Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Хмелитская общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Муниципальные детские православные образовательные чтения «Святые заступники Руси»
Творческий проект
«Дорогами Преподобного Сергия»
Выполнил
учащийся 7 класса
МБОУ Хмелитской СОШ
Кривцов Вячеслав
Руководитель:
учитель истории православной культуры
Кривцова
Елена Леонидовна
2014г.
Рождение идеи
В 2012 году мне с моим братом посчастливилось побывать в Ростовском Троице - Сергиевом Варницком монастыре. В ходе поездки мы узнали много нового и интересного. По дороге мы проезжали много интересных мест, связанных с именами святых. Меня переполняли впечатлениями, которыми хотелось бы поделиться с другими, но как то не представлялось случая. Узнав о православных чтениях, я решил, что это как раз подходящий случай. Правда тема стала несколько шире, чем просто впечатления от путешествия.
Актуальность темы
В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение для России. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Наши святые заступники — так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, Поэтому именно сегодня я решил вернуться к своей поездке и попробовать выяснить, какие еще монастыри связаны с именем смиренного чудотворца и его подвижников.
Цели и задачи проекта
Целями проекта стали :
- пробуждать интерес к истории своей страны;
-сохранять историческую память о великих заступниках Руси;
- стремиться вызвать интерес к истории христианства в целом и к монашеской жизни в частности.
Для достижения целей проекта поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей Троице – Сергиева Варницкого монастыря и выяснить, как он связан с именем Сергия Радонежского;
- познакомиться с историей создания Троице Сергиевой Лавры;
- выяснить, какие еще монастыри были основаны Преподобным Сергием и его учениками;
- сделать вывод о значении созданных монастырей.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
В 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии, живших под Ростовом Великим, родился сын, нареченный Варфоломеем. Чудные знамения рано указали в нем избранника Божия. О них хорошо известно благодаря Епифанию, автору «Жития Сергия Радонежского». Хотелось бы остановиться на третьем знамении. Семи лет от роду Варфоломея отдали на обучение книжное, но грамота не давалась ему. Однажды, идя в поле искать лошадей, Варфоломей увидел старца-инока, стоявшего на молитве, и ему поведал свою скорбь о безуспешности своей в учении. Старец помолился, дал ему часть просфоры в знамение благодати Божией, и у отрока открылся внезапно смысл к пониманию грамоты.
Рядом с южными воротами Варницкого монастыря стоит простой деревянный крест. Он обозначает место, на котором произошла встреча отрока Варфоломея со старцем – иноком.
Сам Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Здесь особенно живо вспоминаются чудесные события, связанные с младенческими и отроческими годами преподобного Сергия. Монастырь небогат по части чтимых издревле икон и иных святынь. Однако, являясь своего рода памятником преподобному Сергию и его родителям, он уже сам по себе заслуживает того, чтобы называться святыней.
Хотьково-Покровский монастырь
Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, в 1328 году, родители его, спасаясь от притеснений московского правителя в Ростове, переселились в город Радонеж, где переселенцам предоставлялись некоторые льготы.
После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре.
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Троице-Сергиев монастырь
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам, подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь
В 1358 году Сергием Радонежским был основан Свято-Благовещенский Киржачский монастырь. По преданию, Преподобный подвизался на Киржаче четыре года. За это время последовавшая за ним братия устроила на киржачской круче келии и поставила деревянную церковь, освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Возвращаясь по призыву московского митрополита св. Алексия в Троицкий монастырь, великий Сергий избрал себе преемника – верного ученика и сподвижника преподобного Романа Киржачского. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 года и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь
В 1373 году был основан Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий старший, Афанасий Высоцкий младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.
Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, — «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину».
Симонов (Успенский) мужской монастырь
Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370г. учеником и племянником Сергия Радонежского — Федором — на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. Его монашеское имя — инок Симон — и дало название монастырю.
В 1379г. Симонов монастырь был перенесен на его нынешнее место, а на прежнем месте сохранилась церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, где в XVIII столетии были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябы, сохранившиеся и сейчас.
Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь при посещении Москвы. А возле монастыря был пруд, по преданию, выкопанный Преподобным Сергием.
Старые башни и стены монастыря были построены в XVI веке. Считается, что их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь, строитель Смоленского Кремля. И Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов».
Успенский Стромынский монастырь
Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету (обещанию) великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами. Монастырь был расположен в 50-ти верстах от Москвы, на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района. Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преподобного Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря – «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».
Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь.
В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря - 1385 год.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного".
История русских монастырей неисчерпаема. Рассказать обо всех монастырях, основанных Преподобным Сергием и его учениками, в небольшом проекте, невозможно. Всего было основано более 40 монастырей. Монастыри всегда были идеалом и школой русской духовной культуры. В течение многих столетий они воспитывали неповторимый характер не только русского инока, но и русского человека. Не случайно борьба за свержение ордынского ига была одухотворена благословением из монастыря преподобного Сергия Радонежского, а на Куликовом поле плечом к плечу с русскими дружинниками стояли святые иноки Пересвет и Ослябя.
В своей небольшой работе я попытался рассказать об истории наиболее известных монастырей. Но сколько их еще осталось не изученными!
Значит, будет еще возможность вернуться к этой интересной теме.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Список использованных источников:
1. Житие Преподобного Сергия. Троице Сергиева Лавра, 1904г.
2. Избранные жития святых в изложении для детей. «Трим»,1994 г.
3. Православные монастыри. Путешествие по святым местам.
№ 26, 2009г.
4. Интернет - сайты выше названных монастырей.
5. Фотографии из личного архива автора.