Дополнительная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Безопасное колесо»
Возраст детей: 9-13лет
Срок реализации: 2 года
Липецк
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа актуальна в современном мире. Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение воспитанников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы.
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй обучающийся имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Цель: создание условий для обучения безопасному вождению на велосипеде, адаптации обучающихся к условиям усиленного городского движения автотранспорта.
Задачи:
Обучающие:
знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы, дороги;
обучение приёмам оказания доврачебной медицинской помощи при получении травм в дорожно-транспортных происшествиях;
овладение техническими знаниями и навыками мастерства в управлении велосипедом.
Развивающие:
Воспитательные:
содействие в выработке у обучающихся активной жизненной позиции;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение общего уровня культуры участников дорожного движения.
Принципы реализации:
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
Принцип индивидуализации и дифференциации
Принцип здоровьясбережения
Принцип непрерывности
Программа рассчитана на 2 года обучения. Состав обучающихся: возраст 9-13 лет; 1-й год обучения – 12 человек, 2-й год обучения – 10 человек. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Обучающиеся не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с обучающимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.
Программа реализуется: первый год обучения -2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа; второй год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа, всего за год 216 часов.
Особенности программы.
Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в Центре и ее социальном окружении.
В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое воспитанники будут изучать в старшем звене.
Программа имеет четкую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
• овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
• участвуют в повседневной жизни коллектива;
• получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
• привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии обучающиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:
• медицинский контроль (2 раза в год);
• психолого-педагогическую диагностику психологом.
Закончив данное обучение дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стабильно получаемые результаты | Используемые способы диагностики |
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива | 1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД |
2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам | 2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены |
3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи | 3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине |
4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства | 4. Оценка посещаемости занятий в автогородке, участие в городских соревнованиях "Безопасное колесо" |
5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня | 5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития |
По окончании обучения у 100% обучающихся сформирована личность безопасного типа.
Обучающиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.
Обучающиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.
Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
В результате изучения программы обучающийся
Должен знать:
правила поведения пешеходов;
что такое перекресток; какие бывают перекрестки;
назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров;
правила поведения в общественном транспорте;
правила катания на велосипедах;
особенности движения на улице в зимнее и весеннее время;
сигналы регулировщика;
группы дорожных знаков.
Уметь:
пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте;
различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение);
применять на практике полученные знания;
оказывать первую помощь.
Иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях, акциях;
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения;
сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа дорожно-транспортных происшествий с их участием
Форма обучения – очная.
Форма аудиторных занятий – занятия.
Терехов Виталий Гаврилович, педагог дополнительного образования, высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации – «Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития в условиях реализации ФГОС общего образования». 108 часов, 2017 год.
Общий стаж работы - 40 лет, стаж педагогической работы – 20 лет.
Календарный учебный график
Начало учебного года: 01.09.2018
Окончание учебного года: 31.05.2019
Комплектование группы: 01.09.2018 – 15.09.2018
| понедель ник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскре сенье |
1 группа |
начало занятия | | 15.15 | | 15.15 | | | |
окончание занятия | | 16.55 | | 16.55 | | | |
2 группа |
начало занятия | 15.15 | | 15.15 | | 15.15 | | |
окончание занятия | 16.55 | | 16.55 | | 16.55 | | |
Режим занятий обучающихся в объединении
Профили | Всего групп | Наполняемость | Продолжительность занятий |
Социально-педагогическая направленность | 2 | 1-й год обучения – 12 чел. 2-й год обучения – 10 чел. | Младший школьный возраст: 3-4 класс - 45 мин. |
Продолжительность перерыва между занятиями для отдыха обучающихся и проветривания помещений: 10 мин.
Особенности организации работы в период каникул: работа объединения по расписанию.
Особенности организации работы в летний период: работа объединения в школьных лагерях, работа педагога дополнительного образования с активом объединения.
Срок проведения отчетного мероприятия: середина мая.
Учебный план (1 год обучения)
№ | Курс | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
| | Теория | Прак-тика | Всего |
1. | Правила дорожного движения. | 28 | 56 | 84 | Устный опрос Практические задания |
2. | Основы доврачебной медицинской помощи. | 1 | 3 | 4 | Устный опрос |
3. | Фигурное вождение велосипеда. | 6 | 50 | 56 | Практические задания |
| Итого: | 35 часов | 109 часов | 144 часа | |
Содержание программы (1 год обучения)
1. Вводное занятие - 2 час.
