Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону
Центр дополнительного образования детей
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
На заседании методического совета | Директор МБУ ДО ЦДОД Трусова В.Н. _______________ |
Протокол №____ от «____»___________20____ | Приказ №___ от «____»__________20___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 5-13 лет
Разработчик: педагог дополнительногообразования высшей категории Волынец Галина Петровна
Ростов-на-Дону
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Критерии оценки знаний и умений учащихся | 7 |
Учебно-тематический план первого года обучения | 9 |
Содержание программы первого года обучения | 10 |
Учебно-тематический план второго года обучения | 11 |
Содержание программы второго года обучения | 11 |
Учебно-тематический план третьего года обучения | 13 |
Содержание программы третьего года обучения | 13 |
Учебно-тематический план четвёртого года обучения | 14 |
Содержание программы четвёртого года обучения | 15 |
Методическое обеспечение программы | 16 |
Список литературы | 19 |
Приложения | 21 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.
Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике учреждений дополнительного образования деятельности, связанной с декоративно-прикладным и техническим творчеством, что способствует развитию творческой индивидуальности обучающихся.
Направленность программы «Делай сам» –художественная. Она направлена на развитие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов ребёнка, приобретение начальных прикладных, конструкторских навыков, обеспечение эстетического, нравственного, интеллектуального развития. Способствует созданию психологически комфортной атмосферы занятий, подготовке детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме и отвечает требованиям современной тенденции о непрерывности и преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Вид программы: модифицированная программа базового уровня.Отличительная особенность данной программы состоит в том, что работая по программам Журавлевой «Программа для кружка начального технического моделирования» и «Программа для кружка начального технического моделирования с элементами художественного конструирования», выбраны наиболее востребованные детьми темы и практические работы из обеих программ, добавлены темы «Оригами», «Обработка фторопластов» и «Использование готовых форм», адаптируя программы к условиям работы кружка, учитывая изменения интересов обучающихся, материальной базы и технического оснащения объединения.
Новизна, педагогическая целесообразность и актуальность программы
Творчество – это созидательное начало в любой человеческой деятельности. Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку почувствовать себя умелым, талантливым, смелым.Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся
Новизна данной программы заключается в использовании на занятиях мультимедийных ресурсов для демонстрации обучающимся образцов и новых технологических процессов по данному профилю с использованием современных материалов и новых идей.
Актуальность данной программы состоит в том, что она отвечает одному из приоритетных направлений национального проекта «Образование» – решением проблемы предоставления равных возможностей дошкольникам, не охваченным системой дошкольного образования и младшим школьникам, интересующимися начальным техническим моделированием и конструированием.
«Твори, выдумывай, пробуй!»– это девиз программы, который отражает направление работы, «сверхзадачу», на которую ориентируются планируемые темы и формы проведения занятия. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладного технического моделирования и художественного труда.Цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющих интерес к художественному труду и техническому моделированию. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.
Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.
Детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке ЦДОД, а также в кабинете объединения «Самоделкин».
Для достижения поставленной цели определены задачипрограммы:
Развивающие:
Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция), а также умения довести начатое дело до конца.
Развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к окружению своего быта.
Формирование целого комплекса качеств, присущих творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности увидеть и выделить общее, главное в работе.
Развитие произвольной ручной моторики.
Развитие креативного мышления.
Развитие детской самостоятельности, познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей, инициативы.
Воспитательные:
Воспитание коммуникативных качеств, культуры общения и поведения в социуме, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Воспитание гражданственности и любви к Родине
воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
выработка настойчивости в достижении цели.
воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.
приобщение детей к деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Образовательные:
Удовлетворение интересов детей к технике, дизайну.
Обучение ребенка самостоятельно мыслить,анализировать информацию принимать конструктивные решения.
Изучение свойств различных природных материалов и подручных средств.
Освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.
Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
Освоение технологий изготовления изделий,
Обучение правилам создания художественных композиций.
Основы дизайна при оформлении своих изделий.
