СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно- нравственного и патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории»


Духовно- нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории.


Проблема духовно- нравственного и патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

И патриотическое, и духовно-нравственное воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

Цель духовно-нравственного и патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Где, как не на уроках истории возможна целенаправленная работа по воспитанию духовно- нравственных и патриотических чувств в ребенке? Что такое патриотизм?

Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем, произнося эти слова? Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.

Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.

Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

И в это непростое время, время перемен задача учителя истории - сохранить в душах детей уважение к истории своей страны, семьи и родного края; воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.

В своей работе на уроках по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию я использую тот огромный потенциал, который несет в себе история родного края, города села: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека», а учитель должен правильно «повернуть этот ключик», чтобы воспитать настоящего патриота и сына Отечества

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Формирование духовности и патриотизма невозможно без воспитания любви к Отечеству.

Уже на первых уроках истории пытаюсь создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества. Для этого обращаюсь к словам отца Святого Иоанна Кронштадского: “Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверье Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, велики спасительный талант Православной веры”.


На уроке показываю величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность.

Именно благодаря вере русский народ одержал многие победы над противниками, это подтверждают слова Александра Невского: «Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Не побоимся множества врагов, потому что с нами Бог!».

Православие сплотило защитников Руси, придало уверенность в успехе. Считаю что, нужно обращать внимание на глубокую сущность всех тех явлений, процессов, которые проходили и проходят в нашей жизни.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства?


Задача исторического образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.

Где, как не на уроках истории возможна целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств в ребенке? Что такое патриотизм?

Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем, произнося эти слова? Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.

Уроки истории обладают широкими возможностями для духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, где решаются следующие задачи:

   формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

          воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

          привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

          формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки.

На уроках истории перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.

Главная задача педагога – это воспитание духовности и нравственности. Каждый урок должен быть уроком любви и добра. Особенно сегодня, когда волна жестокости и экстремизма охватила часть молодежи. Кровь стынет в жилах, когда видишь, как молодые люди, сбившись в стаи, избивают своих сверстников. При этом эти сцены снимают на камеру и похваляются. Урок истории, как известно, это особый урок. На нем постоянно ставятся вопросы патриотизма, гражданственности, духовности и нравственности. Ведь история человечества – это постоянная борьба добра и зла, любви к Родине и друг к другу.

Учителям истории приходится постоянно обращаться к православной культуре. Ведь православие развивалось и существовало рядом с нашим народом на протяжении тысячелетней истории. Церковное искусство: литература, архитектура, музыка, живопись – величайшее художественное наследие русского народа. В этих уникальных произведениях выражены глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, об истинной красоте мира и человека, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.

Уже первая тема «Киевская Русь» дает возможность познакомить учащихся с историей принятия христианства.

В этой же теме учащиеся узнают о таком понятии как причисление к Лику Святых княгини Ольги и князя Владимира. Они знакомятся с первыми русскими святыми: Кириллом и Мефодием – учителями словенскими; Борисом и Глебом – первыми мучениками на Руси. В данном случае учащиеся начинают понимать, кто такие святые, какую роль они играют в жизни православной церкви и в жизни каждого из нас.

Тема «Древнерусская культура» полностью посвящена православной культуре, так как в прошлом религиозная культура занимала большое место в жизни людей.

Для верующих она была наполнена особым смыслом – обращением к Богу, преклонением перед Творцом, перед небесным миром. Кроме того, учащиеся знакомятся с древнерусской литературой. Это «Повесть временных лет» монаха Нестора, а также с первым литературным произведением Киевской Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Это сочинение исполнено радостью от того, что Русь приняла христианство.

Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского. Важной исторической вехой в истории Руси стала Куликовская битва Московского князя Дмитрия Донского. Благословил его святой преподобный Сергий Радонежский.

«Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей. При изучении этой темы весь урок пронизан чувством глубокой преданности своей Родине, делу служения Отечеству. На этом уроке обязательно обращаем внимание на настоящего патриота своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Урок интереснее и увлекательнее провести в форме исторической реконструкции. Дети заранее получают задание – изготовить прямоугольники двух цветов (для схемы сражения) – работают по группам. Готовят сообщения о Дмитрии Ивановиче, выступают с презентациями.

  Во время урока выстраиваем полки великого князя и его противника:

«Обратите внимание, какую хитрость приготовил великий князь! (Показать на засадный полк)

- Мудро поступил князь Дмитрий, расставив так полки. А в чем мудрость? Полк правой руки, посмотрите, что у вас справа (реки на схеме). А полк левой руки? (Тоже реки).

