СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа "Золотой ключик" дошкольного образования с использованием методик арт-терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Золотой ключик" с использование методик арт-терапии направлена на развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, коммуникативных навыков и развитие памяти, внимания и мышления у детей с 6 лет для успешного школьного обучения в будущем. В содержание программы входят настольные и ролевые игры, тренинги для памяти и внимания по материалу сказок и мультфильмов, викторины "Что?Где?Когда?" и "Сказочный калейдоскоп", тренинги общения и психодинамические упражнения танцевально-двигательной терапии, практические задания с использованием пластилина, природного материала, цветной бумаги и картона, рисование.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа "Золотой ключик" дошкольного образования с использованием методик арт-терапии»

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга»









Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социально-педагогической направленности

«Золотой ключик»


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 лет





Автор-составитель:

Зобнина Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории
















г.о.г. Выкса,

2019 год


Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3

  2. Учебный план………………………………………………………….9

  3. Содержание учебного плана…………………………………………10

  4. Календарный учебный график……………………………………….18

  5. Формы аттестации…………………………………………………….22

  6. Оценочные материалы………………………………………………..23

  7. Методические материалы…………………………………………….24

  8. Условия реализации программы……………………………………..26

  9. Список литературы……………………………………………………27

  10. Приложения…………………………………………………………...30

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотой ключик» имеет социально-педагогическую направленность, нацелена на активное развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста и является логическим продолжением программы «Цветик-Семицветик» по развитию памяти и внимания.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью в комплексном развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста, творческих способностей, логического мышления и речи. Программа «Золотой ключик» включает в себя усложненные задания для развития внимания и памяти, мышления для формирования психологической готовности к успешному обучению в школе.   В процессе практических занятий у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, что немаловажно при подготовке к учебной деятельности.

Содержание предлагаемой программы позволяет сформировать в определенной степени целого ряда качеств личности у детей, которые позволят дошкольникам успешно осваивать в будущем школьную программу:

1. Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.

2. Социальная активность как способность владеть инициативой в общении, умение быть лидером и организовать внимание сверстников.

3. Социальная компетентность как умение выбирать конструктивные способы общения и взаимодействия с другими людьми.

Среди методов активизации деятельности детей на занятиях используются:

- необычная форма обучения (дискуссия, видеотренинги, ролевая игра и т.п.);

- рассмотрение привычных предметов и явлений под необычным углом зрения;

- обращение к личному опыту ребенка;

- предоставление свободы выбора (выбрав решение, ребенок испытывает чувство ответственности за его результаты).

Отличительной особенностью программы «Золотой ключик» является использование методик арт-терапии (сказкотерапии, имаготерапии, танцевально-двигательной терапии), позволяющих повысить уровень мотивационной сферы и творческой активности детей, способствующих укреплению психического здоровья, развитию личностного потенциала у детей.

В основе каждого занятия тема - сказка, информация в которой является наглядным материалом для тренингов развития внимания, памяти и мышления. В программе представлены сказки народов мира, авторские, дидактические и медитативные сказки. Простота и доступность сюжета, мудрость народных сказок способствуют воспитанию нравственных чувств и формированию толерантности к представителям других национальностей. Дидактические сказки необходимы для преподнесения детям новых для них знаний учебного и познавательного характера. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, как построить позитивную модель поведения, развить эмоционально-волевую сферу личности. Применение приемов танцевально-двигательной терапии, имаготерапии (театрализация) с проживанием определённого комплекса образов позволяет детям познавать себя, сформировать адекватную самооценку и активную жизненную позицию.

Использование на занятиях новых способов подачи информационного материала с применением методик арт-терапии и игровых тренингов дает возможность развивать общеучебные умения и навыки для школьного обучения, поддерживать устойчивый интерес к учебным занятиям.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей происходит опосредованно в процессе их вовлечения в различные виды творчества (рисование, лепка, аппликация, коллаж, игра и др.), что помогает учащимся обрести уверенность в себе, повысить самооценку, обрести коммуникативные навыки в общении со сверстниками, мотивирует на активную познавательную деятельность.


Цель программы: создание условий для развития устойчивого внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления и познавательной мотивации детей через использование методик арт-терапии и игровых тренингов.


Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Обучать умению внимательно слушать и запоминать информацию;

  2. Обучать умению рассуждать, сравнивать, обобщать;

  3. Обучать умению активно и четко отвечать на вопросы по учебному материалу;

Развивающие задачи:

  1. Развить умение выполнять практические задания сосредоточенно, доводить начатое до результата;

  2. Развить умение планировать и контролировать свои действия;

  3. Развить творческую активность у детей в процессе обучения.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать ответственное отношение к обучению, навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Программа «Золотой ключик» рассчитана на 1 год обучения для детей 6 лет. Предварительный отбор в объединение не проводится. Общее количество часов в год по программе составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Форма обучения – очная. Занятия проводятся в групповой форме.

Данная программа состоит из двух модулей: ознакомительного объемом 36 часов и основного модуля объемом 108 часов.

Ознакомительный модуль направлен на развитие устойчивого внимания, зрительной, слуховой памяти, словесно-образного мышления, формирование инициативы и самостоятельности в выполнении практических работ.

Основной модуль содержит более сложные тренинги для развития концентрации внимания, долговременной памяти, логического мышления и социального интеллекта, а также практические задания с планированием и поэтапным изготовлением, с участием детей в создании коллективных работ.

Программа основана на следующих принципах:

- принцип наглядности – каждое занятие проводится в сопровождении наглядного дидактического материала, что является основой методик опосредованного запоминания и развития словесно-образного мышления;

- дифференцированный подход - обучение и воспитание строятся с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей;

- организация творческого взаимодействия между детьми;

- систематичность и последовательность с целью формирования устойчивого внимания и хорошей памяти;

- постепенный переход от простого к сложному, что позволяет детям чувствовать себя успешными;

- демократичность и уважение к личности каждого ребенка – создание условий для самостоятельного выбора.

Уровень развития познавательных процессов у детей (внимание и память) в течение учебного года позволяет определить диагностика, включающая в себя 3 этапа:

1 этап - предварительная диагностика (сентябрь), проводится на вводных занятиях в форме тестирования;

2 этап – промежуточная диагностика (ноябрь), проводится по окончании изучения программного материала в ознакомительном модуле в форме викторины и тренинга долговременной памяти по пройденному материалу;


3 этап - итоговая диагностика (май), проводится на итоговых занятиях в формах: викторины (теоретические знания) и корректурной пробы (определение практических навыков).


Результаты проведения диагностики уровня развития познавательных процессов детей фиксируются в сводной аналитической таблице (см. Приложение № 1).


По итогам реализации программы «Золотой ключик» дети должны знать:

- названия и имена сказочных героев из сказок по программе;

- времена года и приметы времен года;

- дни недели;

- название эмоциональных состояний;

- правила безопасного поведения пешеходов на дороге;

- зимующих и перелетных птиц;

- особенности обитания диких животных;

- представление о толерантности;

- предметы для распространенных профессий;

- способы преодоления негативных эмоций;

- пословицы и скороговорки;

- основные правила здорового образа жизни;

- названия растений и плодов;

- правила игр по программе;

- цвета при смешении красок в рисовании.



