СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дизайнер»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлена адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Юный дизайнер»  для 5-7  классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О.А. Кожина "Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование." Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2013г. В рабочую программу входит: пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения и  приложения для контроля знаний обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дизайнер»»

«Рассмотрено»

Руководитель научно-методического совета

 ___________

Протокол №1 от.________

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________

___________2016 г._



«Утверждено»

Директор

 ___________

_______2016 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Юный дизайнер»




Автор:

Малашкина Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования


Направленность: художественная

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся:12 – 17 лет







2016 – 2017 учебный год




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

2

    1. Введение

1

    1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития обучающихся по художественно- эстетическому направлению

1


    1. Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

1

    1. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы

1

    1. Формы аттестации

1

    1. Календарный учебный график

1

    1. Учебно – тематический план

1

    1. Содержание программы

2

    1. Техника безопасности на занятиях

1

    1. Список литературы

1

    1. Календарно - тематический план

8

    1. Оценочные и методические материалы

7


















Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Юный дизайнер»  для 5-11 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О.А. Кожина Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2013г.

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

  Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Декоративно-прикладное искусство» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Декоративно-прикладное искусство» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством; 

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Пути, средства, методы достижения цели.

Связь  изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

 Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;

принцип наглядности;

опора  на  интерес  ребенка;

индивидуальный  темп  движения;

гуманистичность.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы достижения цели:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

  3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  метода  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий.

Сведения о сроках реализации программы .

 Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 2 часа в неделю.  

 Всего на изучение  кружка  «Юный дизайнер» в средней и старшей школе выделяется 68 часов. Программа  рассчитана на учащихся, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью

Возраст 11-17 лет.

Формы и режим занятий

В каждой группе проводится четыре занятия в неделю по одному учебному часу. Наполняемость групп 12 -15 человек. Формы организации обучения детей на занятии: групповая, фронтальная и индивидуальная. Виды проведения занятий: теоретическое и практическое занятие, мастер-класс, соревнование, сказка, художественная гостиная, конкурс.


Планируемые результаты

Воспитательные результаты  внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о различных

профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России,  культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации  взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям  России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.

Третий уровень результатов приобретение опыта участия  в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности;  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах  творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.


Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации программы (выставки, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды и этапы аттестации учащихся могут быть: начальная (входная), текущий контроль, промежуточная. Некоторые формы подведения итогов: опрос, выставка, конкурс, контрольное занятие, самостоятельная работа, защита рефератов и т.д.

Начальная (входная) аттестация:

- диагностика знаний и умений обучающихся в области декоративно-прикладного искусства в начале учебного года;

Текущий контроль:

- анализ творческих работ обучающихся по окончании каждого задания;

- контролирование исполнения домашних работ.

Промежуточная аттестация:

- диагностика знаний и умений обучающихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в середине и конце учебного года.


Формы аттестации


- творческий отчет

- творческая работа (проект)

- выставка и презентация творческих работ

- дефиле

- тестирование

- научно – практическая конференция

- выставочный просмотр

- открытое итоговое занятие


Календарный учебный график


  1. Продолжительность учебного года

Начало учебного года – 01.09. 2016г.

Начало учебных занятий – 03.09.2016 г.

Продолжительность учебного года – 34 недели

Конец учебного года - 27.05.2017г.


Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Продолжительность учебного года

34 недели

Промежуточная аттестация

23.12.2016г. – 26.12.2016г.

Итоговая годовая аттестация

21.05.2017г. – 27.05. 2017г.

Каникулы летние

27.05.2017г. – 31.08.2017г.







2. Режим занятий

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Продолжительность занятий: 40 мин., перерыв для отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.

(СанПиН 2.4.4.1251-03 - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей).






































Учебно – тематический план


п/п


Наименование раздела и тем занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2


2

Работа с бумагой.


18

2

16

2.1

Айрис-фолдинг. Простые формы.



2

2.2

Папье –маше. ТБ при работе в технике «Папье-маше». Изготовление вазы для цветов своими руками


2

4

2.3

Папье-маше. Изготовление больших форм



10

3

Работа с различными тканями.

14

2

12

3.1

Что нужно знать о тканях


2


3.2

Простые игрушки из ткани



6

3.3

Бесшовная аппликация



4

3.4

Рисование нитью и тканью



2

4

Работа с природным материалом.

10


10

4.1

Панно из природного материала



4

4.2

Пейзаж из природного материала



6

5

Флористика

16

2

14

5.1

Холодный фарфор


2

2

5.2

Соленое тесто



4

5.3

Фоамиран



2

5.4

Цветы из пластика



2

5.6

Оформление букета



4

6

Квиллинг.

8


8

6.1

Основные формы и приемы



6

64

Оформление выставки «Красота вокруг нас»


2





Содержание программы


Вводное занятие (2часа)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных промыслов,традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с различными материалами.

Работа с бумагой (18 часов)

Начальные представления об основах оригами, «Айрис-Фолдинга», аппликации, папье-маше. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изготовление панно в технике «Айрис-фолдинг», в изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д. в различных техниках работы с бумагой, изготовление форм в технике папье маше.

