СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура личности и общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя материалы по разделу Духовная культура

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура личности и общества»

Духовная культура личности и общества

Духовная культура личности и общества

Цели урока: Образовательные; Воспитательные; Развивающие;

Цели урока:

  • Образовательные;
  • Воспитательные;
  • Развивающие;

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний о духовной сфере общества; Формирование представлений о сущности материальной и духовной культуры; Изучение способов развития духовной культуры и проблем, связанных с многообразием культур

Образовательные:

  • Обобщение и систематизация знаний о духовной сфере общества;
  • Формирование представлений о сущности материальной и духовной культуры;
  • Изучение способов развития духовной культуры и проблем, связанных с многообразием культур

- Формирование умения анализировать факты и события духовной сферы жизни общества и давать им обоснованную научную оценку.

- Формирование умения анализировать факты и события духовной сферы жизни общества и давать им обоснованную научную оценку.

Развивающие: - развивать память, наблюдательность, основные мыслительные операции ( анализа, синтеза ).

Развивающие:

- развивать память, наблюдательность, основные мыслительные операции ( анализа, синтеза ).

Воспитательные: - в оспитывать интерес к будущей профессии, чувство гуманизма , коллективизма, взаимопомощи; ценностного и творческого отношения к учебной деятельности

Воспитательные:

- в оспитывать интерес к будущей профессии, чувство гуманизма , коллективизма, взаимопомощи; ценностного и творческого отношения к учебной деятельности

Духовная культура личности и общества

Духовная культура личности и общества

Духовная сфера – одна из подсистем общества , в которой создаются и осваиваются духовные блага.

Духовная сфера – одна из подсистем общества , в которой создаются и осваиваются духовные блага.

Элементы духовной сферы: 2.Духовное производство 3.Духовные ценности 1.Духовные потребности 4.Духовное потребление

Элементы духовной сферы:

2.Духовное производство

3.Духовные ценности

1.Духовные потребности

4.Духовное потребление

Духовные потребности: Объективная нужда в духовных ценностях 2. Формируются в процессе социализации 3. Имеют неограниченный характер ?

Духовные потребности:

  • Объективная нужда в духовных ценностях

2. Формируются в процессе социализации

3. Имеют неограниченный характер

?

Виды духовных потребностей: В общении; В познании; В красоте

Виды духовных потребностей:

  • В общении;
  • В познании;
  • В красоте
Духовное производство: Деятельность  людей (профессионалов, специалистов)  по созданию духовных ценностей .

Духовное производство:

Деятельность людей (профессионалов, специалистов)

по созданию духовных ценностей .

Особенности духовного производства: Связано с материальным производством; Удовлетворяет духовные потребности общества; Удовлетворяет потребности художника в самореализации

Особенности духовного производства:

  • Связано с материальным производством;
  • Удовлетворяет духовные потребности общества;
  • Удовлетворяет потребности художника в самореализации
Духовные ценности – результат духовного производства Идеи, теории, образы; Духовные связи людей; Сам человек

Духовные ценности – результат духовного производства

  • Идеи, теории, образы;
  • Духовные связи людей;
  • Сам человек
Духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей Носит творческий характер; Зависит от субъекта; Духовные ценности в процессе потребления не исчезают

Духовное потребление процесс удовлетворения духовных потребностей

  • Носит творческий характер;
  • Зависит от субъекта;
  • Духовные ценности в процессе потребления не исчезают
Вечные ценности: Истина  Благородство Вера  Свобода Достоинство Надежда Добро Любовь  Красота Совесть

Вечные ценности:

Истина

Благородство

Вера

Свобода

Достоинство

Надежда

Добро

Любовь

Красота

Совесть

Дружба Милосердие Знания Честь Справедливост ь Долг

Дружба

Милосердие

Знания

Честь

Справедливост ь

Долг

Одной из причин падения Римской империи  стало падение нравственности, утрата моральных ценностей- жестокие и кровавые зрелища, гладиаторские бои, мужская и женская проституция, обжорство. Общество не смогло справиться с угрозой извне, потому что сгнило изнутри.

Одной из причин падения Римской империи стало падение нравственности, утрата моральных ценностей- жестокие и кровавые зрелища, гладиаторские бои, мужская и женская проституция, обжорство. Общество не смогло справиться с угрозой извне, потому что сгнило изнутри.

Аллен Даллес- военный советник США в 40-50-е гг.20-го века

Аллен Даллес- военный советник США в 40-50-е гг.20-го века

Доктрина Аллена Даллеса (1945г.) - рекомендации к разрушению Советского Союза изнутри. «Окончится вторая мировая война. И мы бросим всё золото на оболванивание русских людей . Посеяв там хаос, мы  незаметно подменим их ценности  на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Эпизод за эпизодом , будет разыгрываться грандиозная  трагедия гибели самого непокорного на земле народа , окончательного угасания его самосознания.

Доктрина Аллена Даллеса (1945г.) -

рекомендации к разрушению Советского Союза изнутри.

«Окончится вторая мировая война. И мы бросим всё золото на оболванивание русских людей . Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить.

Эпизод за эпизодом , будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа , окончательного угасания его самосознания.

Литература, театр, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные  человеческие чувства . Мы будем поддерживать так называемых художников, которые станут вдалбливать в сознание культ секса, насилия , садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого.

