СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Физическое развитие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 лет) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Физическое развитие»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Детский сад № 15 «Дельфин»




УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № ____от ______201__г.

Городского методического совета






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 лет)

НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составлена в соответствии с ФГОС ДО






Составитель /Разработчик программы

Блохина Наталья Валериевна

Педагогический стаж 20 лет

Должность инструктор по физическому воспитанию






2015 г.




Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….…3

  2. Учебно-тематический план…………………………...…………………10

  3. Содержание программы дополнительного образования……………..16

  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………….…………………………………..19

Список литературы…………..…………….….………………………………...29


Приложение

  1. Диагностические фото и фотоматериалы……………………………..30

  2. Результаты физических исследований детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...34

  3. Наглядные материалы для работы с педагогами и родителями…....38

















Пояснительная записка

Физическое воспитание – есть огромный, прекрасный, но таинственный космос, через постижение которого можно приблизится к Истине и Счастью.

Н.Н. Ефименко

Развитие человека и степень его полезности обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни начинается деятельность по закладке фундамента здоровья. Этот процесс имеет свое начало еще до рождения и продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровья родных, собственного поведения и отношения к здоровью, образа жизни, наследственности, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов.

Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье.

Дан­ные статистических исследований, фак­ты из медицинской практики говорят том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным наруше­ниям в их организме. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускула­туры, что влечет за собой нарушение осанки и плоскостопие, задержку возра­стного развития, координации движе­ний, выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание за столом (за партой) вызывает статическую нагрузку на определенные группы мышц.

Программа дополнительного образования составлена в соответствии с ФГОС ДО по авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н.Ефименко, 2007 г. Она  реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании»

- Национальной доктриной образования в РФ

- Концепцией модернизации российского образования

- Концепцией дошкольного воспитания

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29 мая 2013 г.

В предлагаемой программе предпринята попытка принципиально иного научно-методологического подхода к физическому направлению развития детей, основанного, прежде всего, на природосообразности предлагаемых методических принципов, театрализации педагогического процесса и личностно-ориентированной модели физического воспитания дошкольников.

В основу этой программы положен ряд основных принципов:

- естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

- оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);

- адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;

- индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья и психического развития).

Среди выше перечисленных принципов, важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных, функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

В данной программе в достаточной мере учтено значительное положительное влияние двигательной игровой активности детей на другие важные направления их развития (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное). В связи с этим предусмотрены конкретные задачи (соответственно, формы, средства и методы), которые выходят за рамки только двигательной абилитации и направлены на общее развитие личности ребенка. Суть данного положения заключается в том, что родители таких детей будут иметь возможность использовать программу (хотя бы частично) для самостоятельной организации адаптивного физического воспитания детей и в домашних условиях.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Достижение поставленной цели требует решения следующих блоков задач:

  1. Общеоздоровительные (профилактические) задачи

Данный блок задач предусматривает:

Увеличивать устойчивость и сопротивляемость организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды: резким изменениям температуры воздуха, воды, поверхности опоры (особенно в сторону охлаждения), наличия ветра, сквозняка, повышенной солнечной активности или влажности воздуха, вирусной инфекции; разнообразным психофизическим стрессовым воздействиям и т.п.

Всесторонне расширять биологические возможности организма ребенка: увеличивать дееспособность следующих систем: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, энергообеспечения, терморегуляторной, пищеварительной, выделительной и др.

Формировать культурно-гигиенические навыки отношения к своему телу, личных бытовых манипуляций, а также гигиены при взаимодействии с окружающей средой и людьми.

Обучать детей основам здорового образа жизни.

Знакомить с основными навыками безопасной жизнедеятельности, профилактики травматизма во время занятий физической культурой или самостоятельной двигательно-игровой деятельности (ОБЖ).

  1. Двигательные лечебно-восстановительные задач

  • Коррекция неправильных положений опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, отделов позвоночника, стоп, а также скелета в целом).

  • Общая релаксация (расслабление) скелета и отдельных спастических мышечных групп.

  • Преодоление слабости (гипотонии) отдельных мышечных групп.

  • Сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и кожных (тактильных) ощущений.

  • Преодоление недостаточности в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (специфические проблемы).

  • Формирование полноценных опорных реакций верхних конечностей, таза и нижних конечностей.

  • Развитие статической и динамической устойчивости (равновесия) ребенка.

  • Формирование чувства «схемы тела» (туловища и конечностей как единой скелетной системы), а также ориентировки в окружающем мини-пространстве.

  • Формирование кистевых функций (захвата, опорной, манипуляционной, дифференцирования предметов, тонкой моторики и др.)

III. Двигательные коррекционные задачи

В тех случаях, когда ребенок овладевает обязательной программой раннего двигательного развития, дальнейшая работа по коррекционному физическому воспитанию должна быть направлена на освоение основных двигательных режимов (ОДР), к которым относятся:

I. «Лежачий».

II. Ползательный.

III. «Сидячий».

IV. Стоячий.

V. Ходьбовый.

VI. Лазательный.

VII. Беговой.

VIII. Прыжковый.

Первые пять ОДР надо отнести к обязательным, поскольку именно от их освоения зависит успешность адаптации детей к условиям существования. Следующие ОДР (VI, VII и VIII) можно назвать вариативными. В зависимости от формы и степени выраженности двигательных нарушений ребенок должен овладеть максимально возможным для себя ОДР (например, освоить доступные варианты лазанья, медленно бежать, сохраняя равновесие, или подпрыгивать на месте, координируя свои движения). При легких степенях двигательных нарушений, вполне возможно освоение подскоков и даже некоторых прыжковых упражнений.

