СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение дробных числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - ознакомление с обозначением дробных чисел; формирование навыков правописания и употребления дробных числительных в устной и письменной речи; формирование умения делать морфологический разбор имён числительных, определять их синтаксическую функцию; повторение правописания сложных слов; развитие  навыка работы с тестовым материалом; развитие интереса к истории и современности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по числительным - 2»

17


Тема урока: «Обозначение дробных чисел»

Цель: ознакомление с обозначением дробных чисел; формирование навыков правописания и употребления дробных числительных в устной и письменной речи; формирование умения делать морфологический разбор имён числительных, определять их синтаксическую функцию; повторение правописания сложных слов; развитие навыка работы с тестовым материалом; развитие интереса к истории и современности

Оборудование: мультимедиа, компьютерная программа «My Test».

Ход урока:

  1. Оргмомент

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы ознакомились с порядковыми числительными, их изменением по родам, числам и падежам, их правописанием. Итак, повторим изученное.

Фронтальный опрос:

  • Что обозначают порядковые числительные?

  • На какие вопросы отвечают?

  • Как склоняются порядковые числительные?

  • Расскажите о слитном написании порядковых числительных.

Задание 1. Распределительный диктант с самопроверкой. Задание выполняется на листах с таблицей; 1 – за доской записывает слова, которые не являются числительными.

Слитно, соединительная гласная о


Слитно, соединительная гласная а


Слитно, соединительная гласная и


Слитно,

Соединительные морфемы ух, ёх


Раздельно




Стотысячный, сорокатысячный, сорокамиллионный, стомиллионный, двадцать седьмой, две тысячи тринадцатый, шестилетка, сороконожка, восемьдесят третий, пятиэтажный, пятилетний, двухкилограммовый, пятисотый, семитысячный, двухмиллионный, трёхмиллиардный.

Должно получиться:

Слитно, соединительная гласная о

Стотысячный, стомиллионный,


Слитно, соединительная гласная а

Сорокатысячный, сорокамиллионный


Слитно, соединительная гласная и

Пятисотый, семитысячный,


Слитно,

соединительная морфема –ух-,- ёх-

Двухмиллионный,

трёхмиллиардный


Раздельно

двадцать седьмой, две тысячи тринадцатый,

восемьдесят третий




Индивидуальное задание за доской (слова, которые не являются числительными, т.е. относятся к другим частям речи): сороконожка, пятиэтажный, пятилетний, двухкилограммовый, двояковогнутый, шестилетка.)

Самопроверка и проверка индивидуального задания.

Введение в тему

Слово учителя:

- Можем ли мы обойтись без чисел?

(Учитель читает текст о Советском районе . Учащиеся дают ему оценку.

Советский район был образован сравнительно недавно. В нём есть улицы, дороги, парки, скверы. Район имеет большую зелёную зону.

(Предполагаемые ответы: текст не имеет речевых ошибок, однако он бессодержателен, т.е. неинформативен).

Слово учителя:

- Откорректируем текст, заполнив пробелы числами.

Первоначальный текст с пропусками:

Советский район был образован в … -м году. В нём …улиц, … км дорог, … парка и … сквера. Площадь зеленой зоны — … гектара.

В году… население составило … тысячи человек. Сейчас нас … тысяч.

Для справок: 2010, 1973,196, 172, 3, 22, 177, 173, 671,1.

Исходный вариант:

Советский район был образован в 1973-м году. В нём 196 улиц, 172 км дорог, 3 парка и 22 сквера. Площадь зеленой зоны — 671,1 гектара.

В 2010 году население составило 173 тысячи человек. Сейчас нас 177 тысяч.

Слово учителя:

- Какова роль числительных в тексте? (С их помощью передаётся точная информация ). Найдите дробное число? Что такое дроби?

(Предполагаемый ответ: дробь - это число, состоящее из частей единицы.)

Целеполагание

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, как обозначаются дробные числа, научимся грамотно писать дробные числительные и правильно употреблять в устной и письменной речи.

Задание: запишем существительное дробь, подберём однокоренные слова. Выполним морфемный разбор.

(Дробный, дробить, дробление, дроблёный, дробно.)

Слайд 7

Слово учителя:

- Из каких частей состоит дробное число? (Из числителя и знаменателя).

- Рассмотрите рисунок, назовите числитель.

- Ознакомимся с другим вариантом обозначения дробных чисел. (Зачитываются сочетания слов со слайда 17).

