СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано 8(9) лет обучения. Данная программа предназначена для реализации на отделении специального фортепиано в школах искусств реализующих предпрофессиональные программы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска









Дополнительная

предпрофессиональная общеобразовательная

программа

в области музыкального искусства

«Фортепиано»





















Курск 2016





«Рассмотрено»

методическим советом образовательного учреждения

«____»_______________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО

«ДШИ № 6» города Курска

Бадиков Ю.Н.____________

«_____»_________________






Разработчики: преподаватели по классу специального фортепиано

Рудич С.В., Бадикова Т.В., Майстренко И.П.,

Слутковская М.А., Шульга Н.В.,

Преподаватель по классу хора Овсянникова Е.Н.,

концертмейстер Гольцова Г.А.


Преподаватели теоретических дисциплин Парманина Г.А.,

Дмитрюкова А.М., Холодова А.И.





























СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП

  3. Учебный план

  4. График образовательного процесса

  5. Программы учебных предметов

  6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися

  7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  Настоящая дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена на основе федеральных государственных требований (ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», а также в соответствии со следующими документами:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации";

  2. Сборником материалов Министерства культуры РФ «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств», одобренных Экспертным советом по образованию в сфере культуры и искусства при Минкультуры России – Протокол № 1 от 21.12 2011 г.

  3. Уставом МБОУ ДО ДШИ № 6 г. Курска.

В составлении программы участвовали преподаватели фортепианного методического объединения МБОУ ДО ДШИ № 6 города Курска.

Школа вправе реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку наиболее одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.


Данная программа предпрофессиональная общеобразовательная программа разработана с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Актуальность программы:

Данная образовательная программа, ее строение и содержание создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческого потенциала обучающихся с различными способностями на всех этапах музыкального обучения. В условиях неоднородности контингента, как по уровню способностей, сформированных вкусов, так и по эстетическим потребностям, значительно снижается уровень освоения и реализации традиционных образовательных программ. Дня обеспечения результативности учебного процесса необходимы внедрение различных авторских учебных программ, дифференцированного подхода к обучающимся.


Направленность: дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Дополнительная общеобразовательная «Фортепиано», разработанная образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, содержит следующие разделы:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися ОП;

- учебный план;

- график образовательного процесса;

- программы учебных предметов;

- систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;

- программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.


Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 лет).

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.





Особенности организации учебного процесса

При приеме на обучение по дополнительной общеобразовательной программе в области искусств «Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

Возраст поступающих детей – от 6,5 до 10 лет.

Условно их можно разделить на две основные группы:

- обучающиеся со средними музыкальными способностями;

- обучающиеся с яркими музыкальными способностями

Следует отметить, что каждая из названных групп имеет свои особенности, и четкой границы между ними не существует. В связи с этим не следует жестко регламентировать программные требования по классам.

Освоение обучающимися программы «Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Дополнительная общеобразовательная программа «Фортепиано» в области музыкального искусства имеет обязательную и вариативную части, которые состоят из различных предметов, связанных и инструментально-исполнительской деятельностью обучающихся.

Обязательная часть программы содержит следующие разделы:

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Специальность и чтение с листа - 592 часа,

УП.02.Ансамбль - 132 часа,

УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов,

УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа,

УП.02.Слушание музыки - 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

В.00. Вариативная часть:

В.01. Ансамбль – 131,5 час.

В.02. ЭТМ – 33 часа

К.03.00 Консультации:

К.03.01 Специальность – 62 часа

К.03.02 Сольфеджио – 20 часов

К.03.03 муз. литература – 10 часов

К.03.04 Ансамбль/ конц. класс – 6 часов

К.03.05 сводный хор - 60 часов

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной и вариативной части составляет 1934,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Специальность и чтение с листа - 691 час,

УП.02.Ансамбль – 198 часов,

УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов,

УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;


ОП.02.Теория и история музыки:

УП. 01.Сольфеджио - 428 часов,

УП.02.Слушание музыки - 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,

УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.


Цель дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»:

- воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом через приобщение детей к ценностям мировой музыкальной культуры на лучших образцах фортепианной музыки;

- выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства (фортепианного искусства) с перспективой их дальнейшего профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- формирование у детей комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на инстументе фортепиано произведения различных жанров и форм в сосответствии с Федеральными государственными требованиями (ФТГ).


