СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа "Я экспериментатор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данной программы является то, что она несет в себе  комплексный подход в системе  образования учащихся и всецело посвящена учебным предметам, изучаемым во 2-4 классах (возраст учащихся  8-10 лет).

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций, использовании Интернет-ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа "Я экспериментатор"»

Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение «ПРОГИМНАЗИЯ №13 Г. МАЙСКОГО»



РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных

классов

Протокол № 1

от 25.08.2020 г.



СОГЛАСОВАНА

с зам. директора по УМР


Е.И. Сунцова


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МКОУ «Прогимназия № 13

г. Майского»

Приказ № 327-ОД

от 25.08.2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я ЭКСПЕРИМЕНТАТОР»


Уровень образования – начальное общее образование

Срок реализации программы – 3 года (2 – 4 классы)

Учитель: Карданова Любовь Владимировна















КБР, г. Майский

2020 г.


Пояснительная записка


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом проектно-исследовательской работы и главным этапом обучения маленького исследователя является выступление на детской конференции.


Направленность дополнительной образовательной программы


Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.


Концептуальные основы программы


Совместная работа учителя и учеников - одна из главных концептуальных идей, связанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать.

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов.

Курс «Я экспериментатор» является интегрированным и преследует цель расширения представления детей об окружающем мире, исследование неизвестного в науке.

Главный смысл программы - связь окружающего мира с жизнью человека, роль науки, его значение в развитии каждого ребенка.


Цель курса

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Особенность программы


Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся и всецело посвящена учебным предметам, изучаемым во 2-4 классах (возраст учащихся 8-10 лет).

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций, использовании Интернет-ресурсов.


Задачи программы

  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

  • знакомство с природой научного знания, методами исследований;

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной проектной деятельности; формируются инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; развиваются способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию для работы; овладевают приёмами поэтапного выполнения исследования.


Формирование УУД


Проектная деятельность является обязательной, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.

ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Все выше перечисленное - это и есть, так называемые, универсальные учебные действия (УДД).

Именно начальная школа - важнейший и наиболее удачный период

для формирования этих УУД.

В работе по формированию УУД отдаю предпочтение именно

проектно – исследовательской деятельности. Так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.

А как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.


Личностные УУД


В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей формируется:

адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


Регулятивные УУД


В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная деятельность играет важную роль: дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


Познавательные УУД


Проектная деятельность даёт возможность: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.


Коммуникативные УУД


Дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Педагогические принципы

 

  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика);

  • Принцип целесообразности (обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм);

  • принцип природосообразности (учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • принцип культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности, использование в воспитании регионального национального компонента);

  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;

  • систематичность, последовательность, наглядность обучения.


Форма подведения итогов


Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы «Юный исследователь» происходит в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.


Показатели эффективности реализации программы


Основным показателем эффективности реализации данной программы для педагога является приобретение младшими школьниками опыта творческого мышления, высокий уровень мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

По завершению курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;

  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;

  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

  • ранжировать выдвигаемые идеи;

  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определённой темы;

  • делать выводы и умозаключения;

  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • презентовать свою работу.






Учебно-тематический план 1 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего


Введение. Знакомство.


2


2

1.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности.

1

19

20

1.1.

Учимся видеть проблему.


1

1

1.2.

Знакомство с методами исследования.


2

2

1.3.

Учимся чётко задавать вопросы.



2

2

1.4.

Учимся выделять главное

и второстепенное.


2

2

1.5.

Учимся работать над темой исследования.


2

2

1.6.

Учимся вести наблюдения, делать выводы.


1

1

1.7.

Экспериментальная работа с помощью учителя.

2

2

1.8.

Учимся рассуждать.


2

2

1.9

Индивидуальное исследовательское задание в группах с помощью учителя.

1

2

3


п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего

2.

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

6

11

17

2.1

Что можно исследовать.

1


1

2.2

Какими могут быть темы исследования. Выбор темы.

1


1

2.3

Учимся ставить цель и задачи исследования.

1

1

2

2.4

Гипотеза исследовательской работы.

1

1

2

2.5

Организация исследования в группах.

1

7

8

2.6

Подготовка к защите проекта. Секреты успешного выступления.


3

3

2.7

Защита результатов исследования. Урок- игра.

1

1

2

Продолжение таблицы

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часа

Теория

Практика

Всего

3.

Раздел 3. Самостоятельные исследования.


6

6

3.1

Коллективная игра – исследования.