Должны уметь:

- изменять темп речи (громко, тихо, быстро, медленно);

- внимательно слушать других;

- делать дыхательную и пальчиковую гимнастику;

- считать до 100;

- пересказать последовательно текст сказки;

- выбирать главное в изучаемом материале;

- сравнивать и обобщать понятия в одну категорию;

- уметь проявлять инициативу;

- принимать компромиссные решения в общении;

- сравнивать сюжеты сказок;

- управлять куклой в постановках;

- выполнять задания по образцу;

- выбирать самостоятельно способ выполнения задания.

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Ознакомительный

модуль


Основной модуль

Итого по программе

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу

4

2

2




4

2.

Сказкотерапия


8

3

5

26

10

16

34

3.

Ручное творчество


2

1

1

14

4

10

16

4.

Видеотренинги


6

2

4

18

6

12

24

5.

Танцевально-двигательная терапия

2

0,5

1,5

2

1

1

4

6.

Имаготерапия


2

1

1

10

3

7

12

7.

Игровые тренинги


6

1

5

14

4

10

20

8.

Тренинги общения


4

1

3

18

6

12

22

9.

Итоговые занятия


2

1

1

6

2

4

8

Итого:

36 ч.

12,5

23,5

108 ч.

36

72

144 ч.


Содержание учебного плана (ознакомительный модуль)


Раздел 1. Введение в программу.

Теория: ритуал входа в занятие; беседы: «В мире фантазии», «Последствия рассеянности и забывчивости»; инструктаж по ТБ, ПБ; знакомство с правилами внутреннего распорядка; предварительная диагностика внимания по тесту Бурдона (см. Приложение № 2); предварительная диагностика объема памяти по тесту «10 слов» (см. Приложение № 3).

Практика: знакомство в тренингах общения: «Радуга наших глаз», «Имена», «Я люблю…», «Угадайте, что я начинаю рисовать»; тренинг внимания в игре с карточками «Сказки».


Раздел 2. Сказкотерапия.

Теория: ритуал входа в занятие; беседы: «Волшебные предметы в сказках и их воплощение в реальной жизни», «Будь здоров»; знакомство с понятиями в одной категории; задание на запоминание волшебных предметов, страхов героя во время чтения сказок: «Иван Бесталанный и Елена Премудрая», «Семь страхов» (см. Приложение № 4); видеопросмотр м/ф «Мешок яблок», «Волшебная лампа Аладдина»; просмотр иллюстраций книги «Главное чудо света»; ответы на вопросы по сказкам.

Практика: тренинг развития наблюдательности на изменения в учебном кабинете; обучение детей отвечать по очереди; анализ поведения сказочных героев; рассказывание эпизодов из сказок; сочинение продолжения сказки «Семь страхов»; обсуждение способов преодоления страхов; дыхательная гимнастика для снятия эмоционального напряжения; методики арт-терапии и НЛП для преодоления тревожных состояний: «Круг силы», «Взмах», «Изменение модальностей в рисунках»; поочередное сочинение сказки «Волшебные точки» по иллюстрациям; рисование по сказкам; рассказывание эпизодов с превращениями из сказки «Волшебная лампа Аладдина»; рисование своих преодоленных и непреодоленных страхов; методика с изменением модальностей для преодоления страхов; упражнения с дидактическим материалом «Сказки», «Сказочные герои»; проверка усвоенных понятий по буквам алфавита; ритуал выхода из занятия.


Раздел 3. Ручное творчество.

Теория: ритуал входа в занятие; просмотр видеоролика «Удивительные факты о животных»; тренинг внимания на виды насекомых, рыб, зверей, птиц; ответы на вопросы; отгадывание загадок о животных и растениях.

Практика: упражнение на узнавание контуров предметов в композиции из листьев; тренинги «Назови слова на букву…»; тренинг-игра «Листопад»; изготовление аппликации из осенних листьев и семян - «Барашек»; пальчиковая гимнастика; ритуал выхода из занятия.


Раздел 4. Видеотренинги.

Теория: ритуал входа в занятие; видеопросмотр м/ф «Ивашка из Дворца пионеров», м/ф «Палочка-выручалочка», «Русалочка»; задание на запоминание определенных понятий (имен, видов животных и др.) и последовательности событий в сказке и м/ф; чтение сказки «Семилетка»; просмотр видеоролика о рисовании животных из кружочков; просмотр иллюстраций книги А. Брема «Жизнь животных»; ответы на вопросы.

Практика: решение сказочных задач; сочинение загадок и сказочных задач в процессе рисования; обсуждение своих вариантов решения задач в русской народной сказке «Семилетка»; запоминание музыкальных инструментов в м/ф «Русалочка» и их изображение в пластилине или рисунке (выбор) с дополнением из прошлого опыта наблюдений; упражнения с карточками о животных; рисование с превращением кружочков в разных животных; процесс усвоения понятий по м/ф «Палочка-выручалочка»; обобщение понятий одной категории и рисование идей для использования палочки в разных профессиях; составление общего списка идей; ритуал выхода из занятия.

Раздел 5. Танцевально-двигательная терапия.

Теория: ритуал входа в занятие; просмотр эпизода из м/ф «Аленький цветочек»; рассказ медитативной сказки «Путешествие в мир диковинных растений и зверей».

Практика: упражнение на правильную осанку «Корона»; дыхательная гимнастика; психостатические упражнения «Путешествие во внутренний мир», «Улыбка» (см. Приложение № 5); рассказывание об ощущениях до и после упражнений; рисование после сказок и упражнений; ритуал выхода из занятия.


Раздел 6. Имаготерапия (постановки по сказкам).

Теория: ритуал входа в занятие; беседа «Эмоции в поведении»; просмотр м/ф с комментариями «Белоснежка и семь гномов» с установкой запоминания имен и цвета; ответы на вопросы по сказке.

Практика: сравнение похожих сказок; тренинг преодоления негативных эмоций «Горшочек слез и обид»; упражнения для интонации и громкости голоса; поделка из шишки и фоамирана «Гномик»; ритуал выхода из занятия.


Раздел 7. Игровые тренинги.

Теория: ритуал входа в занятие; беседа: «Соблюдение правил в игре»; секрет фокуса «Наука умеет много гитик»; просмотр иллюстраций книги «Певчие птицы» и видеоролика о птицах; знакомство с видами перелетных и зимующих птиц по дидактическим карточкам.

Практика: распознавание трелей птиц для развития слуховой памяти; лепка из пластилина птички; выделение контура предметов и сложение из палочек аналогичных геометрических фигур; рисование круглых, квадратных и треугольных предметов; тренинги:

«Мемори» (развитие внимания и памяти);

«Разделение картинок на группы» (развитие мышления);

«Пирамидка с секретом» (развитие наблюдательности);

«Предмет в руках» (для развития тактильной памяти с закрытыми глазами);

«7 предметов на столе» (для развития памяти);

«Пиктограмма» (развитие памяти);

«Исключение лишней картинки» (развитие мышления);

«Я знаю 5 имен девочек…» (для развития оперативной памяти).


Раздел 8. Тренинги общения.

Теория: ритуал входа в занятие; чтение сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Дар» с приемами для устойчивости внимания детей в процессе прочтения сказки; просмотр м/ф «Мешок яблок»; ответы на вопросы по сказке.

