СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорожная карта профориентационной работы в школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное и трудовое ориентирование учащихся с инвалидностью и ОВЗ осуществляется поэтапно, и в нем принимают участие практически все сотрудники школы: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родительский комитет.

Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта профориентационной работы в школе»

Дорожная карта профориентационной работы в школе

В целях повышения эффективности профориентационной работы в школе следует придерживаться составленной дорожной карты, в которой системно представлены этапы профориентационной работы, основные ее цели на каждой ступени инклюзивного образования, формы, средства, методы профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в школах.

Особое внимание следует уделить системности как основного принципа разработки конкретных мероприятий по совершенствованию профессионального ориентирования.

Профессиональное и трудовое ориентирование учащихся с инвалидностью и ОВЗ осуществляется поэтапно, и в нем принимают участие практически все сотрудники школы: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родительский комитет.




8-9 классы


Задачно-целевой блок этапа

Нормативные возрастные ориентиры школьников в сфере профориентации

Содержательно-методический базис профориентационной работы / взаимодействие

с семьей

Формы, средства,

в том числе дистанционные технологии

Дескрипторы

достижения целей

Субъекты реализации


- психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- оказание помощи в определении степени соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;

- оказание помощи в оценке психофизических, социальных, социально-экономических факторов, которые препятствуют (или способствуют) овладению подростком показанных видов профессиональной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение процесса построения учащимся личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);

- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

- формирование знаний о системе организаций профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;

- знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

- сформулировать профессиональные рекомендации для выпускников 9 класса школы, оценить адекватность профессиональных планов подростка в целом и реальные возможности осуществления этих планов.

-преимущественная ориентация на процесс общения;

- переживания, связанные с «чувством взрослости», и несформированность (в большинстве случаев) механизмов социального контроля в поведении, социальная ригидность, обусловленная негативизмом и агрессивным поведением в данном возрасте;

- интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация;

- активное формирование самосознания и рефлексии;

- ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации;

- переживания, связанные с половой идентификацией, а также с самопринятием и формированием образа «Я»

Выраженная эгоцентрическая позиция подростков с инвалидностью и ОВЗ

Обострение личностного эгоцентризма и его противопоставление социоцентризму

Часто отсутствие базового чувства доверия к миру


Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, работа с предпрофильным портфолио, тематические конференции и телеконференции).

Информационная работа с семьями, включая составление профессионально-образовательной карты города, района.

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных трудовых отраслях.

Творческие конкурсы практической направленности.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Основные теоретические сведения .

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Практическая работа. Упражнения, ориентированные на обучение учащихся способам аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Основными темами для составления профориентационных программ могут стать:

- различия между непродуманным выбором профиля обучения и обоснованным его выбором; - знания о своих задатках, способностях, потребностях страны и региона в конкретном типе профессий, семейных традициях, моде, престижности, выгодности той или иной специальности как основания обоснованного выбора профиля обучения.

- Какие умения необходимы, чтобы подтвердить свою готовность получить желаемое профильное обучение?

- Способы поиска нужной информации о потребностях рынка в газетах, специальных изданиях, в Интернете.

- Методы получения необходимой информации о перспективах рынках труда: контент-анализ информации в газетах, специальных изданиях, опрос родителей, представителей местных властей, предприятий, организаций, учебных заведений, находящихся на территории, где учится школьник

- Какое профессиональное образование хотелось бы получить и в каком учебном заведении, если учитывать образовательные ресурсы региона?

- Представления о возможном профессиональном росте, занимаемых должностях, об уровне заработной платы, условиях труда.

- Способы согласования притязаний и требований к человеку со стороны учреждения профессионального образования, работодателя, профессии в целом.

- Стоит ли планировать профессиональный успех?

- Какие требования к физическому и психическому здоровью работника предъявляют различные типы профессий?

- Источники получения информации о требованиях к психофизическому здоровью специалистов интересующей подростка профессии.

- Знакомство с рекомендуемыми видами профессий для определенных нозологических групп (в индивидуальных консультациях или без ссылок на определенных лиц)


Сущность организации занятий заключена в организации совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий, практикумов самопознания с активным использованием таких методов обучения, как:

- игровое моделирование;

- тренинг;

- анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;

- групповые дискуссии;

- психодиагностические процедуры;

- семинары - практикумы;

- мини-лекции;

- психотехнические игры и упражнения;

- психологические опыты;

- экскурсии;

- деловые игры;

- самонаблюдение;

- учебное исследование

Одним из эффективных методов профориентационной деятельности является мониторинг индивидуального развития личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Такой мониторинг позволяет отслеживать индивидуальную траекторию личностного и профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и учитывать их индивидуальные особенности развития.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

умение использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;

составлять личный профессиональный план и корректировать его;

быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;

устанавливать контакт в личных и деловых взаимоотношениях, активизировать свое стремление к личностному росту;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

самостоятельно и обоснованно выбирать будущее профессиональное образование и профессиональный маршрут

Выпускники 9 класса должны

знать: сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «высшее образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь: выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.

Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования.

Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.


Заместитель директора школы по воспитательной работе

Классный руководитель,

Учителя-предметники

Учителя технологии

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

Медицинский работник

Создание методического объединения по профориентации, взаимодействующий с внешними (сторонними) организациями и с ресурсным центром по профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Педагоги и педагогические работники учреждений дополнительного образования

Профконсультанты в центрах занятости и профориентационных центрах

Реабилитологи и психологи центров реабилитации и психологических служб региона


10-11 классы



- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным профессиям, но и профессиям, которые приходится выбирать компромиссно (вопреки первоначальному желанию);

- детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

- формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально-предпочитаемой сфере;

- постепенное формирование у старшеклассника умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе,

- развитие умений в случае необходимости осуществлять так называемый компромиссный выбор профессии.


В этом возрасте у старших подростков с ОВЗ, как и у других подростков, намечается устойчивая тенденция к самостоятельности, самоутверждению и самореализации.

Вместе с тем у старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ отмечается гипертрофированное стремление к самоутверждению, что может приводить к конфликтам в ученическом коллективе и к противопоставлению себя и своей самости другим обучающимся в инклюзивных школах

Повышается роль общественно направленной социально активной добровольческой деятельности

Усиливается стремление быть полезным и завоевать определенный авторитет в социальной группе

Определяющая роль такой деятельности в социальном развитии на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности.

Такая деятельность создает особое психологическое состояние, обеспечивая формирование соответствующего мотива.

Развитие самосознания неотделимо от самонаблюдения в разных формах - в форме самоанализа, самоотчета, самокритики, самопроверки, самоконтроля. Многие старшеклассники склонны отдавать себе отчет в своих поступках и считают, что самоанализ помогает им.

Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте становится учебно-профессиональная деятельность, требующая целенаправленного формирования, Представляется необходимым прежде всего исследовать учебные интересы юношей и девушек.

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием, так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников



Основные теоретические сведения.

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

- профориентационная психодиагностика с представлением учащимся ее результатов;

- - изучение и составление профессиограмм;

- анализ газет и Интернет-сайтов, публикующих вакансии на предмет перечня обязанностей и требований к кандидатам, анализ опубликованных резюме и пробное составление собственных, которые должны научить школьников анализировать свои реальные шансы на получение тех или иных желаемых в будущем должностей;

- просмотр документальных и художественных кинофильмов и мультфильмов, изучение справочных и специализированных профинформационных материалов

- посещение экскурсий на предприятия, включая специальные предприятия для работников с инвалидностью определенных нозологических групп (незрячих, имеющих нарушения слуха, соматические заболевания и т.п.), а также предприятия, создающие специальные условия труда для отдельных сотрудников;

- встречи с прямыми работодателями и органами занятости, кадровыми агентствами и службами персонала организаций и предприятий на предмет выяснения структуры и закономерностей рынка труда и условий конкурентоспособности в профессиональной среде;

- встречи с успешными профессионалами, в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья;

- профессиональные пробы и стажировки для старшеклассников, желательно – на договорной основе с оплатой труда, пусть даже «символической»;

- изучение трудового законодательства, а также законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья;

- работа с профессиональными учебными заведениями: посещение дней открытых дверей средних специальных и высших профессиональных учебных заведений

- изучение сферы дополнительного образования и курсов, на которых можно получить навыки, необходимые для успешной работы по профессиям, или дающие в них конкурентные преимущества


Практическая работа

Работа с таблицами «Стадии профессионального становления» Е.А. Климова и Т.В. Кудрявцевой, «Возрастные этапы развития карьеры», «модель профессионального развития Д. Сьюпера».

Выполнение поискового задания «Классификация профессий». Тестирование учащихся методикой «Опросник профессиональной готовности школьников» Л.И. Кабардовой.

Мониторинг индивидуальной траектории личностного и профессионального самоопределения старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ


знать: источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «высшее образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь: ориентироваться в мире профессий; уточнять и корректировать профессиональные намерения; выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении; самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности; определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда; составлять резюме.

получения образования.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!