6

6

Продолжение таблицы

4.

Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

1

18

19

4.1

Подготовка проектов с помощью взрослых и учителя.

1

10

11

4.2.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования с помощью учителя.


4

4

4.3.

Защита индивидуальных проектов в группах. Урок- игра.


3

3

4.4

Анализ результатов практической деятельности.


1

1

Продолжение таблицы

5.

Раздел 5. Практическая работа с компьютером


7

7

5.1.

Использование Интернет-ресурсов.


3

3

5.2.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования.


4

4

Итого:

10

58

68


Содержание курса 1 класс


Введение. (1час)

Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему 3 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Да и нет», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент 2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (19 часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования 1 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Какими могут быть темы исследования 1 час.

Распределение тем на группы.

Цель и задачи исследования 2 часа.

Отличие цели от задач. Постановка целей и задач.

Гипотеза исследования 2 часа.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация исследования 8 часов.

План исследовательской работы. Ознакомление с методами исследования ( подумать самостоятельно, просмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент). Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к защите исследовательской деятельности 3 часа.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования 2 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3. Самостоятельные исследования. (6 часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

Проведение собственных экспериментов.

4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. (19 часов)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов 11 часов.

Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования 4 часа.

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов 3 часа

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности 1час

Собственная оценка проделанной работы.

5. Практическая работа с компьютером. (7 часов)

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования 3 часа.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования 4 часа.


Учебно-тематический план 2 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего


Вводный урок. Что такое исследование.

2


2

1.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности.

1

19

20

1.1.

Учимся видеть проблему. Роль исследования в нашей жизни.


1

1

1.2.

Методы исследования. Как провести эксперимент?


2

2

1.3.

Умение чётко задавать вопросы.

Выполняем логические операции.


2

2

1.4.

Умение давать определения понятиям, выбирать нужные.


2

2

1.5.

Умение классифицировать темы исследований. Логика.


2

2

1.6.

Умение вести наблюдения, делать выводы, творческое воображение.


1

1

1.7.

Эксперименты с реальными объектами.

2

2

1.8.

Суждения, умозаключения. Установление закономерностей.


2

2

1.9

Индивидуальное исследовательское задание.

1

2

3


п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего

2.

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

6

11

17

2.1

Что можно исследовать.

1


1

2.2

Какими могут быть темы исследования. Выбор темы.

1


1

2.3

Цель и задачи исследования.

1

1

2

2.4

Гипотеза исследовательской работы.

1

1

2

2.5

Организация исследования. Урок – игра.

1

7

8

2.6

Подготовка к защите проекта. Работа с текстом.


3

3

2.7

Защита результатов исследования.

1

1

2

Продолжение таблицы

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часа

Теория

Практика

Всего

3.

Раздел 3. Самостоятельные исследования.


6

6

3.1

Проведение собственных экспериментов на основе наблюдений.


6

6

Продолжение таблицы

4.

Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

1

18

19

4.1

Подготовка проектов. Умение его представить.

1

10

11

4.2.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования.


4

4

4.3.

Защита индивидуальных проектов. Урок конференция.


3

3

4.4

Анализ результатов практической деятельности. Особенности проведения теоретических исследований.


1

1

Продолжение таблицы

5.

Раздел 5. Практическая работа с компьютером


7

7

5.1.

Использование Интернет-ресурсов, составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


3

3

5.2.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования.


4

4

Итого:

10

58

68


Содержание курса 2 класс

Вводный урок. Что такое исследование (2ч)

Цель. Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему 3 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Да и нет», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент 2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения. Логика. 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (19 часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования 1 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Какими могут быть темы исследования 1 час.

Распределение тем на группы.

Цель и задачи исследования 2 часа.

Отличие цели от задач. Постановка целей и задач.

Гипотеза исследования 2 часа.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация исследования 8 часов.

План исследовательской работы. Ознакомление с методами исследования ( подумать самостоятельно, просмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент). Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к защите исследовательской деятельности. Умение его представить. 3 часа.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования. Урок конференция. 2 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3. Самостоятельные исследования. (6 часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

Проведение собственных экспериментов.

4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. (19 часов)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов с помощью взрослых и учителя. 11 часов.

Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования 4 часа.

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов 3 часа

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности 1час

Собственная оценка проделанной работы.

5. Практическая работа с компьютером. (7 часов)

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования 3 часа.

