СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Кукольный театр"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает  своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Кукольный театр"»

Комитет Администрации Мамонтовского района по образованию

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Мамонтовского детско-юношеского центра»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол №_ от«__»________2017г.

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

МКОУДО

«Мамонтовский ДЮЦ»

№ ____от «___»_________2017г.

Директор ___________

Е.М. Капуста



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

П Р О Г Р А М М А

социально-педагогической направленности



«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

творческого объединения «Непоседы»

(срок реализации – 2 года, возраст обучающихся 7-10 лет)











Автор-составитель:

Сажнева Наталья Викторовна

педагог дополнительного образования









с. Мамонтово

2017 г.



Пояснительная записка.

Введение.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает ребят, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача объединения - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.



Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной. Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного театра.

Программа актуальна, так как введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона ребят, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение в творчество на театральном кружке в детско-юношеском центре. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».



Вид программы

Данная программа является модифицированной, составлена на основе

авторской образовательной программы Коваль Елены Николаевны «Кукольный мир» и адаптирована к условиям реализации в Мамонтовском ДЮЦ.



Направленность программы.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа имеет социально-педагогическую направленность.



Цель:  Эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.



Задачи:

Обучающие:

- знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

- формирование интерес к театру кукол.

- развитие артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Развивающие:

- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.



Воспитательные:

- создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

- развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.



Характеристика возрастных групп и условия приема обучающихся.

Программа рассчитана на два года обучения для обучающихся 7-10 лет.

В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не производится.

В группу второго года могут поступать дети прошедшие курс первого года обучения и вновь прибывшие, прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

1 год обучения

Количество детей в группах 10-12 человек. Предусмотрены занятия по подгруппам. На первом этапе дети знакомятся с театральным искусством. На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.



2 год обучения

В группах 10-12 человек. Предусмотрены занятия по подгруппам. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях в объединении дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.



Режим занятий

1 год обучения

Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа, 3 часа в неделю – 108 часов в год. Занятие длится 45 минут, перемена 10 минут.

2 год обучения

Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа, 3 часа в неделю – 108 часов в год. Занятие длится 45 минут, перемена 10 минут.



Разнообразные формы работы

- самостоятельная практическая деятельность;

- групповые и индивидуальные занятия;

- экспериментирование, т. е. разработка сценариев;

- праздники, выступления;

- участия коллектива в мероприятиях, проводимых ДЮЦ;

- открытые занятия;

- организация совместных родительских собраний вместе с детьми;

- организация досуговой деятельности внутри коллектива(встречи, музеи, дни именинника и т.д.);

- практические и теоретические занятия.



Ожидаемые результаты:



Учащиеся должны знать:

- сценой в кукольном театре, является ширма;

- понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер»;

- правила поведения в театре.





Учащиеся должны уметь:

- делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя;

- правильно одевать на руку куклу;

- управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму;

- представлять кукольный театр для школьников, родителей;

- делать артикуляционную гимнастику с помощью педагога;

- самостоятельно делать артикуляционную гимнастику;

- изготавливать с помощью взрослого кукол;

- правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией;

- самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Формы подведения итогов:

- входящий контроль (беседа, анкетирование с целью выяснения знаний, умений о данном виде творчества);

- текущий контроль (анализ и разбор ошибок, полугодовые выступления);

- итоговый контроль (итоговые выступления, участие в мероприятиях);

- диагностика (Приложение№1).






























Учебно-тематический план

Задачи 1 года обучения:

- учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

- учить детей театральной терминологии;

- познакомить детей с видами театрального искусства;

- развивать интерес к театру кукол;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

Таблица №1



Учебно-тематический план 1 год обучения



п.п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в программу

3

2

1

2

Вводное занятие

3

1

2

3

Театральная игра

3

1

2

4

Культура и техника речи

3

1

2

5

Ритмопластика

9

1


8

6

Основы театральной культуры

3

1

2

7

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

3

1

2

8

Таинственные превращения. «Превращение и перевоплощение»

3

1

2

9

Презентация «Мастерская кукол».

Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации.

6

1

5

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

6

1

5

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Три поросенка»

3

1

2

12

2 этап – Репетиционный


12

1

11

13

3 этап - Завершающий

12

1

11

14

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

15

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Волк и семеро козлят»

3

1

2

17

2 этап – Репетиционный

12

1

11

18

3 этап - Завершающий

9

1

8

19

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

20

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

21

Итоговое занятие

3

1

2


ИТОГО

108

18

90



Содержание программы 1 года обучения.

  1. Введение в программу: Теория. Комплектация группы. Проведение мастер-классов с целью привлечения учащихся в объединение.

  2. Вводное занятие: Теория. Ознакомление с целями и задачами с планом работы объединения. Правила техники безопасности и охраны труда. Рассказ с элементами беседы. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Практика. Игра. Обыгрывание ситуаций. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

  3. Театральная игра: Теория. Беседа на тему «Что такое игра? Что такое театральная игра?» Практика. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательность. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр.