Задачи дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»:


Образовательная:

- приобретение обучающимися в процессе занятий интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- освоение детьми музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом фортепиано в пределах образовательной программы;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на инструменте, позволяющими грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле;

Развивающая:

- развитие способностей ребенка: слуха, ритма, памяти, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- развитие исполнительской техники обучающихся, как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;




- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы образовательные (ГОУ СПО)

- развитие творческого отнощения к музыкально-инструментальному исполнительству;

Воспитательная

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению нетрудного текста;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

Данная образовательная программа предполагает наличие межпредметных связей, как теоретического, так и инструментально-исполнительского плана, обязательное прослушивание музыкальных произведений в различных интерпретациях, запись и прослушивание собственного исполнения (на различных уровнях готовности музыкального материала), обсуждение с обучающимися в классе недостатков, возникающих в процессе концертного исполнения музыкального произведения (сравнительный анализ).

Основной методикой обучения является принцип постепенности и последовательности в изучении, как инструктивного, так и художественного материала, их тесной взаимосвязи между собой и с теоретическими предметами. Умение сочетать и грамотно применять основные достижения музыкальной педагогики, приобретение учащимися знаний, умений и навыков, воспитание характера, добросовестности - главная задача направления " Музыкальное исполнительство". Реализация данной образовательной программы создает условия:

  • для свободного формирования учебною процесса и учебного репертуара, с учетом творческих способностей учащихся и соответствие индивидуальным психофизическим данным;

  • для развития практических навыков владения инструментом;

  • для выбора концертного репертуара с учетом музыкальных и интеллектуальных возможностей обучающихся (дифференцированный подход).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Минимум содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Фортепиано» (срок обучения 8 лет) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.


Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.


Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Специальность и чтение с листа:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.


Концертмейстерский класс:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.


Хоровой класс:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.


Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).


Слушание музыки:

наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.


Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.


Элементарная теория музыки:

знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).


С целью достижения планируемых результатов освоения данной обоазовательной программы «Фортепиано» необходимы определенные условия реализации данной ОП.






























ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Данная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» содержит следующие программы по учебным предметам:

Музыкальное исполнительство:

  1. Специальность и чтение с листа.

  2. Ансамбль

  3. Концертмейстерский класс

  4. Хоровой класс

Теория и история музыки

  1. Сольфеджио

  2. Слушание музыки

  3. Музыкальная литература

Вариативная часть

  1. Ансамбль

  2. Элементарная теория музыки



СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОП ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, при этом формы и периодичность промежуточной аттестации определяются учебным планом по каждой из реализуемых образовательных программ в области искусств.

При выставлении оценки учитывается качество того или иного вида деятельности, предложенных по каждой программе учебного предмета.


Критерии оценок

Специальность и чтение с листа

При выставлении оценки учитывается: качество исполнения произведений, соответствие произведений примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программах для каждого года обучения, стабильность выступления обучающихся.


Критерии оценки:

- музыкально-художественная трактовка музыкального произведения;

- чувство стиля (в старших классах);

- техническая оснащенность (развитый технический аппарат);

- стабильность исполнения;

- метро-ритмическая устойчивость.



Оценка 5 («отлично»)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество исполнения. Количество и трудность произведений соответствует уровню класса или выше его.

- понимание стиля произведения;

- понимание формы произведения, осмысленность исполнения;

- владение звукоизвлечением (выразительное интонирование, ровное техническое звучание)

- артистичность, сценичекая выдержка


Оценка 4 («хорошо»)

Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала

- достаточно грамотное понимание формы произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене.


Оценка 3 («удовлетворительно»)

- неустойчивое психологическое поведение на сцене;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- формальное прочтение нотного текста без образного осмысления музыки;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- однообразное и монотонное звучание.


Оценка 2 («неудовлетворительно»)

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- метроритмическая неустойчивость.


Ансамбль

При выставлении оценки по учебному предмету «Ансамбль» учитывается:

  • синхронность исполнения;

  • ясное слышание фактуры и умение передать или принять мелодическую линию:

  • согласованность в вопросах фразировки и приемах звукоивлечения;

  • ритмическая точность, ощущение пульса;

  • передача музыкального образа исполняемого произведения;

  • свободное владение фортепианной техникой.

При выставлении оценки допускается исполнение произведений по нотам, однако предпочтение следует отдавать исполнению наизусть.


