СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:       — развитие эмоционально-волевой сферы;       — развитие коммуникативных навыков;       — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;       — сохранение здоровья дошкольников.       Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.       Основными принципами подготовки к обучению являются:       — единство развития, обучения и воспитания;       — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;       — комплексный подход;       — систематичность и последовательность;       — вариативность и вариантность;       — сознательность и творческая активность;       — наглядность;       — доступность и достаточность.       В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Школа № 2097


Принята на заседании педагогического совета …

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа№ 2097

Пискарева Г.В.

«___»_____________________20__ г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ступеньки к школе»

Направленность программы:

Социально - педагогическая

Уровень программы:

ознакомительный


Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год



Автор-составитель программы:

Струдалева Любовь Константиновна,

педагог дополнительного образования





Москва – 2017-2018год


пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:


1. Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.

Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.


Цель и задачи программы:

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
      — развитие эмоционально-волевой сферы;
      — развитие коммуникативных навыков;
      — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
      — сохранение здоровья дошкольников.
      Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Основными принципами подготовки к обучению являются:
      — единство развития, обучения и воспитания;
      — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
      — комплексный подход;
      — систематичность и последовательность;
      — вариативность и вариантность;
      — сознательность и творческая активность;
      — наглядность;
      — доступность и достаточность.
      В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.



Задачи программы:

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

  2. Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;

  3. Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

  4. Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;

  5. Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по­требностей и возможностей детей этого возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени пред­школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом классе школы;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Исходя из этого, программа построе­на не по областям знаний и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло­гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб­ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се­бе и др.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти­рованность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окру­жающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой дея­тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де­тям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри­ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто­рия и др.).

Предлагается интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас­тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.




Новизна и отличительные особенности программы:


Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.

 Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
      В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
      — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
      — от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
      — от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
      — от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
      — от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.


Возраст обучающихся по программе: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год (с 01.10 2017 – 31.05.2018)

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – … человек) или индивидуальная.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (время занятий включает 3 занятия по 30 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв);




Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

1 год обучения

Ожидаемые результаты

  • Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.

  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Усвоение школьных правил.                                                                             

  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей. 


Содержание курса «От слова к букве».

Основные разделы курса.

1.

Развитие речи


Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.



Составление рассказа по плану.



Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.



Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.



Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.



Подбор обобщающих слов к группе предметов


Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.


Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем



Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.


Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература.


Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.


Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

















Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Экскурсия в школьную библиотеку.


1


2

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1


3

Устная речь. Предложение. Слово.

1


4

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1


5-6

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.


2


7

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1


8

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1


9

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1


10

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1


11

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1


12

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1


13

Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1


14

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

1


15

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1


16

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1


17

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1


18

Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

1


19

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

1


20-21

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

2


22

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

1


23-24

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

2


25

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

1


26

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1


27

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

1


28

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

1


29

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

1


30

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки

«Колобок».

1


31

Повторение по теме : «Алфавит»

1




















Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (письмо)

Тема

Кол-во часов

1.

Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа.

2.

Обведение предметов по контуру.

3.

Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика.

4.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

5.

Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета.

6.

Вырезание ножницами.

7.

Графические упражнения. Штриховка.

8.

Раскрашивание картинок.

9.

Вырезание ножницами.

10.

Обведение предмета по контуру. Штриховка.

11.

Обведение предметов по контуру в рабочей строке.

12.

Строка. Междустрочное пространство.

13.

Вырезание. Оригами.

14.

Плетение.

15.

Обведение предметов по контуру в рабочей строке.

16.

Занятия с пластилином.

17.

Вписывание предметов различной конфигурации в рабочую строку.

18.

Графические упражнения. Штриховка.

19.

Раскрашивание картинок.

20.

Занятия с конструкторами.

21.

Рисование различными материалами (ручка, простой карандаш, цветные карандаши, мелки).

22.

Письмо элементов в рабочей строке.

23.

Штриховка. Правила штриховки.

24.

Занятия с пластилином.

25.

Моделирование предметов из элементов различной конфигурации.

26.

Написание элементов букв.

27.

Графические упражнения. Штриховка.

28.

Письмо элементов букв.

29.

