СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» ДЛЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Будь здоров!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является в настоящее время одним из актуальных социальных вопросов и главных стратегических задач развития страны.

         Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является их низкая двигательная активность. С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Обязательные уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для укрепления и сохранения здоровья. Из этого следует, что для повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре во внеурочное время. Именно это и обусловило создание образовательной программы дополнительного образования детей «Будь здоров».

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» ДЛЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Будь здоров!»»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2»






Согласовано на Педагогическом

совете

Протокол № ___от _____________2016 г УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГБОУ «Рубцовская

общеобразовательная

школа-интернат № 2»

_______________О.А.Семион

«____»____________2016 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие»

ДЛЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Будь здоров!»

(Срок реализации – 1 год, возраст детей – 12-16 лет)












Автор-составитель:

И.А. Сорокина,

учитель физического воспитания












г. Рубцовск 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Наша цель – привлечь к занятиям

физической культурой и спортом

максимальное число граждан,

сформировать и укрепить в обществе

ценности здорового образа жизни».

В.В.Путин

Программа разработана в соответствии с положениями следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29.08.2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является в настоящее время одним из актуальных социальных вопросов и главных стратегических задач развития страны.

Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является их низкая двигательная активность. С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Обязательные уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для укрепления и сохранения здоровья. Из этого следует, что для повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре во внеурочное время. Именно это и обусловило создание образовательной программы дополнительного образования детей «Будь здоров».


Новизна и отличительные особенности программы

1. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» для детского объединения «Будь здоров!» как и большинство программ физкультурно-спортивной направленности, имеет сходные цель и задачи, что и урок физической культуры, но, тем не менее, содержание программы не дублирует школьные занятия, а является их логическим продолжением. В программе предусматривается не только освоение детьми определенного объёма знаний, двигательных умений и навыков, но и уделяется большое внимание обучению занимающихся приемам саморегуляции, самоорганизации, саморазвития, самореализации в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

2. Основная форма обучения дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» - учебно-тренировочные занятия, в процессе которых реализуется тесная взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля).

3. Программа, модифицированная с учетом половозрастных особенностей учащихся. В основе программы лежат принципы дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей.

4. В программе заложен принцип перехода от одинаковых для всех требований к уровню физической подготовленности и, соответственно, одинаковых для всех занятий (и заданий) к индивидуальному мониторингу и программам формирования здоровья школьников.

5. Содержание учебного материала программы построено по принципу «расширяющейся спирали», благодаря чему одна и та же физическая операция отрабатывается на занятиях многократно, причём содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами, углублённой проработки каждого двигательного действия.

6. Отличительной особенностью программы является использование в работе кардио-тренажеров, которые не только привлекают внимание детей, но и помогают педагогу следить за состоянием учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во время и после занятий, скоординировать нагрузку.


Цель программы: содействие сохранению и укреплению физического здоровья детей посредством создания условий для удовлетворения их естественной потребности в движении.

Задачи:

Образовательные:

- обучение детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки при работе с тренажерами;

- формировать умение к подбору упражнений в зависимости от анатамофизиологических особенностей.

Коррекционные:

- формировать способность к усвоению упражнений сложной координации движения, физической силы, максимальной мобилизации воли;

- совершенствование двигательных качеств.

Воспитательные:

- привитие обучающихся, воспитанников к систематическим занятиям физической культурой; стойкого интереса к занятиям спортом;

- формирование нравственно-волевых качеств личности.

Оздоровительные:

- развитие общей выносливости организма ребёнка и его физических качеств;

- укрепление мышечного тонуса путём постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру.

Сроки реализации, режим образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Будь здоров!» предназначена для работы с детьми 12 – 16 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

Количество детей в группе - 10 человек.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа (40 мин.).

Формы занятий – индивидуально-групповые

Условием приема детей по обучающей программе является: наличие основной группы здоровья, допуска-справки от врача о состоянии здоровья, согласие родителей или лиц их замещающих. Местом реализации образовательной программы является специально оборудованный тренажерный зал.

Режим занятий: 2 раза в неделю

В год – 148 часов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2016-2017 уч. год


п/п

Наименование раздела

Наименование тем

Количество часов

Дата

Теоретич.зан.

Практич.зан

1

Основы теоретических знаний

Правила поведения на занятиях в тренажерном зале

Роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья

Правила и последовательность выполнения упражнений

Выполнения различных комплексов упражнений для развития физических качеств


4


02.09

2

Общая физическая подготовка

Упражнения на различные группы мышц


Упражнения на основные группы мышц




02.09

3

Силовая

подготовка

Упражнения для развития верхнего плечевого пояса (дельты)


Упражнения для грудных мышц и бицепса рук


Упражнения для развития мышц спины и рук


Упражнения для развития мышц ног и пресса






4

Кардио

подготовка

Упражнения на кардио-тренажерах


Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробный тренинг)














п/п

Наименование раздела

Наименование тем

Количество часов

Дата

Теоретич.зан.

Практич.зан.


1

Вводное занятие

.

