Досуг в средней группе
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина»
Цель: формирование любви к малой Родине; расширять и обобщать знания детей о родном городе.
Задачи: - Учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
- Развивать речевую активность детей.
-Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих сельчан.
Словарная работа: малая Родина.
Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий -достопримечательностей города Майкоп, заучивание стихов о родном крае, отгадывание загадок .
Материалы и оборудование: презентация города Майкопа и его достопримечательностей, аудио- записи музыки, изображение герба и флага Республики Адыгея, мяч, флажок, игрушка сердечко.
Ход занятия:
1. Организационный момент (звучит музыка Д.Кабалевского «Наш край»)
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим сегодня с вами о месте, где мы живём. У каждого человека есть на земле место, где он родился и вырос и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.
Воспитатель: А почему говорят малая Родина?
Дети: Это место где мы родились и живём.
Восптатель: Какое название носит наш город?
Дети: Майкоп.
Воспитатель: А вы знаете, почему так называют его?
2. История возникновения города Майкопа.
Воспитатель: ребята много интересных версий об истории Майкопа есть. Много и стихов написано поэтами о Родине, много песен сочинили композиторы о своей родной стране, городе, посёлке.Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение, внимательно послушайте его:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей Нет на свете друзья.
О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)
У каждого человека есть земля, именуемая Родиной.
Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия.
Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина,
то есть место, уголок, где он родился и вырос.
3. Упражнение “Что такое малая Родина? ” (Дети говорят и передают флажок.) - Малая Родина – это место, где мы родились и живем. -Малая Родина – это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки. - Малая Родина – это наш город Майкоп. - Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра. - Малая Родина – это место, где стоит наш детский сад. - Малая Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Воспитатель: А как можно красиво сказать о Родине, какая она?
Дети: красивая, любимая, сильная, гордая и т. д.
Воспитатель: А как называют наших жителей?
Дети: Майкопчане.
А хотите совершить экскурсию по нашей малой Родине.
Дети: Да.
Воспитатель: Пешком пойдём или поедем на автобусе на экскурсию по Майкопу? Дети: Поедем на автобусе . Воспитатель: Тогда занимайте свои места в автобусе, поедем с вами на экскурсию по нашей малой Родине - городу Майкопу. (Звучит музыка Железновой «Автобус») Музыка заканчивается, и воспитатель объявляет остановку.
Первая остановка : (дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель читает отрывок из стихотворения.)
-Живут в согласии и мире
На этой маленькой земле
Букет из ста народов.
Шире Бывает стол в родной семье!
Гостеприимство здесь в почете И гордый нрав, и тонкий стан!
В горячем танце, как в полете.
"Долиной яблонь" - город стал!
Здесь домик мамин у реки,
А в парке духовой играет,
И в шахматы склонились старики,
И детский смех качели рассекают .
Мне снились свечи у каштанов
И вишни спелые в садах.
В краю чужом спешу упрямо
К подножью гор твоих во льдах!
С характером горянки молодой
И Белою не зря ее зовут,
Она манит речною чистотой;
Леса в наряде - сказочный уют!
А стрелам быть лишь золотым,
На флагах к звездам им лететь!
Героям - память вечно молодым!
И песням мирным лишь звенеть!
Вопросы: - О каком городе стихотворение? (о Майкопе) . - Где расположен наш город? (в республике Адыгея) . (Прослушивание песни «Майкоп, Майкоп») . 4.Игра с мячом “Какой наш город? ” Воспитатель бросает мяч, а дети ловят мяч и отвечают на вопрос “Какой наш город Майкоп? ” (большой, красивый, зелёный, чистый, с широкими улицами, высокими зданиями и т. д.) .
Звучит музыка и дети продолжают «путешествие» (двигаются по кругу) .
Вторая остановка. Дети садятся на стульчики. Показ видео- презентации «Достопримечательности города Майкопа».
Воспитатель: Ребята, вам очень нравится отгадывать загадки?
Попробуйте отгадать загадку :
Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, Метко стреляет.
Как одним словом их всех называют? (Спортсмены.)
- В нашем городе большое внимание уделяется здоровью людей и спорту. Поэтому в городе Майкоп есть несколько крупных спортивных комплексов. - Чтобы быть здоровыми и сильными, мы с вами тоже должны заниматься спортом.
5.Физкультминутка.
(Координация речи с движениями. )
Мы по городу шагали,
Много нового узнали,
Но теперь мы подустали,
И присели отдохнуть.
В старом парке посидели,
И на пруд мы поглядели,
Отдохнули мы немного,
А теперь продолжим путь. Звучит фонограмма, дети продолжают поездку (двигаются по кругу, по окончании фонограммы воспитатель объявляет остановку. )
Третья остановка. Главная улица в нашем городе-улица Краснооктябрьская.Что есть на этой улице? (ДК “Гигант”, центральный парк, здание администрации города, памятник В. И. Ленину, магазины, и т. д.)
Звучит музыка, дети продолжают «поездку». (двигаются по кругу)
Четвертая остановка.
Воспитатель читает: Рано утром детский сад Малышей встречает.
Там игрушки без ребят В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч, Куклы, медвежата.
Детский сад! Родной наш сад! Любят все ребята.
Воспитатель: Как называется наш детский сад. Дети: «Сказка».
Воспитатель: А нужен ли наш детский сад.
Дети: Нужен. В него ходят дети, пока мамы работают.
Воспитатель: Что было бы, если бы не было детского сада.
Дети: Мамы не смогли бы ходить на работу, у нас не было бы много друзей.
Воспитатель: Вам нравится наш детский сад? Чем? Кто работает в нём?
Дети: Воспитатели, младший воспитатель, заведующая, старший воспитатель, психолог, повар, медсестра.
Воспитатель: А что они делают?
Дети: Заботятся о нас.
Воспитатель: Правильно они стараются, чтобы вам в детском саду было уютно, тепло чтобы мамы на работе были за вас спокойны.
Воспитатель: А чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?
Дети: Играть.
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
6.Ребенок читает стихотворение:
-Малая родина
Островок земли.
Под окном смородина, Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, А под ней скамья.
Ласковая, милая Родина малая моя!
Воспитатель: Наш город красивый, зелёный, уютный. А вы любите свой город? Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину – город Майкоп.
7.Игра “Передай сердечко и скажи словечко”. Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушкусердечко. - Я люблю свой город, потому что он красивый. - Я люблю свой город, потому что он зелёный. - Я люблю свой город, потому что уютный и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина – город Майкоп оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?
Ответы детей: -Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Воспитатель:- Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!