- Как видите, дробные числа обозначаются сочетанием числительных. Иногда к ним относится существительное.

Задание: запишем примеры таких сочетаний: одна пятая круга, две пятых ромба, три пятых овала. Заполним таблицу «Способы выражения дробных чисел с относящимися к ним существительными».


Числитель

Знаменатель

Зависимое слово при сочетании

Часть речи, разряд по значению




Особенности склонения






Исходный вариант


Числитель

Знаменатель

Зависимое слово при сочетании

Часть речи, разряд по значению

количественное числительное

порядковое числительное

существительное

Особенности склонения

как колич. числ.

при числ. один - как прил. в ед.ч., в остальных случаях - как прил. во мн. ч.

употребляется в Р.п. ед.ч., не изменяется

Слово учителя:

- Сделаем вывод, вставив вместо пропусков подходящие по смыслу слова. Можно пользоваться материалом таблицы.

  • Дробные число обозначаются сочетанием … числительного с ….

  • При склонении таких сочетаний изменяются оба слова: первое – как …, второе – как …. во множественном числе.

Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме … падежа …числа.

Задание: записать предложение, заменив число словами. Определить синтаксическую функцию записанного сочетания.

Площадь зеленой зоны — 671,1 гектара.

(Площадь зелёной зоны – шестьсот семьдесят одна целая одна десятая гектара.)



Физкультминутка.

Закрепление

Работа с теоретическим материалом учебника: стр. 225 с последующим выполнением тестового задания. Цель – выяснение степени усвоения теоретического материала.

Выпишите номера правильных ответов.

1. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с порядковым.

  1. Да

  2. Нет

2. При склонении таких числительных изменяется только первое слово.

  1. Да

  2. Нет

  1. При склонении таких числительных изменяются оба слова.

  1. Да

  2. Нет

4. Порядковое числительное всегда употребляется во множественном числе.

  1. Да

  2. Нет

5. Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме родительного падежа единственного числа.

  1. Да

  2. Нет



Самопроверка

Ответы: 1- 1); 2 - 2); 3 - 1); 4 - 2); 5 - 1).

Выполнение тренировочных упражнений.

Задание: заменить дроби сочетанием числительных с существительным.

1 человек - за доской.

  • 1/8 (площадки, площадок)

  • 27/9 (числа, чисел)

  • 11/17 (доли, долей)

  • 48/54 (гектара, гектаров)

  • 0, 8 (тонны, тонн)

  • 0, 25 (миллилитров, миллилитра)

  • 3, 14 (метров, метра)

Исходный вариант

Одна восьмая площадки, двадцать семь девятых числа, одиннадцать семнадцатых доли, сорок восемь пятьдесят четвертых гектара, ноль целых восемь десятых тонны, ноль целых двадцать пять сотых миллилитра, три целых четырнадцать сотых метра.

Работа с тестовым материалом

5 человек – за компьютером, остальные – с места на листах.

Самопроверка

Итог урока

Слово учителя

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли их?

Что нового, помимо обозначения дробных чисел, вы сегодня узнали? /Немного об истории Советского района/.

Рефлексия

Домашнее задание

  • П. 66, упр. 461 или упр. 464.

  • П. 67 – ознакомиться с порядком устного и письменного морфологического разбора имён числительных.





























Лист 1

Задание 1. Распределительный диктант с самопроверкой. Задание выполняется на листах с таблицей.

Слитно, соединительная гласная о



Слитно, соединительная гласная а



Слитно, соединительная гласная и



Слитно,

соединительные морфемы ух, ёх


Раздельно





Задание 2

Советский район был образован в … -м году. В нём … улиц, … км дорог, … парка и … сквера. Площадь зеленой зоны — … гектара.

В году … население составило … тысячи человек. Сейчас нас … тысяч.

Для справок: 2010; 1973; 196; 172; 3; 22; 177; 173; 671,1.











Задание 3

Задание: записать сочетания одна пятая круга, две пятых ромба, три пятых овала. Заполнить таблицу «Способы выражения дробных чисел с относящимися к ним существительными».


Числитель

Знаменатель

Зависимое слово при сочетании

Часть речи, разряд по значению




Особенности склонения




























Лист 2. Тест по теме «Обозначение дробных чисел»

_____________________________________________________________________

(Ф.И. учащегося)


  1. Отметить правильное утверждение.

  1. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с порядковым.

  2. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с прилагательным.

