Тема: Древнерусское право: русская правда и церковные уставы
История, 6 класс
Цель: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.
Задачи:
1. Образовательная – охарактеризовать причины и год принятий законов, рассмотреть основные виды наказаний, определить положение общества на Руси.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с источником информации, делать выводы и аргументировать личную точку зрения.
3. Воспитывающая: формирование самоконтроля и самооценки деятельности.
Ход урока:
Актуализация знаний:
Назовите признаки, характеризующие государство?
Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует?
А разве раньше не было законов?
Что же такое закон?
Для чего государству нужны законы?
Какие своды законов из истории других государств нам уже известны?
С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?
Мотивация знаний: просмотр видеоролика. https://rutube.ru/video/b6704b589ba44c2d180b7eb8072b1214/?r=wd
О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Изложение нового материала:
Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.
Когда правил Ярослав?
Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?
Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?
Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках. В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».
Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.
Как и за что судили на Руси по Русской Правде? Перейдем к некоторым статьям.
Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».
К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)
Многие положения «Русской правды» достаточно современны.
Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)
Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.
Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.
Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?
Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.
Работа со статьями Русской правды. Цель работы - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» составить иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).
На доске вопросы - общие для всех групп.
О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?
Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?
Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?