СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Обозначение дробных чисел"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Обозначение дробных чисел" с разнообразными заданиями (склонение и правописание числительных, обозначающих дробные числа, игра "Кто быстрее?" с увлекательными задачками Г. Остера, работа с текстами разных стилей, творческое задание). После плана-конспекта урока находятся упражнения для карточки на каждую парту и оценочные листы, которые можно предложить учащимся. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Обозначение дробных чисел"»

Урок 90

Тема: Обозначение дробных чисел (§ 67)

Цель:

  1. Познакомить учащихся с обозначением дробных чисел, особенностями их склонения.

  2. Формировать навыки правописания, склонения и употребления в речи слов, используемых для обозначения дробных чисел.

  3. Воспитывать культуру речи, стремление к знаниям. Создать условия для воспитания устойчивого интереса к русско­му языку, языкового эстетического вкуса (осознание богатства языка).

Этапы урока

I. Организационный этап


П. Проверка домашнего задания

Как вы считаете, кто сегодня должен сле­дить за тем, как вы усваиваете материал, по­нятен ли он вам? Конечно же, вы сами. У каждого на парте лежат листы оценивания. Свою работу вы на каждом этапе должны будете оце­нить, поставив галочку в одну из трёх колонок.

Если на данном этапе урока вы усвоили материал хорошо, то ставите галочку в пер­вую колонку, если можете применять свои знания на практике, то — во вторую, если же есть пробелы в знаниях, есть над чем по­работать, то — в третью колонку.

1. Фронтальный опрос.

  • Давайте вспомним, какую часть речи мы с вами изучаем. (Имя числительное.)

  • Что такое имя числительное? Чем имя числительное отличается от других частей речи?

  • Какие разряды числительных вы знае­те? (Количественные, собирательные, по­рядковые.)

  • Что вы можете сказать о количествен­ных числительных? (Они обозначают коли­чество или число.)

  • Как изменяются ко­личественные составные числительные.

  • Что вы знаете о собиратель­ных числительных? Приведите примеры.

  • Что вы знаете о порядковых числительных? Как изменяются порядковые числительные? (Как имена прилагательные: по родам, числам и падежам.)

2. Упр. 460. Спишите, вставляя нужные даты.

1.Пётр Первый ввёл традицию встречать Новый год в ночь с тридцать первого декабря на первое января. 2. Праздник Ивана Купалы белорусы и литовцы отмечают в ночь с шестого на седьмое июля. 3. С недавнего времени маму поздравляют не только в Международный женский день Восьмое марта, но и в День матери, который отмечают четырнадцатого октября. 4. Дедушку мы поздравляем в День Победы девятого мая и в День Республики третьего июля. 5. Белорусы встречают Рождество Христово по двум календарям: двадцать пятого декабря и седьмого января.

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


III. Повторение изученного материала.

1. Образовать от количественных числительных порядковые. Записать. Устно объяснить написание мягкого знака. Работа вы­полняется коллективно «по цепочке».

Один, два, семь, восем( )надцать, сорок, пятьдесят четыре, восем( ) десят девять, триста шест( )надцать, одна тысяча девят( )сот сем( )десят пять. (Первый, второй, седьмой, восемнадцатый, сороковой, пятьдесят четвертый, восемьдесят девятый, триста шестнадцатый, одна тысяча девятьсот семьдесят пятый.)

2. Образовать от словосочетаний сложные прилагательные. Записать (самостоятельно).

Семь тонн — семитонный, одиннадцать дней — одиннадцатид­невный, восемьдесят часов — восьмидесятичасовой, сорок пять лет — сорокапятилетний, девяносто квартир — девяностоквар-тирный, сто пятьдесят граммов — стопятидесятиграммовый.

3. Взаимопроверка (по вариантам).


IV. Называние темы, определение цели урока

  • Сейчас давайте попробуем соединить два числительных: количественное и поряд­ковое. Видите на доске число? Назовите его. (Пять шестых.) Та­кие числительные называются дробными.

  • Определите тему нашего урока. (Дроб­ные числительные.)

  • Исходя из темы, попробуем сформули­ровать цель урока. (Познакомиться с дроб­ными числительными, узнать особенности их склонения.)

  • Запишите в тетради тему урока.


V. Объяснение нового материала

1. Упр. 464 (устно). Прочитать. Ответить на вопросы упражнения.
Одна вторая, одна четвертая, две восьмых.

— При помощи таких сочетаний обозначаются дробные числа.

  • Дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя — количественного и порядкового числитель­ных соответственно. Особенностью дробных числительных является следующее: они употребляются исключительно в устной форме, а на письме заменяются цифрами.

Как склоняются дробные числитель­ные, вы узнаете, прочитав правило на с. 227 учебника.

2. Чтение и разбор правила «Помните» на с. 227.

Вопросы:

1. Как обозначаются дробные числа?

2. Чем отличаются дробные числительные от других числительных?

3. Почему дробные числительные называют составными?

