| - психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; - оказание помощи в определении степени соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности; - оказание помощи в оценке психофизических, социальных, социально-экономических факторов, которые препятствуют (или способствуют) овладению подростком показанных видов профессиональной деятельности; - психолого-педагогическое сопровождение процесса построения учащимся личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории); - создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе; - формирование знаний о системе организаций профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы; - знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права; - развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы; - формирование готовности к непрерывному образованию и труду; - сформулировать профессиональные рекомендации для выпускников 9 класса школы, оценить адекватность профессиональных планов подростка в целом и реальные возможности осуществления этих планов. | -преимущественная ориентация на процесс общения; - переживания, связанные с «чувством взрослости», и несформированность (в большинстве случаев) механизмов социального контроля в поведении, социальная ригидность, обусловленная негативизмом и агрессивным поведением в данном возрасте; - интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация; - активное формирование самосознания и рефлексии; - ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации; - переживания, связанные с половой идентификацией, а также с самопринятием и формированием образа «Я» Выраженная эгоцентрическая позиция подростков с инвалидностью и ОВЗ Обострение личностного эгоцентризма и его противопоставление социоцентризму Часто отсутствие базового чувства доверия к миру | Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы. Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, работа с предпрофильным портфолио, тематические конференции и телеконференции). Информационная работа с семьями, включая составление профессионально-образовательной карты города, района. Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных трудовых отраслях. Творческие конкурсы практической направленности. Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью. Основные теоретические сведения . Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения. Практическая работа. Упражнения, ориентированные на обучение учащихся способам аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения. Основными темами для составления профориентационных программ могут стать: - различия между непродуманным выбором профиля обучения и обоснованным его выбором; - знания о своих задатках, способностях, потребностях страны и региона в конкретном типе профессий, семейных традициях, моде, престижности, выгодности той или иной специальности как основания обоснованного выбора профиля обучения. - Какие умения необходимы, чтобы подтвердить свою готовность получить желаемое профильное обучение? - Способы поиска нужной информации о потребностях рынка в газетах, специальных изданиях, в Интернете. - Методы получения необходимой информации о перспективах рынках труда: контент-анализ информации в газетах, специальных изданиях, опрос родителей, представителей местных властей, предприятий, организаций, учебных заведений, находящихся на территории, где учится школьник - Какое профессиональное образование хотелось бы получить и в каком учебном заведении, если учитывать образовательные ресурсы региона? - Представления о возможном профессиональном росте, занимаемых должностях, об уровне заработной платы, условиях труда. - Способы согласования притязаний и требований к человеку со стороны учреждения профессионального образования, работодателя, профессии в целом. - Стоит ли планировать профессиональный успех? - Какие требования к физическому и психическому здоровью работника предъявляют различные типы профессий? - Источники получения информации о требованиях к психофизическому здоровью специалистов интересующей подростка профессии. - Знакомство с рекомендуемыми видами профессий для определенных нозологических групп (в индивидуальных консультациях или без ссылок на определенных лиц) | Сущность организации занятий заключена в организации совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий, практикумов самопознания с активным использованием таких методов обучения, как: - игровое моделирование; - тренинг; - анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач; - групповые дискуссии; - психодиагностические процедуры; - семинары - практикумы; - мини-лекции; - психотехнические игры и упражнения; - психологические опыты; - экскурсии; - деловые игры; - самонаблюдение; - учебное исследование Одним из эффективных методов профориентационной деятельности является мониторинг индивидуального развития личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ Такой мониторинг позволяет отслеживать индивидуальную траекторию личностного и профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и учитывать их индивидуальные особенности развития. Мониторинг осуществляется по следующим направлениям: умение использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности; составлять личный профессиональный план и корректировать его; быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию; устанавливать контакт в личных и деловых взаимоотношениях, активизировать свое стремление к личностному росту; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; самостоятельно и обоснованно выбирать будущее профессиональное образование и профессиональный маршрут | Выпускники 9 класса должны знать: сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «высшее образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда; уметь: выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении. Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию. Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования. | Заместитель директора школы по воспитательной работе Классный руководитель, Учителя-предметники Учителя технологии Социальный педагог, Педагог-психолог, Медицинский работник Создание методического объединения по профориентации, взаимодействующий с внешними (сторонними) организациями и с ресурсным центром по профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Педагоги и педагогические работники учреждений дополнительного образования Профконсультанты в центрах занятости и профориентационных центрах Реабилитологи и психологи центров реабилитации и психологических служб региона |
| - помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным профессиям, но и профессиям, которые приходится выбирать компромиссно (вопреки первоначальному желанию); - детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки; - развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы; - формирование готовности к непрерывному образованию и труду; - формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально-предпочитаемой сфере; - постепенное формирование у старшеклассника умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе, - развитие умений в случае необходимости осуществлять так называемый компромиссный выбор профессии. | В этом возрасте у старших подростков с ОВЗ, как и у других подростков, намечается устойчивая тенденция к самостоятельности, самоутверждению и самореализации. Вместе с тем у старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ отмечается гипертрофированное стремление к самоутверждению, что может приводить к конфликтам в ученическом коллективе и к противопоставлению себя и своей самости другим обучающимся в инклюзивных школах Повышается роль общественно направленной социально активной добровольческой деятельности Усиливается стремление быть полезным и завоевать определенный авторитет в социальной группе Определяющая роль такой деятельности в социальном развитии на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности. Такая деятельность создает особое психологическое состояние, обеспечивая формирование соответствующего мотива. Развитие самосознания неотделимо от самонаблюдения в разных формах - в форме самоанализа, самоотчета, самокритики, самопроверки, самоконтроля. Многие старшеклассники склонны отдавать себе отчет в своих поступках и считают, что самоанализ помогает им. Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте становится учебно-профессиональная деятельность, требующая целенаправленного формирования, Представляется необходимым прежде всего исследовать учебные интересы юношей и девушек. Старший школьный возраст характеризуется активным формированием, так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников | Основные теоретические сведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Практическая работа. Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи. - профориентационная психодиагностика с представлением учащимся ее результатов; - - изучение и составление профессиограмм; - анализ газет и Интернет-сайтов, публикующих вакансии на предмет перечня обязанностей и требований к кандидатам, анализ опубликованных резюме и пробное составление собственных, которые должны научить школьников анализировать свои реальные шансы на получение тех или иных желаемых в будущем должностей; - просмотр документальных и художественных кинофильмов и мультфильмов, изучение справочных и специализированных профинформационных материалов - посещение экскурсий на предприятия, включая специальные предприятия для работников с инвалидностью определенных нозологических групп (незрячих, имеющих нарушения слуха, соматические заболевания и т.п.), а также предприятия, создающие специальные условия труда для отдельных сотрудников; - встречи с прямыми работодателями и органами занятости, кадровыми агентствами и службами персонала организаций и предприятий на предмет выяснения структуры и закономерностей рынка труда и условий конкурентоспособности в профессиональной среде; - встречи с успешными профессионалами, в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья; - профессиональные пробы и стажировки для старшеклассников, желательно – на договорной основе с оплатой труда, пусть даже «символической»; - изучение трудового законодательства, а также законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья; - работа с профессиональными учебными заведениями: посещение дней открытых дверей средних специальных и высших профессиональных учебных заведений - изучение сферы дополнительного образования и курсов, на которых можно получить навыки, необходимые для успешной работы по профессиям, или дающие в них конкурентные преимущества | Практическая работа Работа с таблицами «Стадии профессионального становления» Е.А. Климова и Т.В. Кудрявцевой, «Возрастные этапы развития карьеры», «модель профессионального развития Д. Сьюпера». Выполнение поискового задания «Классификация профессий». Тестирование учащихся методикой «Опросник профессиональной готовности школьников» Л.И. Кабардовой. Мониторинг индивидуальной траектории личностного и профессионального самоопределения старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ | знать: источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «высшее образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда; уметь: ориентироваться в мире профессий; уточнять и корректировать профессиональные намерения; выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении; самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности; определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда; составлять резюме. получения образования. | |