СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный волейболист"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе  методической литературы по  физической культуре. Программа рассчитана  на один  год  по 2 часа в неделю (70 часов) для учащихся 5- х  классов  .

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Юный волейболист"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 12»



«Принята» «Утверждена»

на заседании Педагогического совета приказом № 1 - 285

Протокол № 1 от « 31» августа 2016г.

от « 30» августа 2016г. Директор МОУ «Лицей №12»

Председатель педагогического совета ___________Е.М. Плаксина.

__________Е.М. Плаксина





Дополнительная общеобразовательная программа


«Юный волейболист»

(для обучающихся 5 классов)

1 год обучения



Разработала: педагог дополнительного образования

Кваскова Екатерина Николаевна




г. Железногорск

2016 г.



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе  методической литературы по физической культуре. Программа рассчитана на один год по 2 часа в неделю (70 часов) для учащихся 5- х классов .

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 20011) и  комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов ( «Просвещение». М. 20011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейболиста.

Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.

Цели и задачи кружка по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства, помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в волейбол.

Цель:

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта-волейболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;


Развивающие:

- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

- Расширение спортивного кругозора детей.


Воспитательные:

- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

  • Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.






К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса волейбол

Личностные результаты освоения учебного предмета по волейболу

  • Освоение курса «волейбол » вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

  • У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

  • Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

  • адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Метапредметные результаты освоения учебного предмета по волейболу

  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального ,общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

  • Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

  • активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

  • концентрация воли для преодоления физических препятствий;

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

  • Выпускник научится:

  • осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • устанавливать причинно – следственные связи;

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

  • Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

  • Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • контролировать действия партнеров;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • слушать собеседника;

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • осуществлять взаимный контроль,

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Возраст детей: 11-12 лет.

Сроки реализации: 2016-2017 учебный год.

Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования.

 Режим занятий: Занятия в секции проводится  1раз в неделю по (90мин).



Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


В ходе реализация программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
смогут получить знания:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

могут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

  • выполнять технические приёмы и тактические действия;

  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;

  • проводить судейство по волейболу.



Форма подведения итогов реализации программы:

Учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,

конкурсы, соревнования.

Средства обучения: Волейбольные мячи, теннисные мячи, скакалки, маты, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастический козел.



Учебно-тематический план


№№ занятий

Вид программного материала

Кол-во часов

Дата

план.

Дата факт.

1

Стартовая стойка (в технике нападения и защиты).

1



2

Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения.

1



3

Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед.

1



4

Двойной шаг вперед, назад, скачок.

1



5

Остановка шагом, прыжком (в нападении, защите).

1



6

Прыжки (особенно в нападении, защите).

1



7

Передача мяча сверху двумя руками в стенку.

1



8

Передача мяча сверху двумя руками вверх - вперед.

1



9-10

Многократная передача мяча сверху двумя руками над собой.

2



11-12

Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке.

2



13-14

Приём мяча сверху двумя руками.

2



15-16

Выбор места для выполнения второй передачи.

2



17-18

Сочетание способов перемещений.

2



19-20

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3.

2



21-22

Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3.

2



23-24

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2.

2



25-25

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4.

2



27-28

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4.

2



29-30

Нижняя прямая подача.

2



31-32

Выбор места для выполнения подачи.

Передача двумя руками в прыжке


2



33-34

Приём нижней прямой подачи снизу двумя руками.

2



35-36

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4 при второй передаче.




37-38

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2 при второй передаче.




39-40

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4 при второй передаче.

2



41-42

Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3 при второй передаче.

2



43-44

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3 при второй передаче.

2



45-46

Выбор места при приёме нижней прямой подачи

Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 3.

2



47-48

Верхняя прямая подача.

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи у сетки.

2



49-50

Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара.

2



51-52

Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6.

2



53-54

Взаимодействие игрока зоны 5 с игроком зоны 6.

2



55-56

Взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 5,1

2



57-58

Сочетание способов перемещений с техническими приёмами.

Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях).

2



59-60

Падения и перекаты после падения.

Передача двумя руками в прыжке.

2



61-62

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 4.

Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4, 3,2).

2



63-64

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 2.

Выбор места для выполнения нападающего удара

2



65-66

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 3.

Передача двумя руками в прыжке.

2



67-68

Передача двумя руками в прыжке

Чередование способов подач.

2



69-70

Передачи, приемы.

Игра по упрощенным правилам

2





Содержание курса

Основы знаний

Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении.

Освоение техникой передвижений

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)

Освоение техники приемов и передач мяча

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.

Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.

Освоение техники подачи мяча и приема подач.

Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.

Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам.

Верхняя прямая подача в прыжке.

Прием подачи в зону 3.

Освоение техники прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.

Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.

Прямой нападающий удар при встречных передачах.

Овладение техникой защитных действий

Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка.

Овладение тактикой игры в нападении.

Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков.

Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций игроков.

Овладение тактикой игры в защите

Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».

Овладение игрой и развитие психомоторных способностей.

Учебная игра в волейбол с заданиями. Учебно-тренировочная игра. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ.

Овладение организаторскими способностями

Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.




Формы проведения занятия и виды деятельности

Однонаправленные занятия-

посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической подготовке.

Комбинированные занятия-

включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия-

построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия-

прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.






Физическая подготовленность


№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5





Техническая подготовленность


№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

4

3

3

8









Формы подведения итогов реализации курса

По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование.






































Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.

  3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.

  5. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.



























Календарный учебный график:


Разделы, темы

Кол-во часов





всего

теория

практика

1.

Развитие волейбола в России

1

1

-

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

1

1

-

3.

Общая и специальная физическая подготовка

27

1

26

4.

Основы техники и тактики игры

25

1

24

5.

Контрольные игры и соревнования

8

-

8

6.

Тестирование

8

-

8

Итого:


70

4

66