СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа " АБВГДейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа " АБВГДейка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ДОД ДЮЦ «Поиск»



Рассмотрена и принята на заседании методического совета МБОУ ДОД

ДЮЦ «Поиск»

от «____»______________20____г.

Протокол №____


Утверждаю

директор центра МБОУ ДОД

ДЮЦ «Поиск»


___________В.П.Рокин

« _____» ___________ 20___г





Д ополнительная общеразвивающая программа « АБВГД-ка»

Направленность объединения:

социально-педагогическая

Уровень программы:

ознакомительный

Срок реализации – 1 год (153ч)

Возраст обучающихся: 6-7 лет.




Программу составили:

педагоги дополнительного образования

Бадма-Церенова М.А.




2021 – 2022 учебный год


с. Саранпауль.


1.Пояснительная записка

Курс «Школы будущего первоклассника» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, готовящихся стать первоклассниками.

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе программы развития математических представлений детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…» , авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утвержденной МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

В программы внесены корректировки в содержание учебного материала в связи с уменьшением количества часов.

2.Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ



Нормативные акты

Основные

характеристики

программ

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75)



Порядок

проектирования

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).

Условия реализации

Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.33, ст.34, ст.75),

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);


Содержание программ

Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;




Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Организация

образовательного

процесса

Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)

Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

- Устав МАУ ДО «Центр «Поиск»;


3.Направленность программы: социально-педагогическая.

4.Уровень освоения программы: ознакомительный.

5.Актуальность программы

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность ребенка проявляется с помощью речевых и неречевых средств выражение своих желаний и намерений. Дошкольники умеет слушать друг друга и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

6.Отличительные особенности программы

Главное назначение данной дополнительной образовательной программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием, как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.

7. Возраст и категория обучающихся, на которых рассчитана программа. Программа предназначена для детей 6 лет, дошкольники на 9 месяцев.

8.Продолжительность реализации программы

Рассчитана на 34 занятий - по 1 занятию по каждому модулю в неделю (с сентября по май) продолжительностью 40 минут с 10 – минутными перерывами. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).

По программе обучается 2 группы детей.

Примерное количество занятий в неделю:


Название раздела

Число занятий

Количество часов

Модуль «Речевое развитие»

1 занятие (40 минут)

34

Модуль «Математика и логика»

1 занятие (40 минут)

34

Модуль «Физическое развитие»

1 занятие (40 минут)

34

Модуль «Окружающий мир»

1 занятие (40 минут)

34

Модуль «Развитие мелкой моторики»

1 занятие (40 минут) во 2 полугодии.

17

Всего:

153 часа


9.Цель программы: создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика; формирование положительного отношения к школе.

Задачи программы:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству; формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения; укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;

- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям; создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

Компетенции дошкольника. В «Школе будущего первоклассника» начинается формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивается преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.

Компетенции, формирующиеся на предшкольной ступени образования:

- учебно-познавательные - умение наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умение следовать инструкции, умение умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;

- информационные – простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;

- социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, умение получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения

- общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками

10. Условия реализации программы

Занятия посещают 1 группа детей в количестве 20 человека.

Материально-технические условия реализации программы

В кабинете имеется достаточная материально-техническая база: (шкафы, столы, стулья, доска, а так же оборудованы ИКТ технологии), наглядные пособия, инструкции по технике безопасности, папка с методическим материалом, методическая литература, паспорт кабинета.

Правила техники безопасности учащихся:

- инструктаж по ТБ на каждом занятии об острожном обращении со школьными принадлежностями.

- правила поведения во время занятия и на перемене;

Общие правила техники безопасности.

1. В объединении допускаются дети, изучившие и выполняющие правила по технике безопасности.

2. Бережно относиться к имуществу объединения.

3. Работать начинай только с разрешения руководителя.

4. Применяй школьные принадлежности только по их назначению.

5. Рабочее место держи в чистоте.

Воспитательная работа:

- проведение бесед:

- проведение игровых программ;

Работа с родителями

1.Организационное родительское собрание (в условиях пандемии связь через мессенджер WhatsApp).

2.Знакомство родителей с целями и задачами детского объединения. 3.Индивидуальные беседы с родителями по интересующим их темам.

4.Итоговое родительское собрание.

Кадровое обеспечение программы

Программа может быть реализована двумя, тремя педагогами. Педагогам потребуется предварительная подготовка в силу информационной насыщенности программы, реализация которой предполагает быструю, оперативную работу с электронными ресурсами, представленными в разных цифровых форматах и требующими специального программного обеспечения (файлы с презентациями, фрагментами музыкальных произведений и видеофильмов, интернет-ресурсы).

