СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа работы детского объединения "Музей воспитывает юных" на три года обучения. Для детей 10-16 лет. 

Цель программы: знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа»

Управление образования администрации

города Выкса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиморская средняя общеобразовательная школа





Принята Утверждаю

на педагогическом совете директор школы

протокол № _______________Юрлов Н. А.

от ____________ 20 г.










Дополнительная образовательная программа

работы детского объединения

«Музей воспитывает юных»

на 3 года обучения

с 10-16 лет













Педагог дополнительного образования

МБОУ Шиморской СОШ

Рощина Ирина Валентиновна







п. Шиморское

2012 г.


Оглавление

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Учебный план

  4. Учебно-тематический план 1 года обучения

  5. Учебно-тематический план 2 года обучения

  6. Учебно-тематический план 3 года обучения

  7. Содержание занятий 1 года обучения

  8. Содержание занятий 2 года обучения

  9. Содержание занятий 3 года обучения

  10. Методическое обеспечение программы

  11. Список литературы

  12. Приложения






















Введение

                                                                                «Музей – грандиозная памятная

книга человечества»

Л.В. Луначарский

Современный мир быстро шагает вперед, давая нашим детям много хорошего, интересного и много того, что воспитывает наших детей патриотами нравственно-духовными людьми.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально – экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом, широкое распространение мнения о том, что из страны надо уезжать -эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.

Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.

Очень часто СМИ пропагандирует ценности не присущие для русского православного человека, забываются традиции, история нашего народа, родного края, мало обращается внимания на то, что находится рядом с нами, восхищаемся чем-то заграничным не видя, что мы живем рядом с замечательными людьми, имеющими богатую трудовую и личную биографию, что наш народ имеет прекрасные традиции

























































Пояснительная записка

«В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание учащихся определено приоритетным направлением в воспитательной работе образовательных учреждений. Оно направлено на дальнейшее формирование патриотичес­кого сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Существенный вклад в развитие системы патриотического воспитания вносят школьные музеи. Их деятельность является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Актуальность программы:

В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях края, города в науке, культуре производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В системе патриотического воспитания юных граждан школьный музей становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.

Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;

- повысить интерес к изучению истории;

- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;

- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;

- развить коммуникативные способности. 

                                                     

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме краеведческой и музееведческой (использование музейных предметов, «портфеля экскурсовода») составляющей курса. данный подход создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами.

Проведение занятий по программе дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, и осуществлять исследования в свободное время.

Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры, в том числе музейной. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Цель программы:  знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах. Вовлечение школьников в общественно-полезную деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела. Формирование социально активной, ответственной, высоко нравственной творческой личности, ориентирующейся на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой.                                                                                               

Задачи программы.

1) Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;

- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к  Родине, к родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

- формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе  духовных ценностей жителей родного края;

- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

3) Развивающие:

- развивать умения и навыки  практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации  экспозиции музея;

- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

- развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;

- развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д.

Главной отличительной особенностью данной краеведческой программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем краеведческого характера.

Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их ценностями.

Здесь широко используются формы и методы музейной педагогики.

По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом возрастных особенностей детей и уровня знаний по той или иной теме, полученного в основной системе образования.

Формы организации занятий:

  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

  • посещение школьных музеев и музеев города;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории п. Шиморское, Выксунского района и Нижегородской области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе в музее: поиск, учет, описание, классификация предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Программа объединения рассчитана на 3 года обучения

Занятия 1 раз в неделю.

Возраст детей: 10-16 лет. Именно данный возраст предполагает осознанный подход и мотивацию к обучению музейной работе.

Объём часов в год составляет:

1-й год обучения – 34часа; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

2-й год обучения - 34часа; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

3-й год обучения - 34часа; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу





































Учебно-тематическое планирование первого года обучения

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес в области истории родного края .

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Формирование нравственных качеств, сплочение детского коллектива.


п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

1

1

-

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

1

1

-

Где и как собирать материалы для музея.

2

1

1

Работа с историческими источниками.

2

1

1

Изучение архивных документов

2

1

1

Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

2

1

1

Как оформить выставку, музейную экспозицию

2

1

1

Как подготовить доклад, экскурсию

2

1

1

Методы проведения экскурсий

1

1

0

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

6

2

4

Методика проведения социологического опроса

2

1

1

Секреты хорошего интервью

2

1

1

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ

11

8

3

Итого

36

21

15









Учебно-тематическое планирование второго года обучения

Задачи:

1. Способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

2. Создавать комфортную обстановку, атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

3. Прививать навыки работы в группе.

