4.1. Понятие дроби
Дробь как результат деления натуральных чисел
Учитель математики школы №9 г.Казани
Карагузина Надежда Владимировна
[email protected]
План урока №1
- вспомним ….
- повторим ….
- поразмышляем ….
- откроем новое …
- подумаем по новому…
- узнаем о новом…
- думаем и отвечаем…
- находим часть от целого…
- подведем итог
- запишем домашнее задание
- Сюрприз от учителя
Вспомним вместе …
Вычисли удобным способом:
88 + 40 – 8
23 · 16 + 16 · 77
79 · 22 - 69 · 22
= 88 – 8 + 40 = 120
= 16 · (23+77) = 1600
= 22 · (79 - 69) = 220
Закончите предложение: « 120, 1600, 220 – это …
Повторим вместе …
Выполни действие письменно в своей тетради, выразив значение числового выражения через неполное частное и остаток:
= 8(ост 3)
= 2 (ост 14)
= 4 (ост 3)
75 : 9
48 : 17
75 : 18
Поразмышляем вместе….
Реши задачу устно. Обоснуй свой способ решения. Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 2 равные части. Какова длина одной части? Вырази длину этой части проволоки в дециметрах.
Поразмышляем вместе….
Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 2 равные части. Какова длина одной части? Вырази длину этой части проволоки в дециметрах.
? ?
1 м
1 м = 10 дм, тогда 10 : 2 = 5 (дм).
Ответ: 5 дм длина одной части.
Поразмышляй в паре ….
Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?
?
1 м
Обсудите решение в своей паре
Поразмышляем вместе ….
Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?
?
1 м
1 м = 10 дм 10 : 3 = 3 (ост1)
1 м = 100 см 100 : 3 = 33 (ост1)
1 м = 1000 мм 1000 : 3 = 333 (ост1)
открой новое число …
Каким числом записать результат вычисления?
Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?
1м : 3 = (м)
откроем новое …
Каким числом записать результат вычисления?
Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?
1м : 3 = (м)
откроем новое …
В русском языке есть известное вам слово треть , которое используется, чтобы обозначить результат деления целого на три равные части .
Разрезав кусок на три равные части, мы получили три куска, длиною в треть метра каждый. В математике треть записывают в виде дроби:
. »
Каким числом записали результат деления?
= 1 : 3
будем знать, что
Числа вида
называются
Обыкновенными дробями
или дробями
Дробь – это число или результат деления натуральных чисел
думаем и отвечаем
Каким числом записать результат вычисления?
Кусок проволоки длиной 3 м разрезали на 7 равных частей. Какова длина одной части?
?
3 м
длина одной части.
думаем и отвечаем
Кусок проволоки длиной 3 м разрезали на 5 равных частей. Какова длина одной части?
?
3 м
Решение:
длина одной части.
Ответ: метра длина одной части.
думай и отвечай… не понимаешь – спрашивай…
Реши задачи: 1) 2) ; 3)
10дм
1. 1кг сахара нужно рассыпать поровну в 4 пакета . Сколько кг будет в каждом пакете?
2. Буханку хлеба весом 1кг разрезали на три равные части. Сколько кг будет весить одна часть, две части?
- Если отрезок АВ разделили ровно пять раз и длина одной части равна 2/5 дм ,
то длина АВ = ?
будем знать, что
одна 1 - числитель третья 3 - знаменатель
1 3
- Как прочитать записанную дробь?
Одна третья
- Что означает черта дроби?
Действие деления
- Как называется число, стоящее под чертой дроби? Что оно показывает?
Знаменатель
- Как называется число, стоящее над чертой дроби? Что оно показывает?
Числитель
будем знать, что
Числа вида
называются
Обыкновенными дробями
Правило записи обыкновенной дроби :
- сначала «…пишут число, показывающее, сколько долей содержится в дроби;
- под ним проводят черту;
- под чертой ставят другое число, показывающее, на сколько равных долей разделена единица, от которой взята дробь»
будем знать, что
1 : 3 =
1
3
и
3 : 7 =
3
7
Частное от деления натуральных чисел можно записать в виде дроби. Числитель дроби - это делимое, а знаменатель – делитель.
будем знать, что
Частное от деления натуральных чисел а и в можно записать
в виде дроби ,
где числитель а –делимое, знаменатель в –делитель.
а
в
будем знать
m
n
Как прочитать дробь:
- «эм энных»
- «эм деленное на n »
(допускается сокращение эм на n) .
ЗАПОМНИ !
… называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями
числитель
дробная черта
знаменатель (на сколько разделили)
Знаменатель не равен нулю!
При чтении дробей надо помнить:
числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.),
знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?
(седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая; - две шестых.
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: одна седьмая
двести две тысячных
Запиши цифрами шесть не натуральных чисел :
одна одиннадцатая
две тридцатые
девять десятых
пять восьмых
две третьих
половина
Дробь – это всегда часть от целого . Если целое принять как площадь занимаемой фигуры и разделить ее на равные части , то площадь выделенной части можно записать ДРОБЬЮ
Дробь – это деление целого на равные части . Если целое принять за длину отрезка и разделить его на равные части , то длину выделенной части можно записать ДРОБЬЮ
Какая часть фигуры заштрихована ? Запиши дробью в своей тетради.
Устное задание классу: На готовых рисунках закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью. Определите дробь записана верно , или неверно .
19
Был план урока
Подведи итог урока
- вспомним ….
- повторим ….
- поразмышляем ….
- откроем новое …
- подумаем по новому…
- узнаем о новом…
- думаем и отвечаем…
- находим часть от целого…
- подведем итог
- запишем домашнее задание
- Сюрприз от учителя
Какую задачу решали на уроке?
Какое число нового вида мы получили?
Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке ?
Домашнее задание
Глава 4. Обыкновенные дроби стр. 163-165
- П. 4.1 прочитать, понять, применить, запомнить, …
- Рассказать родителям об обыкновенных дробях .
- Выполнить письменно №№ 728- 729абв
Сюрприз от учителя
Вкусное д омашнее задание, которое выполни обязательно на этой недели и озвучь свой результат.
1) Купи мандарин или апельсин.
Раздели его на дольки, посчитай, сколько
всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.
2) Купи большую шоколадку.
Раздели её на дольки, посчитай,
сколько всего долек?
Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.
22
Прочитай на перемене…
Из истории дробей
- Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях, люди встретились с необходимостью ввести дроби.
- Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Название этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей.
Реши задачу, в которой примени свое знание о дробях:
- В коробке лежат 18 мячей.
- Одна вторая часть - красные мячи , одна третья часть- желтые, а остальные синии .
- Сколько синих мячей в коробке ?
дополнительное устное задание
Будет план урока №2
- прочитаем…
- подумаем…
- восстановим и ответим….
- проверим д/з …
- подумаем вместе….
- будем рассуждаем смело …
- пройдем тренировку визуально…
- запишем Д\З
- подведем итоги
- … .