11. Планируемые результаты:

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе

Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.



12. Учебно-тематический план


Тема занятия

Кол-во часов


Всего

Теория

Практика

Форма контроля

Модуль «Развитие речи»

1-2

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

2

1

1

беседа

3-4

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

2

1

1

беседа

5-6

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».

2

1

1

наблюдение

7-8

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

2

1

1

наблюдение

9-10

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

2

1

1

Сам/работа

11-12

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

2

1

1

беседа

13-14

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

2

1

1

беседа

15-16

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

2

1

1

практическая работа

17-18

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

2

1

1

викторина

19-20

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

2

1

1

беседа

21-22

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

2

1

1

практическая работа

23-24

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

2

1

1

викторина

25-26

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

2

1

1

наблюдение

27-28

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

2

1

1

практическая работа

29-30

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

2

1

1

Сам/работа

31-32

Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей.

2

1

1

беседа

33-34

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

2

1

1

викторина

Модуль «Физическое развитие»

1-2


Правила поведения на занятиях физической культурой в зале

2

1

1

беседа

3-6


Построение в колонну по одному. Игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч»

4

2

2

практическая работа

7-10

Ходьба: обычным, мелким и широким шагом- «Вагончики», «гномики и великаны»; Приставными шагами; с остановками, со сменой направления движения- «Поезд» Игра «Иголка, нитка, узел»

4

1

3

практическая работа

11-14


Бег: на носках, с подскоком - «Лошадки», держась за руки – «Не отставай», в медленном темпе 1-2 минуты – «Скороход»

4

2

2

беседа

15-18

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и слева от шнура

4

2

2

практическая работа

19-22

Упражнение в равновесии и прыжках. Игра «Шишки, желуди, орехи»

4

2

2

наблюдение

23-24

Броски: броски мяча вверх, с ловлей двумя руками- «Брось поймай»; перебрасывание мяча из одной руки в другую –

«Жонглёр»

2

1

1

беседа

25-26

Ползание, лазание: по гимнастической стенке вверх и вниз – «Пожарный на учении»

2

1

1

консультация

27-30

Общеразвивающие физические упражнения (исходное положение: основная стойка, стойка ноги врозь). Положение рук ног, туловища и движение ими: «Вертолет», Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Велосипед», «Конница», «Футболист», «Карлики и великаны», «воробьи»

4

2

2

практическая работа

31-34

Дыхательные упражнения: дыхательные и звуковые

упражнения для развития артикуляции: «Трактор»,

«Стрельба», «Фейерверк», «Гудок паровоза, «Упрямый

ослик», «Плакса».

4

2

2

консультация

Модуль «Математика и логика»

1-2

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

2

1

1

беседа

3-4

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.

2

1

1

консультация

5-6

Удаление части из целого (вычитание). Пространственные отношения: между, посередине.

2

1

1

консультация

7-8

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. Число 1 и цифра 1.

2

1

1


практическая работа

9-10

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара.

2

1

1

практическая работа

11-12

Представление о точке и линии. Отрезке и луче. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

2

1

1

Сам/работа

13-14

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Об отрезке и многоугольнике. Число 4. Цифра 4.

2

1

1

Сам/работа

15-16

Представление о числовом отрезке. Число 5. Цифра 5.

2

1

1

беседа

17-18

Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше.

2

1

1

наблюдение

19-20

Временные отношения: раньше, позже. Число 6. Цифра 6.

2

1

1

беседа

21-22

Пространственные отношения: длиннее, короче. Число 7 и цифра 7.

2

1

1

консультация

23-24

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Число 8 и цифра 8.

2

1

1

практическая работа

25-26

Представление об объеме. Сравнение объема. Число 9 и цифра 9.

2

1

1

практическая работа

27-28

Преставление о площади. Сравнение площади. Число 0 и цифра 0.

2

1

1

консультация

29-30

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

2

1

1

практическая работа

31-32

Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

2

1

1

беседа

33-34

Повторение. Работа с таблицами.


2

1

1

игра

Модуль «Окружающий мир»

1-2

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.



2

1

1

Игра

Викторина

3-4

Режим дня. Радуга. Народные приметы. Месяцы года. Дни недели. Время суток.


2

1

1

Наблюдение

5-6

Предметы, которые меня окружают. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Охрана животных. День защиты животных.