Работа с различными тканями (14 часов)

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении народных игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Аппликация из ткани.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки, аппликация из ткани.

3. Работа с природными материалами (10 часов)

Дары леса. Заготовка природного материала. Техники работы с природным материалом.

Практическая работа: создание панно; поделки из природного материала.

4. Флористика (16 часов)

Знакомство с разными техниками лепки цветов, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой лепки роз из холодного фарфора. Составление букетов и их украшение.

Практическая работа: изучение техники работы с различными пластичными материалами; изготовление простых форм из холодного фарфора; составление букетов.

5. Квиллинг (3 часа)

Знакомство с техникой квиллинг и ее выразительные возможности. Трансформация листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изготовление панно.

6. Заключительное занятие. Оформление выставки «Красота вокруг нас» (2 часа)

Подведение итогов за год. Выставка работ учащихся.


Техника безопасности на занятиях

декоративно – прикладного творчества.


1. Соблюдение правил внутреннего распорядка, состоящих из следующих пунктов:

- приходить на занятия во время, соответствующее расписанию, состав-ленному с учетом возрастных особенностей;

- соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и инструментами для лепки;

- соблюдать правила гигиены, сохраняя чистоту каждого рабочего места, выполнять ежедневную влажную уборку;

- соблюдать правила пожарной безопасности;


Техника безопасности при работе с ножницами.

1. Проведение педагогом инструктажа о причинах травматизма и зна-комство с особенностями работы ножницами.

2. В начале и в конце каждого занятия выдача педагогом инструментов учащимся и их сбор.

3. При работе с ножницами и инструментами для лепки правильная организация рабочего места, использование удобной мебели, устойчивого стула, правильное расположение учащихся относительно источника света.

4. Соблюдение учащимися правил безопасности во время работы, отдыха, при перемещении по классу;

5. Соблюдение учащимися правил безопасности хранения и переноса личных ножниц.


Список литературы


1. Примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О.А. Кожина Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2013г.

2. Белякова О.В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. – М., 2009.

3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала/ Э.К. Гульянц. – М., 1991.





Календарно – тематический план


п/п


Месяц

Наименование раздела и тем занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Сентябрь

Вводное занятие.

2

2


2


Работа с бумагой.


18

2

16

2.1

Сентябрь

Айрис-фолдинг. Простые формы.



2

2.2

Сентябрь-октябрь

Папье –маше. ТБ при работе в технике «Папье-маше». Изготовление вазы для цветов своими руками


2

4

2.3

Октябрь-ноябрь

Папье-маше. Изготовление больших форм



10

3


Работа с различными тканями.

14

2

12

3.1

Ноябрь

Что нужно знать о тканях


2


3.2

Ноябрь-декабрь

Простые игрушки из ткани



6

3.3

Декабрь

Бесшовная аппликация



4

3.4

Январь

Рисование нитью и тканью



2

4


Работа с природным материалом.

10


10

4.1

Январь

Панно из природного материала



4

4.2

Февраль

Пейзаж из природного материала



6

5


Флористика

16

2

14

5.1

Февраль-Март

Холодный фарфор


2

2

5.2

Март

Соленое тесто



4

5.3

Март

Фоамиран



2

5.4

Апрель

Цветы из пластика



2

5.6

Апрель

Оформление букета



2

6


Квиллинг.

8


8

6.1

Апрель-май

Основные формы и приемы



6

64

Май

Оформление выставки «Красота вокруг нас»


2


Оценочные и методические материалы

- Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой;

- Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а именно: тесты, вопросы, задания, т.п.

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:






  • Уровень художественной выразительности


тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

  • Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

  • Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

5. Графичность осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Таблица результатов:


Список учащихся

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

1.









2.







 


3. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Вспомогательный материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам, композиционным праформам картин, геометрических фигуры: треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостно-образное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

Тест «Громкий — Тихий».

Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию возможно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая иллюстрации, ребенок меньше отвлекался на различия, которые для цели задания несущественны.

Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».

Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

ТЕСТ «МАТИСС».

Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.



ТЕСТ «ЛИЦА».

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за  люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем, то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.





ТЕСТ «БАБОЧКА».

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

  1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

  2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

  3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — З а. Фотография «Осень».

  4. Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4 а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

  5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5 а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее, в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми,  как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора –  типичностью отношения, выраженного большинством детей.

ТЕСТ «ВАН ГОГ».

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

  1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
    1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

  2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
    2а. П. Пикассо «Бидон и миска».

  3.    Фотография фигурки нэцке.
    За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

  4. Фотография дворца в Павловске.
    4а.  В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

  5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
    5а.  Ф.Уде. «Принцесса полей».

  6.    Фотография игрушки «Козлик».
    6а.  Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

  7.    Поздравительная открытка.
    7а. М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

Литература

  1. Лепская Н.А. 5 рисунков. – М., 1998.

  2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.

  3. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.

  4. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.

  5. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.