IV. Специальные коррекционные задачи

1. Развитие речи через движения

Направления работы:

• функциональное стимулирование центральной нервной системы (включая речевые центры головного мозга) с помощью циклических физических упражнений типа педалирования на велосипеде, ходьбы, бега и подскоков;

• стимулирование рецепторов кожи, суставов и мышц предплечий, лучезапястного сустава и ладоней (особенно правой руки) для активизации возбуждения речевых центров полушарий головного мозга;

• активизация речевого развития ребенка физическими упражнениями в мелкой моторике (пальчиковая гимнастика);

• сопровождение движений соответствующими звуками и речью;

• внедрение сюжетности в двигательно-логопедическую коррекцию;

• формирование положительной эмоциональной составляющей при выполнении движений с элементами логопедической коррекции;

• развитие общей и мелкой координации мышц туловища, верхних и нижних конечностей (двуручная и двуножная координация), пальцев рук («театр жеста»);

• формирование навыков общего расслабления тела и конечностей;

• нормализация мышечного тонуса в артикуляционном аппарате и мимических мышцах (преодоление ротового «панциря» по В. Райху);

• использование музыки в двигательной активности детей для коррекции речевых нарушений («музыкотерапия»);

• формирование дыхательной функции как составной части звукопостроения.

2. Улучшение зрительных функций (или частичная компенсация) посредством двигательной активности

Направления работы:

• улучшение общего тонуса ЦНС (включая зрительные центры полушарий головного мозга) благодаря циклическим двигательным действиям;

• усиление кровоснабжения и питания органов зрения с помощью массажа лица и шейно-воротниковой зоны, а также специальных упражнений для шейного участка позвоночника;

• совершенствование функции слуха (как компенсирующей сенсорной системы);

• коррекция функции глазодвигательного аппарата (гимнастика для глаз, снятие глазного «панциря» по В. Райху);

• тренировка ориентирования ребенка с недостатками зрения в малом и большом пространствах;

• формирование ручных и ножных зрительно-опорных (при падениях) реакций;

• развитие ручной предметно-манипулятивной деятельности (включая навыки владения бытовыми приборами и инструментами);

• акцентированное развитие статического и динамического равновесия.

3. Коррекция и компенсация функций слухового анализатора (при наличии тугоухости или глухоты) благодаря специально организованной двигательной деятельности.

Направления работы:

• общетонизирующее влияние циклических физических упражнений на ЦНС (включая слуховые центры полушарий головного мозга);

• улучшение кровоснабжения и питания органов слуха с помощью специального массажа и корректирующей гимнастики для шейной области позвоночника и головы (преодоление шейного «панциря» по В. Райху);

• ритмизация двигательной деятельности (ритмотерапия);

• музыкальная терапия (музыкотерапия);

• расширение возможностей зрительной системы у ребенка с недостатками слуха (увеличение «поля зрения», улучшение «визуального внимания», повышение продолжительности и устойчивости зрительного контакта с окружающими);

• театр мимического и жестового диалога;

• формирование совместной координации в двигательных, звуковых, ритмических, музыкальных, тактильных, кинестетических и зрительных проявлениях.

4. Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР), имеющих легкую и умеренную степень интеллектуальных нарушений, средствами адаптивного физического воспитания:

Направления работы:

• формирование с помощью специально организованных двигательных действий пространственных, временных и энергетических представлений:

- дальше – ближе, выше – ниже;

- слева – справа, сзади – спереди;

- длиннее – короче, толстый - тонкий, маленький – большой;

- предложных отношений: « над - под», «в», «у», «за», «перед», «рядом», «на», «в» и др.;

- медленно – живо, часто – редко;

- долго – быстро, сильно – слабо, много – мало и др.;

• изучение посредством двигательной предметно-манипулятивной деятельности физических и других свойств имеющихся материалов:

- гладкий – шершавый;

- плотный – пористый, эластичный – хрупкий;

- мягкий – твердый, тяжелый – легкий;

- холодный – горячий, мокрый – сухой;

• ознакомление в процессе адаптивного физического воспитания с назначением различных предметов (устройств) и формирование на этой основе элементов "орудийной" логики (для чего и как применяется тот или иной предмет). Например:

- ловить, бросать, катить, набивать, футболить (мяч);

- висеть, перехватываться руками, раскачиваться, подвешивать предметы и приспособления (на перекладине);

- подниматься в гору, спускаться вниз, лазить приставными шагами, висеть с использованием гимнастической лестницы и других вспомогательных средств;

• развитие с помощью специальных двигательных действий (задач), игр и эстафет математических представлений (сколько, много-мало, больше-меньше, операций сложения, вычитания, анализа, синтеза, геометрических форм), а также внимания, логики, памяти, наблюдательности и т.п.

Наряду с оздоровительными, коррекционно-восстанавливающими и развивающими задачами адаптивное физическое воспитание детей предусматривает воспитательные задачи, реализация которых будет способствовать развитию полноценной личности.

V. Культурно - воспитательные задачи

воспитание у детей таких необходимых личностных качеств, как: дисциплинированность, настойчивость, смелость, чуткость, доброта, честность, сочувствие, справедливость, терпение, уверенность в себе, вера в свои силы и т.д.;

воспитание эстетических норм и вкусов: аккуратности, опрятности, джентльменства (у мальчиков), женственности (у девочек), правил вежливого поведения по отношению к другим, чувства прекрасного (в движениях, танцевальных композициях, музыке, состязаниях и т.п.);

формирование эмоционально-чувственной и волевой сферы ребенка:

- коррекция эмоционального состояния в направлении положительных эмоций;

- закрепление и стабилизация положительных эмоциональных форм;

- выработка правильных (соответствующих) эмоциональных реакций на различные повседневные ситуации;

- формирование тесной связи между эмоциями и двигательной активностью;

- воспитание правильного отношения ребенка с ДЦП к своему состоянию, другим детям с церебральным параличом, родственникам, представителям противоположного пола, здоровым сверстникам и жизни в целом.

В связи с тем, что внутри возрастной группы (6-7 лет) разброс по состоянию психофизического развития и здоровья детей в целом достаточно широкий, сдержание занятий по физической культуре следует формировать индивидуально-дифференцированно, ориентируясь на возрастные особенности детей.

В своей основе данная программа ориентирована на традиционную структуру, предусматривающую базовый компонент дошкольного образования и региональный компонент и расчитана на один год. Занятия проводятся три раза в неделю по 30 минут.

Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных):

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья   детей;

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • Сформированность начальных представлений о здоровом образе  жизни;

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

  • Овладение основными видами движения;

  • Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.

Для создания более полной картины о здоровье детей в начале года составляется паспорт здоровья каждого воспитанника. В сентябре и мае проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности детей. Шесть дополнительных авторских теста в том числе с помощью плантографа помогают выявить двигательные нарушения имеющие лёгкий, «стёртый» характер и явно не бросающиеся в глаза, а потому в большинстве случаев не замеченные даже специалистами. Полученные результаты анализируются, составляется дальнейшая коррекционно-оздоровительная стратегия в условиях ДОУ.














2. Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы

Форма работы

Примерные темы занятий

Количество часов

Составление паспорта здоровья ребёнка

Диагностика состояния здоровья детей с помощью плантографа

4

Занятия с упражнениями

по коррекции гипотонических (плоскостопие) и дистонических (косолапие) стоп

«Казачата»

«Во саду ли в огороде»

«Цветущая клумба»

«Домашние животные»

«В гости к медвежатам»

5

Занятия с упражнениями по коррекции гипертонических (полых) стоп

«Страна Попрыгундия»

«В гостях у сказки»

«Мы - спортсмены»

«В гости к солнечным лучикам»

«Весёлые старты»

«Космические приключения фиксиков»

7

Занятия с упражнениями для формирования правильной осанки

«Весёлые поварята»

«Лесное путешествие»

«Солнечная полянка»

«Лесная эстафета»

«Снежная сказка»

«Зимние забавы»

«Радуга»

7

Занятия с элементами точечного массажа

«Как утро начнёшь, так и день проведёшь»

«Лесная олимпиада»

«На поиски рукавички»

«Морское путешествие»

«Исследуем вселенную»

5

Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, детской йоги

«Строительство корабля»

«Дыхание весны»

«Ателье»

«Магазин игрушек»

4

Занятия с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастик

«Сладкие сны медвежат»

«Я люблю играть с мячом»

«Весёлые стульчики»

3

Коррекция речевого развития


На каждом занятии

Контрольные занятия


1


Всего: 36 часов (30 минут 2 раза в неделю)



Примерное календарно-тематическое планирование


Тема

Оборудование

Средства коррекции

сентябрь

Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей (исходный). Иследования здоровья детей с помощью плантографа. Анализ результатов мониторинга для планирования дальнейшей работы с детьми.

октябрь

БТИ:

«Времена года»

СМИ:

«Во саду ли в огороде»


Гимнастическая стенка, маты, скамья, мяч

- «Сорока» (точечный массаж)

- «Петушок» (массаж тела)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев)

БТИ:

«Животные»

СМИ:

«Лесное путешествие»

Гимнастическая стенка, маты, обручи, верёвка

- «Солнышко» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)

БТИ:

«Мультфильмы»

СМИ:

«В гостях у сказки»



Гимнастическая стенка, маты, скамья, мяч

- «Кисонька» (точечный массаж)

- «Умывалочка» (массаж лица)

- «Строим дом» (массаж рук)

- «Подарок маме» (массаж пальцев)

БТИ:

«Страна»

СМИ:

«Казачата»


Гимнастическая стенка, маты, мяч, мешочек с песком

- «Кисонька» (точечный массаж)

- «Умывалочка» (массаж лица)

- «Строим дом» (массаж рук)

- «Подарок маме» (массаж пальцев)

ноябрь

БТИ:

«Осень»

СМИ:

«Цветущая клумба»

Гимнастическая стенка, маты, мячи на каждого, кольцо, арбуз

- «Глазки» (упражнение для глаз)

- «Гусь» (массаж рук)

- «Паровоз» (массаж спины)

- «Дружба» (пальчиковая гимнастика)

БТИ:

«Животные»

СМИ:

«Домашние животные»


Гимнастическая стенка, маты, скамья, мешочки с песком,

иллюстрации по теме «Птицы»

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Ёжик» (дыхательное упражнение)

- «Сорока» (точечный массаж)

- «Грибной дождик» (массаж тела)

БТИ:

«Животные»

СМИ:

«В гости к медвежатам»


Мешочки с песком, канат, игрушка мишка или зайчик

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Лиса» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Грибной дождик» (массаж тела)

Забавные физкультуринки «Страна Попрыгундия»


Бревно, мяч, гимнастическая лестница

- «Я в ладоши хлопаю» (массаж рук и ног)

- «Петушок» (дыхательное упражнение)

- «Вышел зайчик погулять» (точечный массаж)

декабрь

БТИ:

«Животные»

СМИ:

«Сладкие сны медвежат»

Гимнастическая стенка, маты, мяч

- «Солнышко» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)

БТИ:

«Спорт»

СМИ:

«Мы - спортсмены»


Гимнастическая скамейка, маты, гимнастическая лестница, обруч

- «Солнышко» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)

БТИ:

«Мультфильмы»

СМИ:

«Космические приключения фиксиков»


Гимнастическая стенка, маты, скамья, мяч

- «Я в ладоши хлопаю» (массаж рук и ног)

- «Петушок» (дыхательное упражнение)

- «Вышел зайчик погулять» (точечный массаж)

БТИ:

«Времена года»

СМИ:

«Снежная сказка»


Верёвка, мяч, мешочки с песком, корзина

- «Солнышко» (точечный массаж)

- «Лук» (массаж шеи)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев ног)

- «Борщ» (массаж спины)


январь

БТИ:

«Зима»

СМИ:

«Зимние забавы»


Мячи, гимнастическая лестница, канат

- «Белый мельник» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Снеговик» (массаж тела)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев)

БТИ:

«Спорт»

СМИ:

«Весёлые старты»

Гимнастическая стенка, маты, мяч

- «Солнышко» (самомассаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)

БТИ:

«Режим дня»

СМИ:

«Как утро начнёшь, так его и проведёшь»


Гимнастическая стенка, маты, наклонная доска

- «Белый мельник» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Снеговик» (массаж тела)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев)

БТИ:

«В мире сказок»

СМИ:

«На поиски рукавички»

Гимнастическая стенка, маты, мячи

- «Солнышко» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)



февраль

БТИ:

«Профессии»

СМИ:

«Строительство корабля»

Гимнастическая стенка, маты, обруч, верёвка, картинка солнышко

- «Весёлая неделька» (упражнение для глаз)

- «Каша кипит» (дыхательное упражнение)

- «Подарок маме» (массаж пальцев)

- «Паровоз» (массаж спины)

БТИ:

«Профессии»

СМИ:

«Ателье»


Наклонная доска, стойка для метания, мячи, гимнастическая лестница, маты

- «Снеговик» (точечный массаж)

