СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Шахматы - школе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение осуществляется с азов.

         Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы, методов и приемов обучения, её оптимизации с учетом возраста учащихся, уровня их шахматной подготовки, развития обще учебных умений.

         В результате этого используют на занятиях такие методы как проблемные (при решении задач, уровень трудности соответствует с индивидуальными особенностями ребенка), метод контроля, самоконтроля, наглядно-образные, поисковые, сравнения, создание ситуаций успеха для каждого ребенка, убеждение и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Шахматы - школе"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


Обсуждено

на метод. совете

«____»___________20___г.

Утверждено________

на педсовете

Приказ №___________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по физкультурно-спортивной направленности



«Шахматы – школе»

возраст обучающихся 8 лет

срок реализации - 1 год





Дорофеева Ольга Сергеевна

педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория









г. Колпашево
2016

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка


3

Первый год обучения

Учебно-тематический план (1-ый год обучения)

Содержание программы (1-ый год обучения)

Календарно-тематический план (1-ый год обучения)

К концу первого года обучения


6

Список литературы


11



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В России шахматы – по истине народная игра и одновременно знаковый элемент науки и искусства. Вместе с тем, если в 1953 году, по данным ЮНЕСКО, наша страна занимала 3 место в мире по интеллектуальному потенциалу молодежи, то сейчас – 40е!

В Советское время шахматам уделялось большое внимание. Ведь шахматы в определенной степени интеллектуальный рост державы.

«В последние годы шахматы переживают у нас самый настоящий бум, что вполне естественно для обновленного облика старинного Томска – города науки, культуры, образования» – В. М. Кресс, губернатор ТО

Сегодня в школах города Колпашево, как и в образовательных учреждениях Томской области введен предмет «Шахматы» со 2 класса.

Шахматная игра достаточно многогранна. Она учит и анализу, то есть приближает юного шахматиста к науке, заставляет бороться до победы, то есть воспитывает спортивный дух, силу воли. Наконец, учит творчески мыслить, фантазировать, искать и находить решения в задачах. Может кто-то из маленьких игроков впоследствии и не продолжит занятия по этой мудрой и древней игре в шахматы (не всем же быть мастерами и гроссмейстерами), но творческая инициатива, развитая в нем этой игрой, наверняка пригодятся ему в любой области, которую он для себя выберет.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

Подпрограмма разработана на основе книги Журавлева Н.И. "Шаг за шагом" (2). Новизна программы в том, что она включает в себя 7 основных тем. (История шахмат. Основные понятия. Цель игры. Основы теории шахмат. Стратегия. Тактика). И для каждой темы разработан краткий конспект в виде опорных схем (схемы прилагаются – программа «Шахматы – наука, спорт, искусство»). На ней выделены главные аспекты обучения, позволяющие в простой и доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах, доске об элементарных правилах игры и нормах поведения за шахматной доской.

Подпрограмма «Шахматы – школе» рассчитана на один год обучения. Подпрограмма обучения игре в шахматы построена с учетом возрастных особенностей детей.

Первый год обучения - II класс;

Цель программы:

  • формирование и развитие личности ребенка посредством обучения игре в шахматы.

Основные задачи:

Образовательная:

1) овладеть системой качественных шахматных знаний и умений, необходимых для практической игры;

2) способность к расширению кругозора;

3) активизировать мыслительную деятельность;

4) тренировать логическое мышление - память, наблюдательность, внимание.

Воспитательная:

Вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, постоянный интерес к шахматам.

Развивающая:

Формировать и развивать средствами шахмат духовные и интеллектуальные качества личности.

Условия реализации программы

Техническое оснащение программы

  • шахматные фигуры доски;

  • шахматные часы;

  • демонстрационная магнитная доска с набором фигур;

  • демонстрационная школьная доска.

Структура обучения

Обучение осуществляется с азов.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы, методов и приемов обучения, её оптимизации с учетом возраста учащихся, уровня их шахматной подготовки, развития обще учебных умений.

В результате этого используют на занятиях такие методы как проблемные (при решении задач, уровень трудности соответствует с индивидуальными особенностями ребенка), метод контроля, самоконтроля, наглядно-образные, поисковые, сравнения, создание ситуаций успеха для каждого ребенка, убеждение и т.д.

Режим занятий - в группе по 2 часа 1 раз в неделю.

Ведущий принцип от простого к сложному.

Ожидаемый результат

Определяется в зависимости от этапа освоения программы:

  • развит интерес к шахматам;

  • развито творческое мышление (быть творцом за доской), память, воображение;

  • владение азами шахматной тематики;

  • приобретены и закреплены теоретические и практические умения.

Формы подведения итогов:

1. Проведение разнообразных соревнований: семейные турниры; турниры на рейтинг; личные первенства и др.

2. Шахматные конкурсы: "О, шахматистик!"; по решению задач; тематические.

3. Проведение выставки "Мир шахмат".




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ-36 НЕДЕЛЬ, ВСЕГО 72 ЧАСА)


Название темы

Кол-во часов

Теор.

часы

Форма занятия

Практ.

часы

Форма занятия

1

История шахмат. (Родина и происхождение). Рейтинг шахматистов мирового класса. Рейтинг шахматного клуба. Правила ФИДЭ.

2

2

рассказ


игра

2

Основные понятия.


8

4

Беседа

рассказ

4

опрос

игра

3

Цель игры - мат королю

противника

8

4

беседа

4

игра

4

Результат:


4

2

беседа

лекция

2

игра

5

Основы теории шахмат:


14

10

лекция

объяснения

беседа

4

конкурсы

игра

6

Стратегия (план ведения игры)


6

4

лекция

беседа

объяснение

2

игра

7.