  4. Культура и техника речи. Теория. Беседа о культуре речи в обществе. Практика. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательное упражнение. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику:

"Окошко"широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и

т.д.



  1. Ритмопластика. Теория. Что такое ритмопластика? Для чего она нужна? Практика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально- пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

  2. Основы театральной культуры. Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Практика. Отработка простых упражнений, этюдов.

  3. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр с ширмы. Теория. Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на занятиях, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю). Практика. Репетиция небольших этюдов с использованием ширмы.

  4. Таинственные превращения. Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Практика. Инсценировка. Ролевая игра. Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение, общение детей.

  5. Презентация «Мастерская кукол» Теория. Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. Практика. Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.

  6. Обучение работе над ширмой, за ширмой. Теория. Практика. Надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляционная гимнастика. Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий.

  7. Работа над спектаклем «Три поросенка» 1этап: Теория. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы педагога. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Практика. Чистоговорки, скороговорки. Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией.

  8. 2 этап – Репетиционный. Теория. Распределение ролей. Практика. Ролевая игра. Пальчиковые игры. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Инсценировки. Пальчиковые игры. Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. Музыкальное оформление спектакля. Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Игра. Инсценировка. Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

  9. 3 этап – Завершающий. Практика. Репетиция пьесы.Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

  10. 4 этап – Генеральная репетиция. Практика. Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.

  11. 5 этап - Показ спектакля. Практика. Показ пьесы. Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива.

  12. ,17,18,19,20. Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят»

21. Итоговое занятие. Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. Беседа. Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Таблица № 2

По окончанию первого года обучения учащиеся должны

Знать

Уметь

-о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;

- о существовании кукольных театров;

- виды литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;

- новые понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.

- театральную терминологию;

- этапы работы над спектаклем.




- читать выразительно различные виды предложений;

- свободно двигаться куклами над ширмой;

- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее

- строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

- инсценировать простые сказки;

- двигаться пластично, ритмично.



Задачи 2 года обучения

- учить строить более сложные диалоги;

- развивать интерес к театру кукол;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, уважение друг к другу, чувство взаимопомощи;

- закреплять умения действовать на сценической площадке естественно и оправданно.





Таблица №3



Учебно-тематический план 2 года обучения



п.п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в программу

3

2

1

2

Вводное занятие

3

1

2

3

История кукольного театра

3

1

2

4

Искусство выразительного чтения

3

1

2

5

Мимика, жесты, интонация

9

1


8

6

Импровизация

3

1

2

7

Музыкальное воспитание

3

1

2

8

Актерское мастерство

3

1

2

9

Создание новой сказки

6

1

5

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

6

1

5

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

3

1

2

12

2 этап – Репетиционный


12

1

11

13

3 этап - Завершающий

12

1

11

14

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

15

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

3

1

2

17

2 этап – Репетиционный

12

1

11

18

3 этап - Завершающий

9

1

8

19

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

20

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

21

Итоговое занятие

3

1

2


ИТОГО

108

18

90



Содержание программы 2 года обучения.

  1. Введение в программу: Теория. Комплектация группы. Проведение мастер-классов с целью привлечения учащихся в объединение.

  2. Вводное занятие: Теория. Ознакомление с целями и задачами с планом работы объединения. Правила техники безопасности и охраны труда. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Практика. Игра. Обыгрывание ситуаций. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

  3. История кукольного театра: Теория. История кукольного театра в других странах, от куда он пришёл в Россию.

  4. Искусство выразительного чтения. Теория. Изучение основных правил работы над темпом речи. Практика. Воспитанники будут учиться правильно, читать текст, работать над темпом речи, над выразительностью звуков.

  5. Мимика, жесты, интонация. Теория. Какие интонации существуют. Практика. Будут произносить заданные фразы разными интонациями. Как можно весёлую песню спеть грустно или равнодушно. Показывать разные ситуации при помощи мимики и жестов.

  6. Импровизация. Теория. Дети узнаю что такое-импровизация. Где она встречается. Практика. Импровизация на заданную тему (сказку, песню, рассказ). Словесная импровизация.

  7. Музыкальное воспитание. Теория. Какие музыкальные направления существуют. Практика. Применять навыки актёрского мастерства при исполнении песни. Исполнять одну и ту же песню, но в разных направлениях.

  8. Актерское мастерство. Теория. Сценарный план этюда на заданную тему. Практика. Воспитанники должны будут показать этюды на внимание, радость, страх. Поиграем в такую игру, как «Крокодил», где они должны будут показать актёрское мастерство, которому научились.



  1. Создание новой сказки. Теория. Беседа на тему «Что такое сказка?». Кто придумывает сказки. Какие бывают сказки. Практика. Придумать сказку для заданных персонажей.

