МБДОУ № 27
«Журавушка»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
современный подход к диалогу культур
Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения
Известно, что исторический опыт сосуществования и взаимодействия разных культур основывается на непременном учете их реальной специфики, что позволяет определить наиболее предпочтительные варианты межкультурной интеграции и оптимальные формы процесса межкультурного обмена и взаимодействия.
По мнению многих культурологов, позитивность современной эпохи заключается в отчетливо наблюдающемся уходе от монокультурного взгляда на окружающую действительность.
Понимание культуры как отражения сферы общественного сознания человека привело к конструированию передовой формы человеческих отношений — диалогу культур и форм межкультурного взаимодействия.
В настоящее время, когда население практически всех регионов России утратило монокультурность и моноэтичность, возникает необходимость проектирования такого подхода к диалогу культур, который предполагал бы не взаимодействие между собой предметов и программ в рамках одного общеобразовательного учреждения, а организацию процесса образования и воспитания с дошкольного детства до старшего школьного возраста, основанного на идеях межкультурного диалога, кросскультурализма и личностного взаимодействия.
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам
многонациональной культуры, их современное развитие.
Сегодня наш детский сад № 27 «Журавушка» развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность. Мы отталкиваемся от интерпретации термина «толерантность» как умения принять чужое, сохраняя свою собственную этническую самобытность, как желания конструктивно решать возникающие межличностные и межэтнические проблемы. Наше дошкольное образовательное учреждение на протяжении вот уже трех лет успешно работает по общеобразовательной программе «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА», которая является универсальным средством проектирования образовательного пространства, основанного на принципах мультикультурализма и диалога культур. Общеобразовательная программа «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» представляет собой первую попытку создания межкультурной программы для дошкольной системы образования, разработанной на основе инновационного подхода к диалогу культур.
Попытка стандартизации содержания дошкольного воспитания и образования на новом современном уровне через осуществление диалога культур, предпринятая в программе «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА», отличает ее от других современных дошкольных программ (типовых и вариативных) и определяет особую целевую направленность новой программы.
Основной стратегической целью программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является развитие личности ребенка на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Основной задачей программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является обеспечение для каждого маленького россиянина равных условий (равного старта) для освоения культурных ценностей его родной страны.
Для реализации программы в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
национальные кушанья.
Но универсальной единицей организации обучения и воспитания в нашей работе стала СКАЗКА , работа над которой ведется в междисциплинарном и коммуникативно-когнитативном ключе.
Идеи интегрированного обучения в программе «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» получили свое особое развитие благодаря календарно-тематическому принципу построения программы. Последовательное (календарное) освоение ведущей темы (для данной программы, решающей задачи билингвального и бикультурного обучения, -это освоение жанра сказок народов России) позволяет установить тесные внутрипредметные интегративные связи между разными речевыми разделами одной образовательной области (предмета освоения), а также осуществить внутривидовую и межвидовую интеграцию с большинством образовательных областей. Понедельное распределение материала позволяет организовать деятельность детей как интегрированный и целенаправленный процесс развития, способствующий когнитивному приросту и нравственно-эмоциональному становлению.
Воспитатель второй
младшей группы
Шилова И.В.
Из опыта работы:
Хочется поделиться опытом своей работы по УМК во второй младшей группе. Моя работа основывается на интеграции различных образовательных областей и режимных моментах. Весь воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю адекватно возрасту воспитанников.
В своей группе я адаптировала учебно-методический комплекс с усложнениями.
В 2014 году я разработала серию занятий под общим названием «ЭБИЕМ САНДЫГЫ» (БАБУШКИН СУНДУК).
На этих занятиях главным действующим персонажем является ЭБИ (бабушка), к которой мы очень любим приходить в гости.
Эби- опытная пожилая женщина, которая много знает и многое может нам рассказать. Есть у ЭБИ волшебный сундучок, в котором хранится много волшебных секретов.
На занятиях для развития полного
игрового общения я использую игровые
ситуации, в которые попадает ЭБИ.
Через игровой сюжет мы знакомимся
с различными новыми предметами
из сундучка, детально рассматриваем
их, изучаем, обследуем , играем с ними.
Игровой персонаж предоставляет возможность мне, воспитателю,
поставить ребёнка в позицию субъекта познавательной активности.
В этом сундучке могут оказаться различные персонажи
известных сказок, с которыми мы создаём игры-драматизации
и театрализованные игры…
Это могут быть различные маски для игр-фантазирований , физминуток, а также пальчиковых игр…..
С помощью эбием сындыгы, мы изучаем новые слова на татарском языке: названия членов семьи, домашних животных, названия овощей и фруктов.
Дети с удовольствием примеряют татарские национальные костюмы, на занятиях по рисованию и аппликации составляют элементы национального орнамента, с желанием угощают кукол ароматным чаем с национальными блюдами.
Программа «Разноцветная планета» призвана обеспечить каждому ребенку, живущему в России, равный старт, который позволит ему в дальнейшем успешно обучаться как на русском языке, так и на других языках народов РФ. Развитие ребенка в программе осуществляется интегративно, через организацию игровой деятельности детей на основе сказки; предполагает осуществление диалога культур народов России, а также общее знакомство детей с мировым наследием. Билингвальное и поликультурное построение программы «Разноцветная планета» позволяет при необходимости включить любой родной язык в образовательное и воспитательное пространство, что делает программу уникальной.
Воспитатель средней группы
Шафиева Ф.Р.
Из опыта работы:
Методическая литература
Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства
В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям татарского и русского народа используем народный фольклор и детскую национальную литературу.
Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие, ведь ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Приходите
к нам
играть!!!