СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». 

Статья будет полезна для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, вожатых, учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся»

Карпенкова Светлана Олеговна

педагог-организатор

МБОУ Пржевальская СШ

 

Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся 

 

Аннотация: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». 

Статья будет полезна для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, вожатых, учителей начальных классов.

Ключевые слова: творчество, индивидуализация, творческие возможности, творческая деятельность.

На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед педагогами, является всестороннее содействие становлению индивидуальности человека, его самовыражению и самореализации. Объектом пристального внимания при этом является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Традиционная система образования сделала всё, чтобы дети к старшему подростковому возрасту стали послушными, подчинялись указаниям извне и не желали думать и делать что-либо самостоятельно. Эта проблема не только педагогическая, но и социальная. Не одно поколение выросло и сформировалось в условиях традиционной школы. Люди привыкли ждать, что кто-то придёт и решит за них проблему, возьмёт на себя ответственность. Но чудес не бывает. Только от самого человека зависит, как он будет жить дальше и на что он может рассчитывать в дальнейшем. Мы все прекрасно понимаем, что подрастающее поколение будет жить в совершенно другой социальной обстановке, когда без собственной инициативы и самостоятельности им просто нельзя будет выжить. В связи с этим, перед современной системой образования встаёт задача целенаправленного формирования и развития таких свойств и качеств личности ребенка, которые позволили бы ему успешно действовать в любых жизненных ситуациях, умело пользоваться не только полученными в ходе обучения знаниями, умениями и навыками, но и самостоятельно находить творческое решение возникшей проблемы. 

 «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». 

В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Творческий потенциал – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Процесс развития творческого потенциала – это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. 

Задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность учащегося не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов дополнительного образования организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому педагог должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития. 

В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако педагогу-организатору необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью. 

В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность детей на протяжении всех лет обучения непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. 

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога – выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

Практика показывает, что развивать способности – это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. 

  1. Раннее начало.

  2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

  3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества.

  4. Мотивация задания.

Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность педагога. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Учреждения дополнительного образования должны научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

  1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

  2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.

  3. При выборе форм занятий, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых занятиях, в занятиях – сказках.

  4. Как в игровых занятиях, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход. 

Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния «творческого озарения», «душевного подъёма», в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата «творческого озарения» до стадии завершенного продукта творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение «инструментарием», доскональное знание дела, а также трудолюбие, самоотверженность и волевые качества. Поэтому процесс формирования и развития творческого потенциала детей необходимо строить с учётом этих особенностей первичной и вторичной креативности.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ребенка – это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого потенциала личности ребенка.

 

Литература

 

  1. Левин В.И. Воспитание творчества – Томск: Пеленг, 1993. 

  2. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. – М.: «Астрель», 2005.

  3. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. – М., 2001.

  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: «Академия», 2001.