СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Безопасное колесо"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Безопасное колесо"»







Дополнительная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Безопасное колесо»









Возраст детей: 9-13лет

Срок реализации: 2 года













Липецк



Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Программа актуальна в современном мире. Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.

Во-вторых, обучение воспитанников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

Новизна программы.

В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй обучающийся имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель: создание условий для обучения безопасному вождению на велосипеде, адаптации обучающихся к условиям усиленного городского движения автотранспорта.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы, дороги;

  • обучение приёмам оказания доврачебной медицинской помощи при получении травм в дорожно-транспортных происшествиях;

  • овладение техническими знаниями и навыками мастерства в управлении велосипедом.

Развивающие:

  • использование полученных знаний в повседневной жизни в целях сохранения своей жизни и здоровья при участии в дорожном движении.

Воспитательные:

  • содействие в выработке у обучающихся активной жизненной позиции;

  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения.

Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат

  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности

  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста

  • Принцип индивидуализации и дифференциации

  • Принцип здоровьясбережения

  • Принцип непрерывности

Программа рассчитана на 2 года обучения. Состав обучающихся: возраст 9-13 лет; 1-й год обучения – 12 человек, 2-й год обучения – 10 человек. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Обучающиеся не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с обучающимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.

Программа реализуется: первый год обучения -2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа; второй год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа, всего за год 216 часов.

Особенности программы.

Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в Центре и ее социальном окружении.

В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психо­логически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых си­туациях.

Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое воспитанники будут изучать в старшем звене.

Программа имеет четкую практическую направленность.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

•     овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;

•     участвуют в повседневной жизни коллектива;

•     получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;

•     привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий.

В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии обучающиеся используют личные велосипеды.

Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивиду­альный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием раз­личных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).

  • Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).

  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).

  • Тестирование.

Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидакти­ческих принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровожде­ние, предполагающее:

•       медицинский контроль (2 раза в год);

•       психолого-педагогическую диагностику психологом.

Закончив данное обучение дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Стабильно получаемые результаты

Используемые способы диагностики

1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овла­девают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива

1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизнен­но важным гигиеническим навыкам

2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи

3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспор­том, повышение спортивного мастерства

4. Оценка посещаемости занятий в автогородке, участие в городских соревнованиях "Безопасное колесо"

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улуч­шение физической подготовки, повышение культурного уровня

5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития

 

По окончании обучения у 100% обучающихся сформирована личность безопасного типа.

Обучающиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

Обучающиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.

Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребя­там самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.

В результате изучения программы обучающийся

Должен знать:

  • правила поведения пешеходов;

  • что такое перекресток; какие бывают перекрестки;

  • назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров;

  • правила поведения в общественном транспорте;

  • правила катания на велосипедах;

  • особенности движения на улице в зимнее и весеннее время;

  • сигналы регулировщика;

  • группы дорожных знаков.

Уметь:

  • пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте;

  • различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение);

  • применять на практике полученные знания;

  • оказывать первую помощь.

Иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях, акциях;

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения;

  • сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа дорожно-транспортных происшествий с их участием


Форма обучения – очная.

Форма аудиторных занятий – занятия.


Терехов Виталий Гаврилович, педагог дополнительного образования, высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория.

Курсы повышения квалификации – «Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития в условиях реализации ФГОС общего образования». 108 часов, 2017 год.

Общий стаж работы - 40 лет, стаж педагогической работы – 20 лет.

Календарный учебный график

Начало учебного года: 01.09.2018

Окончание учебного года: 31.05.2019

Комплектование группы: 01.09.2018 – 15.09.2018


понедель

ник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскре

сенье

1 группа

начало занятия


15.15


15.15





окончание занятия


16.55


16.55




2 группа

начало занятия

15.15


15.15


15.15



окончание занятия

16.55


16.55


16.55




Режим занятий обучающихся в объединении

Профили

Всего групп

Наполняемость

Продолжительность занятий

Социально-педагогическая направленность

2

1-й год обучения – 12 чел.

2-й год обучения – 10 чел.