4. Из каких частей состоят сочетания, обозначающие дробные числа?

5. Как склоняются дробные числительные? Как изменяется при склонении числитель? знаменатель? (Изменяются оба слова: первое — как количественное числительное, вто­рое — как прилагательное во множествен­ном числе.)

Запомните: порядковое числительное в обозначении дробных чисел употребляется в форме Р.п. мн.ч.: две третьих, семь восьмых, а суще­ствительные в сочетаниях с дробными чис­лами употребляются в форме Р.п. ед.ч.: две третьих часа, пять сотых грамма.

6. В каком падеже стоит существительное при сочетаниях, обозначающих дробные числа?


VI. Закрепление изученного материала

1. Склонение числительного пять шестых в тетради. Один человек будет работать у доски.

И.п. пять шестых

Р.п. пят.. шест..

Д.п. пят.. шест..

В.п. пят.. шест..

Т.п. пят.. шест..

П.п. пят.. шест..

— Назовите ещё несколько дробных чис­лительных. (Ответы учащихся.)

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


2. Упр. 465 (устно, учащийся у доски). Прочитайте, четко произнося окончания числительных. Запишите эти числительные.

Одна восьмая, двадцать девять девятых, одиннадцать сем­надцатых, сорок восемь пятьдесят четвертых, ноль целых во­семь десятых, ноль целых двадцать пять сотых, три целые и четырнадцать сотых.


Физкультминутка

Выполняется стоя. Спина прямая, руки на поясе. Имитация движений.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточ­ки размяли.

На счёт раз кулак сожмём, на счёт два в локтях сожмём.

На счёт три — прижмём к плечам, на че­тыре — к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыб­нулись.

Про пятерку не забудем — добрыми всег­да мы будем.

На счёт шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья.


3. Упр. 466 (выполняет учащийся у доски, свои действия комментирует). Записать примеры словами.

К трем целым одной второй прибавить пять целых три чет­вертых; ноль целых пятьдесят шесть сотых разделить на ноль целых две десятых; от шести целых двух третьих вычесть три целые две шестых; к двадцати пяти целым семи десятым при­бавить ноль целых семьдесят восемь сотых.

4. Упр. 467 (самостоятельно). Прочитайте текст. Выберите один из способов передачи количества и запишите словами. Помните, что разнообразие способов выражения делает информацию более яркой и запоминающейся.

В поисках наиболее уместного для каждого из нас приема за­поминания следует не забывать, что люди помнят только десять процентов того, что читают, двадцать процентов того, что слышат, тридцать процентов того, что видят, половину того, что видят и слышат, семь десятых процентов того, что говорят, девять десятых того, что делают и говорят одновременно.

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


5. Игра «Кто быстрее?» (на основе упр. 468).

У писателя Г. Остера есть увлекательные задачники с интерес­ными текстами. Запишите условия задач и ответы словами.

Длина одной третьей сосиски равна пяти сантиметрам. Узнайте длину всей сосиски. (Пятнадцать сантиметров). Сколь­ко сантиметров сосиски останется, если быстро откусить от нее две пятых всей длины? (Девять сантиметров.)

Начертите отрезок длиной в шесть километров. Сколько метров в одной пятой этого отрезка? (Тысяча двести метров.) В одной третьей? (Две тысячи.)

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


6. Работа с текстом.

Задание. Определите, к какому стилю речи относится текст, какова роль в нём числитель­ных.

1-й ряд — официально-деловой стиль. Напоминаем!!! За безбилетный проезд в транспорте — штраф 0,5 базовой величины.

2-й ряд — публицистический стиль. 30-летний штангист из Минска Леонид Тараненко превысил мировой рекорд в самой тяжё­лой весовой категории (свыше 110 кг), набрав в сумме двоеборья 467,5 кг. Прежнее мировое достижение — 465 кг — принадлежало супер­тяжеловесу А. Гуняшеву из Таганрога.

3-й ряд — научный стиль. Экваториальный пояс — это постоянно влажный и жаркий климат. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой — сухую жаркую погоду. Лет­ние температуры всего 20,5 С, а зимой 15,2°С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1 %.

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


7. Творческая работа.

Задание. Составьте небольшой текст с ис­пользованием дробных числительных.

1-й вариант — 9,2 секунды; 8,7 процента. 2-й вариант — 3/4 часа; 5/8 объёма.

!!! Учащиеся оценивают себя в оценочных листах.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Что самое важное нужно запомнить по изученной теме?

— Кто доволен своей работой на уроке?


