СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее Двуречье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по истории 5 класс Древнее Двуречье.

Просмотр содержимого документа
«Древнее Двуречье»

План-конспект урока истории

Урок 10.

Тема: Страна 2х рек – между Тигром и Евфратом.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами групповой и лабораторно-практической работы.

Вид урока: комбинированный.

Возраст учащихся: 5 кл.

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях развития Древнего Двуречья.

2. Включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

3. Продолжить формирование умений по работе с историческими документами и картой, а также умение формулировать несложные выводы.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин.).

  2. Мотивирование на изучение новой темы.

  3. Изучение нового материала (индивидуальная работа с учебником, работа у доски) (20 мин.)

  4. Обсуждение изученного, дополнения, выводы (10 мин.)

  5. Домашнее задание (5 мин).

Средства обучения:

Карта Др. Двуречья, учебник «История древнего мира» для 5 кл. (автор Вигасин А.А.).

Используемая литература:

Вигасин А.А. История древнего мира. М., 1997.

«Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского, М., 1983

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.








Конспект урока 10

Здравствуйте, садитесь.

Мы уже знаем, что в древности существовало множество государств, со своей историей, культурой, своими победами и поражениями. Мы многое знаем о Египте. Сегодня начнем новую большую тему – «Страна 2-х рек. Между Тигром и Ефратом».

Работа с картой.

Учебная задача: формировать умение «читать» историческую карту:

  • Перед вами историческая карта «Древние государства Двуречья». Какая часть карты, прежде всего, обращает ваше внимание?

  • Почему именно эта часть карты?

  • Прочитайте название двух крупных рек, впадающие в персидский залив.

  • Откуда эти реки берут начало?

  • Как вы считатете, почему большое количество городов, населенных пунктов располагалось именно по берегам этих рек?

  • Как вы думаете, почему этот регион был назван Двуречьем?



Территорию Двуречья в древности называли ещё Месопотамией = Междуречьем.

  • Почему территория по берегам Тигра и Евфрата на карте обозначена зеленым цветом?

  • Как вы думете, какие занятия были основными для населения Двуречья?


Представьте, что вы древние жители Двуречья. Из какого материала вы бы строили свои жилища?

  • тростник;

  • глина (глиняные кирпичи).


А вот камней и деревьев здесь мало. Поэтому позволить себе построить каменный дом и иметь деревянные двери могли только очень богатые люди.

Первых жителей Двуречья называли шумерами и аккадцами. Они же создали самую древнюю человеческую культуру (она даже древнее египетской).

Государство располагалось на территории города - города -государства!

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитать п.3,параграф 13, с. 64 учебника (Вигасин).

Беседа по прочитанному:

Каким богам преклонялись жители Двуречья?

Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?

Какую роль играли жрецы в Двуречье?

Закрепление изученного на уроке:

что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?



Домашнее задание: Прочитать п.13 уч. Вигасина;