СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы секции «География, геодезия, землеустройство и ландшафтоведение» (средний этап обучения) и данной образовательной программы является создание благоприятных условий для раскрытия и реализации в процессе дополнительного обучения творческого потенциала детей, интересующихся техническими науками, конкретно, науками, связанными с изучением планеты Земля. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ» ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ШКОЛА



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета Директор УДО «ДОНМАН»

УДО «ДОНМАН» ______________ А.В. Павлова

Протокол от 11.09.2017 № 6 «____»______________2017 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СЕКЦИИ «ГЕОГРАФИЯ, ГЕОДЕЗИЯ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ» СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ 9 - 11 КЛАСС

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 1 ГОД




Автор-составитель:

Кудинов Юрий Витальевич,


педагог дополнительного образования,

член-корреспондент МАНЭБ

г. Санкт-Петербурга




















Донецк. 2017

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, на основании приказа № 793 от 26.07.2016 г., «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей», рассмотрена и утверждена на заседании методического совета «ДОНМАН» (протокол № 6 от 11.09.2017 года).

Целью работы секции «География, геодезия, землеустройство и ландшафтоведение» (средний этап обучения) и данной образовательной программы является создание благоприятных условий для раскрытия и реализации в процессе дополнительного обучения творческого потенциала детей, интересующихся техническими науками, конкретно, науками, связанными с изучением планеты Земля.

Данная цель предполагает: первичное формирование у детей знаний в области землеведения и краеведения; формирование собственного взгляда на явления и процессы окружающего мира - научного мировоззрения на окружающий мир. Рассмотрены строение, происхождение и функционирование географической оболочки — взаимосвязанной системы собственно земных образований. Географическая оболочка представлена как результат постоянного взаимообусловленного обмена живого и косного вещества, существующего с момента формирования планеты Земля, и показана в тесном взаимодействии с процессами и явлениями окружающего космического пространства, а также с процессами, происходящими в результате постоянно возрастающего влияния человеческой деятельности. Освещены современные общие глобальные проблемы человечества и оценены их географические последствия для Земли и людей.

В системе фундаментального географического образования землеведение и краеведение являются своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Географический мир в землеведении и краеведении предстает в виде целостности, процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством. Землеведение и краеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение и краеведение как частный вариант планетоведения находятся в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле — география, геология, геодезия, общая биология, экология и др.

В системе географических дисциплин землеведение и краеведение занимают особую роль. Они объединяют информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. За это время на нашей планете возникли земная кора, воздушная и водная оболочки, в разной степени насыщенные живым веществом. В результате их взаимодействия по периферии планеты сформировался специфический материальный объем — географическая оболочка. Изучение этой оболочки как комплексного образования и является задачей землеведения и краеведения.

Основная задача землеведения и краеведения — исследование глобальных изменений, происходящих в географической оболочке, для понимания взаимодействия физических, химических и биологических процессов, которые определяют экосистему Земли.

Программа дополнительного образования исследовательско-экспериментального направления «Науки о Земле» на среднем этапе (1 год обучения, задействованы учащиеся 9 – 11 классов) базируется на уровне знаний учащихся по математике, физике и географии указанных классов и предусматривает повторение и обобщение уже полученных базовых знаний, подготовка юных исследователей к восприятию уже знакомого материала на более высоком (и глубоком) научном уровне, вовлечение школьников в поисковую, научно-исследовательскую работу (что научит их творческому осмыслению рассматриваемого материала), профессиональное самоопределение - и направлена на личностное развитие обучающегося, мотивацию учащегося к познанию и творчеству.

Актуальностью и новизной для создания курса дополнительного образования по землеведению для среднего этапа послужили тенденции развития современных географических методов и цели профильного дополнительного образования по дисциплине.

Общими тенденциями дополнительного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников. С педагогической точки зрения целью профильного образования является обеспечение общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки учащейся молодежи; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.

