СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Домисолька"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Дополнительная образовательная    программа

«Домисолька»

 

Пояснительная записка

 

Программа  кружка «Домисолька» рассчитана на три года и предполагает организацию учебного процесса  в форме занятий по 2 часа в месяц.

Возраст учащихся ограничен подростковым периодом не случайно. Юношеский период характеризуется стремлением подростков к познавательной деятельности, формированием ценностных ориентиров, стремлением проявить свою  индивидуальность, желанием нравиться, быть уважаемым в кругу друзей, одноклассников. Умение играть на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает возможность обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.

Целью программы является не только приобщение учащихся к музыкальному искусству посредством освоения популярного и общедоступного инструмента гитары, но и  создание условий для творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности, а также содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитой личности.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение учащихся системой опорных знаний, умений и навыков, создающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и музыкального самообразования;

- развитие творческой инициативы, активности и самостоятельности в процессе освоения инструмента;

- выявление и развитие творческих способностей учащихся;

- повышение  уровня их музыкальной культуры и художественного вкуса.

Данная программа строится на следующих основополагающих принципах педагогической деятельности.

1. Принцип гуманизации (доступности). Данный принцип выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала,  доступных способах его преподнесения.

2. Принцип последовательности: содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями учащегося;

3. Принцип демократизации (осознанности) проявляется в предоставлении учащимся свобод для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля.

4. Принцип комплексности (наглядности). В основу этого принципа положен учет психофизиологических особенностей по восприятию окружающего мира, в частности, учебного материала. Одно и то же содержание представляется в разных видах.

5. Принцип связи теории с практикой. Для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.

6. Принцип индивидуального подхода в обучении. Индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно-значимых ценностей. Таким образом, при подготовке урока и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного человека.

 Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента.

При подборе репертуара важна инициативность и самостоятельность учащегося. Стиль песен определяется его личными интересами и увлечениями.

Требования к учащимся в процессе реализации программы могут иметь вариативный характер с учетом их индивидуальных способностей, творческих замыслов педагога и учащегося.

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся (1 – ый год)

Обучающиеся должны знать:

  • элементарные понятия об устройстве гитары и её эксплуатации;
  • графическое и буквенное обозначение простых аккордов;

Обучающиеся должны уметь:

  • извлекать звуки при игре на гитаре;
  • играть различные виды арпеджио;
  • исполнять песни под аккомпанемент гитары.

 

Тематический план (1-ый год)

2010-2011

 

№ п/п

Наименование тем занятий

Кол-во часов

Сроки

Оборудо

вание

Песни для разучи

Вания

Литература

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

Соблюдение правил ТБ и ППБ на занятиях кружка. Вводное занятие. Устройство гитары, её эксплуатация, струны.

Положение рук, извлечение звука при игре на гитаре.

 

 

Настройка гитары.

 

Виды арпеджио.

 

Обозначение аккордов, схемы простых аккордов.

 

 

Баррэ.

 

 

Понятие переходов. Переходы из одной позиции в другую через открытые струны. Переходы на закрытых струнах.

 

Песни с различными видами арпеджио и боёв

 

Участие на фестивале детского творчества

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

2

 

1

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

сентябрь

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

Апрель

май 

 

 

май

Портреты, иллюстрации, гитара, карточки, диск, проектор.

гитара, карточки.

 

 

 

Гитара

 

Гитара

 

Гитара, схемы аккордов на карточках.

 

Гитара, схемы аккордов на карточках.

 

 

 

 

 

 

Гитара, диск, проектор

 

Гитара

 

 

 

 

 

 

 

Частушка

 

 

 

 

Частушка

 

 

Юность,

 

 

 

 

 

Старый город

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый город

Иллюстрированный энциклопедический словарь И.Ефрона

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

 

 

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

 

 

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

 

 

 

 

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

 

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 

Обучающиеся должны знать:

  • элементарные понятия об истории происхождения гитары;
  • графическое и буквенное обозначение аккордов;

Обучающиеся должны уметь:

  • извлекать звуки при игре на гитаре;
  • играть различные виды арпеджио, чередуя арпеджио с боем;
  • исполнять сольно и хором песни под аккомпанемент гитары.

 

 

Тематический план (2-ой год)

2011-2012

 

№ п/п

Наименование тем занятий

Кол-во часов

Сроки

Оборудо-

вание

Песни для разучи

вания

Литература

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

6.

 

Соблюдение правил ТБ и ППБ на занятиях кружка. Повторение

 

Способы звукоизвлечения при игре на гитаре.

 

 

Смена тембров.

 

Виды арпеджио.

 

Построение аккордов.

 

 

Разучивание песен.

 

Участие на фестивале детского творчества

 

1

 

 

2

 

 

 

 

2

 

2

 

3

 

 

 

6

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь, февраль

 

 

Март, апрель, май

гитара, карточки, диск, проектор.

гитара

 

 

 

 

Гитара

 

Гитара

 

Гитара, схемы аккордов на карточках.

 

Гитара

 

 

 

 

«Фотография»

 

 

 

 

 

Кораблик детства

 

 

«Ты да я, да мы с тобой»

 

 

 

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

 

 

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 

Обучающиеся должны знать:

  • графическое и буквенное обозначение аккордов;
  • основные этапы творческой биографии композиторов – гитаристов.

Обучающиеся должны уметь:

  • играть на гитаре, пользоваться приёмами игры на гитаре;
  • настраивать гитару;
  • исполнять выученные песни сольно, хором чисто и грамотно;
  • исполнять песни под собственный аккомпанемент.

 

Тематический план (3-ий год)

2012-2013

 

№ п/п

Наименование тем занятий

Кол-во часов

Сроки

Оборудование

Песни для разучивания

Литература

1

Правила техники безопасности и ППБ на занятиях кружка. Правила пения. Певческая установка

1

Октябрь

гитара, карточки, диск, проектор.

 

 

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

2

Характер мелодии: весёлый, грустный

2

Октябрь

Ноябрь

Иллюстрации, карточки, магнитофон, диск

«Алые паруса»

 

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения»

3

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения

2

Декабрь

Иллюстрации, карточки, магнитофон, диск

«Дружба»

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

4

Знакомство с творчеством знаменитых гитаристов.

1

Январь  

Иллюстрации, муз.центр, материал для слушания,

гитара

 

«Зимний сон»

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

5

Лад, тональность, гамма.

2

Февраль

Гитара, иллюстрации

 

 

«Мама»

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

6

Разучивание песен

 

2

Март 

Гитара, магнитофон, диск

 

 

«Все расстояния»

 

А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре.

7

Песни из мультфильмов

2

Апрель

гитара, карточки, диск, проектор, магнитофон, иллюстрации.

«Колыбельная медведицы»

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения»

8

Повторение ранее изученных песен.

 

2

Май

Гитара

 

 

 

Вахромеев «Элементарная теория музыки»

9

Участие на фестивале-концерте, посвящённом концу учебного года

 

Май

Гитара