2



02.09

Общая физическая подготовка (упр. на различные группы мышц)


4

07.09

09.09

2

Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг)



4

14.09

16.09



4

21.09

23.09



4

28.09

30.09



4

05.10

07.10

3

Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробный тренинг)



4

12.10

14.10



1

Упражнения на основные группы мышц

Общая физическая подготовка


6

19.10

21.10

26.10

2

Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг)

Упражнения для развития верхнего плечевого пояса (дельты)


6

28.10

02.11

04.11

Упражнения для грудных мышц и бицепса рук


6

09.11

11.11

16.11

Упражнения для развития мышц спины и рук


6

18.11

23.11

25.11

Упражнения для развития мышц ног и пресса


6

30.11

02.12

07.12

3

Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробный тренинг)

Упражнения на кардио-тренажерах


6

09.12

14.12

16.12



1

Упражнения на основные группы мышц

Общая физическая подготовка


8

21.12

23.12

28.12

30.12

2


















Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг)










Упражнения для развития верхнего плечевого пояса (дельты)


8

11.01

13.01

18.01

20.01

Упражнения для грудных мышц и бицепса рук


8

25.01

27.01

01.02

03.02

Упражнения для развития мышц спины и рук


8

08.02

10.02

15.02

17.02


Упражнения для развития мышц ног и пресса


8

22.02

24.02

01.03

03.03

3


Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробный тренинг)

Упражнения на кардио-тренажерах


8

08.03

10.03

15.03

17.03



1


Упражнения на основные группы мышц

Общая физическая подготовка


6

22.03

24.03

29.03

2










Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг)

Упражнения для развития верхнего плечевого пояса (дельты)


6

31.03

05.04

07.04

Упражнения для грудных мышц и бицепса рук


6

12.04

14.04

19.04

Упражнения для развития мышц спины и рук


6

21.04

26.04

28.04

Упражнения для развития мышц ног и пресса


6

03.05

05.05

10.05

3

Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробный тренинг)

Упражнения на кардио-тренажерах



6

12.05

17.05

19.05

4

Итоговое занятие



2

24.05

26.05


Итого 148 часов











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Презентация программы обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в тренажерном зале. Требования к одежде и обуви занимающихся, воспитанников в тренажерной зале. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах.

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Терминология по программе. Тренажеры как учебно-тренировочные устройства или приспособления, используемые для развития двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека. Цель использования тренажеров (повышение резервов организма, средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, сохранения здоровья, бодрости, высокой работоспособности; развитие силы, силовой выносливости; увеличение объема мышц, улучшение рельефности мышц; исправление недостатков фигуры (отвислый живот, сутулая спина, впалая грудь) и т.д. Виды тренажеров: физкультурно-оздоровительные, спортивные, лечебные; их особенности. Характеристика тренажеров. Правила подбора и расстановки оборудования в тренажерном зале.

Принципы построения тренировки в тренажерном зале. Особенности проведения разминки, ее необходимость. Определение нагрузки. Подбор индивидуальной нагрузки на тренажерах. Продолжительность, темп тренировок. Частота смены комплексов. Значение самоконтроля. Усталость. Боль и травмы.

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)

Значение ОФП. Виды упражнений по ОФП. Техника проведения ОРУ без предметов. Техника проведения ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч и пр.). Техника проведения ОРУ на гимнастической лестнице. Техника проведения ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.

Раздел 3. Упражнения силовой направленности

Гантели и штанга - эффективные спортивные снаряды для увеличения мышечной массы, моделирования тела и укрепления организма. Подбор гантелей. Подбор грифа и дисков.

Физкультурные комплексы упражнений с гантелями и штангой. Техника безопасности выполнения упражнений с гантелями и штангой.

Раздел 4. Упражнения для развития грудных мышц и ног

Виды мышц, их значение в обеспечении движений человека. Характеристика мышц.

Грудные мышцы: большая грудная мышца, передняя зубчатая мышца, межреберные мышцы.

Мышцы ног: большая ягодичная мышца, четырехглавая мышца бедра (квадрицепт), двуглавая мышца бедра (бицепс бедра), икроножная мышца, камбаловидная мышца.

Подбор тренажеров для развития грудных мышц и ног. Техника выполнения упражнений на тренажерах.

Раздел 5. Упражнения для верхнего плечевого пояса и рук

Виды мышц, их значение в обеспечении движений человека. Характеристика мышц.

Мышцы рук и плечевого пояса: дельтовидная мышца, двухглавая мышца плеча

(бицепс), трехглавая мышца плеча (трицепс), сгибатели и разгибатели пальцев.

Подбор тренажеров для развития грудных мышц и ног. Техника выполнения упражнений на тренажерах.

Раздел 6. Упражнения для развития мышц спины и пресса

Виды мышц живота, их значение (поддерживают в правильном положении внутренние органы, содействуя их нормальной работе, образуют брюшной пресс). Прямая мышца, наружная косая мышца.

Виды мышц спина: трапециевидная мышца, длинные мышцы, широчайшая мышца.

Подбор тренажеров для развития мышц спины и пресса. Техника выполнения упражнений на тренажерах.

Раздел 7. Упражнения на кардиотренажерах, беговой дорожке

Виды кардиотренажеров. Правила индивидуального подбора кардиотренажеров. Регулирование и настройка кардиотренажеров под занимающегося

Беговая дорожка: назначение, периодичность использования, продолжительность занятий на беговой дорожке.