Вырезание по контуру. Оригами.

30.

Письмо элементов букв в рабочей строке.


По окончании программы:

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения учащиеся должны:

1.знать/ понимать:

— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

— звук, слог, слово;

— слово и предложение;

— ударение;

2.уметь:

— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;

— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

— различать звук, слог, слово.



Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»

(модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» для дошкольников)

Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2011.

• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

- цифры 0-9, знаки +,-,=;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

- проводить наблюдения;

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

- понимать относительность свойств объекта;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.


Содержание курса «Математические ступеньки».

Основные разделы курса.

1.

Арифметический.


Числа от 0 до 10.


Счёт предметов.


Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.


Сравнение чисел первого десятка.


Свойства натурального ряда чисел.


Цифры и числа.


Решение задач с помощью рисунков.


Чтение чисел.

2.

Геометрический.


Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.


Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический.


Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.



Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.


Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.



Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1,2

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.

2


3

Столько же. Больше, меньше.

1


4

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

1


5,6

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

2


7

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

1


8

Число и цифра 1.

1


9

Число и цифра 2. Пара.

1


10

Число и цифра 3.

1


11

Равенство.

1


12

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

1


13

Число и цифра 0.

1


14

Сложение.

1


15

Число и цифра 5.

1


16

Вычитание.

1


17,18

Запись выражений на вычитание и сложение.

2


19

Запись и решение равенств.

1


20

Число и цифра 6.

1


21

Число и цифра 7.

1


22

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

1


23

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

1


24,25

Решение задач с помощью рисунков.

2


26

Число 10.

1


27

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

1


28,29

Части суток, их последовательность.

2


30

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

1


31

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1




Планируемые результаты:
      — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.

К концу обучения учащиеся должны:

1. называть:

предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;

фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);


2. различать:

число и цифру;

знаки арифметических действий (+, —, .,: );

геометрические фигуры.

3. сравнивать:

предметы с целью выявления в них сходства и различия;

предметы по форме, по размерам (больше, меньше).



3 Раздел «Волшебные пальчики» развитие моторики.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.

Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.

Основное назначение данной программы – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Данная программа является первой ступенькой в воспитании у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство.

Цель предлагаемой программы – развитие творческой личности, ориентированной на гармонизацию своих отношений с окружающей средой.

Учитывая сквозное построение программы, т.е. плавный переход от дошкольного к школьному образованию, программа выдвигает следующие задачи:

· овладение навыками и умениями работы с инструментами, освоение различных художественных материалов;

· развивать «ручную умелость» в художественной работе;

· способствовать развитию творческого потенциала, проявлению самостоятельности, индивидуальности ребят;

· создать положительное эмоциональное отношение у детей к своей продуктивно-художественной деятельности;

· развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать умение выражать свои мысли, чувства, замысел словами.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:

1. Рисование на различные темы (сюжетное).

3. Декоративное рисование.

4. Рисование по замыслу (творческие задания).

5. Художественный труд.

6. Беседы об изобразительном искусстве.



Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны. Наиболее эффективными методами обучения являются:

— создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;

— поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами изобразительного искусства;

— создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.

Главное – позволить дошкольнику по-своему интерпретировать предлагаемую тему. В зависимости от темы и целей, урок может приобретать форму не только практического занятия, но и викторины или беседы.

Занятия изобразительным искусством и художественным трудом направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.

Одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие «ручной умелости». В этом возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствует большей свободе и раскованности всей руки.

Во время занятий у дошкольников вырабатывается умение легко и свободно управлять художественными инструментами. При этом развиваются разнообразные действия руки, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду вводятся упражнения на развитие внимания и логического мышления.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки или пальцев, тампонирование и др.

Много внимания уделяется организации рабочего места, экономичному использованию материалов и аккуратности в работе.

В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

1 названия основных цветов;

2 вертикальное, горизонтальное,

3 значение терминов: гуашь, трафарет, стека, оригами.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

1)пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др.

2)умение создавать несложные конструкции из разных материалов.

3) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;

4) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;

6) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;

7) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

8) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;

узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.


Список использованной литературы

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2016.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2015.