Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме:
«Ссора Дубровского и Троекурова. Кто победитель?»
На уроках изучения нового материала главенствует обогащение ученика новыми сведениями. При этом усвоение знаний и формирование умений тесно переплетены между собой, и это помогает придать практическую направленность работе класса, без чего нет урока, который реализует основные задачи.
Урок литературы «Ссора Дубровского и Троекурова. Кто победитель?» разработанный на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В.Я. Коровина,ориентирован на развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции, овладение умениями чтения и анализа художественного произведения в единстве формы и содержания.
В ходе первоначального осмысления текста учащиеся обозначают ключевые направления анализа, при этом применяется практический и частично-поисковый метод. Учащимся предлагается сопоставительная таблица «Дубровский и Троекуров». Особенность урока изучения нового материала заключается в том, что здесь происходит корректировка первоначальных представлений в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы.
Учебная деятельность учащихся направлена на выявление главных героев, составление лексических цепочек, соотнесённых с каждым из этих образов, ассоциативных рядов, позволяющих вступать в диалог с автором и другими участниками процесса обучения, создание первичной интерпретации.
Работа, направленная на актуализацию субъективного опыта учащихся, является продуктивной, потому что в ходе урока происходит уточнение и расширение исходных представлений учащихся о литературном произведении, осознание наиболее сложного и важного, что при самостоятельном чтении ими не всегда улавливается. Эти вопросы связаны с работой над текстом, над художественным словом и способствуют выработке навыков внимательного и вдумчивого чтения. Например, вопросы: как возникла ссора между Троекуровым и Дубровским? Как она развивалась и к каким последствиям привела?
Подобные вопросы требуют пересказа произведения, простого или выборочного, но во всех случаях эти пересказы служат основой для дальнейшей работы над текстом, для определённого вывода, для оценки той или иной ситуации. Так, поиск учащимися ответа на вопрос «Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками?» поможет им найти соответствующие места в произведении, прийти к выводу о том, что чины и связи в те далёкие времена ценились выше, чем истинные достоинства человека.
Эффективности данного урока способствует работа в парах, направленная на формирование коммуникативных умений и исследовательских навыков учащихся для решения основной проблемы урока.
Тема урока: «Ссора Дубровского и Троекурова. Кто победитель?»
Цель урока:
Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.
Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.
Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности:
Методы обучения:
словесный;
частично-поисковый.
Приёмы деятельности учителя:
Технологии: информационно-коммуникационные.
Оборудование: мультимедиапроектор, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Продолжим работу над романом Пушкина «Дубровский».
II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.
Метод: практический, частично-поисковый
Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.
Учитель:
Проверим домашнее задание.
Назовите главных героев романа.
Укажите их социальное положение.
Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
Какие у них были увлечения?
Как складывались отношения с соседями?
Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
Отметьте общее в судьбах героев.
Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»
| Троекуров | Дубровский |
Социальное положение | Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях | Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим |
Качества характера | Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием | Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома |
Занятия | Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах | Горячий охотник |
Отношение соседей | Рады были угождать, трепетали при его имени | Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать |
Отношение к крестьянам | Относился строго и своенравно | Доброе |
Общее в судьбах героев | Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями |
Ш. Целеполагание
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)
(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)
(Вражда, ссора)
На доске
Дружба Ссора, вражда
(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)
(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).
У: Для этого мы должны поставить цели:
1.Проанализировать поведение героев в ссоре.
2.Выяснить авторское отношение к героям и ваше.
И решить проблему: «Можно ли было избежать ссоры и тем более суда?
IV. Первичное усвоение материала
Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.
Метод: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный
Портрет Троекурова и Дубровского)
Ребята, на ваших столах лежат карточки, в которых отражены разные качества человека. Просмотрим небольшой эпизод из х\ф «Дубровский»
Можно ли по внешним признакам определить героя произведения?
Троекурове
Самолюбие,
надменность,
праздность,
высокомерие…
Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»
Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)
Надменность - самонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)
Дубровский
Гордость,
чувство собственного достоинства,
независимость…
У:Говорят, что большие события в жизни начинаются с пустяков Долгое согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой.
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?
(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)
Выборочное чтение эпизода «На псарне»
Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.
У: Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга своего хозяина?
Как повел себя Троекуров после дерзкой выходки псаря?
Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
Анализ эпизода письма, прослушивание в записи.
Вопросы учителя: Какова была реакция Троекурова на письмо Дубровского?
О: Ребята анализируют письмо, высказывают свое мнение.
У: А теперь вернемся к проблеме, заявленной в начале урока:
«Можно ли было избежать ссоры, а тем более суда?»
Ученики отвечают на вопрос, отмечая, что ссоры избежать нельзя было и тем более суда, так как Троекуров ко всем относился надменно, без всякого уважения, и Дубровский не мог быть постоянно исключением из правил.
Просмотр отрывка из к\ф «Дубровский» «Сцена суда»
У: Итак, кто же победитель?
Ребята высказывают, что победил Троекуров и работают с текстом романа.
У: Так в чем же состоит победаТроекурова?
Самостоятельная работа учащихся «Плюсы и минусы такой победы»
+ -
Потерял друга, его мучают муки совести.
Приобрел Кистеневку
IV. Обобщение изученного материала. Подведение итогов.
Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.
Метод: аналитическая беседа
Вернемся к первым главам романа и еще раз попытаемся доказать, Дубровский действительно являлся другом Троекурова и ценил дружбу с ним.
Учащиеся приводят доказательства.
Вывод: Когда ссорятся друзья, победителей не бывает, страдают обе стороны конфликта. Троекуров понял это слишком поздно.
VI.
Прочитать главы 4-5
Подготовить устное высказывание по выбору:
«Троекуров в суде: внешность, манера поведения, мимика»;
«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».
VIII. Выставление оценок
IX. Рефлексия Пирамидальное письмо.
Список литературы:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: В.Я.Коровин
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 7-е изд. – М.: Русское слово, 2011.
Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» методическое пособие /
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.