Тема урока: Дробные числительные. Их значение, особенности склонения и правописания(технология развития критического
мышления через чтение и письмо).
Тип урока: изучение нового материала
Цель - познакомить учащихся с особенностями склонения дробных числительных, их значением и правописанием.
Задачи:
1) обучающая: формирование у учащихся представления о дробных числительных, их составных частях и склонении;
формировать умение склонять дробные числительные;
2)развивающая: создание условий для развития регулятивных УУД ( самостоятельно формулировать выводы на основе своих
наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной
ситуации; коммуникативных навыков(готовность слушать собеседника и вестидиалог, излагать свое мнение) средствами
различных приемов работы с текстом;
3)воспитательная: создание условий для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать
языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
Структура урока
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия
Тема урока: Дробные числительные
Цель урока: дать учащимся понятие о дробных числительных; формировать навыки правильного использования в речи дробных числительных; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Задачи:
1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к словам.
Оборудование: учебники, индивидуальные карточки.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация опорных знаний.
1) Повторение изученного.
Восстановить схему:
Имя числительное   |
? (какой по счету?) |
? (сколько?) |
  пятый, пятидесятый |
целые пять, пятьсот |
? ? |
1. Какой разряд количественного числительного в схеме не был представлен совсем?
( дробные).
2. Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Сформулируем тему. Тема сегодняшнего урока «Дробные числительные» (тему формулируют дети) запишем в тетрадь.
На доске написаны примеры
Из 596 вычесть 189
К 8 целым 1/5 прибавить 1/3
В первом примере какие числительные? Количественные, обозначают целые числа.
Как склоняются такие числительные? Прочитать пример.
А во втором примере какие числительные? Можем мы сейчас правильно просклонять и записать эти числительные? Почему?
- Чему же должны будем научиться сегодня на уроке?
- правильно склонять дробные числительные, правильно употреблять в речи как в письменной, так и в устной.
3. Изучение нового материала.
Выдвигаем проблему.
- Какой корень в этом слове? (дробь)
- О чем он «рассказывает»?
- Дробные числительные состоят из дробей
- Как вы думаете, сколько частей имеет дробное числительное? (две)
- Как называются части дроби? (числитель и знаменатель)
Дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и
знаменателя.
- Приведите примеры дробных числительных, запишите.
- Какие числительные получились по структуре? (составные)
- Как склоняются составные количественные числительные? (изменяются все части)
- Что обозначает первое слово в дробном числительном? (числитель), второе? (знаменатель).
- Охарактеризуйте слова в числителе как часть речи. (Это количественное имя числительное)
- Какое числительное представлено в знаменателе? (порядковое)
Вывод. Что мы уже знаем о дробных числительных? ( дробные числительные по структуре составные, первое слово (числитель) является количественным числительным, склоняется как целое количественное числительное, а второе слово – порядковое числительное, изменяется как прилагательное).
В состав дробных числительных могут входить слова ноль (одна, две, три...) и целое: 9/10 = 0,9 (читается - ноль целых девять десятых); 8/100 = 0,08 (читается - ноль целых восемь сотых).
Работа с учебником.
4.Закрепление нового материала
А) Записать дроби словами. Подобрать к ним существительные: 3/5, 12/15, 48/63, 0,5, 2,99
Б) Работа с текстом. Указать падежи числительных.
Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4, 5 сантиметров и весит около 1,2 грамма. Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. Она за сутки съедает пищи в 3 – 4 раза больше, чем весит сама. Зверёк принимается за еду до 120 раз в сутки и более 70 раз в сутки засыпает.
В) На доске написаны дроби: 1 1/2 , 1,5)
-Прочитайте данные дроби разными способами. (1 ½ - одна целая одна
вторая, один с половиной; 1,5 – один с половиной, одна целая пять
десятых)
-Каким словом можно заменить все эти выражения? (полтора)
-К каким числительным это слово относится?
Просклонять числительное полтора поможет весёлая песенка «Радионяни».
Определить падежи у числительного полтора.
Сочинили песенку мы для детворы,
Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном, винительном пишут полторы,
В остальных падежах пишется полутора.
-А где полторы банки меда стоят?
-Я знаю, но вам не скажу.
-Полутора банок не видно в шкафу.
-Ищите, а я погляжу.
-К полутора банкам ещё бы чайку.
-Найдите сначала хоть мед!
-Мы всё ж полторы банки мёда найдём.
-От смеха держусь за живот.
-Полутора банками меда вполне
-Могли б наслаждаться три дня.
-Я вам о полутора банках скажу:
Они в животе у меня.
- Какую особенность склонения числительного полтора вы заметили?
Проверим себя по правилу стр. 54.
- Какое ещё слово относится к дробным числительным? (полтораста)
-С какими существительными сочетается слово полтора?
-С какими существительными сочетается слово полторы?
- В каких падежах числительные полтора и полторы имеют форму
полутора?
- В каких падежах числительное полтораста имеет форму полутораста?
- Как ставится ударение в слове полтора, если оно стоит с существительным суток?
(полутора суток)
- Просклоняйте в тетради по рядам: полтора часа, полторы недели,
полтораста рублей
5. Вывод.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание: подобрать из любого учебника текст с дробными числительными, указать их падеж.