- «Снеговики» (массаж тела)

- «Воробьи» (массаж пальцев)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

БТИ: «Професии»

СМИ:

«Магазин игрушек»


доска, канат, гимнастическая скамья, верёвочная лестница, кольца, шишки

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Лиса» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Снеговик» (массаж тела)

Забавные физкультуринки «Весёлые стульчики»


Стойка для метания, наклонная доска, канат, маты

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Лиса» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Снеговик» (массаж тела)

март

БТИ:

«Живая природа»

СМИ:

«В гости к солнечным лучикам»


Верёвка, мяч, мешочки с песком, корзина

-"Неболейка" (массаж биологически активных зон)

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев ног)

- игровой тренинг: Вызов "103"

БТИ:

«Времена года»

СМИ:

«Солнечная поляна»


Гимнастическая стенка, скамья, маты, наклонная доска

- «Весенний ветерок» (дыхательное упражнение)

- «Бубенчик» (упражнение на расслабление)

- подвижная игра «Ручеёк»

БТИ:

«Животные»

СМИ: «Лесная эстафета»


Гимнастическая стенка, маты, скамья, мяч

- «Вьюга» (дыхательная гимнастика)

- «Прыжки через нарты»

- подвижная игра «Отбивка оленей»

- подвижная игра «Важенка и оленята»

БТИ:

«Времена года»

СМИ:

«Дыхание Весны»


Детский кистевой эспандер, бревно, гимнастическая стенка, мат

-“Подуем на плечо” (дыхательная гимнастика)

- "Чтобы горло не болело» (самомассаж)

- игра "Помоги витаминам найти свой дом"

апрель

БТИ:

«Мир вокруг нас»

СМИ:

«Радуга»


Мячи, гимнастическая лестница, мат, дуги, кубы

- «Солнышко»

(дыхательная гимнастика)

- хороводная игра "Солнышко-ведрышко"

- «Ласточка» (пальчиковая гимнастика)

БТИ:

«Мир взрослых»

СМИ:

«Морское путешествие»

доска, канат, гимнастическая скамья, верёвочная лестница, кольца, шишки

- «Рукавицы» (массаж пальцев)

- «Лиса» (точечный массаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Петушок» (массаж тела)

БТИ:

«Космос»

СМИ:

«Исследуем Вселеннную»

Гимнастическая стенка, маты, фитболы

- «Вышел зайчик погулять» (точечный массаж)

- игра-эстафета «Собери ракету»

- подвижная игра

«Космонавты»

-релаксация «Космос»

Развлечение

«Я люблю играть с мячом»

Гимнастическая стенка, маты, детские стулья

- «Наступили холода» (точечный массаж)

- «Снеговик» (массаж тела)

- «Кролики» (массаж ступни и пальцев)

май

БТИ:

«Окружающий мир»

СМИ:

«Лесная олимпиада»


Гимнастическая скамейка, маты, гимнастическая лестница, обруч

- «Глазки» (упражнения для глаз)

- «Солнышко» (самомассаж)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

- «Ладошки» (массаж рук)

- «Барабан» (массаж спины)

БТИ:

«В мире профессий»

СМИ:

«Весёлые поварята»


кубики, канат, мячи, стойка для метания

- «Утка и кот» (точечный массаж)

- «Умывалочка» (массаж лица)

- «Петушок» (массаж тела)

- «Баю-баю» (массаж стоп)

Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей (итоговый). Сравнительный анализ результатов исходного и итогового мониторинга для планирования работы с детьми на следующий учебный год. Консультации с педагогами и родителями.




























3. Содержание программы дополнительного образования


Программа дополнительного образования – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Занятия проводятся в форме спектаклей, с определённым сюжетом, что очень нравится детям. Вся программа построена на том, что «детей можно вырастить здоровыми, если делать это в гармонии с естественными силами Природы и биологическими процессами».

Физкультурная сказка – это новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Здесь есть увертюра, развитие сюжета, его кульминация и послесловие, мораль. Это – «Театр физического воспитания». Такие физкультурные сказки разрабатываются педагогом на основе больших тематических игр. Они увязаны с календарем, государственными праздниками, значимыми датами, региональными особенностями, а также другими образовательными направлениями. Именно в этой форме наиболее полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.

Если говорить об общем стиле проведения занятий, то доминирующим здесь должен стать тотальный игровой метод, суть которого можно выразить следующим образом: играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать! Основной формой занятия по физической культуре становится коррекционная физкультурная сказка, которая предполагает необходимый сказочный сюжет, действующих персонажей и их ролевые проявления. Что касается планирования таких сказочных занятий, то, во-первых, необходимо разработать перечень больших тематических игр (БТИ), которые обеспечат необходимую игровую перспективу на несколько недель, месяцев или даже на весь учебный год. Каждую такую БТИ надо разбить на несколько ситуационных мини-игр (СМИ), которые, в свою очередь, будут состоять из определенного количества игровых коррекционных упражнений. Таким образом, будет обеспечено постоянное игровое поле, которое является наиболее желательным при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе, и с проблемами психического развития.

Важное значение имеет метод повторно-кольцевого построения занятия, суть которого сводится к следующему: в каждом занятии основные двигательные режимы надо реализовывать в обусловленной природой последовательности, начиная коррекционные упражнения из положений лежа, а заканчивая занятия положением стоя или ходьбой (по возможности, бегом и прыжками).

Следует отметить также очень важный для работы с детьми метод предметно-манипулятивной деятельности, который предусматривает постоянное взаимодействие ребенка с различным мелким инвентарем, тренажерами и стационарными конструкциями. В первую очередь это касается верхних конечностей (кистей и пальцев), эффективное развитие которых способствует полноценному формированию обоих полушарий головного мозга и стимулированию общего развития ребенка. Дополнительными позитивными моментами такой деятельности является конкретное познание свойств различных материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением тех или иных предметов, приспособлений, способами взаимодействия с ними), а также программируемая конечная результативность действий с различными предметами.