Младший школьный возраст:

3-4 класс - 45 мин.




Продолжительность перерыва между занятиями для отдыха обучающихся и проветривания помещений: 10 мин.

Особенности организации работы в период каникул: работа объединения по расписанию.

Особенности организации работы в летний период: работа объединения в школьных лагерях, работа педагога дополнительного образования с активом объединения.

Срок проведения отчетного мероприятия: середина мая.

Учебный план (1 год обучения)


Курс

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

 

 

Теория

Прак-тика

Всего

1.

Правила дорожного движения.


28

56

84

Устный опрос

Практические задания

2.

Основы доврачебной медицинской помощи.

1

3

4

Устный опрос

3.

Фигурное вождение велосипеда.

6

50

56

Практические задания


  Итого:

35 часов

109 часов

144 часа



Содержание программы (1 год обучения)

1. Вводное занятие - 2 час.

  1. Правила дорожного движения – 28 часов

    • Транспортные средства.

  • Виды транспортных средств.

Участники дорожного движения.

  • Водитель. Обязанности водителя.

  • Пешеход. Обязанности пешехода.

  • Пассажиры. Обязанности пассажиров.

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

Средства организации и регулирования дорожного движения.

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки.

  • Применение аварийной сигнализации.

  • Применение знака аварийной остановки.

  1. Начало движение, маневрирование – 20 часов.

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.

  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.

  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части.

  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении.

  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением.

  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.

Скорость движения.

  • Общие правила выбора скорости движения.

  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

Обгон и встречный разъезд.

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.

  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.

Остановка, стоянка, вынужденная остановка.

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения.

  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре.

  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.

Проезд перекрестков.

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

  1. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств – 2 часа.

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

  1. Движение транспорта – 20 часов.

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Движение по автомагистралям.

  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали.

Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств.

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами.

Буксировка механических транспортных средств.

  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки.

Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.

  1. Решение ситуационных билетов - 12 часов.

Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».

7. Основы доврачебной медицинской помощи» - 4 часа.

  • Понятие о травмах и объеме первой помощи.

  • Раны и кровотечение.

  • Травматический шок.

  • Синдром длительного сдавливания.

  • Правила наложения повязок.

  • Закрытые травмы.

  • Повреждение головы и лица.

  • Повреждение груди.

  • Повреждение органов брюшной полости.

  • Повреждение позвоночника.

  • Повреждение конечностей.

  • Электротравма.

  • Ожоги.

  • Отморожение.

  • Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

  1. Фигурное вождение велосипеда – 44 часа.

    • Преодоление на велосипеде естественных препятствий.

    • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.

9. Общая физическая подготовка – 10 часов.

10. Заключительное занятие – 2 часа.


 Учебно - тематический план (1 год обучения)


Тема

Количество часов

 

 

Теория

Прак-тика

Всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Правила дорожного движения


12

16

28


Транспортные средства

  • Виды транспортных средств.

1

1

2


Участники дорожного движения

  • Водитель. Обязанности водителя.

  • Пешеход. Обязанности пешехода.

  • Пассажиры. Обязанности пассажиров.

1

1

2


Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

1

1

2

2

2



Средства организации и регулирования дорожного движения

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.



1


1


1


1







1






1



















1






1



1


1


1


1







1






1






2













1






1



2


2


2


2







2






2






2













2






2


Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

  • Применение аварийной сигнализации.

  • Применение знака аварийной остановки.

1

1

2

3.

Начало движения, маневрирование.

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.

  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.

  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.

6


1

14


1















2

20


2















2


Расположение транспортных средств на проезжей части

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части (1,5 час).

  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении (1 час).

  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением (1 час).

  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.

1

1














2













2














2


Скорость движения

  • Общие правила выбора скорости движения.

  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

1

1

2


Обгон и встречный разъезд (2 часа).

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен (1 час).

  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.

1

1


2



Остановка, стоянка, вынужденная остановка

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения (1 час).

  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре (1 час).

  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена (1 час).

1

1












2

2












2


Проезд перекрестков

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки (1 час).