Правила дорожного движения – 28 часов
Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя.
Пешеход. Обязанности пешехода.
Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
Средства организации и регулирования дорожного движения.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки.
Начало движение, маневрирование – 20 часов.
Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.
Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.
Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении.
Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением.
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.
Скорость движения.
Обгон и встречный разъезд.
Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.
Остановка, стоянка, вынужденная остановка.
Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения.
Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре.
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Проезд перекрестков.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств – 2 часа.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
Движение транспорта – 20 часов.
Движение в жилых зонах.
Приоритет маршрутных транспортных средств.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Буксировка механических транспортных средств.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.
Решение ситуационных билетов - 12 часов.
Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».
7. Основы доврачебной медицинской помощи» - 4 часа.
Фигурное вождение велосипеда – 44 часа.
9. Общая физическая подготовка – 10 часов.
10. Заключительное занятие – 2 часа.
Учебно - тематический план (1 год обучения)
№ | Тема | Количество часов |
| | Теория | Прак-тика | Всего |
1. | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2. | Правила дорожного движения | 12 | 16 | 28 |
| Транспортные средства | 1 | 1 | 2 |
| Участники дорожного движения Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров. | 1 | 1 | 2 |
| Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Средства организации и регулирования дорожного движения Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки | 1 | 1 | 2 |
3. | Начало движения, маневрирование. Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств. Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона. | 6 1 | 14 1 2 | 20 2 2 |
| Расположение транспортных средств на проезжей части Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части (1,5 час). Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении (1 час). Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением (1 час). Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Скорость движения | 1 | 1 | 2 |
| Обгон и встречный разъезд (2 часа). Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен (1 час). Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками. | 1 | 1 | 2 |
| Остановка, стоянка, вынужденная остановка Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения (1 час). Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре (1 час). Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена (1 час). | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Проезд перекрестков Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки (1 час). Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием (1 час). Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. | 1 | 1 2 | 2 2 |
4. | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | 2 |
5. | Движение транспорта. | 7 | 13 | 20 |
| Движение через железнодорожные пути Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. | 1 | 1 | 2 |
| Движение по автомагистралям. Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали (1 час). | 1 | 1 | 2 |
| Движение в жилых зонах | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Приоритет маршрутных транспортных средств | 1 | 1 | 2 |
| Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Буксировка механических транспортных средств Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов | 1 | 1 | 2 |
6. | Решение ситуационных билетов | | 12 2 2 2 2 2 2 | 12 2 2 2 2 2 2 |
7. | Основы доврачебной медицинской помощи | 1 1 | 3 1 2 | 4 2 2 |
8. | Фигурное вождение велосипеда | 6 | 38 | 44 |
| Преодоление на велосипеде естественных препятствий | 1 1 1 | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| Преодоление на велосипеде искусственных препятствий | 1 1 1 | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
9. | Общая физическая подготовка | | 10 2 2 2 2 2 | 10 2 2 2 2 2 |
10. | Заключительное занятие | | 2 | 2 |
| Итого: | 35 часов | 109 часов | 144 часа |
Учебный план (2 год обучения)
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
| | Теория | Прак-тика | Всего |
1. | Правила дорожного движения. | 32 | 102 | 134 | Устный опрос Практические задания |
2. | Основы доврачебной медицинской помощи. | 1 | 15 | 16 | Устный опрос |
3. | Фигурное вождение велосипеда. | 6 | 48 | 54 | Практические задания |
| Итого: | 39 часов | 177 часов | 216 часов | |
Содержание программы (2 год обучения)
1. Вводное занятие - 2 час.
Правила дорожного движения – 38 часов
Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя.
Пешеход. Обязанности пешехода.
Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
Средства организации и регулирования дорожного движения.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки.
3.Начало движение, маневрирование – 30 часов.
Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.
Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.
Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении.
Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением.
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.
Скорость движения.
Обгон и встречный разъезд.
Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.
Остановка, стоянка, вынужденная остановка.
Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения.
Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре.
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Проезд перекрестков.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
4.Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств – 2 часа.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
5.Движение транспорта – 30 часов.
Движение в жилых зонах.
Приоритет маршрутных транспортных средств.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Буксировка механических транспортных средств.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.