Техника безопасности выполнения упражнений на кардиотренажерах, беговой дорожке

Итоговое занятие

Подведение итогов обучения за год. Выполнение контрольных заданий для определения образовательных результатов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При реализации дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» необходимо учитывать несколько существенных моментов:

1. Установка тренажеров и тренажерных комплексов производится с учетом их технических данных, совместимости с другими снарядами и приспособлениями, удобства в эксплуатации. В целях предохранения поверхности пола от повреждений тренажеры устанавливаются на резиновые коврики. Не рекомендуется располагать рядом тренажеры, воздействующие на одни и те же части тела, мышечные группы и функциональные системы. При достаточной полезной площади зала тренажеры могут находиться в стационарном или полустационаром положении. В небольших по размеру помещениях их расставляют сразу же после выполнения разминки. Желательное количество тренажеров – по количеству участников группы. В ряде случаев наиболее удобным является работа парами, для этого требуется два комплекта однотипного оборудования.

2. Работа на спортивных тренажерах и работа с тяжестями предполагает определенный навык, поэтому перед началом самостоятельной работы необходимо обеспечить для занимающихся обязательный подготовительно-адаптационный период занятий. Этот период включает в себя обязательное освоение техники безопасности по подготовке тренажеров к работе, по работе на тренажерах, правильности выполнения упражнений, индивидуальный подбор нагрузки, умения самостраховаться и подстраховывать товарищей во время выполнения упражнений. В этот период осваивается базовый комплекс упражнений, направленный на общефизическое укрепление здоровья ученика. В этот период занятия проводятся при обязательном контроле педагога. Только после этого обучающиеся допускаются к самостоятельной тренировке на снарядах и тренажерах в мини-группах по базовому комплексу упражнений, который направлен на общефизическое укрепление здоровья.

3. При комплектовании групп необходимо учитывать физические и функциональные возможности обучающихся, уровень их повседневной двигательной активности, режим учебы и отдыха. Наиболее оптимальны для оздоровительных тренировок на тренажерах группы не более 10 чел. При таком количестве участников группы удается эффективнее контролировать учебно-тренировочный процесс.

4. При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, показатели их развития, уровень развития физических качеств, рекомендации врачей.

5. По итогам проводимых в тренажерном зале занятий, а также на основании результатов тестирования педагог выдает занимающимся индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий. Это особенно необходимо сделать для физически ослабленных обучающихся с целью их дополнительной самоподготовки, в частности, в каникулярное время, когда отсутствует организованная двигательная активность.


Материально-техническое обеспечение

Под тренажерный зал используется помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам для спортивных залов. Помещение должно отвечать следующим оптимальным микроклиматическим условиям: температура воздуха - в диапазоне 15–18 °С, относительная влажность - 35–60%, скорость движения воздуха - 0,5 м/с. Для повышения комфортности занятий на тренажерах важно организовать равномерное освещение помещения и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещенности зала – не менее 150 лк.

Для занятий по программе имеется спортивное оборудование:

- Штанга;

- Гантели;

- Наклонная скамья;

- скамья для жима с груди;

- скамья для проработки мышц пресса;

- Стойка для приседаний;

- Перекладина;

- Блочное устройство для мышц спины;

- Амортизатор;

- Эспандер;

- Тренажеры.


Тренажеры для оздоровительных занятий


Наименование тренажера

Технические характеристики, выполняемое упражнение и назначения

Велоэргометр

Механический со ступенчатой регуляцией нагрузки или электронный с дозировкой нагрузки с помощью электронного блока.

Выполняемое упражнение: педалирование с частотой вращения 60–70 об/мин

Гребной тренажер

Механический или гидравлический со ступенчатой регуляцией нагрузки. Дозировка по ступеням или с помощью амортизаторов. Возможно использовать гребное устройство, входящее в состав силовых тренажерных комплексов. Можно использовать гимнастическую стенку, резиновый жгут с рукояткой, гимнастический мат, валик. Выполняемое упражнение: имитация гребли (для всех групп).

Тредмил,

беговая дорожка, роликовая дорожка, массажер

Дорожки механические с регулятором или без регулятора нагрузок, электрические – с электронной регуляцией скорости движения ленты и угла наклона дорожки.

Выполняемые упражнения: ходьба, бег со средней скоростью на тредмиле. Подъемы и спуски на одноступенчатую лесенку. Подъемы и спуски на двухступенчатую лесенку

Тренажер «Тяга»

Металлическая конструкция с блочным устройством или деревянная с пружинными или резиновыми эспандерами стенка «Здоровье».

Выполняемые упражнения: тяга вниз к груди (за спину) (все группы). Приведение рук вперед-вниз до бедер, сгибание рук к плечам.

Тренажер «Жим ногами», штанга, гантели

Металлическая конструкция с блочным устройством, штанга, гантели.

Выполняемые упражнения: Сгибание, выпрямление ног, сидя на снарядах (для всех групп). Штанга, гантели: приседания со штангой и (или) с гантелями, приседания без отягощения, полуприседания у стула, гимнастической стенки.

Опора для выполнения отжиманий

Стул, брусья напольные, консольные.

Выполняемые упражнения: сгибание, выпрямление рук в упоре на брусьях или в упоре лежа. Сгибание, выпрямление рук в упоре на стуле или низкой опоре. Сгибание, выпрямление рук в упоре стоя у высокой опоры.