Кроме перечисленных выше основных методов в воспитании детей, надо иметь в виду целую группу относительно новых и перспективных методов коррекции двигательных нарушений, к которым относятся:

а) метод музыкальной терапии (использование возможностей музыки для стимулирования двигательного и общего развития детей);

б) метод цветовой (световой) терапии (использование возможностей света и цвета для стимулирования общего развития ребенка и преодоления конкретных проблем в двигательной сфере: надо знать, что каждому основному двигательному режиму соответствует тот или иной цвет спектра);

в) метод «достижения желаемого через необходимое»;

г) метод «ласковой твердости» и др.

Учитывая тот факт, что большинство дошкольников нуждаются в профилактике и коррекции тех или иных двигательных нарушений, нами была предложена инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в виде коррекционных физкультурных этюдов. Они представляют собой фрагменты (элементы, наброски) занятия по коррекционному физическому воспитанию, направленные на полное или частичное решение одной из двигательных задач (снять напряжение в шейно-воротниковой зоне и улучшить мозговое кровоснабжение; осуществить дозированное вытяжение позвоночного столба для профилактики и коррекции сутулости; улучшить подвижность и кровоснабжение в пояснично-тазовой области; стимулировать вялые подошвенные мышцы при наличии плоскостопия и т.д.). Реализуется эта форма в стиле театрализованного действия с эмоциональными ролевыми проявлениями.

В результаты тестирования детей старших групп (42 человека) мы обозначили наиболее распространённые типологические группы детей, имеющие специфические двигательные нарушения в лёгкой форме. Из нашего исследования выходит, что традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы необходимо во многом пересмотреть и сориентировать педагогов на адаптивное физическое воспитание. Диагностические тесты, фотоматериалы, результаты физического исследования детей старшего дошкольного возраста представлены нами в приложении 1 и 2.

Исходя из полученных результатов, нами было выяснено, что нужно обратить особое внимание на полую стопу (53%) и косолапие (40%). Почему-то за многие десятилетия сложилось мнение, что самым главным стопным нарушением у ребёнка является плоскостопие. На самом деле это совершенно не так. Плоскостопие, во-первых, естественная форма стопы до 4,5 лет. Природой дан плоско-вальгусный тип стояния ребёнку, чтобы он раздражал зоны роста позвоночника, располагающиеся на внутреннем своде стопы. Ребёнка с плоскостопием мы направили на консультацию к врачу-ортопеду. Врач дал родителям рекомендации, назначил лечебный массаж.

Мы разработали коррекционно-оздоровительную стратегию для детей данных групп, дали наглядные рекомендации для педагогов и родителей старших групп (приложение 3), разработали дальнейшую стратегии коррекционно-оздоровительной работы в условиях ДОО, подчёркивая главный девиз нашей работы с детьми «Не навреди!».

Дальнейшая коррекционно-оздоровительная стратегия в условиях ДОО при полой стопе.

  1. Из видов спорта наиболее целесообразными видятся: лечебно-оздоровительное плавание (лучше – способом «брасс» или удерживая ногами доску), авторский горизонтальный пластический балет, «эволюционная гимнастика» из лежаче-горизонтированных положений.

  2. В целом стратегия работы с такими детьми в психологическом плане носит успокаивающий, релаксационный характер: для снятия или снижения имеющегося нервно-психического возбуждения.

  3. Релаксационная тактика ножных массажных процедур, пассивной и активной разработки суставов, специальных приёмов потряхивания, - направленная на преодоление мышечного напряжения и тугоподвижности в суставах стоп.

Дальнейшая коррекционно-оздоровительная стратегия в условиях ДОО при дистоническом типе стоп (косолапие).

  1. Поскольку при дистонических стопах почти всегда имеет место поясничная периферическая недостаточность – коррекционно-оздоровительная стратегия аналогична гипотоническим стопам.

  2. Если очаг поражения локализован в шее – подробное описание стратегии при гипертонических стопах.

  3. В отношении самого голеностопа необходимо выдерживать следующие позиции:

    1. Расслаблять мышцы внутренней поверхности голени;

    2. Укреплять мышцы внешней поверхности голени;

    3. Расслаблять (растягивать) мышцы задней поверхности голени;

    4. Укреплять мышцы передней поверхности голени;

    5. Усиливать тыльное сгибание стопы;

    6. Формировать разворот стопы кнаружи.

Задача обеспечения не только развитого, но здорового детства актуальна и требует внедрения в практику ДОУ новых технологий здоровья, которые позволят получить более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.










  1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей


Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной области « Физическое развитие»

Образова тельная область

Программное обеспечение

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Физическое развитие

1.Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования – 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014.


2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа – Таганрог, 2007. – 68с.


















    1. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления детей – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

    2. Ефименко Н.Н. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игр-занятий. 6-7 лет. ФГОС: физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.

    3. Ефименко Н.Н. Неправильная физкультура (в детском саду и школе) – Винница, 2009. – 72 с.

    4. Ефименко Н.Н. Дети с полыми стопами (советы родителям, пелагогам, медикам) - Таганрог: изд. «Нюанс», 2005. – 26 с.

    5. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, постижения. – Харьков: Веста: изд. Ранок, 2004.- 64 с.

    6. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. Изд. 2-е, доп. и пререраб. – Винница: изд. «Эдельвейс и К», 2004. – 132 с.

    7. Ефименко Н.Н. Плантография - или о чем говорят отпечатки детских стоп – Таганрог, 2003. – 80 с.

    8. Ефименко Н.Н., Мога Н.Д. Адаптивное физическое воспитание и оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от рождения до 8 лет) – Томск: Иван Федоров, 2014. – 62 с.

    9. Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные направления коррекционной работы - Таганрог, изд. «Центр развития личности» 2007. – 48 с.

    10. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.

1. Плакаты для коррекционной работы с детьми с нарушениями осанки.

2. Иллюстрации с изображением различных видов спорта.

3. Картотека игр и упражнений для каждой возрастной группы.

4. Подборка видео материалов гимнастик пробуждений, физкультурных занятий, коррекционных этюдов.

5.Комплексы дыхательных упражнений.

6. Подборка стихов, потешек.



Средства физического воспитания дошкольников

1. Физические упражнения коррекционно-развивающей направленности

Обязательная минимальная программа двигательного развития ребенка:

1. Упражнения для формирования подъема головы, ее удержания в вертикальном положении и контроля в пространстве.

2. Упражнения для формирования опорно-разгибательных движений в руках (плечевом поясе и верхнем отделе позвоночника) в положении лежа на животе.

