СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дружба в подростковом возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива, то же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения безусловно индивидуально-избирательны.

К периоду подросткового возраста дети подходят с разным запасом привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера.

Просмотр содержимого документа
«Дружба в подростковом возрасте»

Дружба в подростковом возрасте

Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива, то же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения безусловно индивидуально-избирательны.

К периоду подросткового возраста дети подходят с разным запасом привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера. У разных детей различны темпы развития тех или иных психических процессов - мышления, памяти, восприятия, воображения. Индивидуальные особенности ребенка, определяемые не только особенностями его нервной системы, темперамента, но и условиями развития, весьма своеобразно окрашивают общие для всех возрастные проявления. Но независимо от индивидуальных особенностей и специфики предшествующего развития каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален.

Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга - важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т.п.

Отношение подростка к другу становится все более и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто "быть вместе" - играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на "взрослый" язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: "Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я".

К другу, как видим, предъявляются большие требования. Друг должен быть идеальным человеком, должен воплощать все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом. Подросток видит потенциальные возможности друга, верит в его ум и способности. Друг становится для подростка тем конкретным образцом, который помогает ему определить требования к собственному поведению. Более того, сам поиск образца зачастую выливается в поиск друга. И тогда размышления о поступках и качествах товарищей становятся размышлениями о том, "каков мой друг", если он есть, или "каким он должен быть", если его еще нет.

Много сил тратит подросток на поиски друга. Эти поиски, расходясь кругами, как от брошенного в воду камня, обычно захватывают любой коллектив подростков; в постоянном неуловимом движении находится группы, меняются отношения. Ребята ищут то, что соответствует их рождающимся идеалам, новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды. Подросток много думает о своих взаимоотношениях с близкими друзьями, о взаимоотношениях ребят между собой, анализирует их. Его волнует, если в этих отношениях проявляется несправедливость, унижается человеческое достоинство. В отношениях с другом он ищет взаимопонимание, сопереживание, душевную тонкость. Он особенно высоко ценит равноправие, верность в дружбе, солидарность - все те требования, которые взрослые предъявляют в основном друг к другу, но не к детям.

Высоко оцениваются подростками и такие качества, как глубина и широта знаний, разнообразие интересов, сила, ловкость, выносливость. В дружбе подростков в значительной степени складываются, апробируются и оттачиваются их идеалы. Ведь подросткам есть с кем сравнивать своих друзей: у ребят этого возраста, как правило, уже имеется тот идеал, который воплощает в себе все лучшее, которому они хотят подражать, "строить жизнь с кого". Это исторические личности, герои войн, литературные герои. Эти идеалы создают для подростка ту психологическую перспективу, дорога к которой идет по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, оценке, подражанию.

Но всегда ли дружба несет подростку только хорошее?

Всякую ли дружбу нужно поддерживать и укреплять? Ведь образцы различны как по своему содержанию, так и по общественной ценности. Играя огромную роль в формировании личности подростка, друзья, тем не менее, далеко не всегда ведут подростка по самому правильному пути.

Иногда бывает так, что вы ясно видите, что «друг» вашего сына уводит его с прямой дороги, плохо влияет на него, а сын не может противостоять ему. Такая дружба становится особенно опасной, если не все благополучно в отношениях подростка со взрослыми - с родителями, учителями или другими близкими ему людьми. В таких случаях грубость, которую он заимствует у своих новых друзей, становится для него формой протеста против не удовлетворяющих его отношений со взрослыми. Прежде всего нужно снять отрицательную эмоциональную окраску этих отношений. Можно, например, найти какое-то дело, которое бы увлекло, заинтересовало вашего сына. Для вас это дело создало бы почву для установления новых контактов с ним - деловых, лишенных эмоционального напряжения, приведшего к конфликту.

С большой осторожностью надо выбирать способы непосредственного влияния на дружеские отношения подростков. Не следует в этих случаях прибегать к прямому запрету, поскольку его результаты нередко бывают обратными. Нежелательная дружба еще больше укрепляется, но при этом уходит в "подполье", становится тайной и поэтому еще более опасной. Родители по существу теряют всякую возможность контролировать эти отношения, а они развиваются дальше и в конечном итоге могут привести к печальному финалу.

Возможно, более эффективным будет другой путь: попытаться вызвать подростка на открытый "бой", на конкретных поступках "друга" показать, что смелость его оборачивается в каких-то ситуациях трусостью, независимость граничит с грубостью и наглостью, а его геройство основано на неуважении к личности другого человека. Такие споры или беседы должны быть обязательно конкретными. Разговор должен идти именно про этого друга, про этого подростка, а не про плохих мальчиков и девочек вообще. Необходимо развенчать именно этот образец, именно этого кумира. И не ждите, что это удастся сделать легко и быстро. Это потребует от вас значительно больших усилий, чем просто запрет, но и даст несравненно лучшие результаты.

Но следует помнить, что так называемый опасный друг сам часто не умеет оценить свои поступки, и его поведение является результатом дефектов нравственного воспитания, своеобразной морально-этической слепоты. Изучение трудных подростков показывает, что эта трудность нередко является следствием неумения найти свое место среди товарищей, несложившихся дружеских отношений. Состояние конфликта с товарищами очень тяжело переживается подростком. Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников.

Дружба подростков - глубоко интимное явление, составляет очень важную для подростка часть его духовного мира. Она требует от воспитателя особого внимания и чуткости. "Беречь интимность, неприкосновенность духовного мира подростка, - писал В.А. Сухомлинский, - одна из важнейших задач воспитания. Если кто-то посторонний вмешивается буквально во все, о чем думает, что переживает подросток, что он хочет уберечь от постороннего взгляда, - это притупляет эмоциональную чуткость, огрубляет душу, воспитывает "толстокожесть", которая в конце концов приводит к эмоциональному невежеству... Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно... Уважение к личности воспитанника закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного".

Итак, подведем итоги. Основные особенности подросткового возраста связаны с формированием нового уровня самосознания. Подростку необходимо разобраться в себе, в своих возможностях, успехах и неудачах, в своих отношениях с товарищами и взрослыми. Переживаемые ребенком трудности во многом определяют формирование его личности: у одного появляется неуверенность в себе, чрезмерная ранимость, у другого развивается умение приспосабливаться к мнению окружающих, третий, не сумев найти общего языка с друзьями, замыкается или ищет сферу общения вне семьи и школы, некритически принимая принципы, на которых строится это общение. Но вместе с тем многие подростки благополучно минуют подводные камни и рифы этого возраста, развиваясь гармонично и бесконфликтно. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый.

Следует помнить, что подростки во многом хотят пользоваться такими же правами, как и взрослые. И реально они готовы к этому. Если взрослые учитывают эти стремления, их взаимоотношения с подростками развиваются бесконфликтно. Это бывает тогда, когда взрослый видит и уважает в ребенке личность.