Тактика (выполнение плана)


26

16

лекции

беседы

10

игра

конкурсы

опрос

8

Подведение итогов

4



4

соревнования

Всего:

72

42


30


Формы подведения итогов по темам: тестирование; опрос; наблюдение; конкурсы; тематические соревнования; викторины и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

1. История шахмат. История развития. Чатуранга. Рейтинг шахматистов мирового класса. Рейтинг юниоров своего шахматного клуба. Правила ФИДЕ. История образования ФИДЕ.

2. Основные понятия. Шахматная доска и шахматные фигуры. Ценность фигур. Сила фигур в центре и углах. Шахматная нотация. Рокировка - мобилизация сил. Пешка - будущий ферзь. Элементы повторения.

3. Цель мат - королю противника, мат ферзем, ладьей, двумя слонами, конем и слоном. Решение задач мат в два хода, мат в три хода.

4. Результат. Как выиграть из проигрышной ситуации и как не проиграть с большим материальным преимуществом. Как сделать ничью. Виды ничьей. Бешеная ладья. Сильный конь. Пешка против ферзя.

5. Основы теории шахмат.

  • Дебют. Различать открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты.

  • Начальные ходы по теории. История дебютов. Развитие дебютов. Новинки дебютные. Как изучать дебют.

  • Миттельшпиль. Расстановка фигур по законам шахмат. Атака. Защита. Контратака. Жертва. Элементарные ловушки. Комбинации. Борьба за центр. Мобилизация.

  • Эндшпиль. Оппозиция. Сложные пешечные окончания, тяжело-фигурные окончания, легко-фигурные окончания.

6. Стратегия. Правильный выбор стратегического плана и правильный поиск конкретного хода. Слабое поле. Слабые фигуры. Расположение фигур. Слабости временные и постоянные. Техника расчета. Подсчет количества ударов. Критические поля.

7. Тактика. Правильный выбор тактического удара. Промежуточный ход, цугцванг, «спертый» мат, мельница, вскрытый шах, двойной шах, перекрытие. Форсирующие ходы. Комбинационные идеи. Виды комбинаций. Техника комбинаций.


к концу ПЕРВого года обучения

дети должны знать и уметь:

  • решать задачи на мат в 1ход;

  • разыгрывать начало партии исходя из законов дебюта;

  • находить ошибки в дебюте;

  • играть по плану;

  • проводить атаку;

  • играть в защите;

  • дать оценку позиции;

  • анализировать сыгранные партии

Формы подведения итогов по темам
  • конкурсы; наблюдения; соревнование; игры; викторины и др.





















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ-36 НЕДЕЛЬ, ВСЕГО 72 ЧАСА)

Глава


Название темы

Кол-во часов

Время проведения

1

1.1.

История шахмат. (Родина и происхождение). Рейтинг шахматистов мирового класса. Рейтинг шахматного клуба. Правила ФИДЭ.

2

IX

2


Основные понятия.

8

IX


2.1.

шахматная доска и шахматные фигуры

2



2.2.

шахматная нотация и рокировка

2



2.3.

взятие пешки на проходе

2



2.4.

превращение пешки

2


3


Цель игры - мат королю противника

8

X


3.1.

мат ферзем

2



3.2.

мат ладьями

2



3.3.

мат ладьей

2




Подведение итогов первой четверти

2

X

4


Результат:

4

X XI


4.1.

выигрыш и поражение

2



4.2.

ничья

2


5


Основы теории шахмат:

14



5.1.

дебют (начало):

2



5.2.

дебюты открытие,

2



5.3.

дебюты полуоткрытые,

2



5.4.

дебюты закрытие

2



5.5.

миттельшпиль (середина)

2



5.6.

эндшпиль (окончание)

2




Подведение итогов второй четверти

2

XII

6


Стратегия (план ведения игры)

6

I-III


6.1.

прочность позиции короля

2



6.2.

перевес в развитии

2



6.3.

материальный перевес

2


7.


Тактика (выполнение плана)

26



7.1.

завлечение

2



7.2.

отвлечение

2



7.3.

перекрытие

2



7.4.

промежуточный ход

2



7.5.

связка

2



7.6.

вилка

2




Подведение итогов третьей четверти

2

III


7.7.

цугцванг

2

IV-V


7.8.

«спертый» мат

2



7.9.

«мельница»

2



7.10.

вскрытый шах

2



7.11.

двойной шах

2



7.12.

мат на последней линии

2


8


Подведение итогов года

4

V



Всего

72





ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Список литературы:


  1. Журавлев Н.И. Шаг за шагом, М. «Просвещение», 1986

  1. Зак В.Г. О маленьких для больших, М, «ФиС», 1973

  1. Катьев А.Н. Учителю о шахматах, М. «Просвещение», 1986

  1. Мильто Г.И., Побережников Ю.В., Уроки шахмат в авторской школе, Томск, 1994

  1. Начальная школа, №9, стр. 40, 1994

  1. Пожарский В. Шахматный учебник, - Ростов н/Д «Феникс», 2000

  1. Шахматы – школе, М. «Педагогика», 1990



Список литературы для обучающихся:


  1. Авербах Ю. Л. Бейлин М.А., Путешествие в шахматное королевство, 3-е изд., М., «ФиС»,1988

  1. Бареев И.А. Гроссмейстеры детского сада, М., 1995

  1. Карпов А.Е. Учитесь шахматам, Россия «Эгмонт», 1997

  1. Костров В. Занимательные шахматы, серия «Нескучный ученик» С.П. «Тригон», 1998

  1. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы, М. «ФиС», 1981

  1. Норвуд Д. Начальный курс шахмат, учебное издание, М., «Астрель «АСТ», 2004

  1. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: ООО»Издательсто Астрель», 2001

  1. Хенкин В. Л. Я б в гроссмейстеры пошел…, М., 1979






8