Адресат программы
Объединение «Самоделкин» было организовано в 2012 году на базе МБУ ДО Октябрьского района города Ростова-на-Дону «Центра дополнительного образования детей» (по адресу:Педагогический 24, кабинет № 404) с целью обучения детей от 5 до 12 лет по данной программе.
Сроки реализации программы
Программа является долгосрочной, так как рассчитана на четырёхгодичный цикл обучения детей.
Режим занятий:
с учащимися первого года обучения - дошкольниками (5-7 лет), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год;
с учащимися второго года обучения –школьниками (7-9 лет)– 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часов в год;
с учащимися третьего года обучения – (9-11 лет) – 2 раза в неделю по 3 часа; всего 216 часов в год;
с учащимися четвёртого года обучения – (11-13 лет) – 2 раза в неделю по 3 часа; всего 216 часов в год.
Формы организации образовательного процесса.
Программой предусматриваются фронтальная, групповая, индивидуальная и самостоятельная формы обучения.
Фронтальная форма организации учебной деятельности применяется тогда, когда все ученики одновременно выполняют общую для всех работу – во время теоретической части занятия, воспринимая новую информацию. Сопровождается репродуктивными и творческими заданиями, может быть реализована в виде информационного и объяснительно-иллюстративного изложения.
Индивидуальная форма обучения предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него, подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями, как индивидуальными, так и психологическими особенностями. Данная форма применяется параллельно с другими формами проведения занятия в виде индивидуальных консультаций для: детей, идущих впереди программы; неуспевающих учащихся; испытывающих затруднения в какой-то момент выполнения задания.
Групповая форма работы учащихся на занятиях наиболее целесообразна при проведении практических работ при решении творческих и дизайнерских задач. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Самостоятельная работа на занятии представляет собой форму проявления соответствующей деятельности: мышления и творческого воображения при выполнении учащимся учебного задания. Данная работа проходит по уровням продуктивной деятельности учащихся: копирующие действия, репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, и самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях (при разработке новых дизайн-проектов).
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на занятии – фронтальной и индивидуальной, и практической – групповая форма организации работы учащихся дает положительные результаты.
Способы определения результативности
Плановая диагностика уровня знаний, умений и навыков проводится на занятиях объединения в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года по 5 критериям, предусматривающим уровни сформированности у обучающихся знаний и умений по 5 бальной системе – от 1(низкий уровень) до 5(высокий уровень).
Оценка результатов проводится по подсчёту баллов:
Высокий уровень: 22-25 баллов;
Средний уровень: 18-21 балл;
Низкий уровень: 14-17 баллов.
Критериями оценки знаний и умений обучающихся являются:
Первый год обучения |
1 | Умение уверенно держать в руках карандаш, проводить линию по линейке, обводить карандашом шаблон |
2 | Знание названий геометрическихфигур, свойств бумаги картона |
3 | Умение использовать для переноса рисунка на бумагу и картон копировальную бумагу и кальку |
4 | Умение вырезать ножницами из бумажного и картонного листа рисунок по контуру |
5 | Умение наклеивать на бумагу и картон детали различного размера и конфигурации |
| Второй год обучения |
1 | Грамотное владение ручными инструментами:ножницами(простыми и фигурными), дыроколами(в том числе и дизайнерскими), канцелярским и макетным ножом, знание и применение инструментов по назначению, соблюдение техники безопасности при работе с этими инструментами |
2 | Знания о чертёжных принадлежностях: линейке, треугольнике, циркуле. Использование их в работе |
3 | Знание основ дизайна привыполнение изделия |
4 | Знание об использовании различных видов клея |
5 | Навыки уверенной работы с шаблонами |
| Третий год обучения |
1 | Уверенное владение ручными инструментами (ножницами, дыроколом, канцелярским и макетным ножом, лобзиком, напильником и надфилем), соблюдение техники безопасности при работе с этими инструментами |
2 | Умелое использование чертёжных инструментов при самостоятельном создании чертежей и шаблонов |
3 | Умение самостоятельно выбирать работу из предложенных моделей |
4 | Умение переносить ранее приобретенные навыки обработки различных материалов при изготовлении подобных моделей |
5 | Умение самостоятельно определять материалы для изготовления творческих работ |
| Четвёртый год обучения |
1 | Уверенное владение ручными инструментами (ножницами, дыроколом, канцелярским и макетным ножом, лобзиком, напильником и надфилем), соблюдение техники безопасности при работе с этими инструментами |
2 | Самостоятельное создание эскизов, чертежей и шаблонов планируемых макетов и моделей с использованием чертёжных инструментов |
3 | Знание линий чертежа: линии видимого и невидимого контура, осевой линии, линии сгиба, сплошной тонкой линии и линии разреза |
4 | Умение выбирать способ соединения деталей из различных материалов - склеивание, сшивание и т.д. |
5 | Умение планировать время и расход материалов на изготовление предполагаемого изделия |
Группы комплектуются на основе добровольности, учитываются возрастные особенности детей, степень развития их трудовых навыков, а так же их личные симпатии – в целях создания в кружке благоприятного эмоционального фона.
