СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Маленький мастер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все, что окружает нас в жизни сделано человеческими руками. Начиная с предметов обихода и заканчивая сложными техническими и архитектурными сооружениями. Нельзя обойти стороной и произведения искусства, которые создали мастера. Именно умение создать прекрасное своими руками послужило мотивом образования объединения «Маленький мастер». Занятия объединяют детей, интересующихся творчеством, созиданием различных работ своими руками, стремлением доставить радость другим и себе.

Именно для таких детей мною была разработана образовательная программа, целью которой было создание образовательной среды для развития творческого потенциала на основе различных способов работ с бумагой, бытовыми отходами, нитками, пластичными и другими материалами.

В своей работе я не придерживаюсь штампов и выискиваю все самые новые и интересные работы, порой нестандартные в исполнении и материале изготовления. Но, тем не менее, материалы для работы выбираются доступные. Бумага самая разнообразная; цветная, упаковочная, металлизированная  и картон, бытовые отходы, пластилин, природный материал. Ребята узнают, что бумагу можно не только резать ножницами, но и рвать, мять, скручивать, получая вследствие этого новые возможности передачи характера, образа, особенности работы.  

Следующим материалом, с которым работают учащиеся, стал пластилин. Это также любимый детьми материал, который можно мять, раскатывать, размазывать, скручивать и т.д. Ребята познакомились с новым для них видом работы с пластилином – это пластилиновые картины. Много положительных эмоций вызвали как у детей, так и у их родителей работы: «Волшебные птицы», «Домашние животные», «В мире сказок» и др.

Всегда будет вызывать интерес детей работа с бросовым материалом. Что может быть необычней, чем картина из макарон, ваза из гороха или корзина, сделанная из пластиковой бутылки. Для этого творчества пригодно все и спички, и старые коробки, крышки от бутылок и банок, стаканчики из - под йогуртов и многое другое, что часто выкидывается как мусор.

Требования к процессу обучения несут разный характер. Например, требования по возрасту, по временам года, по тематическим выставкам.

В соответствии с программой обучающиеся приобретают необходимые навыки и умения. От занятия к занятию они становятся аккуратнее, внимательнее, усидчивее. Также посещение объединения имеет большое значение для развития мелкой моторики.

Кружок «Маленький мастер» посещают 15 детей из 4а и 4б класса. На протяжении всего периода обучения проводится наблюдение за динамикой развития умений и навыков детей. Так в соответствии с программными требованиями у детей отслеживались следующие показатели:

знание правил безопасной работы с инструментами; умение размечать деталь по шаблону; умение анализировать изделие; умение производить обработку различных материалов (сгибать, скручивать бумагу, резать ее по нанесенной линии, делать 2-3 базовые фигуры оригами; скатывать и скручивать пластилин) творческая активность на занятиях; внимательное отношение друг к другу.

В соответствии с выдвинутыми требованиями и анализом усвоения их, была составлена диаграмма степени обучения. В диаграмме обработаны данные по двум годам обучения. Обучаются 15 человек. Из них отлично усвоили умения и навыки соответствующие возрастным требованиям 60% учащихся. Эти дети могут самостоятельно проанализировать изделие. Они работают творчески и ищут новые возможности изготовления поделок. 30% детей самостоятельно работают на занятиях, могут изготовить поделку без помощи, но «по указке», они что-то придумывают, добавляют от себя. Остальные 10%-дети с более низким уровнем обучения. Они не могут без посторонней помощи применить необходимые инструменты, выполнить действия. Эти дети  не очень активны  на занятии, требуют помощи от педагога.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Маленький мастер"»









Дополнительная образовательная программа

«Маленький мастер »




Направленность – художественно-эстетическая

Возраст детей –10 лет

Срок реализации - 1 год

Тип программы - адаптированная





















Программа кружка "Маленький мастер"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Курс кружка “Маленький мастер” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю

34 учебные недели х 1 час в неделю = 34 часа в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе

в кружке “Маленький мастер”

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн)

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними)

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



4 класс, 34 часа


Количество часов

Дата

Тема

Материалы

1

07.09

Вводная беседа




I. Работа с природными материалами

(4 часа)


1-4

14.09- 4.10

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

Пластилин, спички, манная крупа, осенние листья



II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)


1-2

12.10-19.10

Многослойные аппликации.

Открытки, картинки, картон

3-6

26.10-23.11

Мозаичная аппликация на стекле.

Пластилин, стекло

7-8

7.12-14.12

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

9-14

21.12-08.02

Аппликации в технике квиллинг.

Картон, цветная бумага

15-18

15.02-07.03

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Картон, цветные нитки

19-24

15.03-26.04

Аппликации в технике изонить.

Картон, цветные нитки



III.Поделки на основе нитяного кокона

(7 часа)


1-4

03.05-17.05

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

Нитки, напальчник, цветная бумага

1

24.05

Подведение итогов




Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Маленький мастер»


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.








Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru





6


6