«Прыжковый тренажер», степпер

Скакалка, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка. Портативный степпер.

Выполняемые упражнения: прыжки со скакалкой. Прыжки со сменой положения ног у гимнастической стенки или скамейки, одна нога на опоре, другая на полу. Имитация ходьбы по лестнице.

Тренажер «Райдер» или «Наездник», тренажер «Грация».

1. Тренажер «Райдер» имеет 8 уровней нагрузки, подвижные поручни, миникомпьютер для дозирования нагрузки.

Выполняемые упражнения: сгибания-разгибания туловища в переднее-заднем направлениях.

2. Тренажер «Грация» - веревочное блочное устройство для тренировки мышц брюшного пресса. Имеет специальное крепление.

Выполняемые упражнения:

1-я минута – подъем двух ног;

2-я – смена положения ног;

3-я – на счет «1» - согнуть ноги, «2» - выпрямить ноги вверх, «3»-«4» - положить ноги на пол, т.е. вернуться в и.п.

Тренажер диск «здоровье»; тренажер «Гимнастический обруч»

Тренажер диск «Здоровье» - выполнен из двух дисков с шарикоподшипниковой прокладкой, обеспечивающей вращение дисков на одной оси относительно друг друга.

Выполняемые упражнения: повороты с различным положением частей тела: 4 поворота, стоя на прямых ногах, следующие 4 – в приседе или в полуприседе. Вращение гимнастического обруча.


ЛИТЕРАТУРА


1. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.

2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие для cтуд. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991.

4. Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986.

5. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно - спортивное совершенствование. – М., 2002.

6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

7. Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986.

8. Иванова Н.П. Содержание, организация и методика проведения тренировочных занятий в тренажном зале для учащихся 9-11 классов. – Южно-Сахалинск, 2010.

9. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. – СПб.: РЕТРОС, 1998.

10. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры и спорта. – М., 2001.

11. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.

12. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. - М.: Сов.Спорт, 2002.

13. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. – СПб.: Комета, 1994.

14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: Аркти, 2003.

15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. - М.: Сов. Спорт, 1989.

16. Тяпин А.Н. Тренажерный зал в школе. - Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения", № 3, 2008.

17. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.


































Приложение 1.

Силовая подготовка

С точки зрения биологии мышечная сила зависит от развиваемых и неразвиваемых факторов.

Развиваемые факторы:

- физиологический поперечник мышцы, который определяется числом мышечных волокон и степенью их гипертрофии, которая, в свою очередь, зависит от массы сократительного белка — числа миофиламентов в каждом мышечном волокне;

- частота импульсации мотонейронов в спинном мозге;

- координация в работе отдельных двигательных единиц мышц и координации в работе мышц-синергистов и антагонистов применительно к данному упражнению;

- совершенство техники выполнения данного упражнения;

- способность человека к волевой концентрации.

Неразвиваемые факторы:

- строение мышцы (угла «перистости»);

- плечо (рычаг) действия силы, развиваемой мышцей;

- композиция (состав) мышечных волокон в мышце, если речь идет об упражнениях, выполняемых с относительно высокой скоростью.

Скорость прироста силовых способностей (т. е. их тренируемость) при правильной и регулярной тренировке зависит, во-первых, от гормонального статуса конкретного ребенка, а именно концентрации мужских половых гормонов. Именно поэтому до пубертатного периода мальчики и девочки практически не различаются по своей реакции на сопоставимые объемы силовой нагрузки, а после пубертата мальчики начинают существенно опережать девочек, и темпы роста силы у них оказываются максимальными относительно других возрастных периодов.

Применительно к методике развития силовых способностей полезно также помнить, что восстановление и соответственно фаза суперкомпенсации наступает быстрее при тренировке небольших мышц и медленнее при тренировке крупных мышц после применения так называемых базовых силовых упражнений (приседания, становая тяга, жим штанги и т. п.).

Второй фактор, от которого зависит скорость восстановления и выраженность фазы суперкомпенсации, — это соотношения анаболического и катаболического эффекта применяемых упражнений. Наибольшим анаболическим и наименьшим катаболическим эффектом будут обладать, например, упражнения, выполняемые в медленном темпе «до отказа» с нагрузкой 65-80% от максимума. И, наоборот, наибольшим катаболическим и наименьшим анаболическим эффектами, при которых фаза суперкомпенсации может вообще на наступить, будут обладать упражнения, в которых имеется явно выраженный компонент уступающей работы в сочетании с максимальной нагрузкой на мышцы. Наиболее типичный пример упражнений такого рода — это спрыгивания «в глубину» с отскоком, выпрыгивания из глубокого приседа со штангой на плечах и т. п.

Силовая тренировка будет более целесообразна, если при выборе упражнений и режимов их выполнения учитывать возможность выборочного воздействия на силовые способности быстрых мышечных волокон мышц (спринт, «ударные» виды спорта), медленные мышечные волокна (виды «на выносливость»), на те и другие (единоборства, спортивные игры).

Основными чертами методики упражнений первого типа будут предельная скорость, мощность, темп или величина преодолеваемой в упражнении нагрузки.