2

1

1

Игра

7-8

День народного единства


2

1

1

Беседа, просмотр мультфильма

9-10

Правила пожарной безопасности

2

1

1

Ролевая игра

11-12

Правила дорожного движения. Азбука пешехода. День неизвестного солдата.

2

1

1

Беседа, блиц, разбор ситуаций.

13-14

Вежливые слова. Правила общения.

2

1

1

Дидактические игры

15-16

Наша страна Россия.

Праздник Новый год.

2

1

1

Просмотр ролика, рассказ.

17-18

Моя малая родина День Округа.

Растения лиственные и хвойные.

2

1

1

Просмотр мультфильма, рассказ.

19-20

Моя семья. Расскажи о себе.

2

1

1

Творческая работа.

21-22

Мои любимые игры и игрушки.


2

1

1

Творческое задание.

23-24

Профессии. Кто что делает.

Международный женский день. День Защитника Отечества.

2

1

1

Дидактическая игра.

25-26

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

2

1

1

Дидактическая игра

27-28

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

Звездное небо. Солнце и Луна. День Космонавтики.


2

0

2

Игра

29-30

Народные приметы. Лето. Овощи и фрукты.


2

0

2

Творческое задание

31-32

Предметы, которые меня окружают. День Победы.


2

1

1

Беседа, игра

33-34

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.


2

0

2

Дидактическая игра

Модуль «Развитие мелкой моторики»

1

Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради

1

1

0

Сюжетная игра

2

Обведение по контуру узоров.

1

0

1

Упражнение

3

Обведение по контуру и штриховка

1

0

1

Дидактическая игра

4

Письмо прямых коротких линий.

1

0

1

Тренир упр.

5

Письмо прямых длинных линий.

1

0

1

Тренир упр.

6

Письмо наклонной короткой линии.

1

0

1

Упражнение

7

Штриховка предметов вертикально.

1

0

1

Дидактическая игра







Итого часов по программе: 153 часа


13.Содержание программы.

Модуль 1. Математика и логика.

Раздел «Математика и логика» составлен на основе программы математического развития детей « Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина). Программа ориентирована на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, интереса к математике.

Занятие 1-2. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Теоретическая часть: Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.

Практическая часть: Дидактическая игра. Игра «Танграм». Игра на внимание.

Занятие 3-4. Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.

Теоретическая часть: Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину).

Практическая часть: Сюжетно – ролевая игра. Игра «Пчелка». Игра «Ракетчики».

Занятие 5-6. Удаление части из целого (вычитание). Пространственные отношения: между, посередине.

Теоретическая часть: Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном. Развитие внимания, воображения

Практическая часть: Игра «Заведем ракету», «Оглянись». Игра «Построй домик».

Занятие 7-8. Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много. Число 1 и цифра 1.

Теоретическая часть: Сравнение групп предметов, их составление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много». Познакомить с цифрой 1 и числом 1.

Практическая часть: Дидактическая игра . Игра «Танграм». Игра на внимание. Игра «Зигзаг». Выкладываем цифру из счетных палочек.

Занятие 9-10. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара.

Теоретическая часть: Знакомство с понятиями "внутри", "снаружи". Узнавание цифр, счет от 1 до 10 и обратно. Познакомить с цифрой 2 и числом 2. Состав числа 2. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку».

Занятие 11-12. Представление о точке и линии. Отрезке и луче. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

Теоретическая часть: Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в узнавании цифр. Познакомить с цифрой 3 и числом 3. Узнаем состав числа 3. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 3. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон». Сюжетно-ролевая игра.

Занятие 13-14. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Об отрезке и многоугольнике. Число 4. Цифра 4.

Теоретическая часть: Познакомить с понятием о замкнутой и незамкнутой линиях, с цифрой 4 и числом 4. Узнаем состав числа 4. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 4.

Практическая часть: Дидактическая игра. Игра на внимание. Игры «Дерево», «Угадай-ка». Выкладываем цифру из счетных палочек.

Занятие 15-16. Представление о числовом отрезке. Число 5. Цифра 5.

Теоретическая часть: Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в узнавании цифр. Познакомить с цифрой 5 и числом 5. Узнаем состав числа 5. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 5. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 5. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон».

Занятие 17-18. Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

Теоретическая часть: Повторить понятия пространственных отношений: впереди, сзади. Классификация фигур по цвету, форме, величине.

Практическая часть: Дидактическая игра. Игра на внимание.

Занятие 19-20. Временные отношения: раньше, позже. Число 6. Цифра 6.