Этапы реализации программы
Самая кропотливая работа по привитию ребенку любви к творческойдеятельности проводится на первом репродуктивном этапе. Главная задача этого периода заинтересовать, увлечь ребёнка. Каждое занятие ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить, быть внимательным, собранным, точно выполнять указание педагога. Следовательно, эта деятельность развивает память, внимание, творческую активность.
Следующий этап – репродуктивно-творческий. «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» – повторяя за педагогом, опираясь на полученные умения и навыки, дети вводят в свою работу элементы творчества. Занятия на этом этапе должны быть разнообразными по содержанию, должны будить в детях: любознательность, фантазию, целеустремленность. На каждом занятии обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выбирать, сравнивать, осуществлять свой замысел, доводить дело до конца, планировать дальнейшую работу. Пройдя репродуктивно- творческий этап, дети имеют большой запас знаний, умений и навыков. Это создает благоприятную почву для последующей работы.
Этап развития творческой активности проходит под девизом «Твори, выдумывай, пробуй!». Процесс обучения детей творческому мастерству является процессом сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Особенностью обучения на этом этапе является то, что она охватывает собой не только знания и умения, полученные на занятиях в кружке, но и знания, приобретенные самостоятельно и на занятиях в школе.
Вся система занятий построена от простого к сложному, все виды деятельности способствуют реализации принципа воспитывающего обучения.
Работа кружка регламентируется календарно-тематическим планом, в разделах которого содержатся основные темы учебной программы, предлагаемые для изготовления модели, используемые материалы и инструменты, темы бесед, список рекомендуемой литературы и перечень дидактического материала. Для педагогического мониторинга используются различные формы и методы: опрос, анкетирование и т.д. Для диагностики личностных качеств, уровня воспитанности, проводим анкетирование совместно с психологами.
О результатах реализации программы можно судить по итогам мероприятий промежуточных аттестаций, показывающих уровень её освоения учащимися:
Учебно-тематический план1 года обучения
ТЕМА | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
-
| Аппликация из бумаги | 2 | 14 | 16 |
-
| Оригами | 2 | 16 | 18 |
-
| Аппликации из различных материалов | 2 | 16 | 18 |
-
| Новогодние поделки | 2 | 14 | 16 |
-
| Смешанная техника оформления | 2 | 12 | 14 |
-
| Папье-маше | 2 | 14 | 16 |
-
| Поделки из картона | 2 | 14 | 16 |
-
| Объемные поделки | 2 | 14 | 16 |
-
| Самодельные игрушки | 2 | 17 | 19 |
| Итого: | 18 | 126 | 144 |
Содержание программы 1 года обучения
Раздел1Аппликация из бумаги
Практические работы:«Осень», «Дом», декоративныеоткрытки«Грибы»,«Овощи», «Лимоны на тарелке», «Морской берег», «Ёжик», «Осенний букет из листьев»
Раздел 2 «Оригами»
Практические работы:«Веер», «Бабочки», «Пружинки», «Бабочка на цветке», «Листопад»,аппликация «Осенний день», «Сова»», подвеска «Рыбки»
Раздел 3 «Аппликации из различных материалов»
Практические работы:«Котёнок из ткани», «Рыбки из ткани», «Смешной щенок», «Божьи коровки», «Нюша и Крош», Плетёнки из бумаги, «Осенний веночек», «Овечки на лугу», «Петушок»
Раздел 4 «Новогодние поделки»
Практические работы:«Снежинки», Новогодние гирлянды, «Ёлочки», «Ёлочные игрушки», Подвеска «Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Новогодняя открытка»
Промежуточная аттестация: выставка детских работ.