Упражнения второго типа будут характеризоваться низкой величиной сопротивления (до 50% от произвольного максимума — ПМ) при нарушенном или сильно затрудненном кровотоке через мышцы.

Упражнения третьего типа наиболее традиционны. Они характеризуются средними величинами нагрузки (50—80% от ПМ), медленным темпом движений и также сопровождаются нарушением кровотока через мышцы.

Основной же биологической закономерностью, на которую следует ориентироваться при планировании тренировки, является «доза — эффект», которая зависит от многих факторов и всегда индивидуальна.

Переходя к методике развития силовых способностей, следует прежде всего определить основные цели, с которыми могут применяться силовые упражнения и от которых в существенной степени будет зависеть методика их применения.

Первая цель - улучшение здоровья детей и подростков. При определенных условиях силовые упражнения будут в максимальной степени способствовать профилактике нарушений осанки, улучшению работы внутренних органов, положительно влиять на состояние нейроэндокринной и иммунной систем, обеспечивать нормализацию массы тела.

Диапазон методики таких упражнений чрезвычайно широк, но основными требованиями к такой силовой тренировке со снарядами или без них являются: масса отягощения (или степень напряжения мышц) — не более 60—75% от максимальной;

скорость и темп движений — не предельные.

При этом эффективность развития силовых способностей снижается, но это не является существенным недостатком, так как задачей таких занятий является не максимальное развитие силовых способностей, а улучшение физического состояния занимающихся.

Вторая цель - повышение силы мышц ради нее самой, наращивание мышечной массы, улучшение пропорций тела. Особенностями таких упражнений являются: высокая степень напряжения мышц, нарушение кровотока через них, быстрый расход энергетических субстратов и накопление метаболитов. В результате мышцы увеличивают свою силу и объем, повышаются возможности нейроэндокринной и иммунной систем.

Третья цель - традиционна. Это улучшение мощности и эффективности различных спортивных движений, улучшение результатов в избранном виде спорта.

Целью силовой тренировки в этом случае является, как правило, развитие способности проявлять максимум силы в определенной фазе конкретных соревновательных упражнений.

В тех случаях, когда соревновательное упражнение требует преодоления максимальных или около максимальных внешних сопротивлений (штанга, борьба), то в тренировке используется, например, масса отягощения, составляющая 80—100% от максимальной силы, а также такие режимы работы мышц, которые кроме тренировки нервно-мышечных факторов проявления силы способствуют увеличению массы определенных мышечных групп.

Если же сопротивления небольшие, то используются упражнения, в которых мышцы работают в максимальном «взрывном» режиме, развивают максимальную скорость укорочения или испытывают предельные нагрузки «на разрыв» в амортизационных фазах движений.

Формирование и совершенствование таких способностей осуществляется основными видами усилий:

. динамическими;

. статическими;

. собственно-силовыми;

. скоростно-силовыми (развитие силы всех мышечных групп двигательного аппарата, развития способностей рационального использования силы в разнообразных условиях).

Силовая нагрузка создается различными факторами, поэтому силовые упражнения можно подразделить на две группы

1. Упражнения с внешним сопротивлением: вес предмета (снаряда); вес и сила сопротивления партнера; сила сопротивления различных эспандеров, амортизаторов, внешней среды (бег по глубокому снегу, песку, воде, транспортировка партнера и т. д.).

2. Упражнения с отягощением (собственный вес тела): гимнастические упражнения на снарядах и без них (приседания, отжимания и др.).

В качестве методов развития силы используются главным образом повторный и прогрессирующий варианты методов упражнений для увеличения силовой нагрузки: изменение величины отягощений, скорости движений, количества повторений вплоть до отказа.

Установлено, что на первоначальных этапах развития силы ежедневные занятия силовыми физическими упражнениями при небольших объемах нагрузки оказываются более эффективными.

В процессе развития силы большое значение имеют упражнения на гибкость и расслабление (последние являются формой отдыха).

Сила большинства мышечных групп человека достигает наиболее высокого уровня к 20—30 годам, поэтому в процессе физического воспитания детей и подростков необходимо тщательно определять оптимальную меру силовых упражнений в строгом соответствии с возрастом, подготовленностью и возможностями занимающихся.

В тренировочный комплекс включаются статодинамические, квазиизотонические, статические и обычные динамические силовые упражнения. Оптимальным средством силовой тренировки являются так называемые статодинамические упражнения (СДУ), получившие свое название по режиму сокращения мышц.

В классическом варианте статодинамические — это такие упражнения силового характера, в которых предусмотрены кратковременные остановки (на 0,5—1 с) в различные моменты цикла движения. Например, при сгибании и разгибании рук в упоре лежа остановки делаются в промежуточном и крайнем нижнем положении туловища. Но кратковременные остановки можно специально не выполнять — важно лишь понимать их смысл. Смысл этого приема:

- рассеять энергию упругой деформации в мышцах;

- включить режим статического удержания в наиболее тяжелый момент, когда плечо действия силы максимально;

- вызвать необходимость проявления дополнительного усилия для разгона массы тела (снаряда) после кратковременной паузы;

- удлинить период напряженного состояния мышц, когда кровоток через них нарушен.

Все это способствует увеличению нагрузки на мышцы и ускоряет их утомление, т. е. увеличивает эффект силовой тренировки, но при сохранении принципа травмобезопасности, так как при этом снижается необходимость использования больших весов при сохранении эффективности занятия.