Теоретическая часть: Повторить понятия: раньше, позже. Познакомить с цифрой 6 и числом 6. Узнаем состав числа 6. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 6. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 6. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания.

Практическая часть: «Квадратики и ромбики». Лепим цифру из пластилина. Учим стих.

Занятие 21-22. Пространственные отношения: длиннее, короче. Число 7 и цифра 7.

Теоретическая часть: Повторить пространственные отношения: длиннее, короче. Познакомить с цифрой 7 и числом 7. Узнаем состав числа 7. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 7. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 7. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания.

Практическая часть: «Квадратики и ромбики». Лепим цифру из пластилина. Учим стих.

Занятие 23-24. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы . Число 8 и цифра 8.

Теоретическая часть: Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». Познакомить с цифрой 8 и числом 8. Узнаем состав числа 8. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 8. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 8. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Практическая часть: Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики». Лепим цифру из пластилина. Учим стих.

Занятие 25-26. Представление об объеме. Сравнение объема. Число 9 и цифра 9.

Теоретическая часть: Сравниваем предметы по объему. Познакомить с цифрой 9 и числом 9. Узнаем состав числа 9. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 9. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 9. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Учим стих. Игры: «Цепочка», «Составь пример».

Занятие 27-28. Преставление о площади. Сравнение площади. Число 0 и цифра 0.

Теоретическая часть: Знакомимся с понятием площадь. Сравниваем площадь предметов. Познакомить с цифрой 0 и числом 0. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 0. Составление примеров. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 9 с 0. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример».

Занятие 29-30. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Теоретическая часть: Познакомить с цифрой 10 и числом 10. Узнаем состав числа 10. Установления соответствия между числом предметов и цифрой 10. Составление примеров, простых математических задач. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Практическая часть: Лепим цифру из пластилина. Игра «Поезд».

Занятие 31-32. Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

Теоретическая часть: Познакомить с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Показать фигуры наглядно и сравнить их. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Развитие внимания, мышления.

Практическая часть: Вылепить фигуры из пластилина.

Занятие 33-34. Работа с таблицами.

Теоретическая часть: Работа над составом чисел. Составление примеров. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.

Практическая часть: Практическая работа, игры на внимание.

Модуль 2. Развитие речи.

При составлении раздела «Развитие речи» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве». Занятия по курсу « Развитие речи» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

В разделе «Развитие речи» осуществляется интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основные задачи работы по развитию речи:

- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

- развитие грамматического строя речи ребенка;

- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;

- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

- развитие мелкой моторики руки.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, курс решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Занятие 1-2. «Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»»

Теоретическая часть: познакомить учащихся с происхождением человеческой речи; показать богатство русского языка; отличие согласных звуков от гласных.

Практическая часть: игра «Полслова за вами»», упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 3-4. «Описание картинки. Слово. Предложение. Текст».

Теоретическая часть: познакомить с понятиями «Слово», «Предложение», «Текст».

Практическая часть: игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом», упражнения для развития мелкой моторики рук, речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка)

Занятие 5-6. Обобщение, его формы (словесные и несловесные).

Теоретическая часть: формировать способности к обобщению и классификации объектов. Закрепить представления детей о том, какие бывают сказки (волшебные, сказки о животных).

Практическая часть: Игра «Догадайся, что показал», упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 7-8. «Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.».

Теоретическая часть: вспомнить отличительные особенности гласных звуков и букв. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Практическая часть: игра «Кто наблюдательнее». Описание любимой игрушки. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 9-10. «Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова».

Теоретическая часть: познакомить с понятием «Противоположные по значению слова», расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Практическая часть: игра «День-ночь», составление сказок о предметах, упражнения для развития мелкой моторики рук, речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка), рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям.

Занятие 11-12. Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы.

Теоретическая часть: познакомить с понятием «Алфавит», «согласные звуки и буквы».

Практическая часть: игра «Идем в гости», упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 13-14. «Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д.».

Теоретическая часть: познакомить учащихся с возникновением письменности.

Практическая часть: игра «Составь слово», конструирование печатных букв из счётных палочек, упражнения для развития мелкой моторики рук. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

Занятие 15-16. «К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом».

Теоретическая часть: познакомить учащихся с отличительными признаками букв и звуков.

Практическая часть: игра «Разложи по порядку», конструирование печатных букв из счётных палочек, упражнения для развития мелкой моторики рук. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

Занятие 17-18. «Согласные звуки: твердые и мягкие»

Теоретическая часть: познакомить учащихся с понятиями «твёрдые и мягкие согласные звуки».

