды деятельности;

-общей и специальной - прыжки через скакалку, аэробные упражнения.


3.3. Восстановительные средства и мероприятия


При выборе восстановительных средств особое внимание уделяется индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения детей, а также объективные показатели (ЧСС, частота дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и др.).


3.3.1. Психологические средства восстановления:

  1. Организация внешних условий и факторов тренировки.

  2. Создание положительного эмоционального фона тренировки.

  3. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам.

  4. Переключение внимание, мыслей, самоускорение, самоободрение, самоприказы.

  5. Идеомоторная тренировка.

  6. Психорегулирующая тренировка.

  7. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок.


3.3.2. Гигиенические средства восстановления

  1. Рациональный режим дня.

  2. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час).

  3. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8 и до 20 часов. Тренировки в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде.

  4. Сбалансированное питание 3-4 разовое рациональное питание по схеме: завтрак- 20-25%, обед – 40-45%, полдник- 10%, ужин – 20-30% суточного рациона.

  5. Использование специализированного питания: витамины, питательные смеси, соки.

  6. Гигиенические процедуры.

  7. Удобная одежда и обувь.


3.4. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в баскетболе


Приказом Минспорта России 02.10.2012 г. №267 утверждены Общероссийские антидопинговые Правила, которые соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированные Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. №240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», Всемирного антидопингового кодекса, принятого Всемирным антидопинговым агентством, и Международным стандартам ВАДА.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 № 329 в программные мероприятия по баскетболу будет включено и это направление.

Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.

В связи с этим, назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В течение года будут использованы следующие мероприятия:

- донесение информации об антидопинговых правилах;

- реализация информационно-пропагандистской деятельности по профилактике применения допинговых средств и (или) методов в баскетболе;

- проведение активной антидопинговой пропаганды (например, «молодежь против допинга!») и пропаганды принципов честной игры с использованием плакатов, лозунгов, растяжек и др.;

- распространение брошюр, открыток, стикеров и др. на тему антидопинга.

Ожидаемые результаты. В ходе данной работы, ребята должны знать:

- последствия применения допинга для здоровья;

- последствия применения допинга для (спортивной) карьеры;

- антидопинговые правила;

- принципы честной игры.

При работе с детьми будет применяться доступная для их понимания форма подачи материала с активным использованием фактов, цифр, жизненных примеров из разных видов спорта. Использование плакатов, фильмов, презентаций, наглядных пособий, в том числе медицинских макетов, демонстрирующих последствия применения допинга для здоровья, позволит более эффективно донести до обучающихся материал. Важно делать акцент на этические принципы, повышение значимости честного спорта, уважение соперника; отойти от принципа «победа любой ценой».




3.5.  Воспитательная работа


 Возрастание роли физической культуры как средства воспитания обучающихся обуславливает повышение требований к воспита­тельной работе. При этом важным условием ус­пешной работы является единство воспитательных воздействий, направ­ленных на формирование личности, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразователь­ной школы, коллектива педагогов.

 Главной задачей занятий является воспита­ние высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллек­тивизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нрав­ственном воспитании играет непосредственно спортивная деятель­ность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

 Тренер-преподаватель не ограничивает свои функции лишь руковод­ством поведения обучающегося во время тренировочных занятий и соревно­ваний. Тренер - преподаватель повседневно сочетает задачи спортивной подготовки и воспи­тания.

С первых занятий тренер – преподаватель воспитывает дисциплинированность.

Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнова­ниях, четкое выполнение указаний тренера - преподавателя, отличное поведение на тре­нировочных занятиях, в школе и дома - на все это постоянно об­ращает внимание тренер - преподаватель. С самого начала спортивных занятий воспитывается спортивное трудолюбие - способность преодолевать спе­цифические трудности, что достигается, прежде всего, выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах убеждаем обучающихся, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми придерживаемся строгой после­довательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с обучающимися приобретает огромное значение интеллектуальное воспитание, основные задачи которого: овладение обучающимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренер - преподаватель организовывает тренировочный процесс так, чтобы постоянно ставить перед обучающимися задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совер­шенствования.

Ведущее место в формировании нравственного сознания обучающихся принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех слу­чаях является доказательным. Для этого тренер – преподаватель тщательно подбирает аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения подкрепляет ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение обучающегося - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благо­дарности тренера и коллектива. Любое поощрение выносится с учетом необходимых педагогических требований и соответствует дей­ствительным заслугам обучающегося.

            Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности обучающегося. В коллективе ребенок развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: ребенка к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспи­танию чувства коллективизма тренер - преподаватель использует выпуск стен­ных газет и спортивных листков, организовывает походы и тематические вечера, вечера отдыха и конкурсы самодеятельности, создает хорошие условия для общественно полезной деятельности.

 Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятель­ности тренера-преподавателя. Волевые качества формируются в процессе со­знательного преодоления трудностей объективного и субъективного ха­рактера. Для их преодоления тренер - преподаватель использует необычные для ребенка волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решае­мых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления на соревнованиях являют­ся эффективными средствами воспитания волевых качеств у обучающихся.


3.6. Материально- технические условия


Для тренировок по баскетболу, нацеленных на достижение максимально возможного результата необходимо:

1. - спортивный зал;

2. – баскетбольные мячи;

3. – маты.

4. -обводные стойки.

5.-медицинболы (набивные мячи).

6.- насос.

7.- конусы.

8.- манишки.

9.- скакалки.


3.7. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы


1. Общие требования охраны труда.

Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются обучающиеся:

• отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обучающиеся должны:

• иметь коротко остриженные ногти;

• заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения тренер-преподавателя;

• бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

• знать и соблюдать простейшие правила игры;

• знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности обучающиеся могут быть не допущены или отстранены от участия в учебном процессе.


Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

• переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму, спортивную обувь;

• снять с себя предметы, представляющие опасность для других (часы, браслеты, висячие сережки и т. д.);

• убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

• под руководством тренера-преподавателя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

• под наблюдением учителя взять или положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;

  • убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;

• по команде тренера-преподавателя встать в строй для общего построения.

Требования безопасности во время занятий

При выполнении упражнений в движении обучающийся должен:

• избегать столкновений с другими учащимися;

• перемещаясь спиной, смотреть через плечо;

• исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;

• соблюдать интервал и дистанцию;

• быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

• по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на свое место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

Во время ведения мяча обучающийся должен:

• выполнять ведение мяча с поднятой головой;

• при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;

• после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.

При передаче обучающийся должен:

• ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;

• прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнер готов к приему мяча;

• следить за полетом мяча;

• соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния до партнера;

помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

При броске обучающийся должен:

• выполнять бросок по кольцу способом, указанным тренером-преподавателем;

• при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других обучающихся.

Обучающийся не должен делать:

• толкать обучающегося, бросающего мяч в прыжке;

• хвататься за сетки, виснуть на кольцах;

• бить рукой по щиту;

• бросать мячи в заградительные решетки.

Во время игры обучающийся должен:

• следить за перемещением игроков и мяча на площадке;

• избегать столкновений;

• по свистку прекращать игровые действия.

Во время игры обучающийся не может:

• толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;

• хватать, задерживать их продвижение;

• широко расставлять ноги и выставлять локти;

• во время броска размахивать руками перед его глазами;

• обучающемуся, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.

Требования безопасности после занятий

Обучающийся должен:

• под руководством тренера-преподавателя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.


4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Контрольно-переводные нормативы

Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер. Основными критериями оценки обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения тренировок, положительная динамика развития физических качеств обучающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для тренировок.





Контрольно-переводные нормативы для групп СОГ

Таблица 4

п/п

Содержание требований

пол

Этапы обучения

СОГ

ОФП

1


Прыжок в длину с места (см)

м

110

д

100

2

Бег 20 м (сек.)

м

4,8

д

5,0

3

Челночный бег 3х10

м

10,4

д

10,9

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

м

5

д

2


Методика выполнения упражнений

ОФП

1. Бег 20 метров. Выполняющий упражнение находится на лицевой линии, по сигналу начинает бег с ускорением на отрезке 20 метров.

2. Прыжок в длину с места. Выполняющий встает на исходную позицию, между ногами расстояние10-15 см. Взмахом рук и одновременными перекатами с пятки на носок на третий размах резким толчком с двух ног выполняет прыжок в длину.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

4. Челночный бег. Выполняется 1 раз на время, обязательное требование при пробегании отрезков, коснуться ладонью руки ориентирной линии старта и финиша, за исключением последнего пробегания финишного отрезка.






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:


1.  Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.


2.  Жуков М. Н. Подвижные игры: учебник для пед. вузов. – М.: Академия, 2000.


3. Ляликова Н. Н. Баскетбол: игра и обучение : учеб. пособие [для студентов всех спец. техн. вузов, преподавателей и тренеров по баскетболу] /Н.Н. Ляликова; М-во высш. образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. техн. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - 107 с.;


4.  Спортивные игры: Техника. Тактика. Методика обучения: учебник для студентов высших пед. учебных заведений / под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М.: Академия, 2008.


5.  Портнов Ю. М., Башкирова В. Г. и др. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.


6.  Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. – М.: Физическая культура и спорт, 2010.


Для обучающихся:


1.  Кукленко Д. В., Хорошевский А. Ю. 100 знаменитых спортсменов, - Харьков: Фолио, 2005.


2.  Малов В. И. Сто великих олимпийских чемпионов. – М.: «Вече», 2007.


3.  Малов В. И. Сто великих спортивных достижений. – М.: «Вече», 2007.


4.  Яхонтов Е. Р. Мяч летит в кольцо. – Л.: Лениздат, 1984.












Приложение №1


1.1. План-схема годичного цикла подготовки обучающихся по баскетболу в спортивно - оздоровительной группе (с режимом работы: понедельник, среда, пятница)


Таблица №5

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль


8

Теоретическая подготовка


1

1

1

1

-

-

1

1

1

1


80/12

Общая физическая подготовка

7

7

7

7

7

7

7

7

6

6


Самостоятельная работа

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

30

Специальная физическая подготовка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


80

Техническая подготовка

9

9

9

9

9

7

7

11

4

6


30

Тактическая подготовка

4

4

3

3

1

3

3

3

3

3


12

Интегральная подготовка

2


2

1

-

1

2

1

2

1


8

Участие в соревнованиях

-

-

1

2

-

1

1

-

3

-


4

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

2

-

-

-



Всего за месяц

13/26

13/26

13/26

13/26

10/20

11/22

13/26

13/26

11/22

10/20

12


Всего за год

252









1.2. План-схема годичного цикла подготовки обучающихся по баскетболу в спортивно - оздоровительной группе (с режимом работы: вторник, четверг, суббота)

Таблица №6

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль


8

Теоретическая подготовка


1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

68/12

Общая физическая подготовка

9

7

9

9

3

6

7

7

10

1

-

Самостоятельная работа











12

30

Специальная физическая подготовка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

80

Техническая подготовка

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

30

Тактическая подготовка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

12

Интегральная подготовка

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

-

8

Участие в соревнованиях

-

-

1

1

1

2

1

1

1

-

-

4

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

2

-

-

-

-


Всего за месяц

13/26

13/26

12/26

13/26

10/20

12/24

13/26

12/24

13/26

8/16

12


Всего за год

252














33