10. Подберите разные классификации детских игр. Чем эти классификации отличаются между собой?
1. Ф.Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр:
• на развитие ума (умственные игры),
• внешних органов чувств (сенсорные игры),
• движений(моторные игры).
2. Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К.Гроса: игры развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.
Классификация игр по К.Гросу
« обычных функций»
« специальных функций»
• игры подвижные
• умственные
• сенсорные
• развивающие волю
• семейные игры
• игры в охоту
• ухаживание
3. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». П.Ф.Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
Классификация игр по П.Ф.Лесгафту
Имитационные
(подражательные)
Подвижные (игры с правилами
Творческие сюжетно-ролевые игры | Игры с правилами |
По содержанию | Подвижные на воздухе и в помещении, с использованием спортивнотехнических принадлежностей |
По виду игры, придуманные детьми игры, придуманные взрослыми | Дидактические |
По организации индивидуальные групповые коллективные | |
4. классификация игр по Н.К. Крупско
11. Подберите разные классификации детских игрушек. Проведите их анализ. Сравните воспитательно-образовательную ценность разных видов детских игрушек. Подготовьте мультимедийную презентацию «Игрушки и антиигрушки в развитии ребенка».
Классификация игрушек:
1. сюжетные или образные игрушки
-куклы
-предметы для игр с куклами
-изображения животных и птиц
-игрушки для игр с песком и водой
2. технические игрушки
-машины и механизмы
-транспорт
-оптические игрушки
3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)
4. конструктивные игрушки
5. дидактические игрушки
-народные игрушки
-мозаики
-паззлы
-настольно-печатные игры
6. игрушки для спортивных и подвижных игр
-мячи
-серсо
-городки
-бадминтон
7. игрушки-забавы
-игрушки с механизмами
-сюрпризы
-игрушки со световым и звуковым оформлением
-музыкальные, шумовые и звуковые игрушки
8. театральные и декоративные игрушки
-настольные театры
-теневые театры
-костюмы для драматизаций
-елочные игрушки
9.игрушки-самоделки
Игрушки по виду применяемого сырья:
1. Деревянные.
2. Пластмассовые.
3. Металлические.
4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
5. Резиновые.
6. Из бумаги и картона.
7. Из керамики, фарфора и фаянса.
8. Из древесных материалов, папье-маше.
9. Из новых синтетических материалов.
По функциональным свойствам:
1. Пневматические.
2. Магнитные.
3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
4. Электронные (на компьютерной основе).
5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
Игрушки по художественно-образному решению:
1. Реалистические.
2. Условные.
3. Конструктивные.
Классификация игрушек разных авторов:
А.С. Макаренко:
1. Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).
2. Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)
3. Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).
Е.А. Аркин:
1. звуковые: погремушки, бубенцы, жужжалки;
2. двигательные: волчок, мяч, змей;
3. оружие: лук, стрелы, бумеранги;
4. образные игрушки: животные, куклы, транспорт.
5. веревочка из которой можно сложить разные фигуры.
Е.А. Флерина:
В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
1. игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
2. игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
3. творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
4. техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
5. настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
6. веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
7. музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
8. театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие
В.С. Мухина:
Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
1. игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
2. игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:
1. «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;
2. характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
3. куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;
4. этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа
12. Проведите анализ структуры педагогической деятельности (табл. 1) с точки зрения ее влияния на развитие ребенка. Опишите педагогическую деятельность как средство развития ребенка.
Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.
Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.
Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления:
- гностический;
- проектировочно-целевой;
- конструктивный;
- организационный;
- коммуникативный.
Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.