  3. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с собирательным.

  4. Дробные числа обозначаются сочетанием порядкового числительного с количественным.

  5. Дробные числа обозначаются сочетанием двух количественных.


  1. Отметьте сочетание с ошибкой:

  1. две третьих;

  2. две целые пять десятых;

  3. три четвёртых;

  4. одиннадцать семнадцатых;

  5. восемь десятых


  1. Ошибка допущена в сочетании:

  1. три четвёртых апельсинов;

  2. две третьих пирамиды;

  3. пять сотых грамма;

  4. семь восьмых метра;

  5. одна пятая отрезка;


  1. Первое слово в скобках употреблено в нужной грамматической форме

  1. две третьих (круга, кругов);

  2. три пятых (километров, километра);

  3. шесть восьмых (миллиметра, миллиметров);

  4. одиннадцать шестнадцатых (дециметра, дециметров);

  5. пять седьмых (долей, доли).


  1. Отметьте номера правильных утверждений.

  1. При склонении сочетаний, обозначающих дробные числа, склоняется первое слово.

  2. При склонении сочетаний, обозначающих дробные числа, склоняются оба слова.

  3. Второе слово в сочетании склоняется как прилагательное в единственном числе.

  4. Второе слово в словосочетании склоняется как прилагательное во множественном числе, если относится не к числительному "одна".

  5. Порядковое числительное в обозначениях дробных чисел употребляется в форме Р.п. мн.ч.


  1. Отметьте номера правильных утверждений:

  1. Существительные в сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляется в форме Р.п. ед.ч.

  2. Существительные в сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляется в форме П.п. ед.ч.

  3. Существительные в сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляется в форме Д.п. мн.ч.

  4. В сочетании "трём четвёртым" грамматической ошибки нет.

  5. В сочетании "трём четвёртых" допущена грамматическая ошибка.


  1. Замените словами: 5/18___________________________________________________________________

  2. Запишите в родительном падеже: 9/10_______________________________________________________

  3. Запишите сочетание, поставив существительное в нужную грамматическую форму: 2/33 (отрезок)

________________________________________________________________________________________


  1. Замените число словами: 2, 5________________________________________________________________




Лист оценки ответов (для учителя)



п/п

Ф.И. учащихся

Отметка за словарный диктант

Отметка за устные ответы

Отметка за тест

Итоговый балл

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






16






17







Просмотр содержимого презентации
«Дробные числительные - новая версия»

Обозначение дробных чисел Урок русского языка в 6 «Б» классе

Обозначение дробных чисел

Урок русского языка в 6 «Б» классе

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ Слитно, соединительная гласная о Слитно, соединительная гласная а Слитно, соединительная гласная и Слитно, соединительные морфемы ух, ёх Раздельно  

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ

Слитно,

соединительная гласная о

Слитно,

соединительная гласная а

Слитно,

соединительная гласная и

Слитно,

соединительные морфемы ух, ёх

Раздельно

 

Слитно, Стотысячный стомиллионный Слитно, соединительная гласная о  соединительная гласная а сорокатысячный сорокамиллионный Слитно, соединительная гласная и пятисотый Слитно,  семитысячный соединительные морфемы ух, ёх двухмиллионный, Раздельно   трёхмиллиардный двадцать седьмой  две тысячи тринадцатый восемьдесят третий

Слитно,

Стотысячный стомиллионный

Слитно,

соединительная гласная о

соединительная гласная а

сорокатысячный сорокамиллионный

Слитно,

соединительная гласная и

пятисотый

Слитно,

семитысячный

соединительные морфемы ух, ёх

двухмиллионный,

Раздельно

 

трёхмиллиардный

двадцать седьмой

две тысячи тринадцатый

восемьдесят третий

Советский район был образован сравнительно недавно.  В нём есть улицы, дороги, парки, скверы. Район имеет большую зелёную зону .

Советский район был образован сравнительно недавно.

В нём есть улицы, дороги, парки, скверы. Район имеет большую зелёную зону .

ВСТАВЬТЕ ЧИСЛА  Советский район был образован в … -м году. В нём …улиц, … км дорог, … парка и … сквера. Площадь зеленой зоны — … гектара.   В году… население составило … тысячи человек. Сейчас нас … тысяч.  Для справок: 2010; 1973; 196; 172; 3; 22; 177; 173; 671,1.