Практика: анализ поведения героев; игра «Крокодил»; игра «Мы вместе» с выбором понятий из одной группы (например, василек или ромашка из группы «Цветы»); решение сказочной задачи про волка, козу и капусту; дискуссия двух команд «Защити героя сказки»; упражнение для развития лидерских качеств; ритуал выхода из занятия.


Раздел 9. Итоговые занятия.

Теория: ритуал входа в занятие; разминка в упражнениях «Муха в клетке»; «Парные картинки с отличиями».

Практика: ответы на вопросы викторины «Сказочный калейдоскоп»; тренинг долговременной памяти по пройденному материалу; рисование парных картинок с отличиями; ритуал выхода.

Содержание учебного плана (оcновной модуль)


Раздел 2. Сказкотерапия.

Теория: ритуал входа в занятие; слушание сказки с установкой запоминания последовательности событий; задание на запоминание определенных понятий (имен, видов животных и др.) во время рассказывания сказок: «Золотая чаша», «Красавица береза», «Как братья отцовский клад искали», «Научись ремеслу», «Соль в кушанье», фрагментов из сказки «Маленький принц», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Буратино», «Приключения Пиноккио»; видеопросмотр м/ф «Наследство волшебника Бахрама», «Аленький цветочек», «Летучий корабль», «Приключения Мюнхгаузена»; гимнастика для глаз; ответы на вопросы по сказкам; просмотр презентаций с загадками о плодах и о здоровом образе жизни «Лепестки цветущего лотоса».

Практика: тренинг развития наблюдательности на изменения в учебном кабинете; поиск и усвоение намека-урока сказки; анализ поведения сказочных героев; рассказывание эпизодов из сказок; сравнение сюжетов сказок; тренинг вежливости и умения понять другого; игра-лото «Профессии»; графические диктанты «Ракета», «Кораблик», «Машина»; изготовление поделок: из цветной бумаги «Павлин», из материи «Пояс волшебника», из пластилина «Превращения на троне», аппликация с трафаретом «Лис и роза» из цветной бумаги; аппликация «Золотая осень» из листьев; рисование полезных продуктов, лепестков цветка здоровья, отгадок на загадки из презентации; отражения золотой чаши в озере; рисование и решение лабиринтов; ритуал выхода из занятия.


Раздел 3. Ручное творчество.

Теория: ритуал входа в занятие; чтение стихов о зиме и празднике; пословицы о трудолюбии; видеопросмотр м/ф «Когда зажигаются елки», «Зима в Простоквашино», «Гуси-лебеди», ответы на вопросы по сказкам; знакомство с картой сказки «Волшебник Изумрудного города».

Практика: отгадывание кроссворда с именами; отгадывание загадок о временах года; упражнение на повышение самооценки «Комплимент»; пальчиковая гимнастика; изготовление картины из пластилина и поделочного материала «Новогодняя елочка»; изготовление гирлянды и фонариков для елки; изготовление фоторамки; изготовление коллективной работы-композиции «Город мастеров» из пластилина; моделирование в технике оригами «Елочка»; тренинг памяти на последовательность этапов выполнения оригами «Елочка»; ритуал выхода из занятия.


Раздел 4. Видеотренинги.

Теория: ритуал входа в занятие; просмотр видеоролика «Интересные факты о животных»; просмотр м/ф: «Храбрый олененок»; «Золотая антилопа», «Баранкин, будь человеком», «Кот, который гуляет сам по себе», «В синем море, белой пене..», «Краса Ненаглядная»; «Шапка-невидимка», «Наш друг Пишичитай» с заданием на запоминание определенных понятий (имен, видов животных и др.) во время просмотра; тренинг чтения по презентации «Ребус-метод»; ответы на вопросы.

Практика: сравнение похожих сказок; сочинение продолжения сказки; сочинение новой сказки в процессе рисования; решение сказочных задач; упражнение на поиск разных вариантов решения задачи; тренинг внимания и мышления на последовательность событий в сказке; лепка животных из пластилина; изготовление поделок: «Кот и птичка», «Медуза», «Оса», «Круг времен года и дней недели»; игры «Зоолото», «Стремительные осы», «Приметы времен года»; рисование зимних и летних видов спорта и северного сияния; ритуал выхода из занятия.

.

Раздел 5. Танцевально-двигательная терапия.

Теория: ритуал входа в занятие; рассказывание медитативной сказки «В гостях у сказки»; просмотр видеоролика «Ритмы движений человека и животных».

Практика: дыхательная гимнастика; психодинамические упражнения в парах: «Зеркало», «Тень», «Ведущий и ведомый»; рассказывание об ощущениях до и после упражнений; рисование прячущихся животных; психодиагностика; ритуал выхода из занятия.

Раздел 6. Имаготерапия (постановки по сказкам).

Теория: ритуал входа в занятие; чтение скороговорок; чтение сценария по сказкам: «Маша и медведь», «Сказка о весне».

Практика: упражнения для голоса на изменение интонации и громкости голоса; упражнения для управления куклой и проявления эмоциональных состояний куклой; выбор ведущего-комментатора и постановка кукольного спектакля «Маша и медведь»; анализ постановки по видеозаписи; ролевая игра с импровизацией в постановке «Сказка о весне»; тренинг на преодоление вредных привычек; тренинг внимания с карточками «Цветы»; рисование цветов; ритуал выхода из занятия.


Раздел 7. Игровые тренинги.

Теория: ритуал входа в занятие; секрет фокуса «Бермудский треугольник»; беседа: «Соблюдение правил в игре», восприятие игры цвета в калейдоскопе с подсветкой.

Практика: вырезание фигур из картона для игры «Танграм»; составление слов по семафорной азбуке жестами с флажками; упражнение «Перетягивание каната»; рисование спирографом; тренинги на развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков общения в игре:

«Золотой ключик» (тренинг внимания и счета);

«Балансирующие блоки» (тренинг вариативного мышления);

«Руслан и Людмила» (тренинг внимания, счета и мышления);

«Что в шкатулке?» (тренинг развития речи и мышления);

«Мозаика» (тренинг развития компромиссного поведения);

«Дженга» (развитие сосредоточенности и умения контролировать свои действия);

«Танграм» (развитие внимания и мышления);

«Морской бой» (развитие внимания и пространственного мышления);

«Русское лото» (развитие внимания);

«Соедини пары», «Да или нет?» (тренинг мышления);

«Угадай мелодию» (тренинг слуховой памяти);

«Поле чудес» (тренинг внимания и памяти);

«Фигура и цвет» (развитие внимания и пространственного мышления).

«Азбука сказок» (тренинг внимания и чтения);

«Лото. Сказочные герои» (развитие внимания и памяти);

«Лото. Животные» (развитие внимания);

«Лото. Профессии» (развитие внимания); рисование предметов определенной профессии на выбор; изготовление шкатулки на основе картонной коробки; ритуал выхода из занятия.


Раздел 8. Тренинги общения.

Теория: ритуал входа в занятие; беседы: «Сочувствие», «Дружба народов»; просмотр м/ф «Сказка о лени», «Ух ты, говорящая рыба»; «Вовка в тридевятом царстве», «Кошкин дом», «Девочка и слон», «Шесть Иванов, шесть капитанов», фрагментов из м/ф «Снежная королева»; «Рапунцель»; чтение притчи о слоне, пословиц о дружбе и добре; ответы на вопросы по сказкам.