Частными принципами силовой тренировки детей и подростков как со снарядами, так и без них являются следующие:

1. В большинстве случаев упражнения должны носить локальный характер, то есть одновременно в работу вовлечена относительно небольшая масса мышц. Чем ниже подготовленность занимающихся, тем меньшее количество мышц должно быть задействовано в каждом упражнении.

2. Напряжение мышц — в пределах 40—70% от максимального. Режим сокращения мышц — квазиизотонический, статодинамический или статический (последний - иногда), т. е. без расслабления мышц на протяжении всего подхода. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью при постоянном поддержании напряжения мышц: никаких рывков, дерганий, чрезмерного увеличения темпа, даже кратковременного расслабления мышц на протяжении всего подхода. Амплитуда движений по возможности полная.

3. При соблюдении второго принципа упражнения выполняются до отказа (кроме первого месяца регулярных занятий), т. е. невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление (такое состояние — основной фактор создания стресса, необходимого для получения тренировочного эффекта). Этот момент должен наступать в диапазоне 40-70 с после начала подхода. Если утомление не наступило — техника упражнения неверна (вероятно, присутствуют моменты расслабления мышц). Если отказ произошел раньше, степень напряжения мышц выше 70% от максимума (см. п.2).

4. Все основные мышечные группы подвергаются воздействию последовательно или в сочетании (агонисты — антагонисты). Может использоваться вариант проработки мышечных групп, расположенных дистально относительно друг друга (например, мышцы голени — трицепсы плеча).

Упражнения на протяжении всей тренировки выполняются по возможности методом «нон-стоп», т. е. без интервалов отдыха. В случае поточно-серийного метода пауза между сериями заполняется стретчингом (принципы см. ниже). На третьем — развивающем этапе годичного тренировочного цикла — могут использоваться пассивные интервалы отдыха, когда занимающиеся просто отдыхают между подходами.

В большинстве случаев рекомендуется использовать особую «супер серию для не спортсменов», применяемую в двух вариантах: 1 - чередование двух-трех подходов на две различные мышечные группы (например, мышцы спины, затем брюшного пресса, затем снова спины); 2 - повторная нагрузка тех же самых мышечных групп для их более полной проработки, но меняя исходное положение или сами упражнения.

Во время выполнения упражнений внимание в максимальной степени должно концентрироваться на работающей мышечной группе.

Дыхание во время выполнения всего комплекса производится строго через нос, глубоко, без задержек, с максимальным использованием мышц диафрагмы (дыхание «животом»). При подъеме снаряда — выдох, при опускании — вдох.

Растягивание мышц в форме стретчинга выполняется, как правило, до проработки мышц (для разогрева и повышения их эластичности, увеличения подвижности в суставах). Использование стретчинга сразу после проработки данной мышечной группы не рекомендуется (чтобы не усиливать микротравмы мышц). Эта рекомендация не относится к после тренировочной релаксации.

В начале занятия чаще рекомендуется использовать упражнения на большие мышечные группы — так называемые основные упражнения (например, приседания со штангой, «становая» тяга, жим штанги лежа, упражнения на пресс и спину и т. п.), а в конце — локальные, в которых задействуются небольшие мышечные группы.

Отдавать предпочтение следует более естественным упражнениям. Например, подтягиванию на перекладине, а не изолированной проработке бицепсов и широчайших мышц на тренажерах; приседанию со штангой, а не разгибанию ног на блочном тренажере и т. п.

Дозировка нагрузки при силовых упражнениях

Ключевыми понятиями при определении дозировки силовых упражнений являются:

Повторение — один цикл движения со снарядом или на тренажере. Например, один подъем штанги над головой и возвращение в исходное положение.

Подход — серия повторений, выполняемых без остановки, без опускания снаряда и т.п.

Произвольный максимум (ПМ) - максимальное сопротивление (вес снаряда, число грузов на тренажере и т. п.), которое занимающийся может преодолеть один раз, проявив максимальное произвольное мышечное усилие.

Отказ - состояние невозможности продолжать повторения в подходе из-за высокого (предельного для данного сопротивления) утомления мышц (говорят — подход до отказа).

Интервал отдыха между подходами.

Дозировка нагрузки зависит от подготовленности занимающихся, их стажа занятий и регулярности занятий.

Существует общее правило: чем ниже перечисленные показатели, тем меньше устанавливается нагрузка относительно ПМ, меньшее число подходов на одну и ту же мышечную группу используется в одном занятии, устанавливаются большие интервалы отдыха между подходами.

На начальном (втягивающем) этапе занятий (как правило, 2—4 недели) имеет место еще один принцип — подход выполняется не до отказа, а завершается в момент появления признаков утомления мышц (как правило, 2/3 от максимального числа повторений в подходе) или при явно ощущаемом, но не предельном утомлении (3/4 подхода).

С четким определением веса снаряда (20 кг, 5 грузов на тренажере и т. п.) и числа повторений — 6, 8, 15 и т. п.

С определением веса (сопротивления) снаряда в виде % от ПМ и определения длительности подхода (числа повторений) путем ориентации занимающихся на оценку своих собственных ощущений. Например, подход длительностью 2/3, 3/4, 5/6 от максимального утомления (т. е. от длительности — числа повторений — до отказа).