3. Элементарные ручные предметно-манипулятивные действия в лежачем положении.

4. Упражнения для формирования поворотов, разворотов и переворотов (со спины на живот и обратно) в положении лежа.

5. Ползание на животе.

6. Ползание по-пластунски.

7. Упражнения на четвереньках (низких, средних и высоких) на месте.

8. Ползание на четвереньках (низких, средних и высоких).

9. Элементарные ручные предметно-манипулятивные действия на четвереньках.

10. Упражнения для формирования положения сидя.

11. Упражнения для самостоятельного принятия положения сидя.

12. Передвижение в положении сидя (на ягодицах, на корточках).

13. Элементарные ручные предметно-манипулятивные действия в положении сидя.

14. Упражнения в положении на коленях (низких, средних и высоких).

15. Передвижение на коленях.

16. Упражнения для вставания на ноги.

17. Упражнения по самостоятельному стоянию и сохранению устойчивого положения.

18. Элементарные ручные предметно-манипулятивные действия в положении стоя.

19. Упражнения в ходьбе.

20. Самостоятельная ходьба.

21. Элементарные ручные предметно-манипулятивные действия в ходьбе.

2. Физические упражнения по освоению основных двигательных режимов

I. «Лежачий» основной двигательный режим

        1. Упражнения в положении лежа на спине.

  1. Упражнения в положении лежа на животе.

  2. Упражнения в положении лежа на боку.

  3. Перевороты со спины на живот и наоборот.

  4. Повороты и развороты в положении лежа (на спине, на животе).

  5. То же самое, но манипулируя с различными предметами.

  6. Игры, эстафеты и соревнования в лежачих положениях (на спине, на животе, на боку).

II. Ползательный основной двигательный режим

        1. Передвижение на спине.

        2. Передвижение на животе.

        3. Ползание по-пластунски.

        4. Упражнения на низких четвереньках на месте.

        5. Упражнения на средних четвереньках на месте.

        6. Упражнения на высоких четвереньках на месте.

  1. Ползание на низких четвереньках.

  2. Ползание на средних четвереньках.

  3. Ползание на высоких четвереньках.

  4. Бег на высоких четвереньках (по возможности).

  5. Упражнения на задних низких четвереньках на месте.

  6. Упражнения на задних средних четвереньках на месте.

  7. Ползание на задних низких четвереньках.

  8. Ползание на задних средних четвереньках.

  9. То же самое, но манипулируя с различными предметами.

  10. Игры, эстафеты и соревнования с элементами ползания.

III. «Сидячий» основной двигательный режим

        1. Упражнения по пассивному высаживанию ребенка.

        2. Упражнения для развития статического равновесия в положении сидя.

        3. Упражнения для самостоятельного принятия положения сидя из положения лежа или на четвереньках.

        4. Упражнения в передвижении в положении сидя (на ягодицах, на корточках).

        5. Упражнения для развития динамического равновесия при передвижении в положении сидя.

        6. Все то же самое, но манипулируя с различными предметами.

        7. Педалирование на стационарном велостанке.

        8. Педалирование на четырехколесном детском автомобиле.

        9. Педалирование на трехколесном велосипеде.

        10. Педалирование на двухколесном велосипеде.

        11. Все то же самое, но манипулируя с различными предметами.

        12. Игры, эстафеты и соревнования в положении сидя

IV. Стоячий основной двигательный режим

        1. Упражнения в положении на низких коленях.

        2. Упражнения с вставанием на средние и высокие колени.

        3. Упражнения для развития статического равновесия в положении стоя на высоких коленях.

        4. Упражнения в передвижении на средних или высоких коленях.

        5. Упражнения в положении прямостояния.

        6. Упражнения для развития статического равновесия в положении стоя.

        7. Упражнения для формирования элементарных шаговых движений на месте.

        8. Все то же самое, но манипулируя с различными предметами руками и ногами.

        9. Игры, эстафеты и соревнования в положении стоя.

V. Ходьбовый основной двигательный режим

        1. Упражнения для формирования шаговых движений у опоры (держась за опору).

        2. Упражнения для формирования самостоятельных шаговых действий (без ручной опоры).

        3. Упражнения в ходьбе по прямолинейной траектории.

        4. Упражнения в ходьбе по криволинейной траектории.

        5. Упражнения в ходьбе с переступанием через незначительные препятствия (гимнастическую палку, обруч, тонкий канат и др.).

        6. Упражнения в ходьбе по относительно сложной траектории (по кругу в обе стороны, по «восьмерке», зигзагом, противоходом и т.д.).

        7. Упражнения в ходьбе с преодолением более сложных горизонтальных препятствий (жерди, деревянного «кирпичика», кубиков и т.д.).

        8. Упражнения в ходьбе с преодолением относительно сложных вертикальных препятствий (гимнастической скамейки, деревянного куба, поручня и т.д.).

        9. Упражнения в ходьбе по нетипичной опорной поверхности (сетке, которая положена на пол; по песку, траве, снегу, мелководью и т.д.).

        10. Упражнения в ходьбе по наклонной поверхности вверх.

        11. Упражнения в ходьбе по наклонной поверхности вниз.

        12. Упражнения в ходьбе по ступенькам в гору и с горы.

        13. Упражнения в ходьбе в ограниченном пространстве (по коридору, по условному «лабиринту», под ветвями деревьев, в условном «тоннеле» и т. п.).

        14. Упражнения в кросс-ходьбе (с преодолением естественных препятствий на открытой местности: по поляне, по оврагу, в лесу или парке).

        15. Упражнения в ходьбе по шатающейся поверхности (тренажеров).

        16. Упражнения в ходьбе по повышенной и ограниченной опоре (скамье, горизонтальному бревну, лежащим автомобильным покрышкам и др.).

        17. Упражнения в ходьбе с переносом мелких предметов (мячей, кеглей, кубиков и др.).

        18. Упражнения в ходьбе с переносом относительно крупных предметов (обручей, мячей, различных модулей).

        19. Упражнения в ходьбе с групповым переносом относительно длинных предметов (каната, шеста, веревочной лестницы и др.).

        20. Упражнения в ходьбе с элементами перелезания через стационарные вертикальные препятствия (барьер, невысокую лестницу, гимнастическую конструкцию и др.).