4. Формировать специальные знания, умения и навыки, знания технологических приемов,  удовлетворять образовательные потребности.

5. Продолжать знакомить с историческим материалом.


п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

1

1

-

Основы музейных знаний.

Свидетели истории

2

1

1

Где и как собирать материалы для музея.

2

-

2

Работа с историческими источниками.

3

-

3

Изучение архивных документов

3

-

3

Учет и хранение собранных документов и вещей.

2

1

1

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

3

2

1

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

4

4

-

Методика проведения социологического опроса

1

-

1

Секреты хорошего интервью.

2

1

1

Создание презентаций на основе собранного материала

6

2

4

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ

7

5

2

Итого

36

17

19



Учебно-тематическое планирование третьего года обучения

Задачи:

1.  Приобщать детей к культурным ценностям.

2.  Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

3.  Развитие самостоятельности.

4.  Углубленное изучение документов, источников.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

1

1

-

Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу?

4

2

2

Как проводить научное исследование

2

1

1

Как определить и уточнить тему?

1

1

-

Как изучать литературу?

2

1

1

Как определить гипотезу?

1

1

-

Как сформулировать цель и задачи исследования?

2

1

1

Как определить методы исследования?

1

1

-

9.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Составные части работы

6

4

2

10.

Требования к оформлению реферата. Составные части работы

2

2

-

11.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ

14

-

14

12.

Итого

36

15

21














Содержание первого года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

Где и как собирать материалы для музея.

Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

Изучение архивных документов.

Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Знакомство с работой архива.

Как оформить выставку, музейную экспозицию.

Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

Как подготовить доклад, экскурсию

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

Как вести экскурсию

Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

  1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.

Освоение земель Выксунского района. Развитие сельского хозяйства. Становление и развитие промышленности Выксунского района.

  1. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.






















Содержание второго года обучения

  1. Вводное занятие.

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы музейных знаний. Свидетели истории

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Ваши помощники в поисковой работе

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.

Как работать с газетами, журналами, книгами.

Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий.

Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео- аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.

Учет и хранение собранных документов и вещей. Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея

  1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.

Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Выксунского района. Правила записи воспоминаний. Создание презентаций на основе собранного материала

  1. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня



































Содержание второго года обучения

1.Вводное занятие.

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Научно – исследовательская работа.

Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования?

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы.

Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

4. Требования к оформлению реферата. Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

5. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

Во время реализации программы будут использованы:

1. Организационная работа:

  • Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года

  • Составление и реализация проектов - в течение года

  • Дни воинской славы – в течение года

2. Поисковая, исследовательская работа:

  • Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана – в течение года

  • Исследовательская работа по изучению родного края - в течение года

3. Работа с фондами

  • Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года

  • Обновление и дополнение стендов – в течение года

  • Создание передвижных выставок – в течение года

  • Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года

 5. Внешняя деятельность музея

  • Участие в выполнении заданий

  • Работа в микрорайоне школы

  • Участие в школьных мероприятиях и мероприятиях городского масштаба.





























Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Беседа

Методы:

Словесный, объяснительно иллюстративный

Приёмы:

сообщение, показ, диалог

Плакаты, презентация по ТБ.

Компьютер, экран,

мультимед. установка.

Фронтальн. опрос

2.











3.









4.








Основы музейных знаний








Лекции, практич. занятия, экскурсии, выставки.





Методы:

Словесный, объяснительно иллюстративный, репродуктивный, социологический опрос.

Приёмы:

Сообщение, диалог, интервью.

Конспекты, ведение краеведческого дневника, книги, архивный материал.




Компьютер, экран,

мультимед. установка.




Проведение выставок, экскурсий, встреч.





Краеведение

Лекции, практич. занятия, экскурсии, выставки.


Методы:

Словесный, объяснительно иллюстративный, репродуктивный, компьютерные технологии.

Приёмы:

Сообщение, диалог, интервью, презентации

Конспекты, ведение краеведческого дневника, книги, архивный материал, опрос сторожилов.


Компьютер, экран,

мультимед. установка.


Создание банка презентаций по истории поселка.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея

Лекции, практич. занятия.

Методы:

Словесный, поисковый, объяснительно иллюстративный.

Приёмы:

Сообщение, обсуждение, дополнение

Архивный и музейный материал, книги.

Компьютер, экран,

мультимед. установка.


Участие в научно-практической конференции

Прогнозируемые результаты.

1 год обучения.