Оценка 5 «отлично»

- артистичное поведение на сцене;

- яркое художественное исполнение музыкального произведения;

- свободное владение фортепиано, техническая раскрепощенность;

- выразительное интонирование;

- единство темпа;

- слышание фактуры произведения, умение вести мелодическую линию


Оценка 4 «хорошо»

- характер и образ музыкального произведения преданы достаточно убедительно;

- хорошее владение техническими моментам;

- выразительное интонирование;

- единство темпа;

- недостаточный слуховой контроль.


Оценка 3 «удовлетворительно»

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- слабый слуховой контроль;

- слабая техническая подготовка;

- нет единства темпа;

- метро-ритмическая неустойчивость;


Оценка 2 «неудовлетворительно»

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения;

- нет единства темпа;

- отсутсвует чувство ансамбля.


Концертмейстерский класс

При выставлении оценки за исполнение  учитывается:

- грамотное исполнение своей партии,

- яркость созданного художественного образа,

- качество исполненного произведения в ансамбле.


Оценка 5 «отлично»

- фортепианная партия исполнена грамотно, слышится соотношение звучания сольной партии и партии аккомпанемента;

- художественный образ исполняемого произведения передан точно и убедительно;

- ощущалось чувства партнерства, умение слушать солиста.


Оценка 4 «хорошо»

- есть неточности в исполнении фортепианной партии;

- недостаточно передан образ исполняемого произведения;

- есть неточности в соотношении звучания сольной партии и партии аккомпанемента;


Оценка 3 «неудовлетворительно»

- фортепианная партия исполнена с ошибками;

- не передан образ исполняемого произведения;

- есть значительные неточности в соотношении звучания сольной партии и партии аккомпанемента;


Теория и история музыки

(сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки)

Сольфеджио

- вокально-интонационные навыки:


Оценка 5 «отлично»

- точное интонирование, осмысленность исполнения, правильное дирижирование


Оценка 4 «хорошо»

- номер спет хорошо, но имеются неточности в интонировании и дирижировании.


Оценка 3 «удовлетворительно»

- слабое интонирование,

- отсутствуют осмысленность исполнения и четкость дирижерского жеста

- слуховой анализ


Оценка 5 «отлично»

- правильно определены все интервалы и аккорды (как в тональности,

так и от данного звука)

- определены встречающиеся типы движения мелодии

- определены виды мажора и минора, тональный план (отклонения и

модуляции), встречающиеся в мелодии хроматические звуки.

- определена форма музыкального примера и его характер


Оценка 4 «хорошо»

- в определении интервалов и аккордов допущены 2-3 неточности

- есть ошибки в классификации типов движения мелодии

- в определении видов мажора и минора, тональном плане (отклонения и

модуляции), встречающихся в мелодии хроматических звуков допущены

2-3 неточности.

- неточно определена форма музыкального примера.


Оценка 3 «удовлетворительно»

- треть интервалов и аккордов определены неточно

- допущен ряд ошибок в определении типов движения мелодии

- не определены виды мажора и минора, тональный план, имеются ошибки в написании хроматических звуков;

- форма музыкального примера не определена.


- диктант


Оценка 5 «отлично»

- диктант написан полностью в отведенное время без единой ошибки


Оценка 4 «хорошо»

- диктант написан в целом, но имеются небольшие неточности:

- отсутствует случайный знак;

- или имеются 2-3 неправильные ноты;

- или имеются ритмические неточности;


Оценка 3 «удовлетворительно»

- имеется большое количество неточностей:

- отсутствуют случайные знаки.

- треть неправильных нот;

- ошибки в записи ритма;


- теоретические сведения


Оценка 5 «отлично»

- свободное владение теоретическим материалом

- умение быстро и безошибочно выполнить предложенное преподавателем задание;


Оценка 4 «хорошо»

- некоторые ошибки в теоретических заданиях;

- неточное выполнение предложенного преподавателем задания.


Оценка 3 «удовлетворительно»

- плохая ориентация в элементарной теории;

- неумение выполнять в полном объеме предложенное задание.






Музыкальная литература


Оценка 5 «отлично»

  • свободное владение теоретическими сведениями:

- знание эпохи;

- знание биографии композитора;

- знание музыкальной терминологии;

- знание музыкальной формы, в которой написано произведение;

  • знание пройденного музыкального материала.


Оценка 4 «хорошо»

  • менее полное владение следующими сведениями:

- эпоха композитора

- жизненный и творческий путь композитора

- ошибки в определении музыкальной формы

- неточности в узнавании музыкального материала


Оценка 3 «удовлетворительно»

  • отсутствие полных знаний и четких представлений:

- об эпохе создания произведения

- жизненном и творческом пути композитора

- плохая ориентация в строении формы произведения

- плохое владение музыкальным материалом и музыкальной терминологией.