Практическая часть: игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко», упражнения для развития мелкой моторики рук. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц. Произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков.

Занятие 19-20. «В стране слов и слогов. Господин Слогораздел».

Теоретическая часть: познакомить учащихся с понятием «слог».

Практическая часть: игра «Раздели слово на части», упражнения для развития мелкой моторики рук. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц. Произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков.

Занятие 21-22. «Ударение. Обозначение ударения».

Теоретическая часть: познакомить учащихся с понятием «ударение».

Практическая часть: игра: «Молоточки». Упражнения для развития мелкой моторики рук. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

Занятие 23-24. «Чудеса в стране слов. Времена года. Звуки и буквы».

Теоретическая часть: закрепить с детьми времена года по их признаку.

Практическая часть: игра «Когда это бывает?», игра «Составь слово». Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 25-26. «В стране зеркал. Буква и её отражение».

Теоретическая часть: развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Практическая часть: игра «Электронная муха», игра «Составь слово». Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 27-28. «Звуковые схемы. Родственные слова».

Теоретическая часть: развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Практическая часть: игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 29-30. «Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные».

Теоретическая часть: расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Практическая часть: проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Занятие 31-32. «Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей».

Теоретическая часть: расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Практическая часть: проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Упражнения для развития мелкой моторики рук. Работа со звуковыми моделями.

Занятие 33-34. «Чтение слогов и слов с изученными буквами».

Теоретическая часть: повторить пройденные звуки и буквы, проведение звуко-буквенного анализа слов, учить устанавливать сходство и различие в звуковом и буквенном составе слов, учить читать слоги.

Практическая часть: проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Упражнения для развития мелкой моторики рук. Работа с разрезной азбукой.

Модуль 3. Физическое развитие.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому в программе «Школа будущего первоклассника» на занятиях физической культурой предпочтение отдано игровой технологии, которая, учитывая природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. 

Занятие 1-2. «Правила поведения на занятиях физической культурой в зале».

Теоретическая часть: познакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале.

Практическая часть: построение в одну колонну, бег по кругу, выдерживая дистанцию, игра «Утки, охотники».

Занятие 3-6. «Построение в колонну по одному».

Теоретическая часть: учить изменять направление при ходьбе в колонне по сигналу педагога. Закреплять умение строиться в колонну по одному. Практическая часть: построение в одну колонну, игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч»

Занятие 7-10. «Ходьба: обычным, мелким и широким шагом- «Вагончики», «гномики и великаны»; Приставными шагами; с остановками, со сменой направления движения- «Поезд»».

Теоретическая часть: учить изменять направление при ходьбе в колонне по сигналу педагога. Закреплять умение строиться в колонну по одному. Практическая часть: Игра «Иголка, нитка, узел».

Занятие 11-14. «Бег: на носках, с подскоком - «Лошадки», держась за руки – «Не отставай», в медленном темпе 1-2 минуты – «Скороход»».

Теоретическая часть: разные способы бега и их название,

Практическая часть: обучать детей технике бега по прямой.

Занятие 15-18. «Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и слева от шнура».

Теоретическая часть: разные виды прыжков и их название,

Практическая часть: выполнение упражнений: «За морковкой», «Озорные обезьянки». Выполнение упражнений: «Черепашки», «Гусенички», «Медвежата», «Котята и щенята».

Занятие 19-22. «Упражнение в равновесии и прыжках».

Теоретическая часть: правильная поза при выполнении упражнений в равновесии;

Практическая часть: ходьба между линиями, по линиям, по гимнастической скамейке; перешагивание через предметы высотой 20-25 см. Практика. Выполнение упражнений: «Муравьиная семейка», «Машины едут по мостику», «Идём по узкой дорожке», «Цыплята»

Занятие 23-24. «Броски: броски мяча вверх, с ловлей двумя руками- «Брось поймай»; перебрасывание мяча из одной руки в другую –

«Жонглёр».

Теоретическая часть виды метания и их название.

Практическая часть: игра «Шишки, желуди, орехи». Ходьба - выполнение упражнений: «По лужам», «Черепашки», «Лошадки», «Маленькие и большие утята», «По сугробам», «Лисички», «Котята». Бег - Выполнение упражнений: «Воздушные шары», «Снежинки», «Пушинки», «Полосатые лошадки», «Автобус», «Пробеги и не задень», «Листопад», «Самолѐты», «Бездомный заяц». Сочетание ходьбы и бега с разными движениями; ходьба и бег с заданиями.

