Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 2 г. Сычёвки
Досуг для детей 5-7 лет: «В мире сказок».

Подготовил: воспитатель
1-ой квалификационной категории
Петракович Наталья Владимировна
2017 г.
Цель: формирование представлений у детей о разнообразных видах сказок.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к чтению
2. Приучать внимательно, слушать литературные произведения
3. Поддерживать эмоциональную заинтересованность к прочитанному произведению
4. Расширить представления детей о разных видах сказочного жанра
Вступительная часть в стихах. Автор: Дворецкая Т.Н.
Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.
И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.
Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.
Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!
Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.
Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям
Входит в каждый дом!
Сказка древняя затея,
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!
Досуг: В мире сказок.
Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства. Что же такое сказка?
Народная сказка – устный рассказ художественного произведения с установкой на вымысел, рассказываемый слушателям в воспитательных или развлекательных целях.
Послушайте народные пословицы о сказках:
• Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
• Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• В каждой сказка будет конец.
• Сказка вся, больше сказывать нельзя.

Сказку слагать дело не простое. Каждая сказка имеет план построение сюжета:
1. Присказка – эстетический элемент в сказке. Является необязательным условием в построении сюжета сказки.
Цель присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует сама по себе, она не связана с содержанием произведения. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера.
Пример: «Ай, потешить Вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные!»
2. Зачин – начало сказочного действия.
Зачин уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычность того сказочного мира о котором дальше пойдет рассказ.
Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич»
Зачин в сказке имеет огромную роль, он определяет место действия и время, знакомит с главными героями сказки. С помощью зачина автор увлекает читателя или слушателя в сказочный мир и завораживает его загадочностью и неопределенностью.
3. Основная часть сказки - это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром и т.д.
Пример: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней подводятся итоги сказочного действия.
Пример: «Стали они жить поживать и добра наживать».
Известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев собрал великое множество народных сказок и разделил их по сюжету на: волшебные, бытовые, авантюрные, докучные, сказки о животных.

Давайте познакомимся с удивительным и разнообразным миром сказок.
1. Сказки о животных.
Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.

2. Докучные сказки.
Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало.
Эта сказка хороша - Начинай сначала!
3. Сказки бытовые
Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи, наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: «Сказка о попе и работнике Балде», «Каша из топора».

4. Сказки авантюрные
Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: «Жадная старуха», «Наговорная водица», «Безручка».
5. Волшебные сказки
Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка – оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.

Викторина: «Угадай сказку»
1. В какой сказке на море океане жил Чудо - Юдо Рыба Кит?
(«Конек – Горбунок»)
2. В какой сказке вырос овощ, который не могли вытащить из земли три человека и 3 животных? («Репка»)
3. В какой сказке простой деревенский мужик во дворец на печи отправился? («По щучьему велению»)
4. В какой сказке злая мачеха отправила девушку в лес за подснежниками? (Двенадцать месяцев)
5. В какой сказке старуху за жадность наказали? («Золотая рыбка»)
6. В какой сказке девочка медведя перехитрила? («Маша и медведь»)
7. В какой сказке отец в наследство сыну оставил кота? («Кот в сапогах»)
8. В какой сказке девочка помогла выздороветь больной ласточке? («Дюймовочка»)
9. В какой сказке все звери поселились в одном доме? («Теремок»)
10. В какой сказке волк голос у кузнеца перековал?
(«Волк и семеро козлят»)
11. В какой сказке девочку и ее собаку ураган унес в сказочную страну, где она нашла друзей? («Волшебник Изумрудного города»)
12. В какой сказке был Цветочный город, в котором жили коротышки? («Приключения Незнайки и его друзей»)
13. В какой сказке тыква превратилась в карету? («Золушка»)
14. В какой сказке главный герой шалунишка, который живет на крыше? («Карлсон, который живет на крыше»)
15. В какой сказке жили сестрицы одноглазка, двуглазка и триглазка? («Крошечка-Хаврочечка»)

Ведущая: Молодцы ребята, сказки внимательно слушали, всех сказочных героев знаете, и названия сказок Вы назвали абсолютно верно!
А сами сказки сочинять умеете? (ответы детей) А это мы сейчас и проверим.
Я начинаю, а Вы по очереди продолжаете.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Еремей. Было у него три сына. Один был высокий, другой был роста среднего, а младший был низкий, росточком с табурет. И вот собрал сыновей отец и говорит: …(Дальше сюжет сказки складывают все дети группы по очереди).

Ведущий дает каждому ребенку возможность сочинить 2 -3 предложение, после чего очередь переходит к следующему рассказчику.
Примечание: Коллективное сочинительство сказки благотворно влияет на воображение дошкольников, развивает речевую активность, приобщает к навыкам работы в коллективе, умение слушать сверстников. Дети получают положительные эмоции.
Ведущая: Вот так сказка у нас получилась поучительная, интересная, коллективная. Наше увлекательное знакомство со сказками подходит к концу. До новых встреч!
