УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ТВОРЧЕСТВА «РОДНИЧОК»
Рассмотрено и одобрено на заседании
Педагогического/методического совета ДТ «Родничок»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ДТ «Родничок» Начальник УО
__________ С.А Сионова ____________В.А. Ясиновская
Приказ № ___ от «__» _________2015г. __________________________
Протокол М/С № 1 от ________
Руководитель _________ А.Б. Славко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПОДАРОК»
Направленность Художественная
Уровень Ознакомительный
Рассчитана на детей от 7 до 15 лет
Срок реализации (576 часов) 3 года
Педагог, Гребенюк Мария Васильевна
г. Приморско-Ахтарск
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно - прикладное творчество дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе школьного образования. Для достижения успеха на занятиях создается благоприятный психологический фон.
Программа детского объединения «Подарок», создавалась в течение нескольких лет, на протяжении которых постоянно корректировалась.
Кроме того, новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки узкого профиля преподавания, находить и использовать новые технологии, возрождать забытые старые технологии. В связи с этим возникла необходимость объединить разные виды декоративно-прикладного искусства, что позволит реализовать обучающимся свои авторские идеи выразив их в изделии, проекте, сувенире, подарке и т.п. В программе «Подарок» собраны все предыдущие наработки, учтены детские желания и возможности, а также продуманы доступность материалов и инструментов. Например: чаще всего не нужные нам вещи мы выбрасываем, забывая, что это прекрасный материал для поделок. А ведь эти изделия могут не только украсить наш дом, но и стать прекрасным подарком для друзей и знакомых. Работа по данной программе повысила творческую активность детей и отразилась на результативности обучения. Результатом является участия детей в различных конкурсах, выставках, ярмарках.
Направленность: программа «Подарок» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.
Программа была изменена с учетом требований к программам дополнительного образования детей и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Новизна: программа «Подарок» предполагает использование новых технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей. Программа «Подарок» объединила в себе разные виды декоративно-прикладного искусства : работа с тканью (канзаши, печворк), моделирование изделий из кожи, лепка, шитье, вышивание, плетение (макраме), макетирование.
Актуальность: в век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связи с этим появляется острая необходимость повышения роли художественно-эстетического воспитания детей, развития у них образного мышления, привлечения к различным видам декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая целесообразность: данная программа пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, у детей развивается усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные изделия своими руками.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с кожей, тканью, бумагой;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;
-научить выполнять импровизации на основе традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства;
- научить пользоваться литературными источниками.
Развивающие:
-сформировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству художника, дизайнера;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.
Цели и задачи первого года обучения
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. Познакомить с несколькими видами декоративно прикладного искусства
Задачи программы:
Образовательные:
- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с кожей, тканью, бумагой;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;
Развивающие:
-сформировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству художника, дизайнера;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.
Цели и задачи второго года обучения
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. Умению самостоятельно создавать композиции, ориентироваться в видах декоративно-прикладого искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать сведения о видах декоративно-прикладного творчества, и постоянно пополнять их;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с кожей, тканью, бумагой;
Развивающие:
-сформировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству художника, дизайнера;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.
Цели и задачи третьего года обучения
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. Развить индивидуальный почерк при выполнении своих изделий.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с кожей, тканью, бумагой;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;
Развивающие:
-сформировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству художника, дизайнера;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет, желающих заниматься декоративно-прикладным искусством. Допускается дополнительное зачисление детей на второй и третий годы обучения на основе собеседования.
Срок реализации программы – 3 года. Всего на освоение программы отводится 576 часов:
1 год обучения- 144 часов;
2 год обучения- 216 часов;
3 год обучения- 216 часов.
Режим занятий.
Первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа. Второй и третий год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45минут. Перерыв между занятиями- 10 минут.
Наполняемость группы:
1-й год обучения- 15 человек
2-й год обучения- 12 человек
3-й год обучения- 10 человек
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, конкурс, выставка, ярмарка.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Способы проверки результатов освоение программы
К числу важнейших элементов работы педагога относятся способы проверки результативности данной программы.
Возможно использование следующих методов:
Педагогические наблюдения:
- мониторинг образовательной деятельности детей;
- оформление индивидуальных листов результативности.
2) Педагогический анализ результатов:
- опросов;
- активности воспитанников на занятиях.
-участие воспитанников в конкурсах.
Виды контроля занятий учащихся
Для отслеживания результативности используется:
Текущий контроль (в течение всего учебного года)
- педагогическое наблюдение;
- самостоятельная работа;
2) Промежуточный контроль по результатам освоение материала проводятся раз в два месяца во время проведения выставок. В процессе просмотра выставок происходит обсуждение творческих работ воспитанников.