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием (1 час).

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

1

1









2

2









2

4.

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

1





1






2






5.

Движение транспорта.


7

13

20


Движение через железнодорожные пути

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

1

1

2


Движение по автомагистралям.

  1. Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали (1 час).

1

1

2


Движение в жилых зонах

1

1

2

2

2


Приоритет маршрутных транспортных средств

1

1

2


Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

  1. Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами.

1

1

2

2

2


Буксировка механических транспортных средств

  1. Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки.

1

1

2

2

2


Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

1

1

2

6.

Решение ситуационных билетов

  • Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».


12

2

2

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

7.

Основы доврачебной медицинской помощи

  • Понятие о травмах и объеме первой помощи.

  • Раны и кровотечение.

  • Травматический шок.

  • Синдром длительного сдавливания.

  • Правила наложения повязок.

  • Закрытые травмы.

  • Повреждение головы и лица.

  • Повреждение груди.

  • Повреждение органов брюшной полости.

  • Повреждение позвоночника.

  • Повреждение конечностей.

  • Электротравма.

  • Ожоги.

  • Отморожение.

  • Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

1


1

3


1








2


4


2








2


8.

Фигурное вождение велосипеда

6

38

44


Преодоление на велосипеде естественных препятствий

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9.

Общая физическая подготовка


10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10.

Заключительное занятие


2

2


  Итого:

35 часов

109 часов

144 часа

















Учебный план (2 год обучения)


Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

 

 

Теория

Прак-тика

Всего

1.

Правила дорожного движения.


32

102

134

Устный опрос

Практические задания

2.

Основы доврачебной медицинской помощи.

1

15

16

Устный опрос

3.

Фигурное вождение велосипеда.

6

48

54

Практические задания


  Итого:

39 часов

177 часов

216 часов


Содержание программы (2 год обучения)

1. Вводное занятие - 2 час.

  1. Правила дорожного движения – 38 часов

    • Транспортные средства.

  • Виды транспортных средств.

Участники дорожного движения.

  • Водитель. Обязанности водителя.

  • Пешеход. Обязанности пешехода.

  • Пассажиры. Обязанности пассажиров.

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

Средства организации и регулирования дорожного движения.

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки.

  • Применение аварийной сигнализации.

  • Применение знака аварийной остановки.

3.Начало движение, маневрирование – 30 часов.

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.

  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.

  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части.

  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении.

  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением.

  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.

Скорость движения.

  • Общие правила выбора скорости движения.

  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

Обгон и встречный разъезд.

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.

  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.

Остановка, стоянка, вынужденная остановка.

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения.

  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре.

  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.

Проезд перекрестков.

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

4.Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств – 2 часа.

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

5.Движение транспорта – 30 часов.

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Движение по автомагистралям.

  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали.

Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств.

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами.

Буксировка механических транспортных средств.

  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки.

Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.

6.Решение ситуационных билетов - 32 часов.

Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».

7. Основы доврачебной медицинской помощи» - 16 часа.

  • Понятие о травмах и объеме первой помощи.

  • Раны и кровотечение.

  • Травматический шок.

  • Синдром длительного сдавливания.

  • Правила наложения повязок.

  • Закрытые травмы.

  • Повреждение головы и лица.

  • Повреждение груди.

  • Повреждение органов брюшной полости.

  • Повреждение позвоночника.

  • Повреждение конечностей.

  • Электротравма.

  • Ожоги.

  • Отморожение.

  • Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

8.Фигурное вождение велосипеда – 54 часа.

    • Преодоление на велосипеде естественных препятствий.

    • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.

9. Общая физическая подготовка – 10 часов.

10. Заключительное занятие – 2 часа.


 Учебно - тематический план (2 год обучения)


Тема

Количество часов

 

 

Теория

Прак-тика

Всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Правила дорожного движения


12

26

38


Транспортные средства

  • Виды транспортных средств.

1

1

2

2

2


Участники дорожного движения

  • Водитель. Обязанности водителя.

  • Пешеход. Обязанности пешехода.