Раздел 5 «Смешанная техника оформления»
Практические работы:Кляксография, «Бабочки», «Осьминожек», «Вулкан», «Звёздное небо», «Подводный мир», «Аквариум»
Раздел 6 «Папье-маше»
Практические работы: «Неваляшка», «Черепаха», «Снегири», «Валентинки», «Танки», «Самолёты», «Открытка папе», «Домик для птичек»
Раздел 7 «Поделки из картона»
Практические работы: «Скворечник», «Подарок маме», «Солнышко», «Птички», «Клоун», «Кошка», «Лев», «Корова»
Раздел 8 «Объемные поделки»
Практические работы: «Коробочки», «Пасхальные яйца», «Заяц», «Ракета», «Петушок», «Курочка с цыплятами», «Дракон», «Домики»
Раздел9 «Самодельные игрушки»
Практические работы:«Ванька-встанька», «Сувенир для ветерана», «Китайский болванчик», «Петрушка», «Кораблик», «Бумажная армия», Настольная игра «Путешествие».
Выставка работ учащихся «Наше творчество» в помещении объединения. Подведение итогов работы за прошедший учебный год. Предложения и пожелания на следующий год.
Планируемый результатпо окончании 1 года обучения:
• знатьсвойства картона и бумаги;
иметьпредставление об элементах дизайна своих изделий;
уметьработатьручными инструментами – ножницами, дизайнерскими дыроколами, шилом;
знатьбезопасные приёмы работы с ручными инструментами;
уметьнаклеивать на бумагу и картон различные детали при создании изделий.
Учебно-тематический план 2 года обучения
ТЕМА Количество часов
| Теория | Практика | Всего |
1. Аппликация | 1 | 23 | 24 |
2. Оригами | 2 | 22 | 24 |
3. Аппликации из различных материалов | 1 | 23 | 24 |
4. Новогодние поделки | 2 | 22 | 24 |
5. Папье-маше | 2 | 22 | 24 |
6. Смешанная техника оформления | 1 | 23 | 24 |
7. Поделки из картона | 2 | 22 | 24 |
8. Объёмные поделки | 2 | 22 | 24 |
9. Самодельные игрушки | 1 | 23 | 24 |
Итого: | 14 | 202 | 216 |
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1 "Аппликация"
Практические работы: Сова, Осенние листья из бумаги, Бумажная гирлянда из виноградных и берёзовых листьев, Игрушки-обнимашки из плотной бумаги, Бабочки из бумаги, складывание веера, Павлин из бумаги, Лебеди с объёмными деталями из бумаги, Аппликация «Осенний букет из листьев»,Складываем стаканчик из бумаги.
Раздел 2 «Оригами»
Практические работы: кошка, кролик,аппликации из листьев, человечки из желудей, гирлянда из картона "Страшилки",закладки для книг, подвески из бумаги "Привидения",открытка "Счастливый Хеллоуин".
