Дополнительная образовательная программа «Я выбираю здоровье» социально - педагогической направленности, реализуется в условиях общеобразовательных учреждений. Программа составлена с учётом исполнения приказа МЗ РФ «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий» №139 от 04.04.2003г.
Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека, здоровью отводится, первостепенное значение.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний, поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.
Программа «я выбираю здоровье» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Программа кружка «я выбираю здоровье» направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учащихся.
Цели и задачи кружка
-сохранение здоровья учащихся
-развитие умения общаться и сотрудничать;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
- получение знаний об организме человека и его функционировании;
- формирование основных навыков здорового образа жизни.
Формы организации занятий
Для более эффективной внеклассной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:
*проведение занятия в виде урока
*Беседы
«Что такое гигиена», «Культура питания: самые полезные продукты», « Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Берегите осанку», «Визит к стоматологу», «Начинаем утреннюю гимнастику», «Гигиена одежды», «Берегите зрение», «Лекарственные растения», « Овощи и фрукто - витаминные продукты», «Зубы и наше здоровье»
В виде практических работ (гимнастические упражнения на разные группы мышц, составление пищевого рациона, исследование продуктов питания на пищевые добавки, антропометрические измерения, правила гигиены).
*Акции:
*творческие конкурсы:
- Конкурс плакатов, пропагандирующих ЗОЖ;
- Конкурс рисунков: « Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт» и т. д.;
-Фотоконкурсы;
- Спортивные игры и соревнования;
- Дискуссии, «круглые столы»;
-День здоровья (7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный день туризма).
просмотр фильмов, отражающих разнообразные жизненные ситуации
встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки
встречи с людьми спецслужб (пожарными, медиками, сотрудниками милиции)
классные часы на нравственные темы
тематические викторины, устные журналы
выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек
Учащиеся должны знать:
Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
Правила ухода за кожей.
Органы пищеварения.
Золотые правила питания, полезные продукты.
Правила здорового сна, хорошего настроения.
Правила для поддержания правильной осанки.
Признаки здорового и закаленного человека.
Правила безопасности на воде.
Правила хорошего тона.
Задачи оздоровительных пауз.
Вопросы физического и духовного здоровья.
Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.
Учащиеся должны уметь:
Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
Следить за кожей, ногтями.
Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
Соблюдать режим дня.
Соблюдать правила поведения в общественных местах.
Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
Содержание
Гигиена и здоровье -7ч
Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей. Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами. Режим дня, необходимость его соблюдения, активный и пассивный отдых, сон как эффективный отдых.
Представление об инфекционных заболеваниях, способы первичной «пассивной» защиты от инфекции.
Поликлиника и больница. Вызов врача на дом, специализация врачебных услуг, служба спасения.
Медикаменты: польза и вред, осторожное обращение с лекарствами.
Вредные привычки 6 ч.
Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни
.
Экология и наше здоровье. Гигиена жилища -11ч.
Что такое экология и жилище. Как лучше устроить квартиру. Микроклимат в квартире. Экологические связи в природе. Бытовая техника. Комнатные растения. Домашние животные. Аллергены жилища. Бытовые насекомые и грызуны. Связи между экологическим состоянием природы и нашим здоровьем.
Как сделать сон полезным-1ч
Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.
Питание и здоровье -6 ч
Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания.
Если хочешь быть здоров -3 ч
Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Подготовка и проведение праздника "Мы дружим с физкультурой и спортом".