Первый способ — простой, точный, конкретный, легко контролируемый. Однако он имеет два недостатка. Во-первых, формализм и негибкость, т. е., например не позволяет учитывать оперативное (в процессе занятия) и текущее (в течение 1—4 недель) изменение состояния занимающегося, которое у детей очень вариабельно. Во-вторых, чрезмерная трудоемкость при разработке плана, так как разные планы необходимо разрабатывать для разного пола, возраста, уровня подготовленности, стажа и регулярности занятий, которые к тому же в школьном возрасте очень быстро изменяются, а обычные из-за большого числа занимающихся и неоднородности групп делают этот путь практически неприменимым для широкого использования при организации занятий.

Второй способ требует специального обучения занимающихся на начальном этапе тренировок, но имеет ряд преимуществ. Прежде всего — это его большая физиологичность. Тренировочным эффектом обладает не число повторений и вес снаряда, а метаболические изменения в мышцах и нервной системе в процессе упражнения, которые самым прямым образом связаны с величиной произвольного напряжения и со степенью утомления мышц. Поэтому умение занимающихся самостоятельно управлять нагрузкой на основе собственных ощущений (величина произвольного напряжения, степень утомления мышц) является принципиально важным компонентом их физкультурного образования, который остается достоянием человека на всю жизнь.

Этот способ является универсальным, он годится для любых силовых упражнений на тренажерах и снарядах, так же, как и для упражнений, выполняемых с весом собственного тела. Кроме этого, при планировании занятия появляется возможность не расписывать все многообразие возможных тренажеров для проработки данной мышечной группы, что в реальной практике очень неудобно (например, при большом числе занимающихся), а просто указывать последовательность проработки мышечных групп с предоставлением занимающемуся самостоятельно выбирать способ ее тренировки.







Приложение 2.

Комплексы упражнений для занятий атлетизмом

Общие принципы:

- Заниматься дважды в неделю, при этом каждая тренировка начинается с 5-10 минутной разминки (легкие махи, прыжки, растягивающие упражнения на основные группы мышц) заканчивается расслабляющимися упражнениями.

- Общая продолжительность каждой тренировки полтора часа.


Комплекс № 1


1. Жим штанги лежа на горизонтальной скамье: 4x10. Это базовое упражнение для развития больших грудных мышц.

2. Разведение рук лежа на наклонной скамье с гантелями, руки чуть согнуты: 3x12. Угол наклона скамьи в пределах 25-40 градусов, это упражнение позволяет улучшить и детализировать развитие грудных мышц.

3. Разведение рук с гантелями в сторону в наклоне вперед: 3x12. Это упражнение развивает тыльные доли дельтовидных мышц.

4. Тяга штанги или гири вдоль туловища вперед к подбородку: 3x12. Это упражнение развивает передние и боковые доли дельтовидных мышц.

5. Тяга штанги в наклоне: 4x10. Это упражнение развивает широчайшие мышцы спины.

6. Сгибание рук со штангой стоя: 3x12. Это упражнение развивает бицепсы.

7. «Французский» жим стоя из-за головы: 3x12. Развивает трицепсы – мышцы задней поверхности плечевой кости.

8. Становая тяга с небольшой штангой: 3x12. Развивает мышцы нижнего отдела спины и мышцы ног.

9. Приседания со штангой на спине: 4x10. Развивает мышцы передней поверхности бедра.

10. Подъем торса, на наклонной доске: 3 х до утомления. Развиваются мышцы живота (прямые и косые).


Комплекс №2 (продолжительность занятий 6-8 недель)


1. Подъем штанги на грудь в полуприсед: 4 х 6-7.

2. Жим штанги лежа хватом на ширине плеч: 4 х 7-8.

3. Тяга гантели в наклоне с опорой: 4 х 6-7.

4. Жим гантелей сидя, от плеча с поворотом: 4 х 7-8.

5. Разведение рук с гантелями в стороны в наклоне вперед: 4x8.

6. Сгибание рук, с гантелями стоя, плечи и бедра прижаты к стене для изоляции нагрузки на мышцы рук: 3 х 8-9.

7. Отжимание на брусьях с отягощениями: 4x10.

8. Выпрыгивания из глубокого приседа с гантелями в руках: 4 х 6-7.

9. Упражнения для пресса. Тренироваться следует два раза в неделю. Не торопитесь: в силовой подготовке нет коротких путей, и чем плавнее будете вы прогрессировать, тем более устойчивыми окажутся приросты в силе и в объеме мускулатуры.

Комплекс № 3 (продолжительность занятий 6 недель)

1. Жим штанги лежа средним хватом 4 х 12,8,6,4. (1 х 12; 1 х 8; 1 х 6; 1 х 4) в каждом следующем подходе вес снаряда увеличивается на 2,5 – 5 кг. Развивает мышцы груди.

2. Жим гантелей на наклонной скамье (угол около 45 градусов) 4x8-10. Упражнение развивает верхние грудные мышцы.

3. Жим из-за головы сидя 4 х 6-8. Это базовое упражнение для развития дельтовидных мышц. 4. Подъем выпрямленных рук вперед со штангой или гантелями 3x8.