Раздел 3 «Аппликации из различных материалов»
Практические работы: белый кот, "Джинсовый щенок","Совы", Аппликация из солёного теста, вырезание формочками, изготовление фигурок на каркасе, окрашивание и декорирование различными элементами, ёлочки из солёного теста
Раздел 4 «Новогодние поделки»
Практические работы: Снежинки из бумаги, новогодние гирлянды, ёлочки из картона, ёлочные игрушки из картона, игрушка«Снеговик», Дед Мороз и Снегурочка, коробочка - домик, новогодняя открытка, ангелочки из бумаги
Раздел 5 «Папье-маше»
Практические работы:Снеговик, декупаж "Снеговик",розы и лилии из упаковок, ландшафт с вулканом
Раздел 6 «Смешанная техника оформления»
Практические работы: Игрушка - качалка, Птичьи кормушки, Сувениры - сердечки, Валентинки, Кукла Масленица, Открытка защитнику, Макет "Сказочная страна"-коллективная работа
Раздел 7 «Поделки из картона»
Практические работы:Подарок маме, овечки, лошадки, домик в деревне,птичий двор
Раздел 8 «Объемные поделки»
Практические работы:Коробочки, пасхальные яйца, пасхальный кролик, ракета, петушок, курочка с цыплятами, дракон, летающий дракон
Раздел9«Самодельные игрушки»
Практические работы:Качалка конь, сувенир для ветерана, Дергунчик Мишка,
Арлекин, корабли, порт, настольная игра «Ралли».
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся «Наше творчество» в помещении кружка. Подведение итогов работы за прошедший учебный год.Предложения и пожелания на следующий год.
Планируемый результат по окончании 2 года обучения:
• уметь работать с различными видами бумаги;
пополнить знанияо разнообразии материалов и уметь их применять для изготовления поделок.
иметь представление об элементах дизайна.
знать способы крепления материалов,
- уметь выполнятьаппликации,
уметьсоставлять композиции .
Учебно-тематический план 3 года обучения
| ТЕМА | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. | Аппликация | 1 | 23 | 24 |
2. | Оригами | 2 | 22 | 24 |
3. | Солёное тесто | 2 | 22 | 24 |
4. | Новогодние поделки | 1 | 23 | 24 |
5. | Папье-маше | 2 | 22 | 24 |
6. | Смешанная техника | 1 | 23 | 24 |
7. | Поделки из картона | 2 | 22 | 24 |
8. | Объёмные поделки | 2 | 22 | 24 |
9. | Самодельные игрушки | 1 | 23 | 24 |
Итого | 14 | 202 | 216 |
Содержание программы 3 года обучения
Раздел 1 "Аппликация"
Практические работы: Визитки, декоративные открытки ,коллаж,фонари из бумаги, маски из картона, открытки со складными элементами, стакан для карандашей,«Осенний букет», панно "Осеннее настроение".
Раздел 2 «Оригами»
Практические работы: Складывание рыбы, складывание ириса, журавлик, летучие мыши, гирлянда "Привидения",тыквы из картона, подвески из бумаги "Привидения",открытка "Счастливый Хеллоуин".
Раздел 3 «Соленое тесто»
Практические работы: Котик, мышки с сыром, овечки, аппликация из солёного теста, вырезание формочками, торт, ёлочки из солёного теста.
Раздел 4 «Новогодние поделки»
Практические работы: Снежинки из бумаги, новогодние гирлянды, ёлочки из картона, ёлочные игрушки из картона, игрушка«Снеговик», Дед Мороз и Снегурочка, коробочка - домик, новогодняя открытка, ангелочки из бумаги.
Раздел 5 «Папье-маше»
Практические работы: Снеговик, букет из упаковок, остров.
Раздел 6 «Смешанная техника»
Практические работы: Дергунчик клоун, дергунчик мишка, сувениры - сердечки, валентинки, кукла Масленица, открытка защитнику, макет "Сказочная страна"
Раздел 7 «Поделки из картона»
Практические работы: Подарок маме, ферма, лошадки , коровы, свинки, овцы, ягнята.
Раздел 8 «Объемные поделки»
Практические работы: Коробочки, пасхальные яйца, подставка для яиц, декупаж "Цыплята", чайный домик, подставка для салфеток, ваза для цветов, цветы из бумаги.
Раздел 9 «Самодельные игрушки»
Практические работы: Солдатики из картона, сувенир для ветерана, бронетранспортёр, катер, самолёт, настольная игра "Путешествие".