Практика: анализ поведения сказочных героев; тренинг «Разговор с ленью», рисование предметов любимой профессии; рассказывание эпизодов из сказок; ответы на вопросы по сказкам; рисование причин возгорания в сказке и в современных условиях; тренинг восприятия двойственных изображений; игра на соответствие «Флаг-страна»; тренинг «Переходящий кубок лидера»; конкурс для команд со сменой лидера на каждом этапе игр; тренинг уверенного и спокойного поведения; дорисовывание недостающих деталей предметов; разукрашивание по памяти флагов разных стран; поделка «Рыбка» из картона и полосок цветной бумаги; лепка слона из пластилина; ритуал выхода из занятия.

Раздел 9. Итоговые занятия.

Теория: ритуал входа в занятие; рассказывание медитативной сказки: «Волшебный лес»; просмотр иллюстраций книги «Лекарственные растения», просмотр видеоролика «Техника плетения браслета из нитей».

Практика: диагностика теоретических знаний в викторине; диагностика практических умений в корректурной пробе; тренинг общения «Браслеты пожеланий»; плетение браслетов; диагностика групповой сплоченности по социометрическому тесту Морено; тренинг внимания по иллюстрациям «Путешествие в мир растений»; ритуал выхода из занятия.


Календарный учебный график

(ознакомительный модуль)


Месяц

кол-во часов

Раздел, тема

Всего часов

Сентябрь 16 часов

Введение в программу.


Вводное занятие

4

Сказкотерапия.

Народные сказки. Русская сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая». Сравнение предметов сказки и современной реальности.

2

Авторские сказки. Д. Нагишкин «Семь страхов».

Тренинг развития памяти и внимания.

2

Волшебные сказки. «Волшебная лампа Аладдина».

Тренинг внимания, мышления, обобщения понятий.

2

Дидактические сказки о здоровье. «Волшебные точки».

Правила проведения точечного массажа на лице и руке.

2

Ручное творчество. Аппликация из листьев «Барашек».

2

Видеотренинги.

Решение сказочных задач. «Ивашка из Дворца пионеров».

Анализ действий главного героя в трудных ситуациях.

2

Октябрь 16 часов

Видеотренинги.

В сказочном мире животных. «Русалочка». Категории: «Морские обитатели» , «Музыкальные инструменты».

2

Хочу все знать. «Палочка-выручалочка». Усвоение и слияние понятий. Обобщение понятий одной категории.

2

Танцевально-двигательная терапия. «Улыбка». Аутотренинг с музыкальным сопровождением.

2

Имаготерапия. «Белоснежка и семь гномов». Сравнение похожих сказок. Влияние эмоций на поступки людей.

2

Игровые тренинги.


Тренинг развития зрительной памяти «Мемори».

2

Тренинг развития слуховой памяти «Певчие птицы».

2

Тренинг тактильной памяти «Предмет в руках».

2

Тренинги общения.

Копилка мудрых советов. «Понимание». Тренинг устойчивости внимания и невербального общения.

2

Ноябрь

4 часа

Дружба в сказке. «Мешок яблок». Краткий пересказ эпизодов сказки. Дискуссия двух команд.

2

Итоговые занятия.


Викторина «Сказочный калейдоскоп».

Тренинг «Браслеты пожеланий».

2

Итого:

36 ч.


Календарный учебный график

(основной модуль)


Месяц кол-во часов

Раздел, тема

Всего часов

Ноябрь

12 часов

Сказкотерапия.


Народные сказки. Бурятская сказка «Золотая чаша».

2

Удмуртская сказка «Красавица береза».

2

Молдавская сказка «Как братья отцовский клад искали».

2

Грузинская сказка «Научись ремеслу».

2

Румынская сказка «Соль в кушанье».

2

Сказкотерапия. Волшебные сказки. «Наследство волшебника Бахрама». Тренинг логического мышления, обобщения.

2

Декабрь 16 часов

«Аленький цветочек». Тренинг моторики рук и восприятия симметричных изображений.

2

«Летучий корабль». Тренинг зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

2

Имаготерапия.


«Вхождение в роль». Актерский тренинг быстрой и четкой речи, слуховой памяти.

2

«Теневой театр». Тренинг воображения и моторики рук.

2

«Гримерка». Тренинг наблюдательности.

2

Ручное творчество. «Новогодняя елочка». Лепка из пластилина.

2

«Украшения на елку». Вырезание из бумаги.

2

Модель оригами «Елочка». Тренинг памяти при сложении.

2

Январь

14 часов

«Яблоня зимой, весной, летом и осенью». Аппликация.

2

«Необычная фоторамка» из природного материала.

2

Видеотренинги.

В сказочном мире животных. «Храбрый олененок».

2

«Золотая антилопа». Тренинг внимания на последовательность событий в сказке.

2

«Баранкин, будь человеком». Сравнение трудолюбия животных и человека.

2

«Кот, который гуляет сам по себе». Тренинг обобщения понятий одной категории.

2

«В синем море, белой пене...». Сравнение похожих сказок.

2

Февраль

16 часов

Танцевально-двигательная терапия.

Сравнение ритмов движений человека и животных.

2

Видеотренинги.

Решение сказочных задач. «Краса ненаглядная». Тренинг внимания, памяти и логического мышления.

2

Игровые тренинги.

Игра «Золотой ключик». Тренинг внимания и счета.

2

Игра «Руслан и Людмила». Тренинг внимания, памяти и мышления.

2

Игра «Что в шкатулке?». Тренинг памяти, речи и логического мышления.

2

Игра «Дженга». Тренинг внимания и моторики руки.

2

Игра «Русское лото». Тренинг внимания и мышления.

2

Игра «Морской бой». Тренинг внимания и пространственного мышления.


Март

18 часов

Игра «Поле чудес». Тренинг памяти и мышления.

2

Сказкотерапия. Авторские сказки. А. Экзюпери. «Маленький принц». Тренинг восприятия взгляда на двойственные изображения.

2

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». Тренинг вежливости и умения понять другого.

2

А. Толстой. «Приключения Буратино», «Приключения Пиноккио». Сравнение похожих сказок.

2

Р. Э. Распе. «Приключения Мюнхгаузена». Тренинг внимания на последовательность событий в сказке.

2

Имаготерапия. Ролевая игра с импровизацией «Сказка о весне». Тренинг преодоления вредных привычек.

2

«Маша и медведь». Анализ постановки по видеозаписи.

2

Видеотренинги. Хочу все знать. «Шапка-невидимка». Перечисление зимних и летних видов спорта.

2

«Наш друг Пишичитай». Ошибки в написании слов.

2


Апрель

16 часов

«Паровозик из Ромашкова». Приметы времен года.

2

Тренинги общения.

Копилка мудрых советов.

Старание. Тренинг волевых качеств и преодоления лени.

2

Сделай сам. Тренинг завершения деталей рисунка.

2

Один за всех и все за одного. Тренинг лидерства.

2

Самообладание. Тренинг конструктивного поведения

2

Сказкотерапия. Дидактические сказки о здоровье. «Лепестки цветущего лотоса». Основные правила здорового образа жизни и преодоления вредных привычек.

2

Тренинги общения.

Дружба в сказке. «Снежная королева». Пословицы и поговорки о дружбе и доверии.

2

«Шесть Иванов, шесть капитанов». Развитие толерантного отношения к представителям других стран.

