18
МБОУ Павловская СШ
Утверждаю: директор школы
_____________Л И Емельянцева
Приказ № __ от ____ 2017г.
Рабочая программа
Элективный предмет
«Дополнительные вопросы математики»
Составил рабочую программу учитель:
Аниськов Алексей Владимирович
2017-2018 учебный год
Элективный курс «Дополнительные вопросы математики» предназначен для учащихся 9-х классов. Данный курс по выбору предполагает расширенное изучение и отработку как основных методов решения уравнений, неравенств так и решение нестандартных задач, подготовка к экзамену в форме ОГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
2. Содержание тем учебного предмета
1. Числовые множества(7 часов).
Основная цель- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по данной теме, повторить понятия модуля числа, проценты, степени, функций.
2.Уравнения и неравенства, их системы; последовательности (6 часов).
Основная цель- расширить и углубить полученные в 7-9 классах представления учащихся о способах решения систем уравнений и неравенств.
3.Элементы теории вероятностей(9 часов).
Основная цель - расширить сведения учащихся по теме; совершенствовать навыки решения текстовых задач на совместную работу, на планирование, на смеси (сплавы), на разбавление.
4. Планиметрия и стереометрия (6 часов).
Основная цель - обобщить и систематизировать представления учащихся о телах и поверхностях в пространстве, повторить основные формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов тел; углубить представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
5.Работа с тестами(6 часов).
Основная цель - упражнять учащихся в заполнении бланков тестов; совершенствовать навыки и умения в решении тестов ОГЭ по математике.
Сроки реализации образовательной программы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, способы их проверки:
Содержание программы спецкурса составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 9 класса: лекционная система обучения, решение проблемных заданий, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных способов решения задач и выбора наиболее рационального, анализ.
В целях контроля знаний по окончании изучения каждой темы учащиеся выполняют задания в форме тестов.
Система обучения по программе — 34 часа, 1 час в неделю.
Срок реализации программы — в течение всего учебного года.
6) Календарно – тематический план на 2017 – 2018 уч.г.
№ п/п | Радел | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1. | Обобщающее повторение темы "Числовые множества" (7 часов) | Числа и вычисления. Модуль числа. | 1 | | |
Числа и вычисления. Задачи на проценты. | 1 | | |
Числа и вычисления. Действия со степенями. | 1 | | |
Понятие степени с натуральным, целым, рациональным показателем. | 1 | | |
Функция. Понятие функции. Свойства монотонных функций. | 1 | | |
Ограниченные и неограниченные функции. | 1 | | |
Параллельный перенос, растяжение и сжатие графиков функций вдоль осей координат. | 1 | | |
2. | Обобщающее повторение курса алгебры основной школы (6 часов) | Алгебраические уравнения. Уравнения с одной переменной и некоторые приемы их решения. | 1 | | |
Способы решения систем уравнений с двумя и более переменными. | 1 | | |
Неравенства с двумя переменными. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными. | 2 | | |
Арифметический корень n-ой степени. | 1 | | |
Решение иррациональных уравнений. | 1 | | |
Решение иррациональных неравенств. | 1 | | |
3. | Элементы теории вероятностей (9 часов) | Частота и вероятность. | 3 | | |
Сложение и умножение вероятностей. | 1 | | |
Арифметическая прогрессия. | 1 | | |
Геометрическая прогрессия. | 1 | | |
Текстовые задачи на движение. | 1 | | |
Текстовые задачи на совместную работу. | 1 | | |
Текстовые задачи на планирование. | 1 | | |
Текстовые задачи на смеси (сплавы). | 1 | | |
Задачи на разбавление. | 1 | | |
4. | Планиметрия и стереометрия (6 часов) | Треугольник. Площадь треугольника. | 1 | | |
Четырехугольник. Площади четырехугольников. | 1 | | |
Многоугольники. Элементы векторной алгебры. | 1 | | |
Геометрические фигуры. Площадь. Объем. | 1 | | |
Уравнения и неравенства с параметрами. | 2 | | |
5. | Работа с тестами. (6 часов) | Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |
Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |
Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |
Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |
Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |
Тренировочные работы по математике. Заполнение бланков. | | | |