Программа, в итоге, должна способствовать формированию личности, грамотной в области получения первичной информации о пространственном расположении объектов на физической поверхности Земли, а также самой поверхности, и решения на ее основе научных и прикладных задач.

Задача курса - формирование у обучаемых теоретических представлений в области землеведения и краеведения , а также формирование практических навыков оценивания текущего состояния и прогноз ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия.

Объектом постоянного изучения на занятиях является географическая оболочка Земли — территория с ее глубиной (недрами и водами) и высотой (воздухом), которая формируется совместно под действием географических процессов и явлений, постоянно изменяющихся во времени.

Программа предполагает цели:

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения (работа в секции позволит учащемуся разобраться: станет ли география или ближайшие к ней науки лично для него сосредоточием профессиональных устремлений);

- оказать помощь в обучении, т.е. способствовать ребенку в глубоком и прочном овладении предметом в процессе приобретения дополнительных знаний, умений и навыков;

- вырабатывать потребность поиска новой информации.

Для достижения поставленных целей программой реализуются задачи, которые заключаются в формировании у обучающихся таких компетентностей:

  • «познавательной» - овладение, расширение и углубление знаний по предмету, основам научно-исследовательской деятельности, ознакомление с достижениями науки в изучаемой отрасли;

  • «практической» - формирование умений применять полученные знания для получения новых результатов, овладение навыками измерений, наблюдений, экспериментирования и оформления их результатов, самостоятельное пользование литературой;

  • «творческой», «исследовательской», – развитие исследовательских, творческих, аналитических способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления;

  • «социальной» - формирование стойкого интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие трудолюбия, настойчивости, ответственности, умения принимать и отстаивать собственные решения, умения публично докладывать о своей деятельности и защищать ее результаты, воспитание осознанного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Программа рассчитана на обучение в секции среднего этапа обучения. Срок обучения один год.

Уровень образования детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 9 - 11 класс.

На обработку материала отводится 239 часов (8 часов в неделю):

  1. семестр - 15 недель, 117 часов;

  2. семестр – 20 недель, 122 часа.

Средний состав учебной группы 10-15 человек.

Программа предусматривает вариативность технологий, методов и форм обучения. В основе программы – развивающее и личностно-ориентированное обучение в сочетании с методами «развития критического мышления», учитывающее потребности, способности и уровень знаний каждого обучающегося, что помогает полностью проявить и реализовать творческий потенциал ребёнка.

Формы обучения — очная и дистанционная, с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и руководителя секции.

Режим занятий: каждую субботу 4 - 5 часов – лекции, практические и семинарские занятия, тематическое и итоговое (семестровое) оценивание, в течение недели 3 часа - консультационная и индивидуальная работа.

Формой подведения итогов реализации данной программы является итоговая (семестровая) контрольная работа по предмету и проведение научно-исследовательской конференции, на которой дети презентуют полученные результаты своей исследовательской деятельности, защищают долгосрочные проекты.







Программа курса состоит из четырнадцати тематических блоков


  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Вводное занятие призвано ознакомить учащихся с учебным заведением, на базе которой проводится обучение по направлению «Науки о Земле» и с целями и задачами секции «География, геодезия, землеустройство и ландшафтоведение» по разделу «Землеведение с основами краеведения», в котором рассматриваются общие представления о сущности главных процессов, происходящих в Географической оболочке.

  2. РУБЕЖИ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. В этом блоке рассматриваются основные вехи становления землеведения; вклад ученых Древнего мира в землеведческие знания; географические открытия, которые стимулировали развитие землеведения в эпоху Возрождения; развитие землеведения в XVII —XIX вв.; вклад российских исследователей в землеведение; новейший этап развития землеведения; современные проблемы землеведения.

  3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗЕМЛЕВЕДЕНИИ. Задача данного блока – изучить основные методы получения географической информации; ознакомиться с эмпирическими и теоретическими методами сбора информации; знать контактные и дистанционные методы исследования и их преимущества; понимать роль картографического метода исследований и анализа; иметь понятие о моделирование географических процессов и явлений; изучить мониторинг географической среды и геоинформационные системы; научиться вести поиск информации в Интернете.