  2. Обучение работе над ширмой, за ширмой. Теория. Рассказать детям о том, как нужно работать с ширмой, для чего она нужна. Историю создание ширмы и кукол, как правильно работать с куклами. Практика. Надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляционная гимнастика. Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий.

  3. Работа над спектаклем 1этап - ознакомительный: Теория. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы педагога. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Практика. Чистоговорки, скороговорки. Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией.

  4. 2 этап – Репетиционный. Теория. Распределение ролей. Практика. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.

Музыкальное оформление спектакля. Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. И Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

  1. 3 этап – Завершающий. Практика. Репетиция пьесы. Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

  2. 4 этап – Генеральная репетиция. Практика. Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.

  3. 5 этап - Показ спектакля. Практика. Показ пьесы. Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива.

  4. ,17,18,19,20. Работа над спектаклем

21. Итоговое занятие. Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. Беседа. Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Таблица № 4

По окончанию первого года обучения учащиеся должны

Знать

Уметь

- историю развития кукольного театра;

- о речевом дыхании и артикуляции;

- о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;

- о существовании кукольных театров;

- виды литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;

- новые понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.

- театральную терминологию;

- этапы работы над спектаклем.


- строить более сложные диалоги;

- читать скороговорки, стихи, выразительно;

- уметь действовать на сценической площадке естественно;

- читать выразительно различные виды предложений;

- свободно двигаться куклами над ширмой;

- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее.




Список литературы




1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.

2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1973.

5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1973.

6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.

7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.

8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.






















Методическое обеспечение образовательной программы

1 год обучения Таблица №5

Раздел, тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1

Введение в программу

мастер классы, беседы, игра

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.


2

Вводное занятие

Экскурсия по зданию, по кабинетам

Беседа демонстрация образцов, игра «Снежный ком», викторины

Анкеты, инструкция по технике безопасности

Вводная диагностика

3

Театральная игра

игра

Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)

Фотографии, специальная литература, интернет ресурсы

Опрос, рефлексия

4

Культура и техника речи

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

5

Ритмопластика

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

6

Основы театральной культуры

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

7

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмой

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

8

Таинственные превращения. «Превращение и перевоплощение»

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

9

Презентация «Мастерская кукол». Изготовление ручных кукол, бутофорий и декораций.

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Три поросенка»

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

12

2 этап – Репетиционный


мастер классы, репетиция, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

13

3 этап - Завершающий

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

14

4 этап – Генеральная репетиция

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

15

5 этап – Показ спектакля

выступление в зрительном зале

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Волк и семеро козлят»

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

17

2 этап – Репетиционный

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

18

3 этап - Завершающий

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

19

4 этап – Генеральная репетиция

мастер классы, беседы, инсенировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

20

5 этап – Показ спектакля

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

21

Итоговое занятие

игра

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

итоговая диагностика































Методическое обеспечение образовательной программы

2 год обучения Таблица №6

Раздел, тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1

Введение в программу

мастер классы, беседы, игра

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.


2

Вводное занятие

Экскурсия по зданию, по кабинетам

Беседа демонстрация образцов, игра «Снежный ком», викторины

Анкеты, инструкция по технике безопасности

Вводная диагностика

3

История кукольного театра

беседа, игра

Наглядный

Фотографии, специальная литература, интернет ресурсы

Опрос, рефлексия

4

Искусство выразительного чтения

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

5

Мимика, жесты, интонация

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

6

Импровизация

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

7

Музыкальное воспитание

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

8

Актерское мастерство

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

9

Создание новой сказки

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

мастер классы, беседы,

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

12

2 этап – Репетиционный


мастер классы, репетиция, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

13

3 этап - Завершающий

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

14

4 этап – Генеральная репетиция

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

15

5 этап – Показ спектакля

выступление в зрительном зале

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

17

2 этап – Репетиционный

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

18

3 этап - Завершающий

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

19

4 этап – Генеральная репетиция

мастер классы, беседы, инсенировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

20

5 этап – Показ спектакля

мастер классы, беседы, инсценировка

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Учебная литература по теме, иллюстрации.

Опрос, рефлексия

21

Итоговое занятие

игра

Объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, беседа, демонстрация

Учебная литература по теме, иллюстрации.

итоговая диагностика

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы есть все необходимые условия:

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы для хранения материалов, оборудования, литературы, ширма, куклы,

  3. ТСО: компьютер, принтер, синтезатор, музыкальная аппаратура: колонки, микрофоны.





















Литература

Список литературы для педагога:



1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

5. Ершова А.П. Уроки театра: Театральное обучение. М., 1990.

5. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

7. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

Интернет ресурсы

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html

 Как сделать Петрушку и других кукол для театра

http://rukh.hole.ru/games/hometheatre/

http://www.rifmovnik.ru/lib/1/book1_1.htm

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm



Список литературы для детей:



  1. Хрестоматии для учащихся начальных классов.

  2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты и другие печатные издания.

  3. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.