Дистанционные образовательные технологии
как средство повышения эффективности изучения английского языка
Ирина Владимировна Чикулаева,
учитель английского языка
МОУ «Ближнеигуменская СОШ»
Одной из перспективных современных форм обучения является дистанционное обучение. Цель использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.
Термин «дистанционное обучение» означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [3].
Личностно ориентированная система образования предполагает возрастание самостоятельности ученика в качестве ее подсистемы. Дистанционное обучение английскому языку, использующее сетевые технологии и интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы [2].
Следующая черта, встречающаяся во всех методиках – это познавательная самостоятельность. Учитывается то, что теперь обучение английскому языку должно строиться на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной учебно-познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная личность с творческим мышлением. Широко применяется этот принцип в деятельностной методике, так как он рассчитан, прежде всего, на людей со сложившимся логическим мышлением. Кроме того, он позволяет осознанно овладевать языковыми средствами и осмысленно их использовать, а также он обеспечивает формирование прочных знаний и умений.
В центре процесса обучения по методике дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого [1]. Самостоятельная деятельность по овладению разными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области. При этом система дистанционного обучения не имеет жесткого графика занятий, то есть дает возможность заниматься в удобное для обучаемого время. Сеть Интернет предоставляет возможность самостоятельной работы с аутентичной информацией.
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает обучающимся возможность принять участие в конкурсах, тестировании, олимпиадах, викторинах, проводимых через Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Обучающиеся могут получить любую интересующую их информацию по той проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Так как использование компьютера в школьном образовании способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала обучающихся и учителя и если систематически совмещать традиционную самостоятельную работу с учебником и индивидуальную деятельность с преподавателем с учебными электронными пособиями, то значительно повышается качественное усвоение изучаемого материала. Для этого разработано электронное дидактическое пособие «Английский язык», размещенное в системе электронного обучения «Пегас» Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Обобщить лингвострановедческий материал по указанной теме.
Углубить и расширить знания по теме.
Совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме.
Повысить интерес к изучению иностранного языка.
Данный курс английского языка предназначен для обучающихся 7-8 класса. Учебный курс состоит из семи тем. К каждой из них предлагается текст для изучения и комплекс заданий по тексту. Практические задания реализованы в виде элемента «Рабочая тетрадь». Кроме того, в учебном курсе предусмотрен лабораторный практикум, состоящий из семи лабораторных работ. Каждая лабораторная работа направлена на формирование навыков письма. Для отправки результатов её выполнения обучающиеся используют элемент «Задание».
Таким образом, использование разработанного сетевого учебного курса способствует повышению мотивации изучения английского языка и дает возможность обучающимся самостоятельно отрабатывать навыки чтения и письма.
В условиях получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования с использованием дистанционного обучения значительная роль приходится на сетевого преподавателя и педагога-куратора, осуществляющих методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса. Именно на эти субъекты образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
Применение ДОТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья являются обоснованными, законными и действенными способами обновления организации педагогического процесса, которые позволяют осуществить личностно-ориентированный подход и повысить функциональную грамотность обучающихся по предмету. В дальнейшем это будет способствовать развитию конкурентоспособности данной категории обучающихся.
Следовательно, дистанционное обучение дает возможность получить знания, умения и навыки в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования; формировать конкурентоспособную личность и повысить уровень мотивации к изучению английского языка и информационных технологий; социализировать школьников, поскольку навыки компьютерной грамотности позволяют подростку более уверенно чувствовать себя на рынке труда, а программа личного роста повысить уровень самооценки.
Внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка, но и повысить качество подготовки по английскому языку.
Литература:
Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 г. – 167 с.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т. В. Карамышева. СПб, 2001 г. – 192 с.
Моисеев В.Б. Организация учебного процесса при использовании технологий дистанционного обучения. // Информатика и образование. 2002 г. № 12. С.64 – 68.