3) Итоговый контроль (в конце учебного года или курса)
В конце учебного года подводится итоговый контроль просмотром презентации творческих работ, определяется изменение уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
Сделать обоснованные выводы об осознанном усвоении детьми положенного объема знаний и умений поможет подведению итогов за учебный год.
-итоговая выставка лучших работ.
-участие воспитанников в краевых конкурсах в номинации «Декоративно- прикладное творчество».
- оформление презентации творческих работ конце года.
- диагностика личностного роста (успехи и достижения).
Ожидаемые результаты (результативность):
В ходе реализации программы «Подарок» обучающиеся должны
к концу 1 года обучения:
-иметь представление о различных видах декоративно-прикладного творчества;
-знать правила подготовки рабочего места;
-знать правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
-знать область применения и назначение материалов и инструментов;
-уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, самоконтроль над её ходом и результатами;
-уметь изготавливать изделия по образцу, выбирать материал;
-уметь осуществлять декоративное оформление и отделку;
к концу 2 года обучения:
-знать основы составления композиции;
-знать технологию изготовления сувениров и оберегов;
-знать и применять в работе разный материал (тесто, пластика, ткань кожа и т.п.);
-уметь создавать изделие по образцу и собственному замыслу;
-уметь оформлять выставочные изделия;
-уметь применять в работе бросовые материалы;
к концу 3 года обучения:
-иметь общие сведения о дизайне в интерьере;
-знать виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
-знать основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
-знать названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
-знать технологию изготовления различных видов изделий;
-уметь выполнять изделия повышенной степени сложности;
-уметь выражать в поделке (деятельности) свою индивидуальность, свое видение мира;
-уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми (сверстниками, педагогом);
Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: выставка, конкурс, опрос.
Основные выполняемы работы воспитаниками « Цветы»(панно из кожи и ткани), «Органайзер»( поставка по карандаши, ручки, кисти и т.п), «Браслет», «Маленькая сумочка».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЙ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ПОДАРОК»
Первый года обучения
№ п\п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Техника Безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Декоративно-прикладное искусство (техники). Технология обработки материалов. | 14 | 6 | 8 |
3. | Основы работы с тканью и кожей | 38 | 6 | 32 |
4. | Основы лепки (тесто, пластика). | 32 | 12 | 20 |
5 | Основы плетений, «макраме». | 10 | 2 | 8 |
6. | Композиция. Теория и практика | 16 | 2 | 14 |
7. | Творческая работа. | 32 | 2 | 30 |
8 | Всего: | 144 | 32 | 112 |
Второй год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Техника Безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Технология обработки материалов. Декоративно-прикладное искусство (техники). . | 28 | 6 | 22 |
3. | Композиция. Основы, термины, приемы. | 56 | 12 | 44 |
4. | Работа с кожей, моделирование | 60 | 8 | 52 |
5. | Обереги для дома, куклы-обереги. | 26 | 2 | 24 |
6. | Творческая работа | 44 | 4 | 40 |
11. | Всего часов | 216 | 33 | 183 |
Третий год обучения
№ п\п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Техника Безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Технология обработки материалов. Декоративно-прикладное искусство (техники). . | 14 | 6 | 8 |
3. | Композиция. Основы, термины, приемы. Основы дизайна. | 56 | 12 | 44 |
4. | Работа с кожей, моделирование | 60 | 8 | 52 |
5. | Обереги для дома. Текстильная кукла. | 26 | 2 | 24 |
6. | Творческая работа | 44 | 4 | 40 |
8 | Воспитательная работа | 4 | 1 | 3 |
9 | Работа с родителями | 10 | 1 | 9 |
11. | Всего часов | 216 | 35 | 181 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПОДАРОК».
Первого года обучения:
1.Вводное занятие. Знакомство с содержанием образования, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Знакомство с Центром детского творчества, с условиями занятий, с правилами внутреннего распорядка. Техникой безопасности
2. Декоративно-прикладное искусство (техники).
Технология обработки материалов.
Теория. Декоративно-прикладное искусство. Определения и виды техник. Общие сведения о материалах: бумага, картон, ткань, кожа, кожзаменитель, бросовый материал. Основные приемы обработки кожи (обжиг). Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.
Практика. Изготовление сувениров « Мышка», « Черепаха», «Ангел»
3. Основы работы с тканью и кожей
Теория. Изготовление цветов из кожи и текстиля. Основы для коллажей, подготовка фона, паспарту. Изготовление кожаных выкроек, простые приемы работы с кожей. Способы соединения деталей. Условные знаки, встречающиеся при работе.
Практика. Кожаная пластика: изготовление закладок для книг различной формы, изготовление аппликаций. Коллажи: изготовление фона, первичная выкладка материала.
Работа с кожей: изготовление заколки для волос, декоративной резинки, брошки, браслеты закладки для книг.
4. Основы лепки (тесто, пластика).
Теория. Инструменты для лепки и материалы. Рецепты изготовления теста для лепки.
Практика. Изготовление сувениров, магнитов «Лягушка», «Старичок Лесовик», «Полянка».
5.Основы плетений, «макраме».
Теория. Виды плетений из кожи. Плетение из ниток и трикотажа (текстиля). Основы «Макраме».
Теория. Изготовление подвески «Человечек», плетение браслетов (фенечек), сувенир «Корзинка»
6. Композиция. Теория и практика
Теория. Понятия: Композиция (Пропедевтика). Закономерности построения орнамента. Сюжетная аппликация.
Практика. Составление композиций из цветов, элементов из кожи и текстиля (подготовка основы: бумага, картон, ткань на подрамнике). Выполнение аппликаций «На морском берегу», « Осень», «Букет».
7. Творческая работа.
Теория. Обобщение знаний по различным материалам и техникам. Подготовка и хранение выбранных материалов. Инструменты и техника безопасности при выполнении работ.
Практика. Выбор вида работы. Подбор материала, отработка приемов работы. Примерные темы: «Полянка», «Домики», «Летний букет», «Мираж», «Подсолнухи». Изготовление фото-рамки, органайзера.
Второго года обучения:
1.Вводное занятие. Знакомство с содержанием образования, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Знакомство с Центром детского творчества, с условиями занятий, с правилами внутреннего распорядка. Техникой безопасности
2. Декоративно-прикладное искусство (техники).
Технология обработки материалов.
Теория. Декоративно-прикладное искусство. Определения и виды техник. Общие сведения о материалах: бумага, картон, ткань, кожа, кожзаменитель, бросовый материал. Основные приемы обработки кожи (обжиг). Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.
Теория. Виды соединений и креплений. Швы.
Практика. Заготовка материала для композиции, сбор.
Сувениры «Плетеная ручка», «Корзиночки»
3. Композиция. Основы, термины, приемы. Основы дизайна
Теория. Понятия: Композиция (Пропедевтика). Закономерности построения орнамента. Сюжетная аппликация. Понятие дизайн.
Практика. Изготовление панно для кухни. Изготовление маски «Пьеро», «Арлекин». Панно «Осенняя пора», «Летний день», «Фантазии». Изготовление букетов «Летний букет», «Букет из листьев», «Морское дно», «Старинные часы», «Абстракция».
4. Работа с кожей, моделирование
Теория. Подготовка материала к работе (очистка, прокраска, обжиг, побуливание). Выкройки и шаблоны. Приемы и способы соединения деталей в композицию.
Практика. Изготовление чехлов, футляров, ваз, шкатулок сумочек в свободном стиле. Изготовление панно на растительную тему.
5. Обереги для дома. Текстильная кукла.
Теория. Куклы – обереги.
Исторические сведения. Знакомство с миром народных кукол, обрядами. Классификация кукол – оберегов. Технология изготовления куклы-закрутки. Основные правила изготовления оберега. Материалы и инструменты, применение выкроек и лекал, символики и дополнительных материалов.
Практика. Изготовление оберега. Отделка изделия.
6. Творческая работа.
Теория. Обобщение и закрепление приемов и способов работы в различных техниках и с различными материалами.
Практика. Работа с кожей. Изготовление панно на свободную тему.
Третьего года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с содержанием образования, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Знакомство с Центром детского творчества, с условиями занятий, с правилами внутреннего распорядка. Техникой безопасности
2. Декоративно-прикладное искусство (техники).
Технология обработки материалов.
Теория. Декоративно-прикладное искусство. Определения и виды техник. Общие сведения о материалах: бумага, картон, ткань, кожа, кожзаменитель, бросовый материал. Основные приемы обработки кожи (обжиг). Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда. Основные конструкции. Методы моделирования. Новые понятия (стенка, ботон, фальда).
Практика. Изготовление конструкций простых изделий ключницы, чехол, шкатулка, сумочки, домашние тапочки.
3. Композиция. Основы, термины, приемы. Основы дизайна
Теория. Понятия: Композиция (Пропедевтика). Закономерности построения орнамента. Сюжетная аппликация. Понятие дизайн. Основы дизайна
Практика. Изготовление панно для кухни. Изготовление маски «Пьеро», «Арлекин». Панно «Осенняя пора», «Летний день», «Фантазии». Изготовление букетов «Летний букет», «Букет из листьев», «Морское дно», «Абстракция».
4. Работа с кожей, моделирование
Теория. Подготовка материала к работе (очистка, прокраска, обжиг, побуливание). Выкройки и шаблоны. Приемы и способы соединения деталей в композицию.
Практика. Изготовление панно на растительную тему. Практика. Изготовление картин на темы: «Осень», «Цветы», «Весенние мотивы». Сюжетных композиций « Замок», « Волшебная поляна»
5. Обереги для дома. Текстильная кукла.
Теория. Куклы – обереги.
Исторические сведения. Знакомство с миром народных кукол, обрядами. Классификация кукол – оберегов. Технология изготовления куклы-закрутки. Основные правила изготовления оберега. Материалы и инструменты, применение выкроек и лекал, символики и дополнительных материалов.
Практика. Изготовление оберега. Отделка изделия.
6. Творческая работа.
Теория. Обобщение и закрепление приемов и способов работы в различных техниках и с различными материалами.
Практика. Работа с кожей. Изготовление панно на свободную тему.
Примерный перечень творческих работ: «В краю родном», «Сегодня мамин праздник». «Наши увлечения», «Дело мастера боится».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для успешного усвоения учащимися данной программы используются методические рекомендации и пособия для контроля и проверок усвоения учащимися учебного материала. В течение всего образовательного процесса используются различные виды дидактических материалов:
1) схематический или символический (схемы, таблицы, шаблоны, рисунки)
2) картинный и картинно-динамический (иллюстрации, фотоматериалы, слайды)
3) естественный материал (предметы правильной геометрической формы, муляжи, керамическая посуда, скульптура малых форм в качестве натуры).
3) смешанный (видеозаписи)
4) дидактические пособие:
- книги
-карточки;
- раздаточный материал;
-шаблоны
5) тематические подборки материалов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Дидактические материалы подбираются и систематизируются в соответствии с учебно-тематическим планом по каждой теме.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете соответствующим нормам СанПина.
В учебном кабинете находится:
- столы;
- скамейки;
- шкафы;
- стеллаж для хранения работ воспитанников и дидактических материалов;
- компьютер;
-телевизор.
Для организации занятий по данной программе необходимые следующие пособия и материалы:
- простой карандаш разной мягкости;
- краска (акриловая);
- кисти;
-клеенки
- линейки,
- ножницы,
- инструменты: шило, кусачки, стек, молоток, клеевой пистолет;
-иголки, булавки,
-клей (ПВА, универсальный)
-нитки
- Материалы: ткань, кожа, кожзаменитель, обои, бросовый материал.
Для занятий воспитанникам требуются: ножницы, клеенки, краски, клей- универсальный, карандаши, кисти, картон, бумага, салфетки, фартук.
Качественное обеспечение средствами и материалами способствует более глубокому и осознанному усвоению воспитанниками программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги (в электроном формате)
Лущик Л.И, Несмиян Т.Б «Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи , бисера»,-М.:Эсмо,2007г.- 64с.
2. Чудновская Анна «Стильные сумки от пляжных до галамурных –М.: Эсмо, 2006г.- 60 с.-(Азбука рукоделия)
3. Мицель Илья. Кожа. Плетёные и тиснёные браслеты , - М.:«Культура и традиции», 1999.- 32 с.
4. Синеглазова М.О. «1000 мелочей из кожи. – М.: Информационно-издательский фонд «Профиздат», 2002г.-135с.
Тюрина Н.Е. Чудо – Кожа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998г.-110с.
Сухорукова Е.П, Чечулинская Е.Г «Искусство делать цветы», - М.:«Культура и традиции», 1994.- 144 с.
7.А.А.Ладанюк.Е.А.Кошмина «ЮВЕЛИРКА» ИЗ КОЖИ –М.: Издательство «Знание», 1994 г.-144с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам», № 4).
8. Манкова Т.Н «Стильные украшения из кожи своими руками» -Ростов н\Дону.: Феникс, 2005г.-256с.
9.Чекризова Елена Энциклопедия Кожа. Техника, приемы, изделия- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004 г.-168с.
10. «Большая энциклопедия развивающих игр и поделок» К.Чернер. Мн.:ООО «Попурри»2005
11. «Креативные картины» Людмила Белецкая.- М. : Эксмо 2006
12. «Оригинальные подарки своими руками». Н.В. Дубровская.-М.:АстрельПолтграфиздат.-2010.
13. «Поделки из природных материалов».О.А. Белякова — М.:Москва,2009.-316.
14. «Прикольные подарки к любимому празднику» .О.В. Чибрикова-М.:Эксмо,2006.
«Поделки» Л.П. Костикова.Москва- «Росмен» 1996
15. Маракаев О. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.