VIII. Домашнее задание

§ 68, упр. 470 (устно) – подготовленный диктант



Оценочный лист учащегося


Этапы урока

Усвоил материал хорошо

Усвоил так, что могу при­менять свои знания

Над чем ещё нужно поработать

1

Повторение изученного о числительном




2

Работа с правилом, склонение дробных чис­лит-х




3

Выполнение упражнений 465, 466, 467




4

Игра «Кто быстрее?» (упр. 468)




5

Работа с текстом




6

Творческая работа





Оценочный лист учащегося


Этапы урока

Усвоил материал хорошо

Усвоил так, что могу при­менять свои знания

Над чем ещё нужно поработать

1

Повторение изученного о числительном




2

Работа с правилом, склонение дробных чис­лит-х




3

Выполнение упражнений 465, 466, 467




4

Игра «Кто быстрее?» (упр. 468)




5

Работа с текстом




6

Творческая работа





Оценочный лист учащегося


Этапы урока

Усвоил материал хорошо

Усвоил так, что могу при­менять свои знания

Над чем ещё нужно поработать

1

Повторение изученного о числительном




2

Работа с правилом, склонение дробных чис­лит-х




3

Выполнение упражнений 465, 466, 467




4

Игра «Кто быстрее?» (упр. 468)




5

Работа с текстом




6

Творческая работа





Оценочный лист учащегося


Этапы урока

Усвоил материал хорошо

Усвоил так, что могу при­менять свои знания

Над чем ещё нужно поработать

1

Повторение изученного о числительном




2

Работа с правилом, склонение дробных чис­лит-х




3

Выполнение упражнений 465, 466, 467




4

Игра «Кто быстрее?» (упр. 468)




5

Работа с текстом




6

Творческая работа





Оценочный лист учащегося


Этапы урока

Усвоил материал хорошо

Усвоил так, что могу при­менять свои знания

Над чем ещё нужно поработать

1

Повторение изученного о числительном




2

Работа с правилом, склонение дробных чис­лит-х




3

Выполнение упражнений 465, 466, 467




4

Игра «Кто быстрее?» (упр. 468)




5

Работа с текстом




6

Творческая работа








Обозначение дробных чисел

I. Повторение изученного материала

1. Образовать от количественных числительных порядковые. Записать. Устно объяснить написание мягкого знака.

Один, два, семь, восем( )надцать, сорок, пятьдесят четыре, восем( )десят девять, триста шест( )надцать, одна тысяча девят( )сот сем( )десят пять.

2. Образовать от словосочетаний сложные прилагательные. Записать (самостоятельно).

Семь тонн — …, одиннадцать дней — …, восемьдесят часов — …, сорок пять лет — …, девяносто квартир — …, сто пятьдесят граммов — ….

II. Работа с текстом

Задание. Определите, к какому стилю речи относится текст, какова роль в нём числитель­ных.

1-й ряд — …

Напоминаем!!! За безбилетный проезд в транспорте — штраф 0,5 базовой величины.

2-й ряд — …

30-летний штангист из Минска Леонид Тараненко превысил мировой рекорд в самой тяжё­лой весовой категории (свыше 110 кг), набрав в сумме двоеборья 467,5 кг. Прежнее мировое достижение — 465 кг — принадлежало супер­тяжеловесу А. Гуняшеву из Таганрога.

3-й ряд — …

Экваториальный пояс — это постоянно влажный и жаркий климат. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой — сухую жаркую погоду. Лет­ние температуры всего 20,5 С, а зимой 15,2°С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1 %.

III. Творческая работа

Задание. Составьте небольшой текст с ис­пользованием дробных числительных.

1-й вариант — 9,2 секунды; 8,7 процента.

2-й вариант — 3/4 часа; 5/8 объёма.


Обозначение дробных чисел

I. Повторение изученного материала

1. Образовать от количественных числительных порядковые. Записать. Устно объяснить написание мягкого знака.

Один, два, семь, восем( )надцать, сорок, пятьдесят четыре, восем( )десят девять, триста шест( )надцать, одна тысяча девят( )сот сем( )десят пять.

2. Образовать от словосочетаний сложные прилагательные. Записать (самостоятельно).

Семь тонн — …, одиннадцать дней — …, восемьдесят часов — …, сорок пять лет — …, девяносто квартир — …, сто пятьдесят граммов — ….

II. Работа с текстом

Задание. Определите, к какому стилю речи относится текст, какова роль в нём числитель­ных.

1-й ряд — …

Напоминаем!!! За безбилетный проезд в транспорте — штраф 0,5 базовой величины.

2-й ряд — …

30-летний штангист из Минска Леонид Тараненко превысил мировой рекорд в самой тяжё­лой весовой категории (свыше 110 кг), набрав в сумме двоеборья 467,5 кг. Прежнее мировое достижение — 465 кг — принадлежало супер­тяжеловесу А. Гуняшеву из Таганрога.

3-й ряд — …

Экваториальный пояс — это постоянно влажный и жаркий климат. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой — сухую жаркую погоду. Лет­ние температуры всего 20,5 С, а зимой 15,2°С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1 %.

III. Творческая работа

Задание. Составьте небольшой текст с ис­пользованием дробных числительных.

1-й вариант — 9,2 секунды; 8,7 процента.

2-й вариант — 3/4 часа; 5/8 объёма.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!