6.Решение ситуационных билетов - 32 часов.
Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».
7. Основы доврачебной медицинской помощи» - 16 часа.
8.Фигурное вождение велосипеда – 54 часа.
9. Общая физическая подготовка – 10 часов.
10. Заключительное занятие – 2 часа.
Учебно - тематический план (2 год обучения)
№ | Тема | Количество часов |
| | Теория | Прак-тика | Всего |
1. | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2. | Правила дорожного движения | 12 | 26 | 38 |
| Транспортные средства | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Участники дорожного движения Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | 1 2 2 | 2 2 2 |
| Средства организации и регулирования дорожного движения Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки | 1 | 1 2 | 2 2 |
3. | Начало движения, маневрирование. Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств. Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона. | 10 1 1 | 20 1 1 | 30 2 2 |
| Расположение транспортных средств на проезжей части Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части (1,5 час). Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении (1 час). Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением (1 час). Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. | 1 1 1 1 | 1 2 1 1 2 1 2 | 2 2 2 2 2 2 2 |
| Скорость движения | 1 | 1 | 2 |
| Обгон и встречный разъезд (2 часа). Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен (1 час). Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Остановка, стоянка, вынужденная остановка Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения (1 час). Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре (1 час). Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена (1 час). | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Проезд перекрестков Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки (1 час). Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием (1 час). Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. | 1 | 1 | 2 |
4. | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | 2 |
5. | Движение транспорта. | 7 | 23 | 30 |
| Движение через железнодорожные пути Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. | 1 | 1
2 | 2
2 |
| Движение по автомагистралям. Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали (1 час). | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Движение в жилых зонах | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Приоритет маршрутных транспортных средств | 1 | 1 | 2 |
| Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами. | 1 | 1 2 2 2 | 2 2 2 2 |
| Буксировка механических транспортных средств Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки. | 1 | 1 2 | 2 2 |
| Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов | 1 | 1 2 | 2 2 |
6. | Решение ситуационных билетов | | 32 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 32 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
7. | Основы доврачебной медицинской помощи Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. | 1 1 | 15 1 2 2 2 2 2 2 2 | 16 2 2 2 2 2 2 2 2 |
8. | Фигурное вождение велосипеда | 6 | 48 | 54 |
| Преодоление на велосипеде естественных препятствий | 1 1 1 | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| Преодоление на велосипеде искусственных препятствий | 1 1 1 | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
9. | Общая физическая подготовка | | 10 2 2 2 2 2 | 10 2 2 2 2 2 |
10. | Заключительное занятие | | 2 | 2 |
| Итого: | 39 часов | 177 часов | 216 часов |
Виды контроля и мониторинг.
1.Входной (предварительный) контроль – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением.
2.Текущий контроль – организация проверки качества обучения обучающихся по образовательной программе в течение года.
3. Итоговый контроль – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.
Мониторинг - система отслеживание хода и результатов обучения, система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений объекта.
Формы контроля.
1.Освоение теоретической информации.
2.Освоение навыков практической деятельности по содержанию программы.
3.Приобретение опыта самостоятельной деятельности.
4.Стремление к обретению опыта творческой деятельности.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; вопросники, тестирование; концерт; конкурс, защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; соревнование; турнир, зачетные занятия.
Виды аттестации.
Предварительная аттестация - начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся; оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – содержание изученного текущего программного материала; оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной программы в период обучения после предварительной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация - содержание программы определенного года обучения; оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной общеразвивающей программы по итогам учебного периода (года обучения).
Итоговая аттестация - содержание всей образовательной программы в целом; оценка обучающихся уровня достижений, заявленных в общеразвивающих программах по завершении всего образовательного курса программы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наличие | Количество |
Аптечка | 2 шт. |
Инвентарь по фигурному вождению велосипеда | 1 комплект |
Спортивный зал | 2 |
Спортивная площадка | 1 |
Магнитные знаки правил дорожного движения | 1 комплект |
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» | 6 комплектов |
Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В» | 6 комплектов |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература, используемая педагогом: |
Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007 |
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008 |
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007 |
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года. |
Газета «Педсовет», № 4, 2008 Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009 |
Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008 |
Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год |
Литература, рекомендуемая для родителей и детей: |
Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009 |
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008 |
Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007 |
Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005 |
Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002 |
Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002 |
Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008 |
Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