Занятие 25-26. «Ползание, лазание: по гимнастической стенке вверх и вниз – «Пожарный на учении»».

Теоретическая часть: разные виды подлезания и их названия, исходные положения при выполнении подлезания.

Практическая часть: ползание по гимнастической стенке.

Занятие 27-30. «Общеразвивающие физические упражнения (исходное положение: основная стойка, стойка ноги врозь). Положение рук ног, туловища и движение ими».

Теоретическая часть: разные виды физических упражнений.

Практическая часть: выполнение движений «Вертолет», Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Велосипед», «Конница», «Футболист», «Карлики и великаны», «воробьи».

Занятие 31-34. «Дыхательные упражнения: дыхательные и звуковые

упражнения для развития артикуляции.

Теоретическая часть: разные виды дыхательных упражнений.

Практическая часть: дыхательные упражнения «Трактор», «Стрельба», «Фейерверк», «Гудок паровоза, «Упрямый ослик», «Плакса».


Модуль 4 «Мир вокруг нас»

Цель: формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Задачи: - обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

- познакомить с правилами школьной жизни;

- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

- расширить представление дошкольников об окружающем мире;

- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

- проделать первые шаги к рефлексии.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Планируемые результаты.

К концу занятий обучающиеся должны иметь представление: о живой и неживой природе, о правилах школьной жизни, о своей большой и малой Родине, о сезонных изменениях природы, о разнообразии профессий, о предметах одушевлённых и неодушевленных.

Владеть общеучебными умениями: слушать и отвечать на заданные вопросы, ориентироваться в тетради, не перебивать отвечающего.

Знать:

- название нашей страны, ее столицы, родного города;

- правила поведения в школе;

- правила вежливого общения;

- признаки времен года;

- месяцы года, дни недели, время суток;

- животных и их детёнышей;

- фрукты и овощи.

Уметь:

- выполнять правила поведения в школе;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правилами вежливости.

Занятие 1-2. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

Игра. Викторина.

Занятие 3-4. Режим дня. Радуга. Народные приметы. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Наблюдение.

Занятие 5-6. Предметы, которые меня окружают. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Охрана животных. День защиты животных. Игра.

Занятие 7-8. День народного единства. Беседа, просмотр мультфильма.

Занятие 9-10. Правила пожарной безопасности. Ролевая игра.

Занятие 11-12. Правила дорожного движения. Азбука пешехода. День неизвестного солдата. Беседа, блиц, разбор ситуаций.

Занятие13-14. Вежливые слова. Правила общения. Дидактические игры.

Занятие 15-16.Наша страна Россия. Праздник Новый год. Просмотр ролика, рассказ.

Занятие 17-18. Моя малая родина День Округа. Растения лиственные и хвойные. Просмотр мультфильма, рассказ.

Занятие 19-20. Моя семья. Расскажи о себе. Творческая работа.

Занятие 21-22. Мои любимые игры и игрушки. Творческое задание.

Занятие 23-24. Профессии. Кто что делает. Международный женский день. День Защитника Отечества. Дидактическая игра.

Занятие 25-26. Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Дидактическая игра.

Занятие 27-28. Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

Звездное небо. Солнце и Луна. День Космонавтики. Игра.

Занятие 29-30. Народные приметы. Лето. Овощи и фрукты. Творческое задание.

Занятие 31-32. Предметы, которые меня окружают. День Победы. Беседа, игра.

Занятие 33-34. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Дидактическая игра.

Модуль 5 Развитие мелкой моторики.

Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, координированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения: Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Предметное содержание.
Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.

Предполагаемые результаты: Ребёнок научиться: Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа). Правильно держать ручку. Аккуратно штриховать фигуры. Обводить ровно и аккуратно по контуру. Аккуратно разукрашивать фигуры.

Занятие 1. Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради, через сюжетно-ролевую игру.

Занятие 2 Обведение по контуру узоров. Упражнение «Помоги котёнку»

Занятие 3 Обведение по контуру и штриховка Дидактическая игра «В магазине»

Занятие 4 Письмо прямых коротких линий. Выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 5 Письмо прямых длинных линий. Выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 6 Письмо наклонной короткой линии. Упражнение на написание элементов в строке.

Занятие 7 Штриховка предметов вертикально. Использование дидактической игры для разных видов штриховки.

14.Оценочные материалы.

Технологии контроля. Формы контроля.

- беседа, консультация, опрос;

- самостоятельная работа;

- практическая работа;

На занятиях коллективные формы работы органично сочетаются с индивидуальными и групповыми. На занятиях широко используются наглядные пособия, авторские методические разработки технологических приемов. Поддержание интереса к занятиям способствуют тематические игровые приемы.