Планируемый результат по окончании 3 года обучения:
-Знатьо свойствах материалов, используемых в ТМ;
- знатьо назначении ручных инструментов, правилах пользования ими, - владеть приёмами безопасной работыручными инструментами: ножницами, шилом, макетным и канцелярскимм, лобзиком, отвёрткой, напильником, плоскогубцами, ножовкой, круглогубцами, бокорезами, кусачками);
-знатьо чертежных принадлежностях и инструментах: линейке, угольнике, циркуле, чертежной доске. Их назначение и правила пользования;
-владетьосновнымиприёмами складывания изделий оригами;
-уметь наносить размеры и применять этизнания в начальном техническом моделировании.
Учебно-тематический план 4 года обучения
| ТЕМА | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. | «Графическая подготовка» | 6 | 18 | 24 |
2. | «Работа с различными материалами» | 2 | 22 | 24 |
3. | «Игрушки» | 2 | 22 | 24 |
4. | «Новогодние поделки» | 1 | 23 | 24 |
5. | «Смешанная техника оформления» | 2 | 22 | 24 |
6. | «Папье-маше» | 1 | 23 | 24 |
7. | «Поделки из картона» | 4 | 44 | 48 |
8. | «Объемные поделки» | 2 | 22 | 24 |
| Итого: | 20 | 196 | 216 |
Содержание программы 4-го года обучения
Раздел 1 «Графическая подготовка»
Практические работы: Осенние листья из бумаги, панно "Осень", человечки из каштанов, поделки из природных материалов, Лесовичок.
Раздел 2 «Работа с различными материалами»
Практические работы: настольная игра "Квест", игра "Огниво", декоративная композиция с ветками и нитками, гирлянда из картона к Хеллоуину, летучие мыши, маски из бумаги - тыква и мышь, открытка "Хеллоуин".
Раздел 3 «Игрушки»
Практические работы: Котята, мобили из картона, жираф, Щенок, дергунчик "Нюша", дергунчик "Крош", лошадка - качалка, Мишка - качалка, «Петушок».
Раздел 4 «Новогодние поделки»
Практические работы: снежинки, новогодние гирлянды, ёлочки, ёлочные игрушки, подвеска «Снеговики», Дед Мороз и Снегурочка, украшение для стола, новогодние открытки.
Раздел 5 «Смешанная техника оформления»
Практические работы: Открытка-трансформер, рамочка для фото, скрапбукинг- листы для альбома, обложка для альбома, шкатулка из картона, панно "Зима", сувенир "Тоннель".
Раздел 6 «Папье-маше»
Практические работы: Чайный домик, формы для оклеивания, магниты - маски, «Валентинки», тролли, «Открытка папе», рыбки.
Раздел 7 «Поделки из картона»
Практические работы: Кукла Масленица, «Подарок маме», макет"Казачья станица", декупаж доски, декупаж бутылки.
Коробочки для яиц, пасхальные яйца, заяц на качелях, ракета.
Раздел 8 «Самодельные игрушки»
Практические работы: Ванька-встанька, «Сувенир для ветерана», Настольный театр "Золотой ключик", Буратино, Пьеро, Мальвина, Арлекин.
Планируемый результат по окончании 4 года обучения:
-уметьсамостоятельно вычерчивать, вырезать и склеивать плоские и объёмныефигуры;
-изготавливатьигрушки геометрических форм по готовым разверткам и самостоятельным чертежам;
-владетьпервоначальными понятиями о простейших конструктивных элементах;
-владетьразличнымиспособами копирования рисунков: светокопия, использование кальки и копировальной бумаги.
-знатьТБ при выпиливании из фанеры,выпиливание внутренних отверстий;
-знатьо способах соединения деталей из фанеры: щелевом соединении, шиповом соединении.
5.Календарный учебный график.
Составляется на текущий учебный год с учётом расписания работы объединения и рабочего календаря (см. Приложение).
6. Методическое обеспечение программы.
Формы организации занятий.
Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.
Этапы занятий:
Показ и объяснение педагога.