  К концу 1-го года обучения дети должны знать:

·        Правила поведения в кружке.

·        Правила техники безопасности.

·        Основы истории освоения края.

·        Понимать и употреблять в своей речи  новые исторические термины.

К концу 1-го года обучения дети должны уметь:

·        Пользоваться исторической литературой и материалами.

·        Правильно рассуждать.

·        Анализировать события, выделять главное.

·        Применять полученные знания на практике (виды работ) 

2 год обучения.

  К концу 2-го года обучения дети должны знать:

·      Основы истории развития края в 20 веке.

·      Особенности  исторического развития.

·      Последовательность происходивших событий.

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

·        Пользоваться в совершенстве методическими материалами.

·        Проводить исследовательскую работу.

·        Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы. 

·        Подбирать необходимый материал для работы..

3 год обучения:

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

·        Историю родного края.

·        События, происходившие в крае.

·        Экономическое, социальное и культурное развитие края.

·        Традиции и обычаи края.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

·        Самостоятельно работать с дополнительным материалом.

·        Давать оценку происходившим событиям в крае.

·      Качественно выполнять творческие проекты.

Сформированность основ проектной деятельности обучаемых.

·     Первоначальное целостное представление об алгоритме проектной деятельности.

·  Осознание субъективной значимости этапов работы.

·  Овладение элементарными технологическими навыками, соответствующими каждому этапу творческой деятельности.

·   Качественное выполнение творческих проектов.



























Список литературы

1. Барскова Т.А.Помня о прошлом, думать о будущем // Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3.

2. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). – М., 1978.

3. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

4. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г.Музей на общественных началах. – М., 1985.

5. Бусыгин Е.П.. Зорин Н.В. Методическое руководство по сбору материалов для написания курсовых и дипломных работ по географии сельского расселения и этнографии. — Казань, 1969.

6. Ванслова Е.Г. Создание системы работы с подрастающим поколением: Ме­тодические рекомендации. М., 1989.

7. Головщиков Кд. Ярославская губерния. Историко-этнографический очерк.
1888.— Ярославль, 1888.

8. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

2.        Государственный архив Ярославской области. ф. 485. Оп. 2. д. 468. Л. 8. 8о6. (копия).

3.        Дик Н.Е., Валишин К.И.Географические экспозиции школь­ного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.

4.        Зенов А.З.Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.

5.         Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.

6.         Карта Даниловского уезда Петропавловской волости с ХIХ в. Музей Заболотской школы. Запись 27. (подлинник).

7.        Критский П.А. Наш край. Ярославская губерния. Опыт родиноведения. — Ярославль,1859.

8.         Малышев В.И. Свет избы. – Ярославль, 1973.

9.        Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

10.    Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

11.    Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно – правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

12.     Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – Уфа, 1981.

13.    Орлов А.А. Указатель фабрик и заводов Европейской России

14.    Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

15.     Повшедная Ф.В., Берелъковский И.В.Социально-педагогичес­кие основы внеурочной работы учащихся по учебным предметам. – Н. Новгород, 1977.

16.     Попова С.В.Школьный музей “Нижегородская старина” //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород. – 1999. – № 3.

17.     Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России. -  1993. – № 5-6.

18.     Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. -  М., 1974.

19.     Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

20.     Сарафанникова Г.П.Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев // Народное образование, 1982. – № 5.

21.     Сейненскш А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994.

22.     Слесарева Т.Ю.Школьные музеи Нижегородской области //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3.

23.     Собрание легенд старожилов Петропавловской волости (рукопись; хранится в школьном музее Заболотской основной общеобразовательной школы).

24.     Статистический бланк о Петропавловской бесплатной библиотеке за 1914 год. Государственный архив Ярославской области. Ф.485 Оп.2. д. 468 л.9-9об. (копия).

25.     Статистический сборник по Ярославской губернии. Выпуск 19 «Отхожие промыслы крестьянского населения Ярославской губернии 1907 г. Из данных о паспортах за 1896—1 902 гг.

26.     Тамбовцева А.В.Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода //Проблемы школьного воспитания. – Н. Новгород, 1999. – № 3.

27.     Туманов Е.Е.Школьный музей. – М., 2002.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.

28.     Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.

29.     Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.Элькин Г. К., Огризко 3. А.

30.     Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.



















Анкета

для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося

1.      Интересна ли работа в качестве участника проекта?

2.      Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению?

3.      Помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшему пониманию других школьных предметов?

4.      Достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работа?

5.      Нравится ли стиль общения в группе?

6.      Часто ли узнаете новое?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!