Древнеримский
скульптурный портрет
Гагарина Е. Н.
Римский скульптурный портрет - (I в. до н.э.— IV в. н.э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого.
Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.
Статуя Августа из Примы Порты.
Капитолийская волчица – символ Рима
Бронза. Начало V в до н.э. Рим. Палаццо Консерватори.
Голова старика,
ок. 60 г. до н.э., Мюнхенская глиптотека
«Портрет Катона Старшего»,
ок. 80 г. до н. э. Рим,
музей Торлониа
Голова старика в покрывале
в музее Кьярамонти
в Ватикане
Модель держит изображения предков: как считается, в левой руке отца, а в правой он опирается на портрет деда.
«У наших предков атриях напоказ были выставлены не произведения иноземных мастеров, не работы из меди или мрамора, а по отдельным шкапам были расположены изображения лиц, отпечатанные на воске, чтобы были портреты для ношения во время похорон человека, принадлежащего к тому же роду.
Таким образом, когда кто-нибудь умирал, при нем находились все, кто когда-либо входил в состав этой семьи»
(Плиний, Nat. Hist., XXXV, 6).
Тогатус Барберини:
статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках
Голова старика. Мрамор. Сер. I в. до н. э. Рим, Музей Торлония.
Голова старика. Мрамор.
Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Мужской портрет, сер. I в. до н.э. Палаццо Массимо алле Терме
Прижизненный портрет Юлия Цезаря . Мраморный бюст I в. до н.э., найденный около города Тускула.
Турин, Музей древностей
Кресилай. Портрет Перикла. Мраморная римская копия-герма греческого бронзового оригинала. Около 425 года до н.э. Лондон, Британский музей.
Глиптотека (коллекция бюстов) в Археологическом музее Болоньи
Статуя римлянина, совершающего возлияние. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим. Ватикан.
Статуя оратора (так называемый Авл Метелл). Бронза. Около 100 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика), Рим, Музей Пия-Климента
Император Август, Мюнхенская глиптотека
Портрет Ливии, супруги императора Октавиана Августа. Мрамор. 2-я четв. I в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Ливия в образе Цереры. Мрамор. Рим. 15 - 45 гг. н. э. Париж, Лувр
Бюст юноши из семьи Октавиана Августа
В портрете молодого Агриппы реалистические тенденции проявились гораздо сильнее, чем в других официальных портретах эпохи Августа. Скульптор трактует грубоватые черты лица Агриппы обобщенно, но без идеализации, создавая образ человека, наделенного огромной силой воли, твердости и энергии.
Марк Випсаний Агриппа,
Лувр, 25 г. до н.э.
Изобразительное искусство Древнего Рима впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов.
В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.