Демонстрации дидактических материалов с использованием ТСО
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Для решения задач, поставленных в данной программе, используем сочетание на занятиях разнообразных форм и методов обучения и воспитания: рассказ, беседа, лекция, работа с научно-популярной литературой, викторины, кроссворды, конкурсы, экскурсии, тематические игры.
Основным методом является практическое занятие.
В начале занятия предлагается для изготовления модель или макет, демонстрируются образцы, объясняются методы работы, способы изготовления и оформления. Затем дети приступают непосредственно к изготовлению. По окончании работы анализируется, что получилось, а что нет, разбираются причины брака, возможность или невозможность устранения.
Обучение детей и дошкольного и младшего школьного возраста неизбежно сочетается с естественным для них видом деятельности - игрой, поэтому необходимо использовать игровую форму проведения занятий.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию программы:
Учёт психолого-физиологических особенностей детей разного возраста, их жизненного опыта, максимальное удовлетворение познавательныхпотребностей учащихся, их развитие.
Свободное, доверительное общение педагога с детьми.
Создание культурной среды, единого образовательного пространства.
Положительная мотивация, создание ситуации успеха для каждогоребёнка.
Методы обучения и воспитания
В воспитании дошкольников и младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.
Основные методы, используемые в работе:
практические
игровые
словесные
наглядные
В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.
Важная роль в реализации программы отводится применению практических методов:
отрабатываются все знания и умения детей
происходит закрепление знаний и умений,
формируется мелкая моторика,
формируются мыслительные способности и операции.
Игровой метод:
Большое значение для развития и поддержания интереса у детей к занятиям имеют сюжетно-ролевые игры:
когда вместе с педагогом дети сочиняют или вспоминают сказку,
дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры.
Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.
Большую роль играет словесный метод, он:
Важным методом является и наглядный метод.
Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы дети умели работать с пластилином, цветной бумагой. Дошкольники умели делать простейшие формы, а младшие школьники – могли самостоятельно применять умения и навыки работы с пластилином и бумагой для изготовления поделок.
Моделирование как средство овладения
учащимися познавательными и регулятивными УУД
Освоение содержания посредством моделирования | Влияние моделирования на процесс овладения УУД |
Повышение системности, глубины и обобщенности формируемых представлений о свойствах, более дифференцированном их восприятии, запоминании образцов (эталонов) | Эмоционально-образное отношение детей к осваиваемому содержанию и самой модели: выделение понравившихся обозначений деталей, эмоциональные комментарии изображений |
Активизация самостоятельного непосредственного и опосредованного обследования объектов | Обыгрывание элементов модели, дополнение её содержания |
Освоение различных отношений, выделение существенных связей и свойств | Индивидуальные различия в отношении детей к познанию посредством подели, направленность интереса на осваиваемое содержание, на изучение, создание самой модели, на ситуацию общения со взрослым и сверстниками |
Процесс создания и преобразования моделей, их использование в процессе познания повышает уровень развития действий и умений | Повышение детской самостоятельности, проявляющейся в более автономном выполнении заданий, детском экспериментировании с элементами модели и объектами, снижении количества обращений к педагогу и повышении мотивации |
6.3 Дидактические материалы
Реализация данной программы подкреплена создаваемым педагогом совместно с учащимися кружка учебно-дидактическим комплектом. Он представляет собой систему учебных пособий, органически связанных между собой. Дидактический комплект включает в себя таблицы, технологические карты, плакаты и стенды, альбом образцов изделий, папки рисунков, конверты с шаблонами и трафаретами, маршрутные карты по изготовлению различных изделий. А также на занятиях используютсяматериалы из книг, журналов, веб-сайтов по техническому моделированию и конструированию.
Инструменты и материалы:
Для успешной реализации программы необходимо иметь в арсенале кружка: ручные инструменты: ножницы, ножи для бумаги, шило, лобзики с пилочками, ножовки, плоскогубцы, кусачки, напильники, надфили, молотки, чертежные инструменты: циркули, линейки, угольники.