2

Май

16 часов

«Девочка и слон». Взаимопонимание человека и животного. Влияние настроения на здоровье.

2

«Кошкин дом». Помощь друзей в трудной ситуации. Выявление причин возгорания.

2

«Ух ты, говорящая рыба». Тренинг быстрой и четкой речи.

2

Ручное творчество. Составление коллажа.

Индивидуальная работа над фрагментами композиции «Город мастеров».

2

Сбор деталей пазла-композиции в общую картину. Поочередное рассказывание сказки «Город мастеров».

2

Итоговые занятия.

Диагностика теоретических умений.

2

Диагностика практических навыков по тесту Бурдона.

2

Диагностика групповой сплоченности по тесту Морено. Тренинги общения. Подведение итогов.

2

Всего:

108 ч.

Итого:

144 ч.

Формы аттестации

Аттестация учащихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Золотой ключик» - это неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет выявить уровень теоретических знаний и практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы.


  1. Текущий контроль и оценка знаний учащихся проводится на каждом учебном занятии с целью проверки степени усвоения учащимися программного материала, а также по итогам изучения основных разделов программы (см. Приложение № 8).

Формы текущего контроля:

  • устный опрос;

  • игры;

  • просмотр практических работ;

  • наблюдение.



2. Промежуточная аттестация - проводится по итогам учебного периода с целью определения качества усвоения учебного материала детьми, соответствующего планируемым результатам. Формы промежуточной аттестации: викторина, корректурная проба.

Результаты проведения итоговой диагностики развития познавательных процессов совпадает с проведением промежуточной аттестации учащихся.

Результаты проведения промежуточной аттестации фиксируются в итоговой таблице.




Оценочные материалы


Раздел программы

Форма контроля

Критерии оценки

Сказкотерапия

Имаготерапия

Видеотренинги

Ручное творчество

Игровые тренинги

Устный опрос (теоретические знания)

низкий уровень - 1-2 правильных ответа;

средний уровень - 3-4 правильных ответа;

высокий уровень – более 5 ответов.

Сказкотерапия


Видеотренинги


Ручное творчество

Просмотр практической работы

(практические умения)

1-2 балла – работа соответствует образцу (низкий уровень);


3-4 балла – работа выполнена аккуратно (средний уровень);


5-6 баллов – в работе прослеживается оригинальность (высокий уровень)

Имаготерапия Постановка сказки

Наблюдение, игра (практические умения)

1-2 балла – соответствие тексту сценария (низкий уровень);

3-4 балла – соответствие тексту, интонации и движений (средний уровень);

5-6 баллов – соответствие тексту, интонации, артистизм, легкость исполнения роли (высокий уровень)

Игровые тренинги

Наблюдение, игра (практические умения)

1-2 балла – соблюдение 3-х правил игры (низкий уровень);

3-4 балла – результативность в игре (средний уровень);

5-6 баллов – вариативность способов решения в игре без нарушения правил (высокий уровень).

Методические материалы

п/п

Раздел программы

Форма проведения занятий

Методы


Приемы


Дидактический материал

Техническое оснащение

Подведение итогов

1.

Введение в программу

Тренинг общения,

внимания и памяти

Объяснительно- иллюстра-тивный метод,

метод контроля

Использование наглядности, опрос, рассказ, объяснение

Игровые карточки с заданиями, аудиозаписи

Ноутбук, колонки

Устный опрос

2.

Сказкотерапия

Тренинги развития внимания, памяти, творческого мышления


Словесный метод, объяснительно- иллюстратив-ный метод, метод поощрения, метод контроля

Использование наглядности, беседа, анализ ситуации, сопоставление, дополнение, опрос

Иллюстрации, настольные игры, аудиозаписи, видеозаписи, презентации

Ноутбук,

проектор, колонки

Устный опрос, наблюдение, анализ практических работ

3.

Ручное творчество

Творческие занятия






Объяснительно - иллюстративный метод, практический метод, метод контроля, метод поощрения

Использование наглядности, рассказ, объяснение, дополнение

Иллюстрации, образцы, трафареты, видеозаписи

Ноутбук, колонки

Наблюдение, анализ практических работ

4.

Видеотренинги

Тренинги развития внимания, памяти, мышления

Проблемный метод, объяснительно- иллюстративный метод, метод контроля, метод поощрения

Использование наглядности, показ, беседа, поиск решений, опрос

Видеозаписи, презентация, карточки с заданиями

Ноутбук,

проектор, колонки

Устный опрос,

наблюдение, анализ практических работ

5.

Танцевально-двигательная терапия


Аутотренинги

Словесный метод

Беседа, рассказ, опрос, диалог

Аудиозаписи,

видеозаписи, текстовый материал

Ноутбук, колонки

Наблюдение, психодиагностика

6.

Имаготерапия

Сюжетно-ролевые игры

Словесный метод, объяснительно-иллюстратив-ный метод, метод игры, метод контроля, метод поощрения

Использование наглядности, показ, рассказ, введение игрового персонажа

Текстовый материал, иллюстрации, дидактические карточки

Ноутбук, колонки, декорации, видеокамера

Наблюдение, сюжетно-ролевая игра

7.

Игровые тренинги

Тренинги внимания, мышления, коммуникатив-ных навыков

Словесный метод, объяснительно- иллюстративный метод, метод развивающей игры

Использование наглядности, создание проблемных ситуаций, поиск решения, опрос

Игровые карточки, настольные дидактические игры, кубики


Фотоаппарат

Устный опрос, наблюдение

8.

Тренинги общения

Тренинги для развития социального интеллекта и лидерских способностей

Словесный, метод, метод развивающей игры, метод поощрения

Беседа, анализ ситуации, введение игрового персонажа, опрос

Текстовый материал, карточки с заданиями, аудиозаписи, видеозаписи

Ноутбук,

проектор, колонки

Устный опрос, наблюдение, анализ практических работ

9.



Итоговые занятия

Занятие - игра

Метод контроля, метод игры

Использование наглядности, поиск решений, рассказ, опрос

Иллюстрации, карточки викторины, видеозаписи

Ноутбук, колонки

Анализ практических работ, устный опрос

Условия реализации программы
  1. Учебный кабинет.

  2. Столы и стулья.

  3. Ноутбук.

  4. Плакаты.

  5. Раздаточный материал.

  6. Аудиоматериалы.

  7. Видеоматериалы.

  8. Фотоаппарат.

  9. Калейдоскоп с подсветкой.

  10. Флажки для семафорной азбуки.

  11. Декорации для настольного и теневого театра.

  12. Демонстрационная доска с магнитами.

  13. Ножницы.

  14. Наборы лент, нитей, резинок, пайеток, ракушек, бусин.

  15. Набор пуговиц.

  16. Степлер.

Список литературы Основные нормативные документы
  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», гл. 10, ст.75

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. СанПиН 2018.

Литература для педагога
  1. Даль.В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М: «ЭКСМО», 2004.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб:, Речь, 2011.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. СПб:, Речь, 2011.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб:, Речь, 2011.

  5. Ильина Т. Лекарственные растения в вашем саду. М:,«ЭКСМО», 2012

  6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник по групповой психокоррекции. Ростов-на Дону: «Феникс»,2006.

  7. Огненко Н. Волшебная сила сказки. СПб:, Речь, 2008.

