СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование. Проблемы и перспективы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование. Проблемы и перспективы»


МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. Марии Тенишевой»










«Дополнительное образование. Проблемы и перспективы»



Автор Казанцева Мария Ивановна

Преподаватель высшей категории













Черняховск 2017

«Дополнительное образование. Проблемы и перспективы по материалам Концепции дополнительного образования детей от 4 сентября2014г. №1726-р»

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.


Поэтому дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Рассматривая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для ребенка смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Преимущества дополнительного образования в следующих аспектах:

- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и способностями;

- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, - выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

- вариативный характер оценки образовательных результатов;

- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного ----персонального продукта и его публичную презентацию;

- возможность на практике применить полученные знания и навыки;

- разновозрастный характер объединений;

- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.


Состояние и проблемы дополнительного образования детей


В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видео уроков.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и другие. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации.

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Развивается рынок услуг и сервисов инфернального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.

Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ.


Поэтому сегодня содержание дополнительных образовательных программ в художественной школе им. Марии Тенишевой города Черняховска ориентировано на следующее:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, что с другой стороны, требует от преподавателей школы постоянного повышения квалификации, как в предметной области, так и в психолого-педагогической.

Школа испытывает некоторый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике. В связи с введением в 2019-2020гг. образовательной программы «Дизайн» есть договоренность с гимназией№2 о предоставлении художественной школе компьютерного класса во временное пользование, на условиях, что художественная школа приобретет нужные компьютерные программы за свой счет. В связи с увеличением охвата детей обучением в области изобразительного искусства, есть проблемы с нехваткой аудиторий и мастерских, так, как основная масса учащихся посещает художественную школу во второй половине дня.


Цели и задачи развития художественной школы:


обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.


Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ в нашей художественной школе строятся на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.


Таким образом, согласно Концепции по дальнейшему развитию дополнительного образования детей для дальнейшего развития дополнительного образования в области изобразительного искусства школа соблюдает и придерживается следующего:

- Основных направлений реализации Концепции;

- Развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

- Совершенствование финансово -экономических механизмов в развития дополнительного образования;

- Расширения участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрения механизмов государственно-частного партнерства.


Согласно Концепции художественная школа должна обеспечить к 2020 году следующие результаты:

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и инфернального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.


По итогам реализации задач Концепции по развитию дополнительного образования, должно быть обеспечено:

повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.


Доклад составлен на основании материалов Концепции развития дополнительного образования детей от4 сентября 2014г за №1726-р.


Информационный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/

© Консультант Плюс, 1992-2014










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!