- Действительно, Куликово поле со всех сторон окружено естественными преградами, что защищало русских от обхода с флангов). (Это потом пригодится в 11 кл.- задание 25 ЕГЭ)

- Как произошла сама битва, мы узнаем из «Сказания о Мамаевом побоище» (раздаю карточки с текстом). Читаем, обсуждаем, делаем выводы.

Подвиг воинов на Куликовом поле всегда вдохновлял россиян, поднимал на Защиту Земли Русской». Преимущество такой формы урока в том, что ребята получают возможность участия в великой битве и победе, переживают чувство гордости за свой народ, великого полководца.

На уроке помимо исторических фактов учащиеся узнают о земном подвиге преподобного Сергия. Отрывок из «Жития Святых», видеоролик «Сергий Радонежский», а также небольшой фильм «Троице-Сергиева Лавра» знакомят учащихся с самым ярким и любимым святым русского народа и дают представление о его роли в освобождении Руси от монголо-татарского ига.

На одном из уроков обязательно нужно рассказать о великом чуде, которое сотворила икона Владимирской Божией Матери, когда она явилась во сне жестокому среднеазиатскому полководцу Тамерлану и он повернул свои войска от Москвы.

Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков;

При изучении первой мировой войны показываем, что церковь и народ в России неотделимы. Сестры милосердия-монахини трудились во фронтовых госпиталях. Лично я делаю акцент на Александру Федоровну – жену императора Николая II, великих княжен - их дочерей. Не смотря на их статус, они выполняли самую тяжелую и грязную работу в госпитале. Спрашиваю учеников, а кто бы в наше время из высшего света смог бы так поступить?

В истории есть суждения и положения, не имеющие основательных доказательств. Эти мифы не соответствуют историческим фактам и их необходимо развенчать.

При изучении темы «Правление Николая 2» и Первая мировая война предлагаю проанализировать всю ту трагедию, которая связана с именем этого человека. Хотя сейчас уже в учебниках более мягко говорится о правлении Николая 2, не так, как в советских учебниках было, но я своим ученикам предлагаю трактовку этого материала, где царь выставляется чудовищем и присущи такие выражения, как “гнилой царизм”, “Россия – тюрьма народов”, “Николай II – враг русского народа” и новая, где необходимо, чтобы учащийся в первую очередь понял, что такое для русского человека было – царь.

Необходимо разобраться во всех этих вопросах, соответствуют ли эти сведения действительности. Например, миф о том, что Россия была тюрьмой народов не соответствует действительности, так как Россия была семьей народов благодаря взвешенной и продуманной политике Государя. Он проводил национальную политику на основе уважения к традиционным религиям. Так, в частности, муллы были на содержании Российской империи и получали зарплату. Многие мусульмане воевали за Российскую империю.

Не имеет оснований миф о том, что Россия при царе потерпела поражение в Первой мировой войне. Это можно подтвердить цитатами нескольких выдающихся личностей.

С.С. Ольденбург в своей книге «Царствование Императора Николая II» писал: «Самым трудным и самым забытым подвигом Императора Николая II было то, что он при невероятно тяжелых условиях довел Россию до порога победы: его противники не дали ей переступить через этот порог».

Уинстон Черчилль, в то время военный министр Англии, известный противник России, вынужден был признать:

«…Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Все жертвы уже были принесены, вся работа завершена. Долгие отступления закончились. Снарядный голод был побеждён, вооружение притекало широким потоком: более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила огромный фронт, тыловые сборные пункты были переполнены людьми. В марте царь был на престоле, Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна…» Но большевики заключили Брестский мирный договор, признали поражение в I мировой войне.

Распространен миф о том, что царь мог и не должен был отрекаться от престола. Этот миф вызывает у обучающихся исполненные досады и возмущения вопросы: «Как он мог это сделать?», «Зачем он это сделал?»

Важно объяснить ученикам, что главной причиной, по которой революция оказалась возможной, было отступление народа от веры, потому что священная государственность держится и укрепляется не только силой Царской власти, но и силой веры Православной, живущей в народе.

Николай II оказался в безвыходном положении: «Кругом измена и трусость, и обман!» Ближайшим окружением он был дезинформирован, приказы предательски не выполнялись. Император отрекся во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии.

