Родительское собрание
Друзья моего ребенка. Кто они? Какие они?
"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"
Мудрость Востока
Цель: развить у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.
Задачи:
- показать значение друзей и дружбы в жизни ребенка;
- способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
- проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.
Подготовительный этап – анкетирование детей.
Анкета № 1
1. Кто мой друг.
2. Почему он стал моим другом.
3. Как мой друг относится к учебе.
4. Если моего друга не признают в коллективе, буду ли я с ним дружить.
5. Радуются ли мой друг моим успехам.
6. Радуюсь ли я успехам друга.
7. Есть ли у моего друга вредные привычки и как я к этому отношусь.
8. Как к моему другу относятся мои родители, разрешают ли нам дружить.
Анкета № 2.
1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?
А – на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
Б – на взаимопонимании, единстве интересов;
В – на доверии и откровенности;
Г – на умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
Д – на верности и доброжелательности.
2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?
А – то, что каждый думает в первую очередь о себе;
Б – обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
В – зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
Г – отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
Д – ребята плохо знают друг друга;
Е – нет общих интересов.
Ход собрания
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи»
Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 7 до 9 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия. С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.
Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.
Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте. Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.
На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.
Ознакомление родителей с результатами диагностики
Дети тянутся друг к другу, потому, что нужны друг другу. Нужны намного раньше, чем мы обычно думаем, и гораздо больше, чем мы думаем. Не стоит и стараться, никогда не суметь нам представить, понять, ощутить всего, что они так щедро, легко, играючи дают друг к другу. По наивности мы слишком много приписываем себе в наших детях, нашей им помощи. А они сами себе немало помогают в общении друг с другом. Ребенок, лишенный общества равных, потеряет много такого, что никогда и нигде не сможет наверстать. «
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент-Экзюпери великая мудрость воспитания человека. Перед родительским собранием в параллели 6 классов мы провели анкету, с ЦЕЛЬЮ ПОСМОТРЕЬ ОТНОШЕНИЯ К ДРУЗЬЯМ НАШИХ ДЕТЕЙ. Ребята отвечали на вопросы. Некоторые анкеты были краткими, некоторые более полные и откровенные, где ребята искренне отвечают и гордятся тем, что у них такие друзья, которые радуются их успехам и они радуются успехам друга. Очень радует, что у всех наших детей есть друзья, у большинства детей, друзья не из числа одноклассников, с некоторыми живут в одном доме или дворе, с некоторыми знакомы с детского сада, но они есть. На вопрос – «Почему он стал моим другом?» Потому, что он (она) настоящий друг, везде поможет, подскажет и посоветует как правильно поступить; потому, что мы часто помогаем друг другу; мне очень интересно с ним. На вопрос – «Кто мой друг?» Творческий человек, веселый, увлекается рисованием; спортивный, любит спорт и сам им занимается; умный, любит учиться; хороший и позитивный, веселый и забавный; он умный и воспитанный, увлекается танцами.; здравый; прикольный На вопрос – «Если моего друга не принимают в коллективе, буду ли я с ним дружить» Мне все равно, что о нем думают другие, я все равно буду с ним дружить; её и так не принимают в коллективе, но я с ней дружу; буду, даже если меня взяли в коллектив, а его нет; конечно, буду! Это не помешает нашей дружбе!; Я буду с ним дружить даже, если он будет преступником, а я президентом. Некоторые родители, боясь дурного влияния, а иногда шума от совместных игр и развлечений, изолируют своих детей от сверстников. Ребенок в такой семье растет замкнутым, лишается многих радостей, которые могли бы доставить ему дружба с однолетками, совместные игры и развлечения. На вопрос – «Как к моему другу относятся мои родители и разрешают ли нам дружить?» Хорошо относятся и разрешают нам дружить, часто бывает у нас в гостях; хорошо относятся и мы много общаемся; очень рады, что я с ним дружу. И очень здорово, что у наших детей все родители правильно все понимают и только приветствуют друзей своих детей, не запрещая им общаться. И рады приходу друзей к ним в дом, не боясь шума и игр.
1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?
На ПЕРВОМ месте – на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
НА ВТОРОМ – на доверии и откровенности;
На ТРЕТЬЕМ – на верности и доброжелательности;
На ЧЕТВЕРТОМ – на взаимопонимании, единстве интересов; на умении говорить правду в глаза, на принципиальности.
2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?
На ПЕРВОМ – обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
На ВТОРОМ – зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
НА ТРЕТЬЕМ – то, что каждый думает в первую очередь о себе;
На ЧЕТВЕРТОМ – отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
На ПЯТОМ – нет общих интересов;
На ШЕСТОМ – ребята плохо знают друг друга.
«Общение облагораживает. Если дети объединяются для творения красоты. Это многогранная деятельность, которая включает и физическую работу. И преодоления трудностей. И взаимопомощь, и самопереживание, и восхищение красивым и благородным, и переживание опасности. И умение поделиться с товарищем куском хлеба, и бескорыстный поступок наедине с собственной совестью, и борьба против зла и неправды. И готовность взять на себя ответственность за предосудительный поступок товарища» (Сухомлинский)