СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достоевский. Контрольная работа по роману "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа состоит из 13 вопросов,  каждый из которых предполагает от 2 и более ответов.

Просмотр содержимого документа
«Достоевский. Контрольная работа по роману "Преступление и наказание"»

Достоевский. Контрольная работа.

1. Как показан в романе «Преступление и наказание» Раскольников, герой-идеолог? (Два ответа)

1) Герой лишен какой бы то ни было философско-этической рефлексии.

2) Герой — острый и тонкий аналитик, в одиночку реша­ющий главные вопросы духовного бытия, пересматрива­ющий весь опыт исторической жизни человечества.

3) Герой живет во время, предшествующее эпохе кризиса религиозной веры.

4) Герой включен в атмосферу привычной обыденности, укоренен в национальное народное бытие.

5) Герой пребывает в болезненном состоянии, он выбит из устойчивой бытовой колеи, оторван от народа и почвы.

2. Каков главный итог теоретических построений Раскольникова? (Два ответа)

1)Попытка разрушить религиозно-нравственные абсолю­ты, обосновать идею относительности общечеловеческой морали.

2) Опровержение идеи избранничества.

3) Признание абсолютности моральных норм.

4) Понимание самой морали как зла: ее неукоснительное, последовательное соблюдение препятствует любви к ближнему (например, Соня, соблюдая мораль, не смо­жет помочь семье отца. Соня, переступив мораль, помо­гает семье отца, правда, не может коренным образом из­менить ситуацию).

5) Признание особой значимости морали в истории челове­чества (мораль как всеобщий связующий закон).

3. Отметьте аспекты рассмотрения проблемы пре­ступления в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». (Три ответа)

1) Преступление рассматривается как уголовное.

2) Преступление рассматривается как непреднамеренное.

3) Преступление рассматривается как моральное.

4) Преступление рассматривается как «экзистенциальное» (преодоление своего человеческого естества, своей нату­ры).

5) Преступление рассматривается как свершившееся по роковому, не зависящему от воли человека, стечению обстоятельств.

4. Раскольников в разговоре с Соней настаивает: «Раз­ве ты не то же сделала? Ты тоже преступила... смог­ла преступить». Прав ли герой и каково отношение каждого из них к своему преступлению? (Три отве­та)

1) Не прав: Соня принесла в жертву себя, Раскольников — другого человека.

2) Прав: история Сони Мармеладовой не составляет в романе контрастную параллель преступлению главного героя.

3) Прав: для этих героев моральный закон относителен.

4) Соня переступила через себя, она мучительно страдает от сознания своей греховности.

5) Раскольников, преступив через другого, не ставит под со­мнение «право» на преступление (до финальных сцен в эпилоге).

5. Что позволяет говорить о трагической теме обра­за Сони Мармеладовой? (Два ответа)

1) Моральный закон, понятие греха имеют для героини абсолютный характер.

2)Моральный закон для Сони, преступившей его, становит­ся относительным, теряет свою непреложность.

3) Чувство сострадания и любви к ближним неотвратимо ведет героиню к нарушению морального закона.

4) Соня Мармеладова уверена, что спасет своих родных от голода.

5) Соне Мармеладовой чуждо сознание греховности.

6. Что сближает Раскольникова и Свидригайлова при всей их несхожести? (Один ответ)

1) В образах Свидригайлова и Раскольникова нашли выра­жение две принципиально различные этические системы.

2) Для каждого из этих героев мораль, моральные принци­пы имеют абсолютный характер.

3) Героям близка этическая позиция Сони Мармеладовой.

4) Религиозно-нравственные абсолюты не имеют в системе представлений героев непреложного характера.

5) Герои мучительно страдают от сознания своей греховности.

7. Какие свойства, убеждения в отличие от Расколь­никова характерны для Лужина? (Два ответа)

1) Исключительно острое переживание чужой боли, чужой беды, острота морального чувства.

2) Глубокие чувства любви и сострадания к ближнему.

3) Убеждение в том, что деятельная любовь к ближним со стороны «неимущего» может привести только к резкому ухудшению исходной ситуации.

4) Житейское благоразумие («притча о разорванном каф­тане»).

5) Особая, почти «демоническая гордость».

8. Какова роль Порфирия Петровича в романе «Преступ­ление и наказание» (Порфирий Петрович Расколь­ников)? (Три ответа)

1) В первой беседе Порфирий Петрович не только задает существенные по своей сути вопросы, но и отчасти не скрывает «навязчивую, раздражительную и невежливую язвительность» к человеку, в котором он психологически угадал преступника. Раскольников это чувствует.

2) Порфирий Петрович не верит в добрые начала челове­ческой натуры, не доверяет Раскольникову, тем самым не способствует положительным сдвигам в его сознании.

3) Порфирий Петрович — следователь с «необыкновенными» задатками, он относится к Раскольникову только как к жертве («твари дрожащей»).