Календарно – тематическое планирование творческого объединения
«я выбираю здоровье» 9а класс
34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Гигиена и здоровье | 7 | |
1 | Твоё здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье?» Настроение в школе. Как настроить себя на урок | 1 | 20.09 |
2 | Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Уход за кожей лица | 1 | 27.09 |
3 | Гигиена волос. Уход за полостью рта и зубами | 1 | 04.10 |
4 | Уход за руками. Уход за ногами. Уход за ногтями | 1 | 11.10 |
5 | Баня. Виды, правила пользования | 1 | 18.10 |
6 | Гигиена одежды. Гигиена обуви. Правильный выбор в зависимости от погоды | 1 | 25.10 |
7 | Режим дня. Активный отдых. Пассивный отдых. | 1 | 07.11 |
| Вредные привычки | 6 | |
8 | Невидимые враги человека. Курение. | 1 | 14.11 |
9 | Невидимые враги человека. Переедание. Недоедание. | 1 | 21.11 |
10 | Невидимые враги человека. Алкоголь. Алкоголизм | 1 | 28.11 |
11 | Наркотики. Наркомания | 1 | 05.12 |
12 | Токсикомания. Музыкомания | 1 | 12.12 |
13 | Нецензурные слова. Антинарко — что это? | 1 | 19.12 |
| Экология и наше здоровье. Гигиена жилища. | 11 | |
14 | Как лучше устроить квартиру. Микроклимат в квартире. Температура. Влажность. | 1 | 26.12 |
15 | Подвижность воздуха. Давление. Электрическое поле. | 1 | 09.01 |
16 | Ионизация воздуха. Инсоляция жилища. Искусственное освещение. | 1 | 16.01 |
17 | Шум. Вибрация. | 1 | 23.01 |
18 | Состав воздуха в квартире. Полимеры вокруг нас. | 1 | 30.01 |
19 | Бытовая техника. Телевизоры. Кондиционеры. Электронагреватели. | 1 | 06.02 |
20 | Плиты. Холодильники. Пылесосы. Кухонная посуда. | 1 | 13.02 |
21 | Комнатные растения. Домашние животные. | 1 | 20.02 |
22 | Бытовые насекомые. Грызуны | 1 | 27.02 |
23 | Аллергены жилища | 1 | 06.03 |
24 | Экологическое состояние природы и наше здоровье Человек – часть природы. | 1 | 13.03 |
| Как сделать сон полезным | 1 | |
25 | Сон - лучшее лекарство. Если нарушается сон. | 1 | 20.03 |
| Питание и здоровье. | 6 | |
26 | Что такое рациональное питание. | 1 | 27.03 |
27 | Калорийность пищи. | 1 | 03.04 |
28 | Пищевые вещества. | 1 | 10.04 |
29 | Основные продукты питания | 1 | 17.04 |
30 | Режим питания. | 1 | 24.04 |
31 | Профилактика пищевых отравлений. | | 08.05 |
| Если хочешь быть здоров | 3 | |
32 | Как закаляться. Обтирание. | 1 | 15.05 |
33 | Как закаляться. Обливание. | 1 | 22.05 |
34 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 1 | 29.05 |
Учащиеся должны уметь:
Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
Следить за кожей, ногтями.
Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
Соблюдать режим дня.
Соблюдать правила поведения в общественных местах.
Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
Содержание
Гигиена и здоровье -7ч
Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей. Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами. Режим дня, необходимость его соблюдения, активный и пассивный отдых, сон как эффективный отдых.
Представление об инфекционных заболеваниях, способы первичной «пассивной» защиты от инфекции.
Поликлиника и больница. Вызов врача на дом, специализация врачебных услуг, служба спасения.
Медикаменты: польза и вред, осторожное обращение с лекарствами.
Вредные привычки 6 ч.
Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни
.
Экология и наше здоровье. Гигиена жилища -11ч.
Что такое экология и жилище. Как лучше устроить квартиру. Микроклимат в квартире. Экологические связи в природе. Бытовая техника. Комнатные растения. Домашние животные. Аллергены жилища. Бытовые насекомые и грызуны. Связи между экологическим состоянием природы и нашим здоровьем.
Как сделать сон полезным-1ч
Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.
Питание и здоровье -4 ч
Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания.
Если хочешь быть здоров -2 ч
Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Подготовка и проведение праздника "Мы дружим с физкультурой и спортом".
Календарно – тематическое планирование творческого объединения
«я выбираю здоровье» 8а и 9б
34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Гигиена и здоровье | 7 | |
1 | Твоё здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье?» Настроение в школе. Как настроить себя на урок | 1 | 22.09 |
2 | Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Уход за кожей лица | 1 | 29.09 |
3 | Гигиена волос. Уход за полостью рта и зубами | 1 | 06.10 |
4 | Уход за руками. Уход за ногами. Уход за ногтями | 1 | 13.10 |
5 | Баня. Виды, правила пользования | 1 | 20.10 |
6 | Гигиена одежды. Гигиена обуви. Правильный выбор в зависимости от погоды | 1 | 27.10 |
7 | Режим дня. Активный отдых. Пассивный отдых. | 1 | 07.11 |
| Вредные привычки | 6 | |
8 | Невидимые враги человека. Курение. | 1 | 14.11 |
9 | Невидимые враги человека. Переедание. Недоедание. | 1 | 21.11 |
10 | Невидимые враги человека. Алкоголь. Алкоголизм | 1 | 28.11 |
11 | Наркотики. Наркомания | 1 | 05.12 |
12 | Токсикомания. Музыкомания | 1 | 12.12 |
13 | Нецензурные слова. Антинарко — что это? | 1 | 19.12 |
| Экология и наше здоровье. Гигиена жилища. | 11 | |
14 | Как лучше устроить квартиру. Микроклимат в квартире. Температура. Влажность. | 1 | 26.12 |