Усвоение алгоритма учащимися, создания презентации исследования с помощью учителя. 4 часа.

Учебно-тематический план 3 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего


Введение. Как научиться приобретать

знания.

2


2

1.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности.

1

19

20

1.1.

Учимся видеть проблему. Роль исследования в нашей жизни. Схема исследования.


1

1

1.2.

Методы исследования. Выдвижение гипотезы. Как провести эксперимент?


2

2

1.3.

Умение чётко задавать вопросы. Работа с текстом. Выделять главное в тексте.



2

2

1.4.

Умение давать определения понятиям, выбирать нужные определения. Находить взаимосвязь.


2

2

1.5.

Умение классифицировать темы исследований. Выбирать тему.


2

2

1.6.

Умение вести наблюдения, делать выводы. Творческое воображение.


1

1

1.7.

Экспериментальная работа. Коллективная игра - исследования.

2

2

1.8.

Суждения, умозаключения. Самостоятельный вывод учащихся.


2

2

1.9

Индивидуальное исследовательское задание по группам.

1

2

3


п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего

2.

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

6

11

17

2.1

Что можно исследовать. Основные методы исследования.

1


1

2.2

Какими могут быть темы исследования. Выбор темы по желанию.

1


1

2.3

Цель и задачи исследования. Ставим самостоятельно.

1

1

2

2.4

Гипотеза исследовательской работы. Умение её выделять.

1

1

2

2.5

Организация исследования. Работа в парах, в группах.

1

7

8

2.6

Подготовка к защите проекта. Секреты успешного выступления.


3

3

2.7

Защита результатов исследования.

1

1

2

Продолжение таблицы

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часа

Теория

Практика

Всего

3.

Раздел 3. Самостоятельные исследования.


6

6

3.1

Проведение собственных экспериментов с реальными предметами.


6

6

Продолжение таблицы

4.

Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

1

18

19

4.1

Подготовка проектов. Установление закономерностей. Парадоксы.

1

10

11

4.2.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования.


4

4

4.3.

Защита индивидуальных проектов.


3

3

4.4

Анализ результатов практической деятельности.


1

1

Продолжение таблицы

5.

Раздел 5. Практическая работа с компьютером


7

7

5.1.

Использование Интернет-ресурсов, составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


3

3

5.2.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования.


4

4

Итого:

10

58

68


Содержание курса 3 класс

Вводный урок. Что такое исследование (2ч)

Цель. Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему 3 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Да и нет», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент 2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения. Логика. 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (19 часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования 1 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Какими могут быть темы исследования 1 час.

Распределение тем на группы.

Цель и задачи исследования 2 часа.

Отличие цели от задач. Постановка целей и задач.

Гипотеза исследования 2 часа.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация исследования 8 часов.

План исследовательской работы. Ознакомление с методами исследования ( подумать самостоятельно, просмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент). Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к защите исследовательской деятельности. Умение его представить. 3 часа.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования. Урок конференция. 2 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3. Самостоятельные исследования. (6 часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

Проведение собственных экспериментов.

4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. (19 часов)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов с помощью взрослых и учителя. 11 часов.

Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования 4 часа.

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов 3 часа

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности 1час

Собственная оценка проделанной работы.

5. Практическая работа с компьютером. (7 часов)

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования 3 часа.

Усвоение алгоритма учащимися, создания презентации исследования с помощью учителя. 4 часа.

Учебно-тематический план 4 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего


Введение. Выполнение логических операций.

2


2

1.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности.

1

19

20

1.1.

Умение видеть проблему. Роль исследования в нашей жизни. Схема исследования.


1

1

1.2.

Методы исследования. Выдвижение гипотезы.


2

2

1.3.

Умение чётко задавать вопросы. Работа с текстом. Выделять главное в тексте. Самостоятельный поиск информации.



2

2

1.4.

Умение самостоятельно давать определения понятиям.


2

2

1.5.

Умение классифицировать темы исследований. Выбирать тему.


2

2

1.6.

Умение самостоятельно вести наблюдения, делать выводы.


1

1

1.7.

Экспериментальная работа. Лабораторные опыты.

2

2

1.8.

Суждения, умозаключения. Самостоятельный вывод учащихся.


2

2

1.9

Индивидуальное исследовательское задание.

1

2

3


п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часов

Теория

Практика

Всего

2.

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

6

11

17

2.1

Что можно исследовать. Основные методы исследования.