4) Порфирий Петрович наряду с Соней Мармеладовой уча­ствует в определении ориентиров для Раскольникова (« Миколка-то, может быть, и прав, что страдания хочет», «Миколка-то прав»).

5) Порфирий Петрович бескорыстен, он великодушно предлагает Раскольникову явиться с повинной.

9. Укажите основные контраргументы Порфирия Петровича в первой беседе с Раскольниковым. (Три ответа)

1) По Порфирию Петровичу, деление людей на «необыкно­венных» и «обыкновенных» относительно: великие люди не обязательно должны быть преступниками и, напротив, обыкновенные люди сплошь и рядом совершают пре­ступления.

2) Раскольников разрешает преступление по совести людям необыкновенным. Порфирий Петрович говорит об от­сутствии природных «знаков» необыкновенности, и, зна­чит, со стороны людей второго разряда возможны ошибки.

3) По Порфирию Петровичу, великие люди не способны со­вершать преступления.

4) По Порфирию Петровичу, все без исключения великие люди страдают, совершив преступления, и обязательно несут наказание.

5) По Порфирию Петровичу, разряд «обыкновенных» лю­дей, причисляющих себя к «необыкновенным», очень широк (тема наполеонов).

10.Почему город Петербург принципиально значим для Достоевского как место событий его романа «Пре­ступление и наказание»? (Два ответа)

1) По Достоевскому, Петербург свободен от «мрачных, рез­ких и странных влияний на душу человека».

2) По Достоевскому, в Петербурге менее всего сказались разрушительные тенденции социальной жизни порефор­менной России.

3) По Достоевскому, Петербург — особый город. Основа­ние города Петром I на «европейский манер» предопре­делило его разрыв с традициями русской исторической жизни, с национальной почвой.

4) По Достоевскому, Петербург, рожденный по воле одного человека, закономерно становится почвой для зарожде­ния раскольниковской теории (одна из составляющих которой — мысль Раскольникова о том, что «природу по­правляют и направляют, а без этого пришлось бы пото­нуть в предрассудках»).

5) По Достоевскому, Петербург неразрывно связан с наци­онально-исторической почвой России.

11. Укажите нехарактерную для образа Петербурга в романе «Преступление и наказание» черту. (Один ответ)

1) Образ города в романе имеет автобиографический харак­тер (маршруты героев повторяют маршруты самого Дос­тоевского: путь Раскольникова к старухе-процентщице — путь Достоевского летом 1865 года к издателю Ф. Т. Стелловскому, путь Свидригайлова накануне самоубийства — путь Достоевского к младшей сестре. Местоположение квартир: комната Раскольникова находится в Столярном переулке, Достоевский в 1864—67 годах снимал в этом месте квартиру).

2) Образ города в романе имеет конкретно-исторический, конкретно-социальный характер (это Петербург начала 1860-х годов, его жизнь характеризуют социальные кон­трасты, значительное увеличение числа распивочных, кабаков, распространение проституции, рост количе­ства преступлений, ростовщичество и т.д.).

3) Образ города в романе имеет утопический характер (ри­суется картина гармоничной городской жизни петербурж­цев, которую можно создать, принимая определенную программу жизнестроительства).

4) Топография Петербурга в романе достоверна (Сенная площадь, Столярный переулок, Тучков мост и т.д.).

5) Образ города в романе имеет фантастический характер

(город оказывает особое влияние на человека, подталки­вает его к принятию роковых решений; наравне с точны­ми топографическими указаниями в романе есть целый ряд неточностей, ошибок — описание местонахождения комнаты Сони — и т.д.).

12.В какой части города происходит целый ряд основ­ных событий романа «Преступление и наказание» (преступление, встречи героя, убийство, публичное раскаяние)? (Один ответ)

1) Основные события романа происходят на центральных площадях парадного Петербурга — столицы Российской империи.

2) Основные события романа происходят на отдаленных окраинах Петербурга.

3) Основные события романа происходят за пределами города.

4) Основные события романа происходят на островах.

5) Основные события романа происходят на «срединных петербургских улицах».

1З. Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» включает в себя дома, трактиры, квар­тиры, улицы, реки, каналы, мосты. Что происходит с Раскольниковым, когда он оказывается на мосту? (Два ответа)

1) Здесь происходят идеологически напряженные диалоги Раскольникова с другими героями.

2) Здесь зарождается идея Раскольникова.

3) Здесь герой испытывает ощущение свободы от своей неподвижной идеи, «выпадает» из реально текущего времени.

4) Здесь многочисленные впечатления из жизни людей го­рода надрывают душу Раскольникова и «выталкивают» его к преступлению.

5) Здесь герою кажется, что он отрезан от прошлого, но здесь же происходит его возвращение к самому себе, происходят важнейшие сдвиги в его сознании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!