        21. Упражнения в ходьбе в шеренге парами, тройками или четверками.

        22. Упражнения в ходьбе в колонну по одному, взявшись за руки.

        23. Упражнения в групповой ходьбе в ограниченном пространстве зала или площадки.

        24. Упражнения в ходьбе навстречу друг другу.

        25. Ходьба без зрительного контроля (с закрытыми глазами) с соблюдением мер безопасности.

        26. Упражнения в ходьбе в сочетании с ручными и ножными предметно-манипулятивными действиями (набиванием мяча о пол, передвижением тележки, ведением мяча ногой и др.).

        27. Игры, эстафеты и соревнования с элементами ходьбы.

VI. Лазательный основной двигательный режим

        1. Упражнения в лазании с преимущественным использованием упоров.

        2. Упражнения в лазании, где используются преимущественно висы.

        3. Упражнения в лазании, где сочетаются упоры с висами.

        4. Упражнения в лазании по стационарной вертикальной лестнице.

        5. Упражнения в лазании по шатким конструкциям (тренажерам «Канатная дорога», «Трап» и др.).

        6. Упражнения в лазании по подвижным конструкциям (тренажерам «Бамбучина», «Джунгли-маятники», «Лесенка-чудесенка» и др.).

        7. Упражнения в лазании с переноской в руке мелких предметов (колец, кубиков, мячиков и др.).

        8. Упражнения в лазании с переноской в руке относительно большого предмета (мяча среднего размера, гимнастической палки и др.).

        9. Упражнения в лазании по разным конструкциям после предварительного вестибулярного возмущения (вращения).

        10. Игры, эстафеты и соревнования с элементами лазания.

VII. Беговой основной двигательный режим

        1. Упражнения в беге на месте, держась рукой (руками) за опору.

        2. Упражнения в беге на месте без ручной опоры.

        3. Упражнения в произвольном беге по залу или площадке.

        4. Упражнения в беге в заданном «коридоре».

        5. Упражнения в беге к заданным ориентирам (кеглям или флажкам).

        6. Упражнения в беге по кругу.

        7. Упражнения в беге по фигурной траектории («восьмерке», зигзагом, змейкой, противоходом и др.).

        8. Упражнения в беге, огибая вертикальные препятствия (кегли, флажки и др.).

        9. Упражнения в беге под натянутыми ориентирами (резинкой).

        10. Упражнения в беге, преодолевая незначительные горизонтальные препятствия.

        11. Упражнения в беге, преодолевая незначительные вертикальные препятствия.

        12. Упражнения в беге в шеренге (по двое, втроем, вчетвером).

        13. Упражнения в беге в колонне по одному.

        14. Упражнения в беге по отметкам на поверхности опоры.

        15. Упражнения в беге по пересеченной местности (кроссовый бег).

        16. Упражнения в беге в сочетании с переноской мелких предметов (мячиков, кубиков, колец, мешочков с песком и др.).

        17. Упражнения в беге в сочетании с переноской относительно крупных предметов (веревочной лестницы, шеста, каната, поролонового модуля и др.).

        18. Упражнения в беге с ведением мяча рукой (руками).

        19. Упражнения в беге по непривычной поверхности (песку, траве, мелководью, снегу).

        20. Упражнения с нестандартными способами бега (приставными шагами, спиной вперед, скрестным шагом, по типу «лезгинка», галопом и др.).

        21. Упражнения в беге в гору (с небольшим углом наклона).

        22. Упражнения в беге с горы (с небольшим углом наклона).

        23. Упражнения в беге с ускорением на короткие отрезки.

        24. Упражнения в беге на общую выносливость.

        25. То же самое, но с использованием различных манипуляций с предметами.

        26. Игры, эстафеты и соревнования с элементами бега.

VIII. Прыжковый основной двигательный режим

        1. Упражнения в подскоках на месте на двух ногах, держась за опору.

        2. Упражнения в подскоках на месте на двух ногах, не держась за опору.

        3. Упражнения в подскоках с продвижением вперед.

        4. Упражнения в подскоках с продвижением в различных направлениях.

        5. Упражнения в прыжках в длину с места.

        6. Упражнения в прыжках в высоту с места.

        7. Упражнения в прыжках в длину с разбега.

        8. Упражнения в прыжках в высоту с разбега.

        9. Многоскоки (различные варианты).

        10. Упражнения в прыжках в сочетании с предметными манипуляциями.

        11. Игры, эстафеты и соревнования с элементами подскоков и прыжков.

3. Ручная предметно-манипулятивная деятельность

        1. Прикосновения к различным поверхностям, поглаживание, ощупывание руками (ладонями и пальцами).

        2. Набивание ладонями по различным опорным поверхностям.

        3. Кистевой захват мелких предметов разными способами.

        4. Удержание мелких предметов в руках (руке).

        5. Перекладывание мелких предметов из руки в руку.

        6. «Роняние» предметов на пол.

        7. Рассыпание мелких предметов на полу.

        8. Сбор мелких предметов с пола.

        9. «Жонглирование» мелкими предметами.

        10. Собирание мелких предметов в определенном месте.

        11. Конструирование различных форм (произвольных и по заданию педагога) из мелких предметов.

        12. Метание мелких предметов в горизонтальную цель.

        13. Метание мелких предметов в вертикальную цель.

        14. Метание мелких предметов на дальность.

        15. Катание круглых, овальных и цилиндрических предметов по полу.

        16. Передвижение по опоре плоскогранных предметов.

        17. Отбивание мяча от пола.

        18. Отбивание мяча от стенки или щита.

        19. Подбрасывание мяча вверх без последующей ловли.

        20. Подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей.

        21. Сбивание предметов другим предметом с помощью броска.

        22. Сбивание предметов мячом с помощью прокатывания.

        23. Прокатывание мяча в условные ворота.

        24. Перебрасывание мячей через вертикальные ориентиры (резинку, веревку, перекладину).

        25. Нанизывание предметов на веревку или палку.

        26. Завязывание и развязывание узлов на веревке.

        27. Элементы макраме различной сложности.

        28. Передача мелких предметов друг другу в руки.

        29. Передача относительно крупных предметов друг другу в руки.

        30. Переноска в руках мелких предметов на расстояние.