  8. Практическая психология в тестах. М. «АСТ-Пресс книга», 2003

  9. Пушкин А. С. Сказки. Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993

  10. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб:, Речь, 2010.

  11. Луговая Т. М. Русские пословицы и поговорки. – М; Изд. дом «Диалог», 1998.

  12. Энциклопедия психодиагностики под ред. проф. Райгородского Д. Я. Психодиагностика детей. Самара: Изд. «Бахрах-М», 2008.

  13. Электронный ресурс https://mults.info


Литература для детей по программе «Золотой ключик» для предварительного прочтения
    1. Андерсен Г.Х. «Снежная королева»;

    2. «Белоснежка и семь гномов»;

    3. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»;

    4. Грузинская сказка «Научись ремеслу».

    5. Молдавская сказка «Как братья отцовский клад нашли»;

    6. Распе Р. Э. «Приключения Мюнхгаузена»;

    7. Русская сказка «Елена Премудрая и Иван Бесталанный»;

    8. Русская сказка «Семилетка»;

    9. Румынская сказка «Соль в кушанье»;

    10. Толстой А. «Приключения Буратино»;

    11. Удмуртская сказка «Красавица береза»;

Мультфильмы для предварительного просмотра:
  • «Аленький цветочек»;

  • «Баранкин, будь человеком?»

  • «В синем море, в белой пене…»;

  • «Вовка в тридевятом царстве»;

  • «Волшебник Изумрудного города»;

  • «Гуси-лебеди»;

  • «Девочка и слон»;

  • «Зима в Простоквашино»;

  • «Золотая антилопа»;

  • «Ивашка из Дворца пионеров»;

  • «Кошкин дом»;

  • «Кот, который гулял сам по себе»;

  • «Краса ненаглядная»;

  • «Летучий корабль»;

  • «Мешок яблок»;

  • «Наш друг Пишичитай»:

  • «Паровозик из Ромашкова»;

  • «Рапунцель»;

  • «Сказка о лени»;

  • «Ух, ты - говорящая рыба»;

  • «Храбрый олененок»;

  • «Шапка-невидимка».

Приложение № 1

Аналитическая таблица

определения уровня развития познавательных процессов детей


Ф.И. учащегося

Результаты

предварительной диагностики

Сентябрь

Результаты промежуточной диагностики

Ноябрь

Результаты

итоговой диагностики

Май

Теоретиче-ские знания

Практиче-ские умения

Теоретиче-ские знания

Практиче-ские умения

Теоретиче-ские знания

Практиче-ские умения























































































































Приложение № 2


Приложение № 3 Тест «10 слов»

Задание № 1: запомнить слова на слух и по картинкам (зрительная память).

Туча, дерево, автобус, елка, сапоги, пальто, карандаш, заяц, чашка, слива.

Через 10 минут попросить учащихся назвать слова.

Задание № 2: запомнить слова без картинок (слуховая память).

Улей, берлога, автомобиль, ракета, дорога, рубашка, ручка, кастрюля, яблоня, тарелка.

Приложение № 4

Сказка «Семь страхов» (Д. Нагишкин)


Это ещё тогда было, когда удэ, на камень глядя, каменного человека видел; на медведя глядя, думал — таёжного человека видит; на рыбу глядя, думай — водяного человека видит; на дерево глядя, думал — древесного человека видит. Тогда с людьми всякие вещи случались. Такие вещи случались, каких теперь не бывает.

Жили два брата — Соломдига и Индига — в верховьях реки Коппи жили.

Умер у них отец. Перед смертью наказал:

— Друг за друга держитесь! Одному плохо станет — пусть другой поможет! В одну сторону оба глядите! Вот как сказал — делайте!

Умер отец. Братья белую тесьму в косы вплели. Положили отца в гроб. Гроб ногами на восток поставили, чтобы и после смерти отец восход солнца видел. Семь дней отцу пищу носили, душу его кормили. Потом на охоту пошли.

«В одну сторону оба глядите», — говорил отец братьям. А младший брат Индига вслед брату ступает да всё по сторонам глазеет: очень Индига быстроглазый был, в одно место смотреть не любил.

Шли, шли братья… Индига по сторонам смотрит. Вдруг какой-то шум слышит… Повернулся… А на старшего брата из-за валежины тигр прыгает! Тот и копья не наставил, и нож вынуть не успел. Индига дальше был. Ему бы копьё в тигра бросить! А у Индиги заячье сердце сделалось: испугался младший брат. На землю упал, руки сложил, тигра просит мимо идти, их с братом не трогать!

Долго так лежал Индига. Потом голову поднял, смотрит — ни тигра, ни брата нет. Оба пропали. Никаких следов не видно… Защемило у Индиги сердце. Стал он брата звать. Кричал, кричал, да никто не отзывается, только сопки его крик передразнивают:

— Со-ло-ом! Ди-ди! Га-га! А-а-а!

Заплакал парень. Как без брата теперь жить? Что сородичам скажешь? Как с лица стыд утрёшь?

Плакал Индига, плакал, а делать нечего, дома мать ждёт, надо охотиться.

Стал Индига капканы смотреть. В одном колонок сидит. Чуть завидел Индигу, как закричит на него:

— Уходи прочь, брата потерявший!

Перегрыз зажатую в капкан ногу и ускакал на трёх ногах. Стал Индига ловушки смотреть. В одной петле хорёк сидит. Увидел хорёк Индигу, давай кричать.

— Противно такому в руки даться! Ты брата потерял!

Петлю разорвал, в тайгу ушёл.

Выстрелил Индига в гуся. Полетела стрела, ударила гуся под крыло. Вырвал гусь клювом стрелу, бросил Индиге обратно, кричит парню:

— Как такому добычей стать? Брата потерял. Инди-га-га!

На середину реки вылетел гусь, в воду бросился, утонул.

Не даются парню с заячьим сердцем ни звери, ни птицы.

Сел Индига. Стал думать. Долго думал: весь табак искурил, весь мох вокруг искурил. Болит у него сердце. Думает Индига: «Вот брата потерял. Плохое дело это — брата потерять! Сердце болит… Трубку потеряешь и то не успокоишься, пока не найдёшь! А я брата потерял… Однако, пойду Соломдигу искать. Найду — сердце болеть перестанет. Сам пропаду — сердце болеть перестанет!»

К матери Индига пошёл. На колени встал. Всё рассказал. Как у него заячье сердце стало — рассказал. Поцеловала его мать. Говорит ему, плача:

— Отец учил вас вперёд смотреть. Не послушался ты — брата потерял, заячье сердце нашёл. Сердце мужчины иди искать! Брата иди искать! Из-за твоего страха пропал он. Только смелостью теперь вернёшь его!

Взял Индига трубку, огниво, нож и копьё. Пошёл.

А куда идти? Не знает Индига.

Пошёл на закат…

Ползущего ужа встретил, спросил — где брата искать. Не знает уж. Пошёл дальше. Бегающую по земле мышь повстречал. Спросил, не видала ли Соломдигу? Не видала мышь. Дальше Индига пошёл. Лазающую по деревьям белку увидел. Спросил. Нет, не видала белка брата. К реке подошёл, плавающих рыб увидел. Спросил рыб — не видали ли Соломдигу? Не видали рыбы. Пошёл Индига дальше. Прыгающую жабу спросил. Не видала жаба. Летающую пеночку увидел, спросил. Отвечает пеночка, что не видела Соломдигу — низко летает. Журавля, выше летающего, спросил. Не видел журавль. Говорит:

— У орла, выше всех летающего, спроси!