В работе используется разнообразные природные материалы:
Шишки мох, желуди, веточки и коряги, ракушки, камешки природные и декоративные, сухоцветы, семечки арбуза, дыни, подсолнуха,крупы и бобовые, скорлупа орехов, яиц ,птичьи перья, бусинки и бисер, «декоративные глаза» и др.
Материалы:бумага белая, бумага цветная, бумага копировальная, бумажные и виниловые обои, калька, белый и цветной картон разной толщины, проволока медная, фольга пищевая, клей ПВА, клей «Дракон», клеящие карандаши, карандаши простые и цветные, фломастеры, краска акварельная, краска гуашевая, краска акриловая, фанера разной толщины, лак акриловый, кисти для красок и клея, баночки для воды и т.д.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Алексеева, Е.М., Учить детей творчеству // Дополнительное образование. / – 2003. – №7
Амонашвили, Ш.А., Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили – М., 1995
Астахов, А.И., Воспитание творчеством. / А.И. Астахов., – М.: Просвещение, 1986
Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю., Уроки оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – М., 1998
Базаров, В.Н., Загоскин, М.В. К вопросу о разработке программы развития учреждения дополнительного образования на примере станции юных техников //Дополнительное образование. / В.Н. Базаров., М.В. Загоскин – 2003. – №1
Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Е.В. Бондаревская., С.В. Кулькевич – Ростов-на-Дону, 1999
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979
Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. / И.П. Волков., – М.: Просвещение, 1982Волков, И.П., Учим творчеству. / И.П. Волков., – М.: Педагогика, 1982
Воспитание личности в учреждении дополнительного образования детей технической направленности: системный подход. – Ростов - на - Дону, 2006
Выготский, Л. С., Психология искусства. / Л.С. Выготский – Ростов-на-Дону, 1998
Гусакова, М.А., Подарки и игрушки своими руками. / М.А. Гусакова – М., 1997
Жакова, О., Данкевич, Е., Давайте пошумим. / О.Жакова., Е. Данкевич – М.: Росмэн, 1998
Жуковская, В.И., Маленькая домашняя энциклопедия. / В.И. Жуковская – М.,1992
Кан-Калик,В.А., Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик – М.: Педагогика, 1990
Коноплева, Н.П., Вторая жизнь вещей. /Н.П. Коноплева – М.: Просвещение, 1993
Куцакова, JI., Оригами 1-2. / Л. Куцакова – М., 1994
Лутцева, Е.А., Ступеньки к мастерству / Е.А. Лутцева. – М., 2003
Мотков, О.И., Развитие творчества у детей //Дополнительное образование. / О.И. Мотков – 2000. –№ 4
Попов, Б.В., Учись мастерить. / Б.В. Попов – М.: Просвещение, 1977
Программы для внешкольных учреждений. Техническое творчество учащихся. Министерство просвещения РФ. – М.: Просвещение, 2008
Сержантова, Т., 365 моделей оригами. / Т.Сержантова – М.: Айрис Пресс, 2009
Соколова, С.В., Оригами для дошкольников. / С.В. Соколова – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2006
Хуторской, А.В., Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – 2001. – №1
Ячменёва, В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. / Ячменева В.В.– М.: Владос, 2009
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Данкевич, Ю.Ю., Жакова, О.В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. / Ю.Ю. Данкевич, О.В. Жакова,– Санкт-Петербург: Кристалл, Москва: Оникс, 2000
Иванов, Б.М., Энциклопедия самоделок юного мастера. / Б.М. Иванов – М.: Молодая гвардия, 1992
Калмыков, В.О., Сделай сам. / В.О. Калмыков – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Литвиненко, В., Аксенов, М. Игрушки из ничего. / В.Литвиненко. – М. Аксенов – Санкт-Петербург: Кристалл, 1999
Маркуша, A.M., Книга для сыновей и для пап. / А.М. Маркуша – М.: Педагогика, 1990
Титова, И.М. Наш любимый праздник. / И.М. Титова – М.: Топикал, 1993
Хазенбанк, В., Дениш, Э. Сделай сам. / В. Хазенбанк, Э.Дениш – Берлин, 1988
Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить. / В.О. Шпаковский – М., 1990
21