5. Тяга штанги в наклоне 4 х 12, 10, 8,6. В каждом следующем подходе вес снаряда увеличивается на 2,5 кг.

6. Сгибание рук с гантелями стоя 4 х 10,8,6,4. Упражнение развивает бицепсы.

7. Французский жим лежа 4 х 12,10,8,6. Упражнение отлично развивает мышцы- трицепсов.

8. Приседание со штангой 4 х 12,10,8,6.

9. Подъем ног лежа на наклонной доске (лежать головой вверх, зафиксировать торс, ноги слегка согнуть в коленях) 3 до утомления.

В этом комплексе мы использовали принципы «пирамиды». Это позволит добиться увеличения объемов мышц и силы.


Комплекс № 4 (продолжительность занятий 6 недель)

1. 1.Жим штанги лежа широким хватом с задержкой ее на счет 1-2 на груди:1.0, 1 х 8, 1 х 6.

2. Разведение рук с гантелями лежа на наклонной скамье (угол около 45 градусов) 4x8.

3. Суперсерия на плечи: а) сидя разведение рук с гантелями в стороны; б)тяга штанги к подбородку хватом сверху на ширине 15 см.,

4. Суперсерии по 8 повторений. Между упражнениями нет паузы для отдыха. Между отдельными суперсериями пауза 1,5-2 минуты.

5. Тяга штанги в наклоне хватом снизу на ширине плеч 4x8-10.

6. Тяга за голову на высоком блоке, хватом на ширине плеч 4x10.

7. Суперсерия на руки: а) стоя, сгибания рук со штангой, хватом снизу на ширине плеч; б) отжимания на брусьях.

8. 4-5 суперсерий по 10 повторений.

9. Подтягивания на перекладине с подхватом, ладони вместе до подбородка 3x8.

10. Приседания со штангой на плечах 3x8.

11. Становая тяга 4 х 12,10,8,6.

12. в перерывах между всеми «мощными» упражнениями, такими, как жим лежа, тяга в наклоне, приседания, становая тяга выполнять по одному подходу каждого из приведенных ниже 4 упражнений для мышц брюшного пресса: а) подъем ног лежа на горизонтальной скамье. Б) подъем туловища из положения лежа с закрепленными ступнями и согнутыми ногами; в) подъемы колен в висе на перекладине.


Комплекс № 5

1. Жим штанги лежа 3 х 12-15.

2. Разведение рук с гантелями лежа на наклонной скамье 3x15.

3. Тяга блока за голову 3 х 12-15.

4. Тяга блока сидя к поясу 3 х 12-15.

5. Жим штанги от груди стоя 3x12-15.

6. Сгибание рук со штангой 3 х 12.

7. Попеременное сгибание рук с гантелями сидя 3 х 10-12.

8. Французский жим стоя 3 х 10-12.

9. Разгибание рук на блоке стоя 3 х 10-12.

10. Разгибание ног в тренажере 3 x12-15.

11. Сгибание ног в тренажере 3 x 12-15.

12. Упражнения для мышц пресса.

Все упражнения следует выполнять с весом 70% от максимального. Отдых между подходами 3-4 минуты.

Методы организации учебного процесса.

При составлении плана учебно-тренировочных занятий предусмотрено, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. В связи с этим при планировании занятий учитываются индивидуальные особенности занимающихся. Учебный план составляется после предварительного изучения занимающихся (во время беседы с обучающимися, воспитанниками в процессе медицинского осмотра, по результатам контрольных упражнений). Для успешной организации и осуществления тренировочного процесса используются следующие принципы обучения: принцип сознательности и активности, принцип наглядности и доступности, принцип систематичности и последовательности. Основной формой организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Сильные, смелые, ловкие» являются занятия физической культурой. Образовательная задача, решаемая на занятии, проходит через методы:

словесного обучения – объяснение;

наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

практические – упражнения.

Основными видами деятельности учащихся по курсу являются:

практические упражнения;

При изучении тем курса используются:

наглядные пособия (опорные схемы)

коррекционные задания и упражнения.

Прогнозируемые результаты и формы подведения итогов работы по программе

По окончании реализации программы каждый обучающийся должен:

знать/понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

- формы занятий физической культурой, их целевое назначение и применение в обыденной жизни;

- требования техники безопасности к занятиям;

- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

уметь:

- планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия в тренажерном зале;

- выполнять комплексы упражнений по общей физической подготовке и для развития разных групп мышц;

- использовать полученные в процессе обучения про программе знания и навыки в повседневной жизни.

Помимо этого у обучающихся, воспитанников должно быть сформированы:

- осознанное отношение к собственному здоровью

- потребность в ежедневной двигательной активности.

Способы проверки ожидаемого образовательного результата:

- тестирование (выполнение контрольных упражнений 2 раза в год в начале и конце);

- участие в соревнованиях разного уровня: школьных, городских, краевых.

Содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе, занятия проводятся во внеурочное время, а также в выходные дни с привлечением родителей обучающихся (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Силовые

Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) (м).

Отжимания, из упора лежа (кол-во раз) (д).

Прыжок в длину с места (см).

Поднимание туловища из положения, лежа на спине руки за головой (кол-во раз).

Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 1 мин.)




Согласно возрастным и учебным нормативам по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура







Выносливость

Кроссовый бег 1 км