Стал орла Индига спрашивать — не видал ли орёл, куда его брата Соломдигу тигр унёс. Говорит орёл:

— Далеко твой брат. Найти его можно, если семь страхов перетерпишь! Теперь у тебя сердце зайца. Когда будет у тебя сердце храбреца, тогда ты брата найдёшь! — Обронил орёл одно перо, говорит: — Помогу я тебе! Куда полетит моё перо, туда иди!

Полетело перо на закат. Индига за ним пошёл.

Долго ли шёл — не знаю. Через три ручья перешёл. Летит перо впереди. Смотрит Индига вперёд, как отец учил. Шагает Индига, брата потерявший.

Вот дошёл парень до реки. Перо орлиное через реку перелетело. Сделал Индига лодку, на воду бросил. Вспенилась река, забурлила, зашумела, закипела. Как в котле, вода бурлит. Пар от воды поднялся. Туман по долинам пошёл. Сморщилась лодка Индиги, покоробилась, утонула. Рыбы в той реке сварились, плавают кверху брюхом, белыми глазами на Индигу смотрят. Страшно парню стало, но дело делать надо, а то навсегда у него заячье сердце останется. Сам себе говорит: «Это ещё не страх! Страх ещё впереди!»

Уставил свой лук меж двух деревьев Индига. Тетиву натянул, сучком зацепил. Стрелу наложил на лук. Сам одной рукой за стрелу взялся, другой — сучок сломал. Отскочил сучок. Сорвалась тетива. Разогнулся лук. Полетела стрела. Через реку кипящую полетела. Клубится пар вокруг Индиги, обжигает… Терпит Индига… Широкая река была. Пока летел парень, весь обжёгся. «Ничего, — говорит, — заживёт!»

На другом берегу опустилась стрела. Стал Индига на ноги. Видит — орлиное перо его дожидается. Только ступил парень на землю — полетело перо дальше. Индига — за ним!

Шёл, шёл… Через три ручья перепрыгнул, через три сопки перелез. Видит — между двумя горами — каменная поляна! К той поляне узенькая тропинка ведёт. Та тропинка костями усеяна да черепами огорожена. Страшно стало Индиге. А орлиное перо вдоль той дорожки летит, прямо на каменную поляну. Видит Индига — на той поляне тигриное стойбище. Тигров — как пчёл в дупле!.. Добычу терзают. Друг к другу ластятся. Друг с другом дерутся. Ревут тигры так, словно над стойбищем Агды — гром — гремит.

Орлиное перо через стойбище летит.

Бьётся сердце у Индиги. «Съедят меня!» — думает парень.

Трубку напоследок выкурил. Про огниво вспомнил. Из трутницы сухую траву вытащил, жгутом скрутил. Тот жгут себе на голову надел. Высек огонь, зажёг жгут.

Пылает сухая трава на голове у Индиги, будто костёр. Кинулся Индига через тигриное стойбище. Шарахнулись тигры в разные стороны. Ничего, кроме огня, не видят, Индигу не видят! Ревут тигры, хвостами по земле колотят, пасти красные разевают. А Индига — мимо них. Сам себе говорит: «Это ещё, видно, не страх! Страх-то ещё впереди!» Стойбище пробежал. Тигра одного убил, крови напился, мяса с собой взял, шкуру с собой взял.

А орлиное перо — уже над Индигой опять. Только справился он с делом — полетело перо дальше. Дорог не выбирает, летит напрямик. Три ручья перепрыгнул, три сопки перешёл, три реки Индига миновал. За последней рекой лес начинается.

В том лесу — деревья до неба. Густо растут. Через ветки луч солнца не пробьётся. Через ветки ветер не продерётся. Стоят деревья, лианами переплетены. Сучья, словно руки, извиваются, хватают. Зверя пропустят, человека — нет. Видит Индига, чьи-то кости уже на ветках тех деревьев белеют. Страшно стало Индиге: колотится у него сердце, руки дрожат, а он сам себе говорит: «Это ещё, видно, не страх! Страх-то впереди!» Тигриную шкуру на себя натянул, мясо на куски порезал, на копьё вздел. В тот лес Индига вошёл.

Тянутся к Индиге деревья, запах мяса слышат. Руками — ветками — ощупывают Индигу. Как ветка к нему — Индига кусок мяса ей кидает. Деревья друг у друга мясо вырывают. Драться из-за мяса начали. Так и хлещут сучьями друг друга, только кора да щепа в разные стороны летят. А Индига — всё дальше и дальше, через лес идёт за орлиным пером. С собой веток от тех деревьев набрал, думает, пригодятся обсушиться: «Разведу костёр, когда можно будет!»

Летит орлиное перо. Шесть ручьёв перепрыгнул, шесть сопок перелез, шесть рек перешёл Индига.

Вот вышел он на болото. Летит перо напрямик. Как Индиге быть? Стал он те ветки на болото бросать. Стал по тем веткам ступать. Погружаются ветки в болотную воду. Пузырится болото. Синие огоньки по нему порхают. Дошёл Индига до середины болота. На дороге у него горбатый маленький человек стоит: одна нога у того человека, одна рука у него. Испугался Индига: сердце у него забилось, руки-ноги задрожали. Узнал того человека Индига, хоть ни разу не видал до сих пор. Того человека Боко звать. Только вред он людям делает. По болоту водит, пока трясина не засосёт!

Говорит Боко:

— Куда идёшь, парень?

— Тебя ищу! — отвечает Индига. (Что ему терять!)

— Вот я! — говорит Боко. — Зачем я тебе нужен?

— От людей я слыхал, — говорит тогда Индига, — что твоя одна нога сильнее двух… Не могу я этому поверить! Вот пришёл посмотреть. Давай испытаем, кто выше прыгнет? Лучше меня у нас в деревне никто не прыгает!

— Прыгни ты! — говорит Боко.

Прыгнул Индига. Выше дерева прыгнул. Вниз полетел — ноги растопырил, на сучки встал. До пояса в болото ушёл. Те сучки не дали ему утонуть.

Засмеялся Боко.

— Разве так прыгают! — говорит. — Вот как надо! — Присел он на своей одной ноге, разогнулся, да как подпрыгнет! До облаков долетел! Вниз головой перевернулся, обратно полетел. А Индига давай дальше сучья перекладывать, из болота выбираться… Упал Боко, весь в трясину ушёл. Пока выбирался да глаза протирал — Индига на твёрдую землю вышел. На ровном месте стоит. Теперь Боко ему не страшен — не заплутает. Сам себе Индига говорит: «Это ещё не страх был. Страх-то, видно, впереди!»

Кричит ему Боко:

— Эй, парень! Видал, как надо прыгать? Иди сюда!

— Некогда! — кричит Индига. — Дело у меня есть!

А перо орла дальше летит. Не успел Индига обсушиться. Весь облепленный грязью дальше пошёл.

