СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол "Преемственность в работе профессиональных образовательных организаций и школы по вопросам профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

24.11.2016 г. на базе ГБОУ Школа № 991 совместно с Городским методическим центром города Москвы был проведен круглый стол ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ШКОЛЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, где рассмотрели вопросы организации профориентационной работы и дорожная карта профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, система непрерывной подготовки обучающихся, ресурсы проектной деятельности в профессиональной подготовке данной группы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Преемственность в работе профессиональных образовательных организаций и школы по вопросам профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

специальная (коррекционная) школа № 991











Проектная деятельность

на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.











Учитель технологии

Фомина И.А.









Москва 2016 год

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья с последующей интеграцией их в общество. Профориентационная работа в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие. У детей недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна. Главная цель школы – подготовить учащихся к сознательному, обоснованному выбору профессии.

Ведущая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителям профессионально – трудового обучения и СБО (социально – бытовая ориентировка).

В нашей школе профессионально — трудовое обучение ведётся по следующим профилям: «Швейное дело», «Столярное дело», «Картонажно — переплётное дело», «Кожгалантерейное дело». Для каждого профиля оборудована мастерская, так же имеется швейный цех с промышленными швейными машинами.

Программа рассчитана

5 класс - 204 часа, 6 часов в неделю;

6 класс -  238 часов, 7 часов в неделю;

7 класс -  272 часа, 8 часов в неделю;

8 класс - 306 часов, 9 часов в неделю;

9 класс - 374 часа, 11 часов в неделю.



 В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

  • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

  • обучение профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  • Формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в производственном задании, анализировать свои действия и их результаты

  • Формирование практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.

  • Развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности.

  • Воспитание культуры труда.


Уроки труда в начальных классах являются первым этапом в системе трудовой подготовки и профориентации учащихся.

На первом этапе трудового обучения (I — IV класс) у школьников формируется первоначальный трудовой опыт: умение подготовить рабочее место, работать с инструментами, соблюдать элементарные правила ТБ, вырезать, клеить, учащиеся овладевают измерительными навыками, учатся работать по инструкции, понимать фронтальное объяснение учителя, работать по ПТК и т. д.

Детям прививается интерес к тем профессиям, которыми они в будущем смогут овладеть. Поэтому, в учебном процессе, чаще упоминаются такие профессии как: сапожник, столяр, портной, швея, повар, садовник, переплетчик; проводятся классные часы, беседы, конкурсы, ролевые игры, которые помогают детям познакомиться с особенностями профессий.

   Для обеспечения преемственности между начальным и старшим звеном школы в 4 классах традиционно проводятся экскурсии в школьные мастерские. 

Начиная с 5 класса, учащиеся, в соответствии с психофизическими возможностями, ШМПК распределяются по профилям трудового обучения. Одним из профилей является швейное дело.

    Программа по швейному делу предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. Занятия направлены на изучение учащимися теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков. Программа швейного дела состоит из основных разделов: «Материаловедение», «Элементы машиноведения», «Технология пошива», «Конструирование и моделирование изделий».

В 5 классе учащиеся изучают основы профессии швея, выполняют изделия несложного характера: полотенца, платки, повязки, прихватки, сумки и т.д.

Учащиеся 6-7 класса изготавливают фартуки, сорочки, пижамы, постельное белье и юбки.

В 8-9 классах учащиеся шьют блузки, платья, халаты, брюки.

По окончании 9 класса, учащиеся сдают экзамен по швейному делу, который состоит из практической и теоретической частей. После окончания школы учащиеся продолжают своё обучение в колледже.

Поэтому цель моей профориентационной работы заключается в том, чтобы не определить кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению в соответствии с их психофизическими возможностями.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся интереса к определённой профессии, потребность трудиться, формирование навыков культуры труда, воспитывается уважение к людям труда.

В процессе обучения провожу профориентационные беседы, логически связываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Например, изучая раздел программы «Технология пошива», «Конструирование и моделирование изделий», я знакомлю учащихся с профессиями швейного производства: швея, портной, оператор швейного производства, закройщик, утюжильщик, контролер качества.

В разделе программы «Материаловедение» знакомлю с профессиями прядильного и ткацкого производства: прядильщица, ткачиха.


Примерный план беседы о профессии:



  1. Знакомство с историей развития данной профессии.

  2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.

  3. Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.

  4. Условия труда.

  5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии (все ли желающие могут работать по данной профессии?)

  6. Психофизические требования профессии к человеку.

  7. Экономические сведения о профессии (от чего зависит заработная плата?)

  8. Подготовка кадров и возможности профессионального роста.


Важность беседы состоит в том, чтобы расширить рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.

Ввожу на занятиях и элементы игры, что позволяет учащимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли. Например, при изучении темы «Пошив постельного белья бригадным методом», в швейном цехе проводится игра «Я - работник швейной фабрики», где девочки знакомятся с организацией труда и производства массового пошива изделий, с различными видами швейного оборудования и с помощью упражнений и практических работ осваивают бригадный метод пошива, вырабатывают скоростные навыки шитья, развивают профессиональные умения и навыки. При изучении темы «Технология пошива изделий» проводится игра «Мы работаем в ателье», где ученицы знакомятся с индивидуальным пошивом одежды.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна проводиться непрерывно, в системе. Опыт показывает, что одним из наиболее эффективных методов в практике работы по профориентации является метод проектов, обеспечивающий выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, позволяющий обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, умению ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях, повышает мотивацию к обучению.


  Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на индивидуальную, коллективную деятельность учащихся – парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.