Расследуя казнь императорской семьи следователь Н. А. Соколов сказал замечательные слова: «Страдания Царя – это страдания России», и поэтому Россия обязана и должна знать, что произошло с ее Государем. Приговор был приведен в исполнение самым изуверским способом. Это была не простая казнь, а ритуал. Это была не политическая расправа над руководителем государства. Это была духовная расправа над помазанником Божиим.

Приняв мученическую кончину, пострадав за свой народ и Отечество, которому служил верой и правдой, Николай II выполнил свой Царский долг до конца. Царь в России символизировал православную веру, государство и народ, объединял их. Убийство последнего императора династии Романовых, которая правила в России в течение трех веков, стало не только предвестником массовых физических расправ, но и символическим олицетворением попытки революционеров убить саму Россию и душу ее народа.

Император Николай II был одним из относительно немногих глубоко верующих людей своего времени. Ради гражданского мира в стране он принес себя в жертву, отрекся от престола – и вскоре был расстрелян в подвале. Цареубийства случались и раньше, но впервые в нашей истории убийство монарха – означало уничтожение самого престола. И люди согласились, что святыни отцов можно отменить, что их нет, что они фикция, связанная с выдумкой о милосердном Боге.

Достоевский сказал: “Русский человек без Христа – проходимец”. На нашей истории это подтвердилось. Для меня важно провести красной нитью мысль – каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь. Считаю важным воспитывать в обучающихся чувство гордости за свой народ, Отечество.


Прекрасным примером патриотизма для ребят на уроках истории служат подвиги героев Отечества, героическая борьба народа против иноземных захватчиков, достижения ученых. При изучении темы «Великая Отечественная война» ученики с удивлением узнают, что победа в Великой Отечественной войне не обошлась без Божьей помощи.

Мало кому известно, что митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский патриарх) решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери. Владыка не ел, ни пил. Через трое суток ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что он должен передать определение Божие для страны.

Должны быть открыты храмы, духовные академии, семинарии.

Должны быть возвращены священники из тюрем.

Готовилась сдача Ленинграда – вынести чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнести крестным ходом.”

Сталин вызвал митрополита Ленинградского и обещал выполнить все.

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед иконой, только затем перешли в наступление. Жуков говорил перед боем: “С Богом”.

В 1947 году Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он был награжден Сталинской премией, от которой отказался.

На уроках обществознания у нас есть тема «Семья», и несомненно, подростков волнуют вопросы любви. И здесь, конечно, не возможно не прочитать им великие слова апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не ищет зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет…» Естественно, эти великие слова вызывают еще больше вопросов, но в результате дискуссии учащиеся все же приходят к убеждению о создании семьи, крепкой и дружной, где растет не один ребенок, а несколько. Осуждают разводы и тем более оставленных детей ради жизни «в свое удовольствие». Обязательно рассказываю о семье Николая 2, историю их любви, показываю их семейную фотографию от которой так веет любовью, нежностью, верностью!


История предупреждает об опасностях, позволяя понять, что у России всегда были враги, желавшие её захватить. Неслучайно император Александр III сказал: «Лучшие союзники России – это армия и флот». История дает меру сравнения и мы понимаем, что самым ярким в ней был период священной государственности. История должна стать для наших выпускников опорой и путеводителем по-настоящему. Многие не всегда к ней прислушиваются, не всегда её помнят, не всегда ею интересуются но знают, что она есть. И все могут к ней обратиться. Она готова помочь.

В заключение хочу сказать: Великая история великого государства. Она есть неотъемлемая и очень важная часть государственной идеологии. Наши государственные границы являются историческими границами, и границы нашей истории – это границы нашей государственности.

Современные войны – это, как никогда, повторение прошлого, это уход в него. Поэтому агрессоры так не хотят, чтобы мы понимали историю, помнили ее, обращались к ней. Потому что связь с нашей историей – это связь с нашей государственностью. Разорви эту связь – оборвется нить исторического существования нашего Отечества.

Поэтому так важно не позволить нашим противникам исказить и очернить нашу историю в глазах подрастающего поколения. Считаю необходимым очищать сознание обучающихся от внедренных туда мифов. Так важно открыть то, что было старательно спрятано, но что помогает понять настоящее и, несмотря ни на какие трудности и страдания, служить Отечеству во имя его будущего так же жертвенно и самоотверженно, как служили ему наши предки, видевшие в Святой Руси светлый образ Отечества Небесного.












































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!