        31. Захват предметов предплечьем-плечом.

        32. Удержание предметов предплечьем-плечом и переноска на установленное расстояние.

        33. Удержание предметов плечом-туловищем (прижимая к себе).

        34. Удержание предметов плечом-туловищем и переноска на установленное расстояние.

        35. Остановка рукой катящегося предмета.

        36. Бросание мячей друг другу на небольшом расстоянии.

        37. Бросание мячей друг другу со среднего расстояния.

        38. Бросание мячей друг другу с относительно большого расстояния.

        39. Отбор мяча друг у друга.

        40. Перехват летящего мяча.

        41. Кручение одного предмета на другом (кольца на палке).

        42. Сцепление одного предмета с другим.

        43. Сохранение равновесия стоящего предмета на ладони (кегли, гимнастической палки, пластиковой бутылки и др.).

        44. Манипулирование со «ступалками» (приспособлениями для ползания на четвереньках) в кистях.

        45. Манипулирование с клюшкой и мячиком (шайбой).

        46. Манипулирование с ракеткой для настольного тенниса и шариком.

        47. Манипулирование с ракеткой для бадминтона и воланчиком.

        48. Манипулирование с «тарелочками».

        49. Манипулирование с лентой.

        50. Манипулирование с булавами.

        51. Манипулирование с обручем.

        52. Манипулирование со скакалкой.

        53. Манипулирование с резиновым мячом в воде (элементы водного поло).

        54. Манипулирование с волейбольным мячом (элементы волейбола).

        55. Манипулирование с баскетбольным мячом (элементы баскетбола).

        56. Манипулирование с гандбольным мячом (элементы гандбола).

        57. Манипулирование со снежками и снежными комьями (зимой).

        58. Манипулирование с шарами (элементы бильярда, боулинга).

        59. Игры, эстафеты и соревнования с элементами ручной предметно-манипулятивной деятельности.

4 Упражнения с элементами музыкально-ритмической коррекции

        1. Упражнения для рук в заданном темпе на месте (на счет, под удары бубна, барабана, метронома, под музыку).

        2. Упражнения для ног в заданном темпе на месте.

        3. Упражнения для рук и ног одновременно в заданном темпе на месте.

        4. То же самое, но двигаясь.

        5. Упражнения для совместных движений рук и ног в заданном темпе в таких основных движениях, как ползание, ходьба, бег, подскоки и прыжки.

        6. Упражнения для рук в заданном темпоритме.

        7. Упражнения для ног в заданном темпоритме.

        8. Упражнения для совместных движений рук и ног в заданном темпоритме.

        9. Упражнения с остановкой по завершении звукового сопровождения.

        10. Упражнения в сочетании пауз и акцентов в звуковом сопровождении.

        11. Упражнения с изменением темпоритма.

        12. Упражнения с изменением характера движений в зависимости от характера музыки.

        13. Упражнения с изменением характера движений в зависимости от силы звука.

        14. Упражнения с изменением характера движений в зависимости от высоты звуков.

        15. Упражнения в сочетании звуковых и двигательных акцентов (например, метательные, ударные или прыжковые действия).

        16. Упражнения для развития звуко-моторной реакции (выполнение двигательных действий по команде или сигналу педагога).

        17. Упражнения с имитацией звуков различных зверей.

5. Танцевально-хореографические упражнения

        1. Упражнения по формированию коррекционных балетных позиций в положении стоя у опоры на месте.

        2. То же самое, но в движении (вдоль поручня или натянутого каната).

        3. Упражнения в балетных позициях на месте без опоры.

        4. Упражнения в балетных позициях в движении без опоры.

        5. Упражнения в сочетании правильного исходного положения, дальнейшего движения и возвращение в необходимую позу (исходную или иную).

        6. Танцевальные упражнения на растяжение спазмированных мышц и связок, разработку суставов и преодоление их тугоподвижности.

        7. Упражнения для формирования правильной осанки или оптимальной позы туловища при прямостоянии.

        8. Упражнения для формирования пластичности движений.

        9. Упражнения с элементами танцевальных движений (украинского, русского, белорусского, молдавского и других танцев).

        10. Упражнения с элементами современных танцевальных движений.

        11. Упражнения с элементами классических парных танцевальных движений.

        12. Упражнения с элементами пантомимы.

        13. Упражнения с элементами клоунады.

        14. Упражнения с элементами художественной гимнастики (с мячом, обручем, скакалкой, булавами, лентой).

        15. Упражнения с элементами эстетической гимнастики.

        16. Упражнения с элементами художественного плавания.

        17. Упражнения с элементами горизонтального пластического балета.


Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе.

Цель работы педагога — консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задача взаимодействия педагога с семьями дошкольников: познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.

Инструктор по физическому воспитанию активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотно­шения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия он способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.











Литература

    1. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления детей – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

    2. Ефименко Н.Н. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игр-занятий. 6-7 лет. ФГОС: физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.

    3. Ефименко Н.Н. Шея – это очень серьёзно! (советы родителям, педагогам, медикам) – Таганрог: изд. «Нюанс», 2012. – 36 с.

    4. Ефименко Н.Н. Неправильная физкультура (в детском саду и школе) – Винница, 2009. – 72 с.

    5. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа – Таганрог, 2007. – 68с.

    6. Ефименко Н.Н. Дети с полыми стопами (советы родителям, пелагогам, медикам) - Таганрог: изд. «Нюанс», 2005. – 26 с.

    7. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, постижения. – Харьков: Веста: изд. Ранок, 2004.- 64 с.

    8. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. Изд. 2-е, доп. и пререраб. – Винница: изд. «Эдельвейс и К», 2004. – 132 с.

    9. Ефименко Н.Н. Плантография - или о чем говорят отпечатки детских стоп – Таганрог, 2003. – 80 с.

    10. Ефименко Н.Н., Мога Н.Д. Адаптивное физическое воспитание и оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от рождения до 8 лет) – Томск: Иван Федоров, 2014. – 62 с.

    11. Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные направления коррекционной работы - Таганрог, изд. «Центр развития личности» 2007. – 48 с.

    12. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.


Электронные ресурсы

  1. Гарант информационно-правовой портал - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" http://base.garant.ru/

  2. Блог Николая Ефименко http://nnblog.od.ua/





29