Я как учитель швейного дела, беру на себя ведущую и направляющую роль, так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, моя помощь в этом необходима. При этом решаются не только учебные, профориентационные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся от разработки идеи до ее реализации под руководством учителя.

Цель метода проектов:

Научить:

  • приобретать знания самостоятельно

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач

  • искать пути решения проблемы

  • планировать свою деятельность

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования



Задачи проектной деятельности:

  • Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащиеся должны уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)

  • Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление)

  • Формировать позитивное отношение к работе (учащиеся должны проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)

  • Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)

  • Обучать планированию (учащиеся должны уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)



В результате работы с учащимися над проектами выработались основные этапы.

Этапы учебного проекта на уроке технологии:

1 этап – организационно-подготовительный

На этом этапе учащиеся должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни. Учащиеся собирают, изучают информацию, выбирают модель, ткань, фурнитуру, составляют план работы.

  • выбор темы, постановка цели, обоснование проекта (его необходимость) слайд

  • сбор информации по теме проекта, по возможности используя интернет (история создания, мода, происхождение)

  • подбор фасонов модели (анализ модных тенденций, работа с журналами мод, просмотр электронных каталогов), подбор образцов ткани

  • выбор модели, ткани, фурнитуры

  • описание внешнего вида модели

  • составление плана работы


2 этап – конструкторский

На данном этапе совместно с учителем разрабатывается конструкция модели и технико - технологическая документация.

  • снятие мерок

  • построение чертежа изделия в масштабе

  • изготовление выкройки,

  • моделирование

  • раскладка деталей выкройки на ткань в масштабе

  • расчёт расхода ткани

  • построение чертежа изделия в натуральную величину, изготовление выкройки, моделирование

  • раскрой изделия


В процессе работы учу детей пользоваться компьютером для поиска информации, использовать различные компьютерные программные средства (просмотр электронных версий журналов мод, каталогов выкроек, рисунков для вышивки), содержащие большой объем сведений. Они помогают не только найти нужную модель одежды за несколько минут, но и получить готовую выкройку по соответствующим размерам.

Также мы используем CD - диск «Компьютерный журнал моделей», который выпускается на разную тематику: «Юбки», «Блузки», «Нарядная одежда», «Спортивная одежда» и т.д. Учащиеся выбирают модель, знакомятся с её внешним видом, названием, техническим рисунком, с изображением конструкции и чертежами деталей модели, получают сведения по выбору ткани, необходимым материалам, их количеству и рекомендации по пошиву изделия. Применяя CD - диск «Компьютерный журнал моделей», учащиеся достаточно легко и быстро могут сделать точные индивидуальные лекала на фигуру конкретного человека по его меркам в натуральную величину. Для этого необходимо ввести в компьютер четыре мерки: обхваты груди, талии, бёдер, рост человека. Выкройку деталей изделия распечатывают на обычном принтере форматом А-4, а затем склеивают.

3 этап – технологический

На этом этапе учащиеся составляют план пошива изделия, под контролем учителя выполняют технологические операции по пошиву изделия, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.

  • составление плана пошива изделия

  • пошив изделия

  • самоконтроль качества работы


4 этап – заключительный, на котором происходит окончательный контроль, корректирование проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся оформляют результаты проектных работ, защищают свой проект перед одноклассниками. Защита проекта - итог работы над проектом.

  • оценка качества

  • расчет себестоимости изделия, обоснование экономичности изделия

  • варианты применения неиспользованного материала

  • защита проекта


Продуктивность применения проект­ного метода:



  • достаточно высокая эффективнос­ть уроков;

  • развитие речевых навыков учащих­ся, в том числе в неподготовленной ре­чевой ситуации;

  • развитие и поддержание интере­са к предмету;

  • практическое применение приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

  • развитие коммуникативных навы­ков учащихся;

  • создание благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.


Проектное обучение поз­воляет избежать шаблонности в препо­давании предмета, побуждает детей к фантазии, развивает речь, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Таким образом, обучение проектным методом в коррекционной школе возможно и необходимо, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Эффективной формой работы по профессиональной ориентации учащихся являются экскурсии в колледжи, посещение дней открытых дверей, встречи с представителями колледжей, а также предметные недели.

Традиционно в нашей школе каждый год проходит «Неделя труда», в рамках которой учителями всех трудовых профилей и СБО организуется выставка работ учащихся, проводятся викторины, игры, конкурсы «Лучший по профессии». Конкурс проводится в два этапа: 1-ый – школьный этап, 2- ой городской этап.

Цель конкурса - определить лучшего учащегося по каждому трудовому профилю для участия в городском конкурсе «Лучший по профессии». В городском конкурсе мы ежегодно принимаем участие и традиционно занимаем призовые места.

А также учащиеся участвовали в городском конкурсе макетов: «Я - твоя частица, дорогая моя столица» (4 место), на всероссийском конкурсе «Умные руки столицы» в 2014 году команда учащихся столярного дела заняла 2 место среди юниоров.

Завершается «Неделя труда» ярмаркой, где представляются изделия выполненные учащимися на уроках труда и СБО.

«Неделя труда» показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека, мотивируют и ориентируют учащихся на дальнейший осознанный выбор профессии.

Таким образом, одна из задач специальной коррекционной школы по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, т.е. подготовку к жизни, к сознательному, обоснованному выбору профессии считается выполненной и достигнутой, если ребенок осознано сделал выбор профессии, обучился в колледже и смог продолжить работу по полученной специальности. Конечно, трудоустройство - это очень проблемный вопрос. И, тем не менее, у нас есть не мало фактов, когда более адаптированные дети трудоустраиваются и успешно трудятся.