ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Школа № 2097
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа№ 2097 Пискарева Г.В. «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ступеньки к школе»
Направленность программы:
Социально - педагогическая
Уровень программы:
ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Струдалева Любовь Константиновна,
педагог дополнительного образования
Москва – 2017-2018год
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
1. Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.
Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
Цель и задачи программы:
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Задачи программы:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Исходя из этого, программа построена не по областям знаний и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Предлагается интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Новизна и отличительные особенности программы:
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Возраст обучающихся по программе: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год (с 01.10 2017 – 31.05.2018)
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – … человек) или индивидуальная.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (время занятий включает 3 занятия по 30 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв);
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
1 год обучения
Ожидаемые результаты
Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Усвоение школьных правил.
Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.
Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Содержание курса «От слова к букве».
№ | Основные разделы курса. |
1. | Развитие речи |
| Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. |
| Составление рассказа по плану. |
| Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. |
| Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. |
| Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. |
| Подбор обобщающих слов к группе предметов |
| Диалог, монолог, косвенная речь. |
2. | Знакомство с буквами. |
| Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем |
| Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. |
| Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. |
3. | Художественная литература. |
| Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. |
| Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 1 | |
3 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | |
4 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | |
5-6 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 2 | |
7 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | |
8 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | |
9 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | |
10 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | |
11 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | |
12 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
13 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
14 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 | |
15 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | |
16 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | |
17 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | |
18 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | |
19 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | |
20-21 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 2 | |
22 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
23-24 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 2 | |
25 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. | 1 | |
26 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | |
27 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 1 | |
28 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 | |
29 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | |
30 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | 1 | |
31 | Повторение по теме : «Алфавит» | 1 | |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (письмо)
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа. | 1ч |
2. | Обведение предметов по контуру. | 1ч |
3. | Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика. | 1ч |
4. | Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. | 1ч |
5. | Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета. | 1ч |
6. | Вырезание ножницами. | 1ч |
7. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
8. | Раскрашивание картинок. | 1ч |
9. | Вырезание ножницами. | 1ч |
10. | Обведение предмета по контуру. Штриховка. | 1ч |
11. | Обведение предметов по контуру в рабочей строке. | 1ч |
12. | Строка. Междустрочное пространство. | 1ч |
13. | Вырезание. Оригами. | 1ч |
14. | Плетение. | 1ч |
15. | Обведение предметов по контуру в рабочей строке. | 1ч |
16. | Занятия с пластилином. | 1ч |
17. | Вписывание предметов различной конфигурации в рабочую строку. | 1ч |
18. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
19. | Раскрашивание картинок. | 1ч |
20. | Занятия с конструкторами. | 1ч |
21. | Рисование различными материалами (ручка, простой карандаш, цветные карандаши, мелки). | 1ч |
22. | Письмо элементов в рабочей строке. | 1ч |
23. | Штриховка. Правила штриховки. | 1ч |
24. | Занятия с пластилином. | 1ч |
25. | Моделирование предметов из элементов различной конфигурации. | 1ч |
26. | Написание элементов букв. | 1ч |
27. | Графические упражнения. Штриховка. | 1ч |
28. | Письмо элементов букв. | 1ч |
29. | Вырезание по контуру. Оригами. | 1ч |
30. | Письмо элементов букв в рабочей строке. | 1ч |
По окончании программы:
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны:
1.знать/ понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
2.уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово.
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»
(модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» для дошкольников)
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2011.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Содержание курса «Математические ступеньки».
№ | Основные разделы курса. |
1. | Арифметический. |
| Числа от 0 до 10. |
| Счёт предметов. |
| Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. |
| Сравнение чисел первого десятка. |
| Свойства натурального ряда чисел. |
| Цифры и числа. |
| Решение задач с помощью рисунков. |
| Чтение чисел. |
2. | Геометрический. |
| Сравнение : - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. |
| Изготовление моделей фигур из бумаги. |
3. | Содержательно-логический. |
| Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. |
| Диктанты: -зрительные; -слуховые. |
| Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1,2 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. | 2 | |
3 | Столько же. Больше, меньше. | 1 | |
4 | Длиннее, короче. Сравнение предметов. | 1 | |
5,6 | Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 2 | |
7 | Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 | |
8 | Число и цифра 1. | 1 | |
9 | Число и цифра 2. Пара. | 1 | |
10 | Число и цифра 3. | 1 | |
11 | Равенство. | 1 | |
12 | Число и цифра 4.Вверху. Внизу. | 1 | |
13 | Число и цифра 0. | 1 | |
14 | Сложение. | 1 | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Вычитание. | 1 | |
17,18 | Запись выражений на вычитание и сложение. | 2 | |
19 | Запись и решение равенств. | 1 | |
20 | Число и цифра 6. | 1 | |
21 | Число и цифра 7. | 1 | |
22 | Число и цифра 8. Весёлый счёт. | 1 | |
23 | Число и цифра 9. Найди общие элементы. | 1 | |
24,25 | Решение задач с помощью рисунков. | 2 | |
26 | Число 10. | 1 | |
27 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 | |
28,29 | Части суток, их последовательность. | 2 | |
30 | Значение понятий вчера, сегодня, завтра. | 1 | |
31 | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. | 1 | |
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);
2. различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий (+, —, .,: );
геометрические фигуры.
3. сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше).
3 Раздел «Волшебные пальчики» развитие моторики.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.
Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.
Основное назначение данной программы – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.
Данная программа является первой ступенькой в воспитании у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Цель предлагаемой программы – развитие творческой личности, ориентированной на гармонизацию своих отношений с окружающей средой.
Учитывая сквозное построение программы, т.е. плавный переход от дошкольного к школьному образованию, программа выдвигает следующие задачи:
· овладение навыками и умениями работы с инструментами, освоение различных художественных материалов;
· развивать «ручную умелость» в художественной работе;
· способствовать развитию творческого потенциала, проявлению самостоятельности, индивидуальности ребят;
· создать положительное эмоциональное отношение у детей к своей продуктивно-художественной деятельности;
· развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать умение выражать свои мысли, чувства, замысел словами.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
1. Рисование на различные темы (сюжетное).
3. Декоративное рисование.
4. Рисование по замыслу (творческие задания).
5. Художественный труд.
6. Беседы об изобразительном искусстве.
Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны. Наиболее эффективными методами обучения являются:
— создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;
— поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами изобразительного искусства;
— создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.
Главное – позволить дошкольнику по-своему интерпретировать предлагаемую тему. В зависимости от темы и целей, урок может приобретать форму не только практического занятия, но и викторины или беседы.
Занятия изобразительным искусством и художественным трудом направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.
Одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие «ручной умелости». В этом возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствует большей свободе и раскованности всей руки.
Во время занятий у дошкольников вырабатывается умение легко и свободно управлять художественными инструментами. При этом развиваются разнообразные действия руки, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду вводятся упражнения на развитие внимания и логического мышления.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки или пальцев, тампонирование и др.
Много внимания уделяется организации рабочего места, экономичному использованию материалов и аккуратности в работе.
В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
1 названия основных цветов;
2 вертикальное, горизонтальное,
3 значение терминов: гуашь, трафарет, стека, оригами.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
1)пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др.
2)умение создавать несложные конструкции из разных материалов.
3) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;
4) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;
6) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
7) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
8) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Список использованной литературы
Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2016.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2015.