СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен»

10. Подберите разные классификации детских игр. Чем эти классификации отличаются между собой?

1. Ф.Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр:

• на развитие ума (умственные игры),

• внешних органов чувств (сенсорные игры),

• движений(моторные игры).

2. Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К.Гроса: игры развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.

Классификация игр по К.Гросу



« обычных функций»



« специальных функций»

• игры подвижные

• умственные

• сенсорные

• развивающие волю

• семейные игры

• игры в охоту

• ухаживание

3. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». П.Ф.Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

Классификация игр по П.Ф.Лесгафту



Имитационные

(подражательные)

Подвижные (игры с правилами



Творческие сюжетно-ролевые игры

Игры с правилами

По содержанию

  • отражение быта

  • труд взрослых

  • события общественной жизни

Подвижные

  • на воздухе и в помещении, с использованием спортивнотехнических принадлежностей

По виду

  • игры, придуманные детьми

  • игры, придуманные взрослыми

Дидактические

  • разрезные игры

  • складные геометрические фигуры

  • настольно-печатные

  • народные

По организации

  • индивидуальные

  • групповые

  • коллективные


4. классификация игр по Н.К. Крупско





11. Подберите разные классификации детских игрушек. Проведите их анализ. Сравните воспитательно-образовательную ценность разных видов детских игрушек. Подготовьте мультимедийную презентацию «Игрушки и антиигрушки в развитии ребенка».

Классификация игрушек:

1. сюжетные или образные игрушки

-куклы

-предметы для игр с куклами

-изображения животных и птиц

-игрушки для игр с песком и водой

2. технические игрушки

-машины и механизмы

-транспорт

-оптические игрушки

3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)

4. конструктивные игрушки

5. дидактические игрушки

-народные игрушки

-мозаики

-паззлы

-настольно-печатные игры

6. игрушки для спортивных и подвижных игр

-мячи

-серсо

-городки

-бадминтон

7. игрушки-забавы

-игрушки с механизмами

-сюрпризы

-игрушки со световым и звуковым оформлением

-музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

8. театральные и декоративные игрушки

-настольные театры

-теневые театры

-костюмы для драматизаций

-елочные игрушки

9.игрушки-самоделки



Игрушки по виду применяемого сырья:

1. Деревянные.

2. Пластмассовые.

3. Металлические.

4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.

5. Резиновые.

6. Из бумаги и картона.

7. Из керамики, фарфора и фаянса.

8. Из древесных материалов, папье-маше.

9. Из новых синтетических материалов.

По функциональным свойствам:

1. Пневматические.

2. Магнитные.

3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

4. Электронные (на компьютерной основе).

5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

1. Реалистические.

2. Условные.

3. Конструктивные.

Классификация игрушек разных авторов:

А.С. Макаренко:

1. Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

2. Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

3. Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Е.А. Аркин:

1. звуковые: погремушки, бубенцы, жужжалки;

2. двигательные: волчок, мяч, змей;

3. оружие: лук, стрелы, бумеранги;

4. образные игрушки: животные, куклы, транспорт.

5. веревочка из которой можно сложить разные фигуры.

Е.А. Флерина:

В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

1. игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

2. игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

3. творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

4. техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

5. настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

6. веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

7. музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

8. театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие

В.С. Мухина:

Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

1. игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

2. игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

1. «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;

2. характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

3. куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

4. этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа



12. Проведите анализ структуры педагогической деятельности (табл. 1) с точки зрения ее влияния на развитие ребенка. Опишите педагогическую деятельность как средство развития ребенка.

Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления:

- гностический;

- проектировочно-целевой;

- конструктивный;

- организационный;

- коммуникативный.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.