Духовная культура личности и общества
Цели урока:
- Образовательные;
- Воспитательные;
- Развивающие;
Образовательные:
- Обобщение и систематизация знаний о духовной сфере общества;
- Формирование представлений о сущности материальной и духовной культуры;
- Изучение способов развития духовной культуры и проблем, связанных с многообразием культур
- Формирование умения анализировать факты и события духовной сферы жизни общества и давать им обоснованную научную оценку.
Развивающие:
- развивать память, наблюдательность, основные мыслительные операции ( анализа, синтеза ).
Воспитательные:
- в оспитывать интерес к будущей профессии, чувство гуманизма , коллективизма, взаимопомощи; ценностного и творческого отношения к учебной деятельности
Духовная культура личности и общества
Духовная сфера – одна из подсистем общества , в которой создаются и осваиваются духовные блага.
Элементы духовной сферы:
2.Духовное производство
3.Духовные ценности
1.Духовные потребности
4.Духовное потребление
Духовные потребности:
- Объективная нужда в духовных ценностях
2. Формируются в процессе социализации
3. Имеют неограниченный характер
?
Виды духовных потребностей:
Духовное производство:
Деятельность людей (профессионалов, специалистов)
по созданию духовных ценностей .
Особенности духовного производства:
- Связано с материальным производством;
- Удовлетворяет духовные потребности общества;
- Удовлетворяет потребности художника в самореализации
Духовные ценности – результат духовного производства
- Идеи, теории, образы;
- Духовные связи людей;
Духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей
- Носит творческий характер;
- Зависит от субъекта;
- Духовные ценности в процессе потребления не исчезают
Вечные ценности:
Истина
Благородство
Вера
Свобода
Достоинство
Надежда
Добро
Любовь
Красота
Совесть
Дружба
Милосердие
Знания
Честь
Справедливост ь
Долг
Одной из причин падения Римской империи стало падение нравственности, утрата моральных ценностей- жестокие и кровавые зрелища, гладиаторские бои, мужская и женская проституция, обжорство. Общество не смогло справиться с угрозой извне, потому что сгнило изнутри.
Аллен Даллес- военный советник США в 40-50-е гг.20-го века
Доктрина Аллена Даллеса (1945г.) -
рекомендации к разрушению Советского Союза изнутри.
«Окончится вторая мировая война. И мы бросим всё золото на оболванивание русских людей . Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить.
Эпизод за эпизодом , будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа , окончательного угасания его самосознания.
Литература, театр, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства . Мы будем поддерживать так называемых художников, которые станут вдалбливать в сознание культ секса, насилия , садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого.
Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх и вражду народов, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать .
И лишь немногие будут понимать, что происходит
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь , станем разлагать , развращать, растлевать её .
Дмитрий Сергеевич Лихачев- филолог, искусствовед, академик РАН
Десять заповедей человечности:
- Не убий и не начинай войны;
- Не помысли народ свой врагом других народов;
- Не укради и не присваивай труда брата своего;
- Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти;
- Уважай мысли и чувства братьев своих;
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
7. Чти природу как матерь свою и помощницу;
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое;
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным
Притча о счастье
Один путешественник встретил на своем пути трех каменотесов и задал им один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» И получил три разных ответа: 1-ый: «Дроблю проклятые камни», 2-ой: «Зарабатываю на жизнь», 3-ий: «Строю храм».
Вопрос: кто из них более счастлив?
Культура ( от лат. возделывание ) – собирательное понятие, обозначающее всё человеческое и достигнутое человеком
Культура:
Материальная
Духовная
Материальная:
Культура труда, производства, быта, жилища, физическая культура
Духовная:
Наука, искусство, религия, мораль, политика, право
Функции культуры:
Познавательная
Оценочная
Регулятивная
Информационная
Коммуникативная
Социализации
Типы культуры:
Народная
Массовая
Элитарная
Народная:
- Создаётся анонимными творцами;
- Основана на традициях народа;
- Фольклор, песни, танцы, сказки, народные промыслы
Фольклор (от англ. – народная мудрость)
Элитарная:
(от фр. Elite – лучшее, отборное)
- Произведения сложны для понимания широких слоёв населения;
- Создаётся профессионалами
Пример: классическая музыка или высокоинтеллектуальная литература
Массовая:
- Адресована всем, без различия классов;
- Общедоступна;
- Легка для восприятия;
- Распространяется через СМИ
?
Приведите пример взаимосвязи и взаимопроникновения различных типов культур.
Разновидности культуры:
Субкультура
Контркультура
Субкультура:
(От лат. sub – под) Часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы . Её отличают - язык,- взгляды на жизнь, -манера поведения, -причёска, -одежда, -обычаи .
Не противостоит доминирующей культуре.
Контркультура:
( от лат. contra– против) Оппозиция и альтернатива господствующей культуре. Основной носитель – молодёжь .
Способы культурного взаимодействия:
- Колонизация;
- «Прививка черенка на чужое дерево»;
- Взаимный равноправный диалог, толерантность.
Толерантность:
- Без протестов воспринимать иные взгляды;
- Уважать свободы другого человека;
- Проявлять сострадание;
- Выражать великодушие и терпение