  4. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о возникновении Вселенной, об основных гипотезах возникновения Солнечной системы, о составе Солнечной системы, об общих особенностях и различиях строения планет Солнечной системы. Получить понятия об образовании Земли, о внутреннем строение Земли, об особенностях строения и функционирования планет земной группы. Выяснить какое положение занимает Земля в Солнечной системе, какое влияние Солнце оказывает на Землю и как оно проявляется. Изучить множественность движений Земли и их географические следствия.

  5. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений о географической оболочке, ее границах и вещественном составе географической оболочки. Получение представлений о системе в естествознании и ее свойствах. Знакомство с механическим взаимодействием в географической оболочке; с ролью гравитации и приливообразующей силы и их влиянии на Землю. Изучить магнитосферу и свойства магнитного поля; природу формирования электрического поля Земли; сущность геохимических процессов и парагенезиса Земли.

  6. СОСТАВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Данный тематический блок знакомит учащихся со сферами географической оболочки. Строение Земли. Литосфера и ее строение. Состав земной коры. Динамика литосферы и формирование земной коры. Атмосфера, ее состав и строение. Гидросфера, ее состав и строение. Составные части гидросферы. Биосфера и пределы ее распространения. Эволюция биосферы. Почвенный покров и его образование. Современная роль человека и его активности в географической оболочке.

  7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРОЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются географическая зональность; понятия «климатические» и «географические пояса»; ландшафтные зоны суши; зональность Мирового океана; специфичность высотной поясности; асимметрия Земли; нуклеарные структуры; контактные зоны и барьеры в географической оболочке. Учащиеся ознакомятся с ландшафтной системой и ее свойствами; с классификацией ландшафтных систем; с ролью пространства и времени в географических процессах и явлениях.


  1. ДИНАМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений об основных источниках энергии географических процессов. Влияние на географические процессы экзогенных и эндогенных источников энергии. Недра Земли как «геохимический аккумулятор». Распространение лучистой энергии Солнца и перенос тепла на земном шаре. Различие между радиационным и тепловым балансом. Межструктурные круговороты вещества и энергии. Основное различие между ритмами, циклами и периодами. Особенность геологических циклов. Саморегулирование в географической оболочке.

  2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются свидетельства возникновения Земли и географической оболочки. Геохронологическая шкала. Генезис древнейших горных пород. Смена атмосфер в истории планеты. Основные проблемы развития гидросферы. Направленность развития планеты Земля. Образование пород на Земле в разные времена. Поступательное развитие органического мира. Эволюция человека.

  3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ. Данный тематический блок знакомит учащихся с глобальными изменениями географической оболочки; с парниковым эффектом и его последствиями; с общей проблемой антропогенизации географической оболочки. Рассматриваются проблемы потепления климата, опасность нефтяного загрязнения. Оптимистические и пессимистические взгляды на развитие планеты Земля. Влияние полярных льдов на географическую оболочку. Наземные изменения ландшафтов.

  4. КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНЕЦКОГО КРАЯ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о понятии «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками. Экономико-географическое и политико-географическое положение Донецкого края. Административно-территориальное деление Донецкого края. Население, хозяйство, экономическое районирование и топонимика Донецкого края.

  5. ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задача данного тематического блока – получение учащимися необходимых знаний, навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности.

  6. РАБОТА С ОФИСНЫМИ ПРОГРАММАМИ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Выполнение научно- исследовательской работы требует от учащегося хороших знаний и навыков работы с офисными программами, такими как текстовый редактор MS Word и табличный процессор MS Excel. Цель данного тематического блока – показать учащимся основные возможности указанных программных средств и дать навыки использования их в своей дальнейшей работе.

  7. ОБУЧАЮЩИЕ ЭКСКУРСИИ. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность. Это экскурсии в кабинеты, лаборатории и музей ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум».