Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
«Утверждено»
Приказ № ____от_______2015 года
Директор МАОУ ДО
«Центр внешкольной работы»
________________ С.К. Печникова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы бизнеса»
возраст детей 16-18 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Ефанова Вера Александровна
педагог дополнительного образования
г.Боровичи
Новгородской области
2015 год
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления подростков с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, подростки знакомятся, как устроен экономический мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе изучения курса обучающиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание. Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что обучающиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что она расширяет экономические знания обучающихся на современном этапе развития общества, способствует повышению мотивации к трудовой деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в ней тщательно изучается система риска и предприимчивости в условиях рыночной экономики.
Цель курса: Ознакомить учащихся с основными направлениями работы и значимостью предпринимательской деятельности.
Задачи курса:
Воспитание ответственности за принятие решений.
Формирование сознательного выбора будущей профессии.
Развитие интереса к экономическим знаниям.
Возраст детей: Программа рассчитана на учащихся 15 -18 лет при одногодичном цикле обучения.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий:
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часа за учебный год (по 4 часа в неделю).
Наполняемость учебной группы до 15 человек.
Фомы работы:
Теоретическое осмысление элементарных теоретических и практических основ предпринимательства;
Групповые практические занятия;
Индивидуальные занятия (подготовка докладов, проектов, составление бизнес-плана);
Посещение учреждений регулирующих деятельность предпринимателей.
Встречи с предпринимателями.
Ожидаемые результаты.
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность по данной теме. Изучение данной программы и применение ее знаний помогут учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.
К концу изучения курса учащиеся должны:
знать:
понятие и сущность бизнеса представляет собой одновременное сочетание ряда признаков (бизнес как процесс, как вид экономической деятельности, как объект собственности и совокупность действий, которые предпринимает любой его субъект для реализации своих деловых интересов);
в основе бизнеса и элементов, составляющих его базис, лежит система принципов, характеризующих современный бизнес как коммерческую деятельность, непосредственно направленную на получение прибыли;
бизнес рассматривается как социальное явление, в основе которого лежат отношения между людьми, а также связанные с ними общественные интересы субъектов бизнеса, включая и конфликты интересов;
отношения складываются в различных областях человеческой деятельности, каждая из которых имеет экономическую основу, поэтому непосредственной областью действия деловых отношений является прикладная экономика в ее различных отраслевых и видовых разрезах;
непосредственной областью действия деловых отношений является прикладной менеджмент, поскольку существенно важную роль в содержании и технологиях деловой деятельности играют процедуры подготовки и принятия решений, а также контроль их осуществления;
деловые отношения представляют собой не статичное, а динамичное явление, развитие бизнеса является постоянным процессом, в ходе которого деловые отношения усложняются, обогащаются, совершенствуются, приобретают новые и разнообразные формы проявления;
деловые отношения имеют наряду с экономической формой также правовую форму, данные отношения представляют собой правоотношения субъектов бизнеса, развитие которых опирается не только на экономические основы общества, но и на совокупность национальных и международных правовых норм.
уметь:
давать характеристику с учетом особенностей организационно-правовых форм бизнеса, в том числе форм предпринимательства без образования юридического лица;
определять роль конкуренции в системе бизнеса (влияние факторов конкуренции на параметры состояния конкурентной среды на товарном рынке, а также защита конкуренции на рынке финансовых услуг) и т.д.
формировать целостное понимание логики современной предпринимательской деятельности, основанной на самостоятельной инициативе, инновационных идеях и персональной ответственности;
применять полученную базу знаний об основных методах эффективного развития всех направлений осуществления коммерческой деятельности, а также деловых взаимоотношений как неизменного атрибута предпринимательской активности;
использовать систему правоотношений, складывающиеся в различных ситуациях между покупателем и продавцом (по оплате товара, страхованию, сохранению прав собственности, различных условий поставки, на основе законодательных актов).
иметь представление:
о совокупности взаимодействий бизнеса с внешней средой (партнерами, контрагентами, работниками, потребителями, конкурентами, общественностью);
о договорном режиме коммерческой деятельности, путем сопоставления традиционной и современной системы взаимоотношений предприятий;
о совокупности деловых отношений, которые устанавливаются, поддерживаются, развиваются либо прекращаются предпринимателями, отстаивающими свои интересы, в зависимости от обстоятельств.
Формы отслеживания результатов:
В процессе изучения курса «Основы бизнеса» используется ряд методик обучения: опрос, круглый стол, дискуссия, рейтинговая система оценки текущей работы. Технические средства обучения применяются на лекционных занятиях.
Контрольная работа, является завершающим этапом изучения курса «Основы бизнеса» и выполняется на основе изучения рекомендованной литературы по курсу «Основы бизнеса». Она должна показать готовность обучающихся творчески решать практические задачи, навыки к обобщению, логическому изложению материала, а так же умение делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по созданию собственного дела.
Цель работы - усвоить основные принципы и методы осуществления предпринимательской деятельности. В результате выполнения контрольной работы учащийся должен получить представление о целостной логике предпринимательской активности от зарождения предпринимательской идеи до воплощения ее в жизнь, что в дальнейшем может помочь в организации собственного дела. Задание состоит из 5 этапов и охватывает практически все разделы курса "Основы бизнеса".
Оформление расчетно-пояснительной записки должно соответствовать общим требованиям к оформлению расчетно-пояснительного материала. Допускается (по согласованию с преподавателем) расчетно-пояснительную записку представить в виде «черновой тетради» предпринимательских расчетов и пояснений с обязательным оформлением чистового варианта этапа «Резюме к предпринимательскому бизнес-плану».
Основные требования к оформлению и содержанию работы:
1. Соответствие содержания названию работы (вариант «Резюме к предпринимательскому бизнес-плану»)
2. Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по теме «Организация собственного дела»
3. Необходимая глубина исследования и убедительность аргументации.
4. Необходимо помнить, что контрольная работа — самостоятельное исследование, автором которого является учащийся. Он несет полную ответственность за представленную работу, достоверность сведений и обоснованность принятых решений.
5. Учащийся должен свободно ориентироваться в своей работе. При сдаче он должен уметь сформулировать: актуальность выбранной темы; цель работы; суть выполненной работы,
6. Не допускаются к защите любые варианты работ, найденных в INTERNET по совпадающей тематике, сканированные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных работ.
7. Объём контрольной работы должен быть не менее 15 страниц (без приложений).
Страницы работы необходимо пронумеровать в правом верхнем углу листа. Цитаты и цифровой материал следует сопровождать сносками, которые оформляются в виде квадратных скобок с указанием источника данных из списка использованной литературы (за последние 5 лет).
Структурные элементы работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения (могут отсутствовать).
Запланированными формами контроля по дисциплине являются:
• оперативный контроль – в форме проведения фронтальных контрольных опросов в письменной и устной форме;
• рубежный контроль – в течение полугодия в виде выполнения контрольных работ, рефератов, тестовых заданий в разрезе дидактических единиц;
• итоговый контроль по курсу предусмотрен в виде зачета (теста).
Методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний, работа с материалами периодической печати;
Работа с учебной литературой;
Проведение практических занятий и семинаров.
Цель проведения практических занятий — более глубокое усвоение учащимися теоретического курса и применение его на практике. Занятия предусматривают решение практических примеров и задач, тестирование с использованием специальных учебных программ и пособий по дисциплине — практикумов. На практических занятиях учащиеся закрепляют полученные теоретические знания.
Методика проведения практических занятий основана на использовании активных форм, позволяющих сделать каждого из учащихся участником обсуждаемых вопросов и проблем разработки предпринимательского бизнес-плана. С этой целью вся группа на первом практическом занятии распределяется на команды по 3 человека в каждой, в которых они продолжают работать в процессе обучения: на теоретических занятиях - участвуя в разборе предложенных ситуаций; на практических занятиях - выполняя конкретные задания. За весь цикл обучения каждая команда должна пройти путь от создания своей фирмы и определения своей миссии и бизнеса до разработки бизнес-плана фирмы с учетом технологии, предлагаемой данной программой.
Методическое обеспечение учебного процесса включает раздаточный материал для каждого по всем разделам программы курса, позволяющий использовать его в практических расчетах при разработке бизнес-плана. Кроме того предлагается пример разработанного бизнес-плана, рабочая тетрадь предпринимателя и компьютерная программа «Project expert», которые они могут использовать в процессе составления резюме к бизнес-плану при выполнении контрольной работы.
Организационно-техническое обеспечение программы предполагает использование средств компьютерной и копировальной техники.
Также предполагается написание рефератов по предложенным темам.
Список тем:
1. Понятие сущности бизнеса как явление жизни общества.
2. Блага, их значения и виды.
3. Отличительные черты бизнеса и роль бизнеса в системе экономики.
4. Эгоистические и общественные цели в ведении бизнеса.
5. Понятие собственности, виды собственности.
6. Тенденции развития современного бизнеса.
7. Виды предпринимательского бизнеса.
8. Структура производства товаров и услуг.
9. Понятие «товар», виды товаров.
10. Сфера общественного производства.
11. Понятие «аудит», цели аудиторской деятельности.
12. Понятие рынка, выбор рыночной ниши.
13. Типы маркетинговой информации.
14. Сегменты рынка и их характеристика.
15. Функции менеджмента, их характеристика.
16. Бизнес-план организации, цели разработки бизнес-плана.
17. Функции бизнес-плана организации.
18. Организация как хозяйствующий субъект, ее роль и место в национальной экономике
19. Сущность, виды и причины инфляции.
20. Антиинфляционная политика и ее особенности в РФ
21. Сущность и роль инвестиций в бизнесе.
22. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
23. Понятие жизненного цикла товара, фазы жизненного цикла товара.
24. Рыночная ситуация, конъюнктура рынка и ее анализ.
25. Антимонопольное регулирование бизнеса.
26. Ценовая политика в организации
27. Маркетинговая деятельность в организации
28. Особенности коммерческого предпринимательства.
29. Венчурный бизнес и его преимущества
30. Конкуренция в сфере бизнеса.
31. Роль банков в рыночной экономике РФ.
32. Жизненный цикл предприятия и пути его оптимизации.
33. Оценка конкурентоспособности продукции организации.
34. Риски, возникающие в процессе предпринимательской деятельности.
35. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и их характеристика.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | теория | практика | Всего часов |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | Сущность и типология предпринимательства. | 6 | 5 | 11 |
3. | Организация и развитие собственного дела. | 13 | 13 | 26 |
4. | Конкуренция предпринимателей. Предпринимательский риск. | 12 | 12 | 24 |
5. | Управление персоналом. | 4 | 6 | 10 |
6. | Маркетинг в предпринимательской деятельности. | 11 | 11 | 22 |
7. | Экономическая роль малого бизнеса. | 5 | 7 | 12 |
8. | Личность и качества предпринимателя. | 6 | 4 | 10 |
9. | Ответственность предпринимателей. | 2 | 2 | 4 |
10. | Правовые основы предпринимательства. | 5 | 5 | 10 |
11. | Защита прав потребителя. | 5 | 6 | 11 |
12. | Итоговое занятие. | 0 | 2 | 2 |
ИТОГО: 144 часа
Содержание программы
Вводное занятие (2 час).
Теория: 1 час. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в учебном учреждении.
Практика: 1 час. Знакомство с темами занятий. Презентация «Виды предпринимательской деятельности»
2. Сущность и типология предпринимательства. (11 часов).
Теория: 6 час. Условия развития предпринимательской деятельности. Признаки предпринимательства. Стратегии, используемые предпринимателями.
Практика: 5 час. Разрешение логических задач по организации бизнеса. Тестирование по изученным темам. Написание сообщений на тему необходимых условий для развития разных видов бизнеса (магазин детских игрушек, аптека, кафе, и др.)
Организация и развитие собственного дела. (26 часов)
Теория: 13 часов. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Бизнес и предпринимательство. Кто становятся предпринимателем. Регистрация предпринимателей. Виды деятельности предпринимателей. Организация управления. Организация планирования деятельности. Прекращение предпринимательской деятельности.
Практика: 13 часов. Заполнение документации. Посещение ПФ, налоговой инспекции. Работа со средствами массовой информации. Составление сообщения и рефератов по изученным темам.
Конкуренция предпринимателей. Предпринимательский риск. (24 часа)
Теория: 12 часов. Монополизация экономики и конкуренция. Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей. Повышение конкурентоспособности предприятия. Методы формирования информационно-статистической базы. Риск и причины его возникновения. Методы управления рисками. Классификация предпринимательских рисков. Методы оценки и снижения риска. Экономические последствия совершенной конкуренции. Развитие конкуренции в современном мире. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России.
Практика: 12 час. Решение практических задач на примере отдельных видов предпринимательства. Тестирование. Написание реферата по изученным темам.
Управление персоналом. (10 часов)
Теория: 4 часа. Планирование, отбор и приём персонала. Менеджмент. Профессиональная подготовка персонала. Управление деловой карьерой сотрудников предприятия. Стимулирование труда персонала.
Практика: 6 часов. Встреча с сотрудником отдела кадров. Изучение законодательства, регулирующего трудовые отношения между работодателем и работником, на примере «Трудового кодекса РФ». Решение практических задач, разбор ситуативных трудовых отношений.
Маркетинг в предпринимательской деятельности. (22 часов)
Теория: 11 часов. Основные принципы маркетинга. Основные задачи и функции маркетинга. Рекламные акции. Реклама продукции. Товар и его место в предпринимательской деятельности. Жизненный цикл товара. Источники информационного обеспечения товаров. Поставка товара. Сертификация продукции. Связь производства и потребления продукции. Презентация продукции.
Практика: 11 часов. Посещение рекламного агентства или встреча с сотрудником рекламного агентства. Работа с проспектами фирм, образцами сертификатов. Практическая работа по презентации предложенного на выбор вида продукции.
Экономическая роль малого бизнеса (12 часа)
Теория: 5 часов. Понятие и виды. Формы государственной поддержки малого предпринимательства. Понятие и критерии малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства в России. Понятие «собственность».
Практика: 7 часов. Работа с материалами периодической печати. Создание презентаций на заданную тему. Встреча с представителем Администрации. Решение практических задач.
Личность и качества предпринимателя (10 часа)
Теория: 6 час. Характерные черты преуспевающего предпринимателя. Предприимчивость и организаторский потенциал. Экономическое мышление предпринимателя. Стрессовая устойчивость предпринимателя. Организация рабочего времени.
Практика: 4 часа. Составление психологического портрета предпринимателя и распорядка трудового дня. Встреча с предпринимателем.
Ответственность предпринимателей. (4 час).
Теория (2 часа). Ответственность перед органами государственного управления. Органы, рассматривающие споры предпринимателей.
Практика (2 часа). Решение практических задач.
Правовые основы предпринимательства. (10 час)
Теория (5 часов). Нормативно-правовые основы предпринимательства. Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства. Правовая ответственность предприятий за экологические преступления.
Практика (5 часов). Посещение Мирового суда. Составление экологического паспорта предприятия.
Защита прав потребителя. (11 час)
Теория (5 часов). Экономика и жизнь. Закон прав потребителя.
Практика (6 часа). Посещение Роспотребнадзора. Работа с материалами закона о защите прав потребителя. Посещение магазинов. Решение практических задач.
Итоговое занятие. (2 час)
Теория (0 часов)
Практика (2 часа). Сдача итоговых работ. Подведение итогов.
Литература для учащихся
1.Автономов В. С. «Введение в экономику»: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Вита – Пресс» (любое издание);
2.Леонтьев А. В. «Технология предпринимательства». 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: «Дрофа» (любое издание).
3. Бусыгин А. В. « Предпринимательство»: основной курс: В 2-х кн.: М.: 1994 г..
4.Кашанина Т. В., Кашанин А. В. «Право и экономика»: Учебное пособие для 10- 11 классов. В 2-х книгах. – М.: «Вита – Пресс», 2003г..
Литература для учителя
1.Азимов Л.Б. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие для учителя - М.: «Вита – Пресс», 1998 г..
2.Гудырин С. Н. «Основы маркетинга»: Учебное пособие для 10 - 11 кл. - М.: «Вита – пресс», 2003 г..
3.Вудкок М., Френсис Д. «Раскрепощённый менеджер». М.: «Дело». 1992 г..
4.Котлер Ф. «Основы маркетинга»: Пер. с англ. - М.: 1995 г..
5.Липсиц И. В. «Введение в экономику и бизнес». – М.: «Вита-Пресс», 2003г..
6. «Основы экономической теории»: Учебник для 10- 11 классов. Под ред. С. Иванова.- М.: 2004 г..
7.Равичев С. В. и др. «Задачи по экономике с решениями». М.:1999 г..
8. Розанова Н. М. «Моя фирма»: Учебное пособие для 8- 9 классов - М.: «Вита – Пресс», 2006 г..
9.Черняк В. З. «Введение в предпринимательство»: Учебник для 10,11 кл.- М.: 2002 г..
10.Шибуков А. А. и др. «Основы предпринимательства».- Учебное пособие для студентов.- Коломна,2003г..