Формы подведения итогов и контроля.

- опрос во время занятий;

- проведение викторин, игр по проверке практических знаний, умений, навыков;

- наблюдение, общение с детьми, анализ их работы;

Формы проверки результатов:

  1. Проведение открытого мероприятия.

  2. Работа с родителями: консультации; устный журнал для родителей; педагогический лекторий для родителей.

Примерная тематика:

  • Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

  • Советы практического психолога.

  • Физическая подготовленность ребенка к школе.

  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

  • Социально - личностное развитие будущего первоклассника.

  • Первые дни ребенка в школе.

  1. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

Приложение №1 «Тест школьной зрелости».

Приложение №2 «Проверочная работа».

Приложение №3 «Диагностика «внутренней позиции школьника».

15.Формы и методы подачи материала зависят от психологических особенностей обучающихся. Занятия с детьми разнообразны по-своему содержанию, форме, организации, методам проведения. В педагогической деятельности применяются разнообразные формы занятий:

-занятие-усвоение новых знаний;

-занятие-игра;

-практическое занятие;

-занятие-беседа;

-занятие-тестирование;

-занятие-общение;

-занятие - самостоятельная работа;

При выборе различных форм организации обучения учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки, полученные на занятиях. В практической деятельности используются: фронтальная (коллективная); групповая и индивидуальная формы организации. Изучая особенности обучающихся, для постоянного поддержания интереса детей, используются разнообразные методы и средства обучения и воспитания:

- репродуктивный (воспроизводящий) (лекция, беседа, наблюдение, диалог);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).

16.Перечень информационно-методических материалов.


Для реализации программного содержания используются:

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька». Математика для детей. В 2 частях./- М.: «Ювента». 2019

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. /- М.: «Ювента». 2019

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2009.

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.

Федосова Н.А. Программ «Преемственность. Подготовка к школе». – М.: Просвещение, 2009.

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. // Владос, 2000.

Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.

Предшкольное образование № 3, 2009.

Дополнительная литература:

Володина Н.В. Говорю красиво: для детей 6 – 7 лет : в 2 ч. – М. : Эксмо, 2011. (Ломоносовская школа)

Созонова Н.Н., Куцмна Е.В., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5 – 7 лет). В 3 ч. – Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2010.

Серия «Рабочие тетради дошкольника» Солнечные ступеньки. Подготовка к письму.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа, 2000 г.

Волина В. Учимся играя. - Москва, «Новая школа», 2001 .

Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г

Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ

Гаврина С.Е, Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия Холдинг, 2002.

Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Презентации к занятиям по математике, развитию речи.

Интернет – ресурсы.




Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название»

на 2020-2021 учебный год


Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Модули:

1 год

19.09.2020

23.05.2020

34

153 ч

«Речевое развитие»

«Математика и логика»

«Физическое развитие»

«Окружающий мир»

«Развитие мелкой моторики»


Календарно-тематический план 2020-2021 учебного года


Модуль 1. «Математика и логика»


п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

Место проведения

Дата

1-2

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.


Дидактическая игра

Игра на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


3-4

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале). Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.

Дидактическая игра


Сюжетно – ролевая игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


5-6

Удаление части из целого (вычитание). Пространственные отношения: между, посередине.


Тематическая игра

Игра на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


7-8

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много. Число 1 и цифра 1.

Игры на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


9-10

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара.

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


11-12

Представление о точке и линии. Отрезке и луче. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

Игра на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


13-14

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Об отрезке и многоугольнике. Число 4. Цифра 4.

Игры: дидактическая и тематическая

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


15-16

Представление о числовом отрезке. Число 5. Цифра 5.

Тематическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


17-18

Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше.

Тематическая игра

Игра на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


19-20

Временные отношения: раньше, позже. Число 6. Цифра 6.

Игры на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


21-22

Пространственные отношения: длиннее, короче. Число 7 и цифра 7.

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


23-24

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы . Число 8 и цифра 8.

Игры: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


25-26

Представление об объеме. Сравнение объема. Число 9 и цифра 9.

Дидактическая, тематическая игры

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


27-28

Преставление о площади. Сравнение площади. Число 0 и цифра 0.

Дидактическая игра

Игра на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


29-30

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Игры: тематическая, на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


31-32

Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

Практическая работа, игры на внимание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


33-34

Повторение. Работа с таблицами.


