СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа Тропинка и Я

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей      Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа Тропинка и Я»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Белокалитвинского района р.п.Шолоховский




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №8

___________ (Т.А.Неменущая)

(приказ от 30.08.2019 №124)






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тропинка к своему Я»



Направление развития личности школьника – социальное;

Ступень образования, класс – основное общее образование, 9 класс;

Количество часов в неделю - 1, за год - 34.









Составитель программы:

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Иванченко Елена Викторовна







2019 год


1. Пояснительная записка



Разработана программа с учетом требований следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

5. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении ФГОС ООО»;

6. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

8. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

9. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №8 на 2019 – 2024 гг.

10. Устав МБОУ СОШ №8;

11. Календарного учебного графика и Учебного плана МБОУ СОШ №8 на 2019 – 2020 учебный год.

12. Локальных актов МБОУ СОШ №8, регламентирующих организацию внеурочной деятельности.

Актуальность:

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы, которая включает три основных компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);

  • инструментально-технологический;

  • потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.


Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.


Рабочая программа реализуется для учащихся 9-х классов 1 часа в неделю 34 часов в год.

Цель рабочей программы - формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.

Задачи курса:

  1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

  2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

  3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.

  4. Развивать самосознание, самопринятие.

  5. Содействовать формированию эго-идентичности.

  6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.

  7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.

  8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

  9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

  10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.

  11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.

  12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.


Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ №8 на 2019-2020 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для внеурочного курса «Тропинка к своему Я» предусматривает 33 (35) учебных недель 34 часа в год 1 час в неделю.

В 2019-2020 учебном году будет проведено 30 часов, количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Занятия, выпавшие на праздничные дни 24.02; 09.03; 4.05; 11.05 , будут учтены в результате уплотнения материала.






2. Результаты освоения курса.

Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.

Предметные результаты:

По окончании курса учащиеся научатся:

- применять нормы и правила, существующие в мире;

- использовать основные понятия социальной психологии;

- применять основные понятия конфликтологии.

Получат возможность научиться:

- использовать эмоциональную сферу в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни

- использовать положительное самоотношение, самопринятиея, самопрограммирование

- ориентироваться на состояние человека и их поведенческие проявления

- применять правила эффективного общения с окружающими

- отстаивать свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

- понимать важность профессионального и жизненного самоопределения


Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку

Представляется важным оценивать воз­действие данных занятий на эмоцио­нальное состояние обучающихся. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого обучающегося под влиянием занятий. Для отслеживания результатов, кроме наблюдения, целесообразно провести диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения, уровня самооценки, тревожности, стратегии поведения в конфликте, общительности, а также анкетирование или опрос учащихся, направленные на изучение удовлетворенности курсом.










































3. Содержание курса внеурочной деятельности

Структура занятий:

Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.




























4. Тематическое планирование и содержание учебного курса


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Модуль «Мир начинается с меня» - 35 часа

Способствовать развитию социального интеллекта подростков, коммуникативной компетентности и рефлексивных способностей, навыков эффективного взаимодействия



  1. Вводно-мотивационная тема – 2 часа

1

Знакомая незнакомка (о науке психологии, о деятельности психолога).

1


2

Я - автор событий в своей жизни.

1


  1. Общение – это… - 7 часов

3

Общение - это…

1


4

Учимся слушать.

1


5

Техники активного слушания.

1


6

Ораторами не рождаются.

1


7

Язык жестов.

1


8

Детектор лжи.

1


9

Манипуляция.

1


  1. Характер – 1 час

10

Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

1


  1. Поведение – 1 час

11

Что такое поведение

1


  1. Самооценка – 2 часа

12

Самооценка. Роль самооценки в жизни человека.

1


13

Поверь в себя.

1


  1. Эмоции и чувства – 2 часа

14

Мир эмоций.

1


15

В поисках мирного выражения чувств.

1


  1. Технология успеха – 10 часов

16

Выявление лидерских качеств.

1


17

Достижение успеха.

1


18

От самоопределения к самореализации.

1


19

Как правильно писать резюме.

1


20

Психология менеджмента.

1


21

Школа самопрезентации.

1


22

Азбука делового человека.

1


23

Редакция примет на работу.

1


24

Принятие решений.

1


  1. На пороге взрослой жизни – 2 часа

25

Прошлое-настоящее-будущее.

1


26

На пороге взрослой жизни.

1


  1. Мир начинается с тебя – 6 часов

27

Мир начинается с тебя.

1


28

Карта внутренней страны.

1


29

На острове Радости и Успеха.

1


30

Сказочными тропами счастья. Заключительное занятие.

1


Итого за курс

30




5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

5.1. Печатные пособия


п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Глобус, 2007

2.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками.–Спб.: Питер, 2007

3.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.

4.

Гавриш Н.А. Программа элективного курса практической направленности по психологии 10-11 класс «Формула успеха».

5.

Девяткина Д.С., Челнокова О.С. Рабочая программа «Познай себя»

© Материал из Справочной системы «Образование»:

 http://vip.1obraz.ru/#/document/189/467277/73e31ab077/?of=copy-5481121a60

6.

Клюев Е. Сказки на всякий случай. - М.: Слово, 2003.

7.

Кононович К. Игры в тренинге для ума и тела..- Спб.: изд.Речь, 2010.

8.

Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни: методические рекомендации. Авторы-составители: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, О.Б. Цой, Т.И. Гут, О.В. Отрокова, А.А. Соляник,

Е. С. Андрианова, Д. А. Науменко, Ю.В. Безручко; под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2011.

9.

Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка/ под ред. С.В. Савченко.–Изд.Речь, 2007.

10.

Тренинг жизненных навыков/под ред. А.Ф. Шадуры. – Спб.: Речь, 2005.


5.2. Технические средства обучения


п/п

Наименование оборудования

1.

Компьютер

2.

Проектор

3.

Диски с музыкальным сопровождением

4.

Колонки
















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №8

от «_____» _____ 2019 года №_____

______________ /Тонкова А.В.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ№8

____________/Выпряжкина О.В

«_____» _______________2019 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!