ВСТАВЬТЕ ЧИСЛА

Советский район был образован в … -м году. В нём …улиц, … км дорог, … парка и … сквера. Площадь зеленой зоны — … гектара.

В году… население составило … тысячи человек. Сейчас нас … тысяч.

Для справок: 2010; 1973; 196; 172; 3; 22; 177; 173; 671,1.

Советский район был образован в 1973-м году. В нём 196 улиц, 172 км дорог, 3 парка и 22 сквера. Площадь зеленой зоны — 671,1 гектара.  В 2010 году население составило 173 тысячи человек. Сейчас нас 177 тысяч.

Советский район был образован в 1973-м году. В нём 196 улиц, 172 км дорог, 3 парка и 22 сквера. Площадь зеленой зоны — 671,1 гектара.

В 2010 году население составило 173 тысячи человек. Сейчас нас 177 тысяч.

Дробь – это число, состоящее из частей единицы.   ОДНА ПЯТАЯ ДВЕ ПЯТЫХ ТРИ ПЯТЫХ ЧЕТЫРЕ ПЯТЫХ круга

Дробь – это число, состоящее из частей единицы.

ОДНА ПЯТАЯ

ДВЕ ПЯТЫХ

ТРИ ПЯТЫХ

ЧЕТЫРЕ ПЯТЫХ

круга

УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ Одна пятая круга, две пятых ромба, три пятых овала   Числитель Часть речи, разряд по знач. Знаменатель Особенности склонения Зависимое слово при сочетании порядк. числ. колич. числ. сущ. при числ.«одна» -как прил. в ед. ч.,  в остальных случаях – как прил. во мн. ч. только в Р. п. ед. ч. как колич. числ.

УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ

  • Одна пятая круга, две пятых ромба,

три пятых овала

 

Числитель

Часть речи, разряд по знач.

Знаменатель

Особенности склонения

Зависимое слово при сочетании

порядк. числ.

колич. числ.

сущ.

при числ.«одна» -как прил. в ед. ч.,

в остальных случаях – как прил. во мн. ч.

только в

Р. п. ед. ч.

как колич. числ.

ВЫВОД Дробные числительные обозначаются сочетанием … числительного с …. При склонении таких сочетаний изменяются оба слова: первое – как …, второе – как …. во множественном числе. Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме … падежа …числа.

ВЫВОД

  • Дробные числительные обозначаются сочетанием … числительного с ….
  • При склонении таких сочетаний изменяются оба слова: первое – как …, второе – как …. во множественном числе.
  • Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме … падежа …числа.

  • Площадь зеленой зоны — 671,1 гектара.
физкультминутка

физкультминутка

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1 1. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с порядковым. 1) Да 2) Нет 2. При склонении таких числительных изменяется только первое слово. 1) Да 2) Нет  3. При склонении таких числительных изменяются оба слова. 1) Да 2) Нет 4. Порядковое числительное всегда употребляется во множественном числе. 1) Да 2) Нет 5. Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме родительного падежа единственного числа. 1) Да 2) Нет

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1

  • 1. Дробные числа обозначаются сочетанием количественного числительного с порядковым.

1) Да

2) Нет

  • 2. При склонении таких числительных изменяется только первое слово.

1) Да

2) Нет

3. При склонении таких числительных изменяются оба слова.

1) Да

2) Нет

  • 4. Порядковое числительное всегда употребляется во множественном числе.

1) Да

2) Нет

  • 5. Существительные при сочетаниях, обозначающих дробные числа, употребляются в форме родительного падежа единственного числа.

1) Да

2) Нет

Ответы: 1 - 1); 2 - 2); 3 - 1); 4 - 2); 5 - 1).

Ответы: 1 - 1); 2 - 2); 3 - 1); 4 - 2); 5 - 1).

1/8 (площадки, площадок), 27/9 (числа, чисел), 11/17 (доли, долей), 48/54 (гектара, гектаров), 0, 8 (тонны, тонн), 0, 25 ( миллилитров, миллилитра), 3, 14 (метров, метра).
  • 1/8 (площадки, площадок),
  • 27/9 (числа, чисел),
  • 11/17 (доли, долей),
  • 48/54 (гектара, гектаров),
  • 0, 8 (тонны, тонн),
  • 0, 25 ( миллилитров, миллилитра),
  • 3, 14 (метров, метра).
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • П. 66, упр. 461 или упр. 464.
  • П. 67 – ознакомиться с порядком устного и письменного морфологического разбора имён числительных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!