Дидактические игры

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»



Модуль 2. «Развитие речи»

п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

Место проведения

Дата

1-2

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


3-4

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


5-6

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».


Игра-пантомима

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


7-8

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Беседа рассуждение, описание.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


9-10

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

Дидактические игры

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


11-12

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

Сюжетно-ролевая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


13-14

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


15-16

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


17-18

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

Дидактические игры

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


19-20

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


21-22

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


23-24

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


25-26

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

Игра на компьютере

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


27-28

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Дидактическая игра


2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


29-30

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

Дидактическая игра.


2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


31-32

Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей.

Дидактическая игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


33-34

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Дидактическая игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


Модуль 3. Физическое развитие.

урока

Тема урока

Форма проведения

Количество часов

Место проведения

Дата

1-2


Правила поведения на занятиях физической культурой в зале

Беседа

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


3-6


Построение в колонну по одному. Игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч»

Урок-игра.

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


7-10

Ходьба: обычным, мелким и широким шагом- «Вагончики», «гномики и великаны»; Приставными шагами; с остановками, со сменой направления движения- «Поезд» Игра «Иголка, нитка, узел»


Урок-игра.

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


11-14


Бег: на носках, с подскоком - «Лошадки», держась за руки – «Не отставай», в медленном темпе 1-2 минуты – «Скороход»

Урок-игра.

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


15-18

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и слева от шнура


Урок-игра.

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


19-22

Упражнение в равновесии и прыжках. Игра «Шишки, желуди, орехи»


Урок-игра.

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


23-24

Броски: броски мяча вверх, с ловлей двумя руками- «Брось поймай»; перебрасывание мяча из одной руки в другую –

«Жонглёр»

Урок-игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


25-26


Ползание, лазание: по гимнастической стенке вверх и вниз – «Пожарный на учении»

Урок-игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


27-30

Общеразвивающие физические упражнения (исходное положение: основная стойка, стойка ноги врозь). Положение рук ног, туловища и движение ими: «Вертолет», Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Велосипед», «Конница», «Футболист», «Карлики и великаны», «воробьи»

Практическое занятие

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


31-34

Дыхательные упражнения: дыхательные и звуковые

упражнения для развития артикуляции: «Трактор»,

«Стрельба», «Фейерверк», «Гудок паровоза, «Упрямый

ослик», «Плакса»

Практическое занятие

4

МБОУ «Саранпаульская СОШ»



Модель 4 «Мир вокруг нас».

урока

Тема урока

Форма проведения

Количество часов

Место проведения

Дата

1-2

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

Игра

Викторина

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


3-4

Режим дня. Радуга. Народные приметы. Месяцы года. Дни недели. Время суток.

Наблюдение

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


5-6

Предметы, которые меня окружают. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Охрана животных. День защиты животных.

Игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


7-8

День народного единства

Беседа, просмотр мультфильма

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


9-10

Правила пожарной безопасности

Ролевая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


11-12

Правила дорожного движения. Азбука пешехода. День неизвестного солдата.

Беседа, блиц, разбор ситуаций.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


13-14

Вежливые слова. Правила общения.

Дидактические игры

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


15-16

Наша страна Россия.

Праздник Новый год.

Просмотр ролика, рассказ.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


17-18

Моя малая родина День Округа.

Растения лиственные и хвойные.

Просмотр мультфильма, рассказ.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


19-20

Моя семья. Расскажи о себе.

Творческая работа.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


21-22

Мои любимые игры и игрушки.


Творческое задание.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


23-24

Профессии. Кто что делает.

Международный женский день. День Защитника Отечества.

Дидактическая игра.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


25-26

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


27-28

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

Звездное небо. Солнце и Луна. День Космонавтики.

Игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


29-30

Народные приметы. Лето. Овощи и фрукты.

Творческое задание

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


31-32

Предметы, которые меня окружают. День Победы.

Беседа, игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


33-34

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»




Модуль «Развитие мелкой моторики»

урока

Тема урока

Форма проведения

Количество часов

Место проведения

Дата

1

Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради

Сюжетная игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


2

Обведение по контуру узоров.

Упражнение

3

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


3

Обведение по контуру и штриховка

Дидактическая игра

3

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


4

Письмо прямых коротких линий.

Тренир упр.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


5

Письмо прямых длинных линий.

Тренир упр.

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


6

Письмо наклонной короткой линии.

Упражнение

3

МБОУ «Саранпаульская СОШ»


7

Штриховка предметов вертикально.

Дидактическая игра

2

МБОУ «Саранпаульская СОШ»