Литература, театр, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства . Мы будем поддерживать так называемых художников, которые станут вдалбливать в сознание культ секса, насилия , садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого.

Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх и вражду народов, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать . И лишь немногие будут понимать, что происходит Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь , станем разлагать , развращать, растлевать её .

Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх и вражду народов, всё это мы будем ловко и незаметно культивировать .

И лишь немногие будут понимать, что происходит

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь , станем разлагать , развращать, растлевать её .

Дмитрий Сергеевич Лихачев- филолог, искусствовед, академик РАН

Дмитрий Сергеевич Лихачев- филолог, искусствовед, академик РАН

Десять заповедей человечности: Не убий и не начинай войны; Не помысли народ свой врагом других народов; Не укради и не присваивай труда брата своего; Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти; Уважай мысли и чувства братьев своих;

Десять заповедей человечности:

  • Не убий и не начинай войны;
  • Не помысли народ свой врагом других народов;
  • Не укради и не присваивай труда брата своего;
  • Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти;
  • Уважай мысли и чувства братьев своих;
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай; 7. Чти природу как матерь свою и помощницу; 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое; 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;

7. Чти природу как матерь свою и помощницу;

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое;

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным

 Притча о счастье Один путешественник встретил на своем пути трех каменотесов и задал им один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» И получил три разных ответа: 1-ый: «Дроблю проклятые камни», 2-ой: «Зарабатываю на жизнь», 3-ий: «Строю храм».  Вопрос:  кто из них более счастлив?

Притча о счастье

Один путешественник встретил на своем пути трех каменотесов и задал им один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» И получил три разных ответа: 1-ый: «Дроблю проклятые камни», 2-ой: «Зарабатываю на жизнь», 3-ий: «Строю храм».

Вопрос: кто из них более счастлив?

Культура ( от лат. возделывание ) – собирательное понятие, обозначающее всё человеческое и достигнутое человеком

Культура ( от лат. возделывание ) – собирательное понятие, обозначающее всё человеческое и достигнутое человеком

Культура: Материальная Духовная

Культура:

Материальная

Духовная

Материальная:  Культура труда, производства, быта, жилища, физическая культура

Материальная:

Культура труда, производства, быта, жилища, физическая культура

Духовная:  Наука, искусство, религия, мораль, политика, право

Духовная:

Наука, искусство, религия, мораль, политика, право

Функции культуры: Познавательная Оценочная Регулятивная Информационная Коммуникативная Социализации

Функции культуры:

Познавательная

Оценочная

Регулятивная

Информационная

Коммуникативная

Социализации

Типы культуры: Народная Массовая Элитарная

Типы культуры:

Народная

Массовая

Элитарная

Народная: Создаётся анонимными творцами; Основана на традициях народа; Фольклор, песни, танцы, сказки, народные промыслы Фольклор (от англ. – народная мудрость)

Народная:

  • Создаётся анонимными творцами;
  • Основана на традициях народа;
  • Фольклор, песни, танцы, сказки, народные промыслы

Фольклор (от англ. – народная мудрость)

Элитарная: (от фр. Elite – лучшее, отборное) Произведения сложны для понимания широких слоёв населения; Создаётся профессионалами Пример: классическая музыка или высокоинтеллектуальная литература

Элитарная:

(от фр. Elite – лучшее, отборное)

  • Произведения сложны для понимания широких слоёв населения;
  • Создаётся профессионалами

Пример: классическая музыка или высокоинтеллектуальная литература

Массовая: - Адресована всем, без различия классов; Общедоступна; Легка для восприятия; Распространяется через СМИ

Массовая:

- Адресована всем, без различия классов;

  • Общедоступна;
  • Легка для восприятия;
  • Распространяется через СМИ

? Приведите пример взаимосвязи и взаимопроникновения различных типов культур.

?

Приведите пример взаимосвязи и взаимопроникновения различных типов культур.

Разновидности культуры:  Субкультура  Контркультура

Разновидности культуры:

Субкультура

Контркультура

Субкультура: (От лат. sub – под) Часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы . Её отличают - язык,- взгляды на жизнь, -манера поведения, -причёска, -одежда, -обычаи .  Не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура:

(От лат. sub – под) Часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы . Её отличают - язык,- взгляды на жизнь, -манера поведения, -причёска, -одежда, -обычаи .

Не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура:  ( от лат. contra– против) Оппозиция и альтернатива господствующей культуре. Основной носитель – молодёжь .

Контркультура:

( от лат. contra– против) Оппозиция и альтернатива господствующей культуре. Основной носитель – молодёжь .

Способы культурного взаимодействия: Колонизация; «Прививка черенка на чужое дерево»; Взаимный равноправный диалог, толерантность.

Способы культурного взаимодействия:

  • Колонизация;
  • «Прививка черенка на чужое дерево»;
  • Взаимный равноправный диалог, толерантность.
Толерантность:  Без протестов воспринимать иные взгляды; Уважать свободы другого человека; Проявлять сострадание; Выражать великодушие и терпение

Толерантность:

  • Без протестов воспринимать иные взгляды;
  • Уважать свободы другого человека;
  • Проявлять сострадание;
  • Выражать великодушие и терпение