МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 12»
«Принята» «Утверждена»
на заседании Педагогического совета приказом № 1 - 285
Протокол № 1 от « 31» августа 2016г.
от « 30» августа 2016г. Директор МОУ «Лицей №12»
Председатель педагогического совета ___________Е.М. Плаксина.
__________Е.М. Плаксина
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный волейболист»
(для обучающихся 5 классов)
1 год обучения
Разработала: педагог дополнительного образования
Кваскова Екатерина Николаевна
г. Железногорск
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе методической литературы по физической культуре. Программа рассчитана на один год по 2 часа в неделю (70 часов) для учащихся 5- х классов .
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 20011) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов ( «Просвещение». М. 20011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейболиста.
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.
Цели и задачи кружка по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства, помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в волейбол.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта-волейболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса волейбол
Личностные результаты освоения учебного предмета по волейболу
Освоение курса «волейбол » вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета по волейболу
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
концентрация воли для преодоления физических препятствий;
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно – следственные связи;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнеров;
использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Возраст детей: 11-12 лет.
Сроки реализации: 2016-2017 учебный год.
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования.
Режим занятий: Занятия в секции проводится 1раз в неделю по (90мин).
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
смогут получить знания:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
Форма подведения итогов реализации программы:
Учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,
конкурсы, соревнования.
Средства обучения: Волейбольные мячи, теннисные мячи, скакалки, маты, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастический козел.
Учебно-тематический план
№№ занятий | Вид программного материала | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Стартовая стойка (в технике нападения и защиты). | 1 | | |
2 | Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения. | 1 | | |
3 | Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. | 1 | | |
4 | Двойной шаг вперед, назад, скачок. | 1 | | |
5 | Остановка шагом, прыжком (в нападении, защите). | 1 | | |
6 | Прыжки (особенно в нападении, защите). | 1 | | |
7 | Передача мяча сверху двумя руками в стенку. | 1 | | |
8 | Передача мяча сверху двумя руками вверх - вперед. | 1 | | |
9-10 | Многократная передача мяча сверху двумя руками над собой. | 2 | | |
11-12 | Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке. | 2 | | |
13-14 | Приём мяча сверху двумя руками. | 2 | | |
15-16 | Выбор места для выполнения второй передачи. | 2 | | |
17-18 | Сочетание способов перемещений. | 2 | | |
19-20 | Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3. | 2 | | |
21-22 | Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3. | 2 | | |
23-24 | Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. | 2 | | |
25-25 | Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4. | 2 | | |
27-28 | Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4. | 2 | | |
29-30 | Нижняя прямая подача. | 2 | | |
31-32 | Выбор места для выполнения подачи. Передача двумя руками в прыжке | 2 | | |
33-34 | Приём нижней прямой подачи снизу двумя руками. | 2 | | |
35-36 | Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4 при второй передаче. | | | |
37-38 | Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2 при второй передаче. | | | |
39-40 | Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4 при второй передаче. | 2 | | |
41-42 | Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3 при второй передаче. | 2 | | |
43-44 | Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3 при второй передаче. | 2 | | |
45-46 | Выбор места при приёме нижней прямой подачи Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 3. | 2 | | |
47-48 | Верхняя прямая подача. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи у сетки. | 2 | | |
49-50 | Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара. | 2 | | |
51-52 | Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6. | 2 | | |
53-54 | Взаимодействие игрока зоны 5 с игроком зоны 6. | 2 | | |
55-56 | Взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 5,1 | 2 | | |
57-58 | Сочетание способов перемещений с техническими приёмами. Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях). | 2 | | |
59-60 | Падения и перекаты после падения. Передача двумя руками в прыжке. | 2 | | |
61-62 | Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 4. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4, 3,2). | 2 | | |
63-64 | Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 2. Выбор места для выполнения нападающего удара | 2 | | |
65-66 | Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 3. Передача двумя руками в прыжке. | 2 | | |
67-68 | Передача двумя руками в прыжке Чередование способов подач. | 2 | | |
69-70 | Передачи, приемы. Игра по упрощенным правилам | 2 | | |
Содержание курса
Основы знаний
Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении.
Освоение техникой передвижений
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Освоение техники приемов и передач мяча
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Освоение техники подачи мяча и приема подач.
Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.
Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам.
Верхняя прямая подача в прыжке.
Прием подачи в зону 3.
Освоение техники прямого нападающего удара
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.
Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Овладение техникой защитных действий
Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка.
Овладение тактикой игры в нападении.
Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков.
Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций игроков.
Овладение тактикой игры в защите
Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».
Овладение игрой и развитие психомоторных способностей.
Учебная игра в волейбол с заданиями. Учебно-тренировочная игра. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ.
Овладение организаторскими способностями
Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия-
посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической подготовке.
Комбинированные занятия-
включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия-
построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия-
прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
Физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу | 4 3 3 8 |
Формы подведения итогов реализации курса
По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование.
Список литературы:
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.
Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
Календарный учебный график:
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | | |
| | всего | теория | практика |
1. | Развитие волейбола в России | 1 | 1 | - |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 1 | 1 | - |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 27 | 1 | 26 |
4. | Основы техники и тактики игры | 25 | 1 | 24 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 8 | - | 8 |
6. | Тестирование | 8 | - | 8 |
Итого: | | 70 | 4 | 66 |