ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА
Воспитатель: Хороброва Т.Н.
Дата:
Тема: Другие по отношению к тебе.
Форма проведения: беседа.
Цель:
повышение уровня общей культуры воспитанников;
Задачи:
1) показать опыт общения, опыт поведения в проблемных для воспитанников ситуациях;
2) воспитывать культуру общения.
Оборудование:
Ожидаемый результат : умение анализировать свои поступки и слова;
Механизм оценивания результата:
Категория участников:13 – 16 лет
Ход:
Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получать сами.) 
Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же и вы должны относиться к другим людям. 
Но сам человек часто забывает любить, помогать, прощать других и поступает плохо с другими людьми. Прежде чем вы захотите что-то сделать другому, вы должны подумать, понравилось бы это вам самим. Все, что вам самим понравилось бы, вы можете делать другим, но ни в коем случае не должны другому делать то, что вам самим было бы неприятно получить. Всегда пользуясь этим правилом, вы не станете хуже и меньше совершать ошибок, а ваша душа и ее энергия не будет загрязняться и останется чистой.
Если вы любите получать только хорошее , значит, и отдавать должны только хорошее.
1 Беседа.
-Что значит общаться ? (ответы воспитанников.)
-Какого человека называют общительным ? (ответы.)
-Считаете ли вы себя общительным ? (ответы.)
-От чего, по – вашему , зависит успешность в общении ?(ответы.)
-Как общительность связана с культурой поведения человека? (ответы.)
-Что означает слово этикет? (ответы.)
Воспитатель:
Этикет-это совокупность правил поведения, принятых как форма общения в различных жизненных ситуациях.
Нормы этикета сводятся к основному правилу: везде и во всем уважать человеческое общество, относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Правила этикета:
В жизни порой встречаются ситуации, в которых необходимо знать элементарные правила человеческого общения. Культурного человека видно сразу, уже по тому, как он идет по улице. Как правило, идущих навстречу обходят справа. Если тротуар слишком узок, чтобы пропустить даму или пожилого человека, то мужчина должен отступить в сторону или даже сойти с тротуара. Громко смеяться на улице неприлично. Петь во весь голос, кричать, галдеть на улице ночью не только неприлично, но и бесцеремонно по отношению к другим людям. Бросать на улице бумажки, объедки и другие вещи запрещается – на это есть мусорные ящики. Есть на улице неприлично. Всегда есть возможность найти подходящее место, чтобы поесть. Окликать кого-то с противоположной стороны улицы, указывать пальцем – свидетельствует о полной невоспитанности . Идти по тротуару троим или четверым можно, если позволяет ширина . Читать на ходу тоже не стоит, так как для этого есть специально отведенные места.
4 Оцените телефонный разговор: (ролевая игра – имитация диалога по телефону)
-Сережу.
-Что Сережу?
-Дай.
-Как дать?
-Ну, позови.
-А-а-а.
-Сережа, мы едем, скоро будем.
-Ага, ну, ладно, давайте.
Работа в парах: разыграть телефонный разговор.
Неверно думать, что, будучи невидимым собеседником, вы можете, говоря по телефону, забывать о вежливости. Не всякое время подходит для звонков. По личным делам не обращайтесь к знакомому на службу, а дома не тревожьте его по служебным делам. С кем бы вы ни говорили, не употребляйте непристойных слов, будьте всегда вежливы. Когда у вас гости и звонит телефон, постарайтесь сократить время разговора. Просить обладателя телефона пригласить к аппарату соседей - верх бесцеремонности.
Сладость для сердца В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.
На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.
[?] Вам нравится получать от мамы конфеты и гостинцы? Мама хорошо поступает, когда не съедает все конфеты сама, а приносит вам? А сами вы точно так же поступаете, вы всегда ее угощаете, если вам в гостях или школе кто-то дал конфету?
[?] – Почему Инна уже не забывала делиться своим угощениями? ( ответы воспитанников).
– Почему Инне было приятно приносить домой конфеты? (Она видела радость и благодарность других).
– Чему (какому правилу) научилась Инна после того как однажды осталась без конфет и печенья?
Полезное колдовство Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
Абра – мубра - ракадуга,
Веке - креке –куру- бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.
Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.
– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.
– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.
– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.
– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.
Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.
Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая , – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей ? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.
А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.
[?] – Правильно ли сделал старичок, что совершил такое колдовство?
– Почему Витя вспоминал старичка добрым словом и не сердился на него? (Помог стать добрее и лучше).
– А вы бы сердились на старичка, если бы он точно так же заколдовал вас?
Воспитатель:
Правила этикета существуют на все случаи жизни, говорить о них можно бесконечно. Но запомнить достаточно одно правило: будьте вежливы всегда, не доставляйте окружающим вас людям неудобства.
Известный психолог Дейл Карнеги предлагает 6 правил, позволяющих понравиться людям:
Искренне интересуйтесь другими людьми;
Улыбайтесь.
Помните, что имя человека- это самый важный для него звук на земле.
Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне .Соблюдая эти и многие другие правила этикета, вы повысите свой авторитет в глазах окружающих и сможете стать приятным в общении человеком.