Слушание музыки


Оценка 5 «отлично»

- умение определить характер и образный строй произведения;

- умение выявить выразительные средства музыки;

- узнавать тембры музыкальных инструментов;

- понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры;

- различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальной формы (от простой до сложной трехчастной)


Оценка 4 «хорошо»

- нечеткое определение характера и строя музыкального произведения

- неполное выявление выразительных средств музыки

- знание основных музыкальных жанров не в полной форме

- недостаточное знание о звучании тембра того или иного музыкального инструмента.


Оценка 3 «удовлетворительно»

- плохое выявление выразительных средств музыки

- плохое узнавание тембров музыкальных инструментов

- отсутствие навыка понимания стиля музыкального произведения и узнавания основных музыкальных жанров

- слабое выявление основных типов музыкальной фактуры и музыкальной формы.


Коллективное музицирование (хоровой класс)


Оценка 5 «отлично»

  • продемонстрирована согласованность работы всех групп и солистов;

  • яркое, эмоциональное выступление;

  • текст хоровых партий исполнен точно;

  • ощущается звуковой баланс и взаимопонимание участников хорового коллектива и его руководителя.


Оценка 4 «хорошо»

  • хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением;

  • присутствуют небольшие погрешности в тексте отдельных партий;

  • недостаточная репетиционная работа.


Оценка 3 «удовлетворительно»

  • слабое, невыразительное выступление;

  • есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий;

  • звуковой баланс не соблюден;

  • есть расхождения в темповом единстве.


В выставлении четвертной оценки учитывается качество домашней работы, выучивание своих партий, заинтересованность в предмете, посещение всех концертных мероприятий, а также активное участие в концертной деятельности образовательного учреждения.


ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ


Для создания условий художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, ОУ разработана программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности., которая направлена на:

- выявление и развитие одаренных детей в области музыкального искусства;

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;

- эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективное управление образовательным учреждением.



Творческая деятельность

Цель творческой деятельности:

- приобретение детьми опыта творческой деятельности.

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- выработка у обучающихся таких личностных качеств, как усердие, трудолюбие, настойчивость, умение давать объективную оценку своему труду,

- воспитание сценической культуры, чувства партнерства, сопереживания и ответственности;

- обеспечение доступности образования, его открытости и привлекательности для обучающихся и их законных представителей (родителей).


Задачи творческой деятельности:

- участие обучающихся в концертной деятельности ОУ (проведение

совместных творческих мероприятий и концертов в детских садах, общеобразовательных школах, библиотеках города, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);

-участие в концертах внутри ОУ, посвященных значимым датам: День матери, Новый год, День пожилого человека, День Победы, День защиты детей и т.д.

- участие в отчетных концертах отделения;

- участие в Отчетных концертах ОУ;

- участие в совместных творческих вечерах с другими отделениями.


Культурно-просветительская деятельность

Цели:

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;


Задачи:

- посещение концертов, проводимых в ОУ и за его пределами;

- посещение концертов по абоненту Курской государственной филармонии;

- посещение ТЮЗа;

- посещение мероприятий в Драм театре

- посещение концертов КТЦ «Звездный»

- посещение выездных конкурсов (проводимых в рамках города)


Методическая деятельность

Методическая деятельность школы искусств представляет собой единую систему непрерывного образования педагогических кадров, систему всестороннего повышения квалификации и профессионального мастерства педагога (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов).

Методическая деятельность направлена на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретного ребенка.

Методическая работа – это процесс, при котором планируется выбор методов конструирования или обогащения опыта, разработка методических материалов для учащихся или педагогов, пособий, оформление результатов в виде описания собственного опыта.


Цель методической работы школы – обогащение педагогического опыта в рамках имеющейся системы, образовательного пространства школы и выхода за ее пределы.


Методическая работа в школе ведется через следующие формы:

- открытые уроки;

- мастер-классы;

- повышение квалификации педагогических работников;

- участие в конкурсах педагогического мастерства;

- редакцию и апробацию новых рабочих образовательных программ;

- создание методических пособий, разработок;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- проведение творческих, концертных мероприятий внутри школы и за ее пределами и т.д.



Условия для реализации ОП

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.

Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

библиотеку,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.

В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.

В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Музыкальная информатика» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.