  • Пассажиры. Обязанности пассажиров.

1

1

2

2

2


Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

1

1

2

2

2

2

2



Средства организации и регулирования дорожного движения

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.



1


1


1


1







1






1



















1






1



1


1


1


1







1






1






2

2












1






1



2


2


2


2







2






2






2

2












2






2


Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

  • Применение аварийной сигнализации.

  • Применение знака аварийной остановки.

1

1

2

2

2

3.

Начало движения, маневрирование.

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.

  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.

  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.

10


1







1










20


1







1











30


2







2












Расположение транспортных средств на проезжей части

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части (1,5 час).

  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении (1 час).

  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением (1 час).

  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.

1














1











1












1

1

2













1











1

2











1

2

2

2













2











2

2











2

2


Скорость движения

  • Общие правила выбора скорости движения.

  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

1

1

2


Обгон и встречный разъезд (2 часа).

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен (1 час).

  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками.

1

1

2

2

2



Остановка, стоянка, вынужденная остановка

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения (1 час).

  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре (1 час).

  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена (1 час).

1

1












2

2












2


Проезд перекрестков

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки (1 час).

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием (1 час).

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

1

1










2










4.

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

1





1






2






5.

Движение транспорта.


7

23

30


Движение через железнодорожные пути

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

1

1





2

2





2


Движение по автомагистралям.

  1. Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали (1 час).

1

1

2

2

2


Движение в жилых зонах

1

1

2

2

2


Приоритет маршрутных транспортных средств

1

1

2


Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

  1. Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами.

1

1

2

2

2

2

2

2

2


Буксировка механических транспортных средств

  1. Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки.


1

1

2

2

2


Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

1

1

2

2

2

6.

Решение ситуационных билетов

  • Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».


32

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

32

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

7.

Основы доврачебной медицинской помощи

  • Понятие о травмах и объеме первой помощи.

  • Раны и кровотечение.

  • Травматический шок.

  • Синдром длительного сдавливания.

  • Правила наложения повязок.

  • Закрытые травмы.

  • Повреждение головы и лица.

  • Повреждение груди.

  • Повреждение органов брюшной полости.

  • Повреждение позвоночника.

  • Повреждение конечностей.

  • Электротравма.

  • Ожоги.

  • Отморожение.

  1. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

1


1

15


1

2





2

2

2


2



2





2

16


2

2





2

2

2


2



2





2

8.

Фигурное вождение велосипеда

6

48

54


Преодоление на велосипеде естественных препятствий

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9.

Общая физическая подготовка


10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10.

Заключительное занятие


2

2


  Итого:

39 часов

177 часов

216 часов


Виды контроля и мониторинг.

1.Входной (предварительный) контроль – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением.

2.Текущий контроль – организация проверки качества обучения обучающихся по образовательной программе в течение года.

3. Итоговый контроль – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.

Мониторинг - система отслеживание хода и результатов обучения, система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений объекта.


Формы контроля.

1.Освоение теоретической информации.

2.Освоение навыков практической деятельности по содержанию программы.

3.Приобретение опыта самостоятельной деятельности.

4.Стремление к обретению опыта творческой деятельности.


Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; вопросники, тестирование;  концерт; конкурс, защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; соревнование;  турнир, зачетные занятия.

Виды аттестации.

Предварительная аттестация - начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся; оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.

Текущая аттестация – содержание изученного текущего программного материала; оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной программы в период обучения после предварительной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация - содержание программы определенного года обучения; оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной общеразвивающей программы по итогам учебного периода (года обучения).

Итоговая аттестация - содержание всей образовательной программы в целом; оценка обучающихся уровня достижений, заявленных в общеразвивающих программах по завершении всего образовательного курса программы.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Наличие

Количество

Аптечка

2 шт.

Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

1 комплект

Спортивный зал

2

Спортивная площадка

1

Магнитные знаки правил дорожного движения

1 комплект

Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

6 комплектов

Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»

6 комплектов


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Литература, используемая педагогом:

Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.

Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009

Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год


Литература, рекомендуемая для родителей и детей:

Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год



ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