1


1

2.2

Выбор темы по желанию. Обоснование выбранной темы.

1


1

2.3

Самостоятельная постановка целей и задач исследования.

1

1

2

2.4

Гипотеза исследовательской работы. Умение её выделять.

1

1

2

2.5

Организация исследования.

1

7

8

2.6

Подготовка к защите проекта. Секреты успешного выступления.


3

3

2.7

Защита результатов исследования.

1

1

2

Продолжение таблицы

п/п

Раздел, тема

Количество часов – 68 часа

Теория

Практика

Всего

3.

Раздел 3. Самостоятельные исследования.


6

6

3.1

Проведение собственных экспериментов.


6

6

Продолжение таблицы

4.

Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

1

18

19

4.1

Подготовка проектов. Установление закономерностей. Парадоксы.

1

10

11

4.2.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. Пиктограммы.


4

4

4.3.

Защита индивидуальных проектов.


3

3

4.4

Анализ результатов практической деятельности.


1

1

Продолжение таблицы

5.

Раздел 5. Практическая работа с компьютером


7

7

5.1.

Использование Интернет-ресурсов, составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


3

3

5.2.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования.


4

4

Итого:

10

58

68



Содержание курса 4 класс

Вводный урок. Что такое исследование (2ч)

Цель. Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему 3 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Да и нет», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент 2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения. Логика. 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (19 часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования 1 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Какими могут быть темы исследования 1 час.

Распределение тем на группы.

Цель и задачи исследования 2 часа.

Отличие цели от задач. Постановка целей и задач.

Гипотеза исследования 2 часа.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация исследования 8 часов.

План исследовательской работы. Ознакомление с методами исследования ( подумать самостоятельно, просмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент). Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к защите исследовательской деятельности. Умение его представить. 3 часа.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования. Урок конференция. 2 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3. Самостоятельные исследования. (6 часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

Проведение собственных экспериментов.

4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. (19 часов)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов с помощью взрослых и учителя. 11 часов.

Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования 4 часа.

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов 3 часа

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности 1час

Собственная оценка проделанной работы.

5. Практическая работа с компьютером. (7 часов)

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования 3 часа.

Усвоение алгоритма учащимися, создания презентации исследования с помощью учителя. 4 часа.


Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы


Принципом обучения является коллективное творчество.

Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-15 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут

Набор в объединение: свободный.

Срок реализации: 1- 4 год.

Объём занятий:

учебных (в неделю): 2 часа (по 40 минут)

учебных (в год): 68 часов


Материальное обеспечение программы

  • помещение для занятий;

  • достаточное количество посадочных мест;

  • инвентарь для проведении игры;

  • аптечка;

  • лабораторный инвентарь для поведения экспериментов;

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, электронные обучающие

диски;

  • использование Интернет ресурсов.


Планируемые и ожидаемые результаты

освоения проектной деятельности


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ожидаемые результаты



Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Методические рекомендации

по условиям реализации программы


Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: теоретические и практические. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.




Календарно - тематическое планирование


№п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата


Введение.


Раздел 1. Способы мыслительной деятельности

Умение видеть проблему


Выдвижение гипотезы


Умение задавать вопросы


Умение давать определения понятиям


Умение классифицировать


Умение вести наблюдения


Эксперимент


Суждения, умозаключения


Индивидуальное исследовательское задание


Индивидуальное исследовательское задание


Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Как выбрать тему исследования


Как выбрать тему исследования


Какими могут быть темы исследования


Какими могут быть темы исследования


Цель и задачи исследования


Гипотеза исследования


Организация исследования


Подготовка к защите исследовательской деятельности


Защита результатов исследования


Раздел 3. Самостоятельные исследования.

Проведение собственных экспериментов


Проведение собственных экспериментов


Проведение собственных экспериментов


Проведение собственных экспериментов


Проведение собственных экспериментов


Проведение собственных экспериментов


Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

Подготовка проектов.


Подготовка проектов.


Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования


Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования


Защита индивидуальных проектов.


Анализ результатов практической деятельности


Раздел 5. Практическая работа с компьютером

33-34

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

2ч.



ИТОГО

68ч.


Список литературы

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2017г.

2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2017г.

3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2012г.

4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2018г.

5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2016г. .№2.

6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2015г. № 9.

7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2013г. № 12.

8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 2017г.

9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 2016г.

10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2016г. № 1

11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания» // “Завуч” 2014г. № 1

12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2017г. № 1