Девять ручьёв перепрыгнул, через девять сопок перелез, унты совсем изорвал Индига, босой идёт, ноги бьёт. Девять озёр перешёл…

Из последнего озера большой змей выполз, кольцами вьётся. Каменная чешуя на нём блестит, звенит на нём чешуя. Из пасти пламя пышет. Под змеем земля, трава горит. Дохнул на Индигу змей — одежду на нём сжёг, брови опалил. Страшно стало Индиге. Побледнел он, сердце бьётся, руки-ноги дрожат, на лбу пот выступил. Утешает сам себя парень: «Это, видно, ещё не страх. Страх-то впереди!» Набрался духу, кричит змею:

— Эй, коли ты меня съесть хочешь, так возьми сначала кусок сала с меня! Может, хватит с тебя и куска?

Камень с земли подобрал, болотную грязь с себя соскоблил, тот камень вымазал, змею в пасть бросил.

Подавился змей, не может камень проглотить, не может на Индигу огнём дохнуть.

Давай Индига бежать, пока змей с камнем не справился.

А перо орлиное вперёд летит, пути не разбирая.

Девять ручьёв Индига перепрыгнул, девять сопок перешёл, девять озёр, девять лесов прошёл. Идёт босой, до мяса ноги о камни стёр. И вышел он в каменное ущелье…

Тут ему всего страшнее стало: живые камни вокруг! Поворачиваются, вслед ему глядят, раскачиваются, друг с другом на каменном языке говорят. А перо дальше летит. Индига за ним.

Видит вдруг Индига, среди камней человек стоит. Не простой тот человек: голова — редькой, ноги кривые, ростом тот человек такой, что голову задрать вверх надо, чтобы лицо его увидеть. Не встречался с таким раньше Индига, а сразу узнал, кто перед ним стоит, — Какзаму, злой горный человек. Стал белый Индига, сердце у него бьётся, руки-ноги трясутся, волосы от страха дыбом встали. Однако говорит парень сам себе: «Это ещё не страх! Страх-то впереди!» Поклонился он Какзаму. Спрашивает тот:

— Тебе чего здесь надо, козявка?

Говорит ему Индига, себя пропавшим уже считая:

— Эй, сосед! Ты, говорят, силу большую имеешь?

— Правду говорят! — отвечает Какзаму. — Видишь, вокруг камни лежат? Всё это люди были, да я их в камни обратил. Пусть мои утёсы и всё, что под ними, сторожат! И тебя сейчас в камень обращу! — Тронул он Индигу за руку. Стала каменная рука у Индиги. Пошевельнуть Индига рукой не может, поднять её не может. Чёрная рука стала. Чуть не умер от страха Индига. Но духу набрался, говорит:

— Э-э! Это ещё дед мой умел делать! Только не велика это сила — из живого мяса камень сделать. Вот ты из камня живое мясо сделай! Мой дед умел, да давно умер. Теперь никто не умеет!

Рассмеялся Какзаму — пошло в горах грохотать, обвалы пошли, лавины в ущелья скатились, камни все зашевелились. Отвечает он Индиге:

— Моя сила, моя власть: что хочу, то и сделаю!

Тронул он руку Индиги. Опять стала рука живая. Побежала по ней горячая кровь, стала рука шевелиться.

— Э-э! Это ещё не всё! — кричит Индига. — Ну-ка, нагнись ко мне, на ухо скажу то, что дед мой знал, да с собой унёс!

Нагнулся горный человек к Индиге. Ухо подставил. Глазами ворочает. Ноздри такие, что целый кулак влезет. Вытащил Индига из-за пояса кисет с табаком да весь табак и высыпал Какзаму в нос!

Принялся Какзаму чихать. Чихал, чихал… Вся сила у него через нос вышла. Когда ещё сила придёт — время пройдёт… А Индига — бежать, пока не поздно! Убежал от Какзаму!

Идёт за орлиным пером опять. Один ручей перепрыгнул, три сопки перешёл, шесть озёр обежал, девять лесов прошёл. Ноги свои до костей стёр.

Шёл, шёл Индига — каменная стена стоит. Ту стену не обойдёшь! Через ту стену не перелезешь! Влево, вправо — стена через всю землю тянется; верх её облака закрывают.

Ударилось орлиное перо о ту стену и в пыль разлетелось, будто и не было его никогда!

Вот уж тут стало Индиге страшно. Так страшно, что и слов таких нет, чтобы рассказать. Ту стену силой не возьмёшь! Ту стену хитростью не возьмёшь! Заплакал Индига, посмотрев на себя. Ноги до костей стёрты. Руки обожжены. Одёжка — в клочьях. Живот от голода к спине прилип. Много страху перетерпел Индига, а брата не видать! Вынул нож Индига, говорит:

— Назад не пойду — никто из сородичей моих назад не ходил… Сердце своё заячье вырежу! Стыд с лица утру…

Нож к груди приставил. Вдруг видит, в стене дверь показалась. А какой за ней ещё страх стоит?

Себя пересилил Индига. «Как могу бояться? Мужчина я!»

Слышит вдруг, забилось у него в груди сердце мужчины. Взял он копьё в руку. Ударил что есть силы копьём. Распахнулась дверь.

Ко всему готовый, прыгнул Индига в ту дверь…

— Что такое?

Видит парень — на том месте он стоит, где брата своего потерял! И стены никакой нет!

Вокруг сарана — цветок — красным пламенем цветёт, птицы щебечут…

А прямо перед Индигой стоит его брат Соломдига. Стоит брат, красивую девушку за руку держит. Такой красивой не видал ещё Индига. Ресницы у девушки — как камыш, глаза — жёлтые, как солнце сияют. Жёлтый халат свадебный на девушке надет. На халате — чёрные полосы, будто на тигровой шкуре.

Говорит Соломдига:

— Спасибо тебе, брат! Не побоялся ты ничего ради меня!

Улыбается девушка Индиге. Говорит:

— Я тигриного рода человек! Полюбила я твоего брата. Потому и унесла его к себе. Только вижу — ты без брата жить не можешь. Отпросилась я у тигриного хозяина к простым людям. Буду теперь с вами жить! С вами жить можно — смелые люди вы!

Взялись они за руки и пошли вместе. Мать обрадовали. Соломдига с девушкой мужем и женой стали.

А Индига научился вперёд смотреть, и заячьего сердца у него никогда больше не было.

Приложение № 5

Упражнение «Улыбка»


«Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдо­хом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Теперь вдох­ни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка... Повтори это еще раз. Теперь снова вдох­ни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек... Сделай это еще раз и попробуй улыб­нуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Важно увидеть улыбку на лицах всех детей.)

Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка перехо­дит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение ды­хание. Представь, что в твоей груди находится большой золо­той шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вздохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. Ты и потом сможешь вызывать в себе это приятное чувство, вспо­миная картину улыбающегося солнца. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате».




Приложение № 8

Результаты текущей аттестации по разделам программы

(ознакомительный модуль)

Ф. И. учащегося

Сказко-терапия сентябрь

Ручное творчество сентябрь

Имаго-терапия октябрь

Игровые тренинги октябрь

Видео-тренинги ноябрь

Среднее значение


теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика








теория







практика







Результаты текущей аттестации по разделам программы (основной модуль)

Ф. И. учащегося

Сказкотерапия

Видеотренинги

Имаготерапия

Игровые тренинги

Ручное творчество

Среднее значение

декабрь

март

январь

март

декабрь

март

февраль

январь

май


теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика












теория











практика