СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее Двуречье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Древнее Двуречье»

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».



Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Дидактическая: формирование представления обучающихся о государстве Древнее Двуречье;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Задачи:

Дидактические:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

  • ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.



Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация, атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира в виде карточек.




Используемые учебники и учебные пособия: 

Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2014.

Используемая методическая литература: 

Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток /Г. И. Годер. -  М.: Просвещение, 2014

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I.Организационный момент

(2 мин)

 

 

 

 

 

Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Желаю вам успехов и открытия новых знаний сегодня на уроке. Начинаем наш урок

– Ребята,   вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

 

 






–  Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации.

 

 

 




Регулятивные УУД:

1.Прогнозирование

2.Целеполагние


 

 

 

 


 

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся.






Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
















III.Актуализация знаний

(5 мин)













.

подвести учащихся к формулировке цели и задач.















Работа с историческим источником.

(3 мин)






























































IV.Физминутка

(2 мин)












Организация практической деятельности














Города из глиняных кирпичей.

Работа с иллюстрацией

(5 мин)


























Башни от земли до неба.

Работа с текстом учебника

( 3 мин)











Письмена на глиняных табличках. Беседа.

Работа с иллюстрацией.( 5 мин)


Попробуйте догадаться о теме нашего урока, отгадав загадку.  Загадка:

С гор заснеженных, высоких,

Холодна и глубока,

Мимо елей, мимо сосен

Бурная течёт .

река


Тема нашего урока тесно связано с этим словом

Какие большие реки в РБ и Гафурииском районе вы знаете

Сколько глаз у человека

Сколько ног у человека

Самая плохая оценка в школе

2

Попробуем вместе сформулировать тему

Верно! Запишите тему сегодняшнего урока - СЛАЙД1 Древнее Двуречье. .

Мы с вами отправимся в далекое путешествие и посетим новую страну в Западной Азии -Двуречье


Ребята чтобы изучить историю Древнего Двуречья на какие вопросы мы должны ответить?

Формулировка целей и задач урока через лова помощники:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ со страной Древнее Двуречье;

УЗНАТЬ, где находится эта страна;

ВЫЯСНИТЬ, каковы климатические условия Древнего Двуречья, ее природа;

ОПРЕДЕЛИТЬ, чем занимались жители этой страны;

ПРОЧИТАТЬ о религии и знаниях жителей этой страны. СЛАЙД-2

План урока:

  1. Местоположение и занятие жителей Двуречья.

  2. Города из глиняных кирпичей.

  3. Башни от земли до неба.

  4. Письмена на глиняных табличках.

Обратите внимание на карту.СЛАЙД3 Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. СЛАЙД

- Назовите государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?


Междуречье или Двуречье

 

 –Каковы были природные условия Двуречья?

 

СЛАЙД



Известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа в парах

Вопросы к документу:

1.Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

2.Какие культуры выращивали жители этой страны?

3.Какие занятия существовали у жителей Двуречья?



Миф о потопе (Вигасин, с. 65)

Вопросы к документу:— Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.)

— Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти.)

— Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

— Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О существовании у них религиозных верований.)

— Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?



4. Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.



Слова относятся к ЖИТЕЛЯМ Египта . –ПОДНЯТЬ РУКИ к первобытным людям -присесть



 

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране.

Древним народом создавшим первые государства в Двуречье были шумерыДревние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств.

- Каждая группа получает свою тему, внимательно изучает, продумывает и разрабатывает задания к данной теме.

- Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием для своей группы

- Задания для групп

Карточки по группам

Через 7-10 минут группы отчитываются по своим заданиям. По ходу их выступления. Общие, главные моменты появляются на доске и слайдах. ВИДЕО РОЛИК

Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдем их на карте.



Для того, чтобы узнать где жили люди того времени, давайте обратим внимание на рисунок на с.66 учебника «Посёлок шумеров». Что вы видите на данном рисунке? Опишите данное изображение по плану на с.69 учебника.

Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее  научились делать кирпичи, строить  дома,  дворцы и храмы.


Вспомните, что такое храм?

В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты.


- Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос прочтите п.3 на с.67 учебника и выпишите имена главных богов этой страны.


Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов?

1.Как называется письмо в Двуречье

2. Какие исторические источники вы знаете? Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников?

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ



Обратите внимание на рисунок на с.68.»Школа в Двуречье



Ученики называют ответ - река

 

 

 

 

 

 

 










Запись темы- Древнее Двуречье



Ученики планируют узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья.   Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.

 

 

 









Работа по карте « Древний Восток» ( с. 31   учебника  Вигасина А.А.)    Отмечают на контурной карте                                                                                                                                                                    

                                                      






Междуречье или Двуречье.

Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат.

Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.

Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет.

 





















Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли.

1.Плодородная.


2.Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы.

3.Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб.


 





Из-за дождей


Праведному человеку Утнапишти.






































Обучающиеся выполняют аналогичные упражнения на месте.

 

 






Запись в тетрадь: древний народ - шумеры(«черноголовые»).

Древнее Двуречье – более 5 тыс. лет назад.























Обучающиеся находят на карте города Ур и Урук. Отмечают на контурной карте



Дети отвечают, что население Двуречья жило в маленьких глиняных домах с соломенной крышей. Далее устно описывают рисунок по плану:

1.Река, каналы, растительность;

2.Хижины и загоны для скота;

3.Главные занятия;

4. Колёсная повозка.




Запись в тетрадь: зиккураты – храмы в Древнем Двуречье.


Дети выписывают в тетрадь:

Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодоро



Жрецам.

Письменные, вещественные.О существовании письменности. Иероглифы

Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66.

Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями  «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные УУД:

1.Планировать с помощью учителя  учебную деятельность.

 

 

 

 



Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

4. Анализировать , доказывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























Познавательные УУД:

смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель – проблему.

2.Выдвигать версии

3.Планировать деятельность

4.Работать по плану

5.Оценивать степень и способы достижения цели

 

 
















Регулятивные УУД:


1.Выдвигать версии.

2.Работать по плану.


Познавательные УУД:


1. Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Сравнивать

4.Делать выводы






















Познавательные УУД:


1. Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

4. Анализировать , доказывать

5. Сравнивать

6.Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

7.Делать выводы

 

 Коммуникативные УУД:


1. Умение вести диалог;

2..Высказывать свое мнение;

3.Формулировать главную мысль;

4.Объяснять значение понятий.










Познавательные УУД:


1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3.Предоставлять информацию в сжатом виде.


Личностные УУД:


1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с т.з нравственных позиций.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию

Игра «Да» или «Нет».

Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.



Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).


 









Хлопок.



Тишина.



Тишина.


Хлопок.


Хлопок.


Хлопок.




Тишина.



Хлопок.



Тишина.

Регулятивные УУД:

1.Работать по плану

2.Оценивать степень и способы достижения цели

 

 

VI.Рефлексия(3 мин)

- Возвращаемся к целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Обсуждаем по порядку, что узнали, что выяснили и т.п. по ходу обсуждения на слайде появляются карта, изображение города, клинопись и т.п.

Достигли мы цели урока?

- Что из истории Древнего Двуречья вам больше всего запомнилось? ()

- Ребята, оцените ваши действия на уроке.

- Интересно вам сегодня было или нет?


Заполнение кластера

Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке.

Дети поясняют, почему они так себя оценили.

Регулятивные УУД:

1.Определять цель – проблему.

2.По ходу работы сверять свои действия с целью

3.Находить и исправлять ошибки

4.Оценивать степень и способы достижения цели 

VII.Итоги урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин)

Параграф 13 с.65-68 учебника, ответить на вопросы на с.69 , составить рассказ от лица шумерского школьника*.




Записи в дневниках.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!