СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно- нравственное воспитание, как одно из приоритетных направлений в работе классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно- нравственное воспитание является ключевой задачей классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание, как одно из приоритетных направлений в работе классного руководителя.»

Духовно- нравственное воспитание, как одно из приоритетных направлений в работе классного руководителя.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики в области образования.

В посланиях президента России Федеральному собранию неоднократно подчёркивалось, что духовное единство народа и объединяющие его моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к стабильной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

Как строится работа в МАОУ «Большемакателёмская СШ» по духовно- нравственному воспитанию.

Воспитательный процесс в МАОУ «Большемакателёмская СШ» строится на основе ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, с учетом ООПНОО, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Я напомню, что «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» направлена на формирование у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых немаловажное значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В ООПНОО прописано, что программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на воспитание в каждом учащимся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Напомню, что ФГОС НОО направлен на становление личностных характеристик выпускника. Обобщённый результат образовательно-воспитательной деятельности начальной школы представлен в портрете её выпускника:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? Что значит любить Родину? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как классного руководителя.

Я считаю, ведать её прошлое, жить её настоящим и думать о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством - вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.

Поэтому я определила цель воспитательной работы класса: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.

Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

  1. способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;

  2. воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;

  3. приобщать к здоровому образу жизни;

  4. создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;

  5. способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).

Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, патриотизм, доброта, творчество, взаимовыручка, семья, здоровье.

Всё, что происходит с ребёнком каждый день, подчиняется этим важным задачам воспитания. Любой поступок свой или товарища, урок, перемена, мероприятие – все должно способствовать становлению личности ребёнка и происходить в атмосфере добра и поддержки. Я стараюсь создать для ребёнка ситуацию успеха, чтобы каждый мог «расправить свои крылья» и совершить свой неповторимый полёт в каком-либо деле, стремлении …

Поэтому я выделяю основные направления работы:

1.Каждый ребёнок - личность. (Работа по формированию адекватной самооценки, уверенности успешности. Формирование навыков общения, культуры поведения).

2. В здоровом теле, здоровый дух. (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).

3.Помни свою историю, знай свои корни. (Работа по формированию гражданско-патриотических качеств личности, духовно-нравственных представлений).

4.Сотрудничество с семьёй. ( Формирование тесного взаимодействия с семьёй, ведь семья носитель базовых национальных ценностей, самобытной культуры, памяти предков и отечественной истории).

Успешное сочетание разнообразных форм деятельности являются эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе использую традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • Классные часы;

  • Познавательные игры;

  • Заочные путешествия;

  • Презентации;

  • Викторины;

  • Семейные и тематические праздники;

  • Экскурсии, походы, путешествия;

  • Мастер-классы;

  • Трудовые десанты;

  • Родительские собрания;

  • Социальные проекты;

  • Исследования;

Для проведения воспитательных мероприятий и работы с классным коллективом я использую различные методы и технологии. Вот некоторые из них, которые, на мой взгляд, являются актуальными и продуктивными.

1.ИКТ- технологии.

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования ИКТ. Информационные технологии являются одним из средств повышения эффективности воспитательной деятельности. В своей работе я использую компьютерные обучающие программы, электронные развивающие игры, ресурсы интернет- для подготовки мероприятий, Web-технологии. С детьми выполняем буклеты для конкурсов, оформляем проекты, презентации. На праздники и выпускные вечера монтирую небольшие видеосюжеты.. В классе каждый ученик обеспечен индивидуальным нетбуком и владеет основными навыками работы на нём.

2. Проектно-исследовательские методы.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.

Работа над проектами предполагала активное сотрудничество с учителем и родителями. В результате этого сотрудничества учащиеся осваиваются способы деятельности, успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Успешно мы реализовали социальные проекты «Скворечники для школьного двора» и «Кормушки для птиц», «Медалисты школы».

Исследовательскую деятельность мы строим на основе местного краеведческого материала. Это такие работы: «Наш земляк- герой пограничник А.П. Коряков», «Писатель, краевед- Михаил Суетнов», «Встреча весны- жаворонки», «Моя прапрабабушка ветеран ВОВ». Данные работы были призёрами районных и региональных конкурсов: «Отечество», «Карамзинские чтения», «Природа и традиционная культура», «Старая фотография».

Опытом своей работы по данному направлению я делилась на семинаре заместителей по воспитательной работе в феврале 2014года. Тема семинара «Инновационные подходы к личностно-ориентированному обучению и воспитанию обучающихся, направленные на возрождение нравственности, духовности, культуры», тема моего выступления «Духовно-нравственное воспитание детей средствами проектно-исследовательской деятельности в начальных классах».

3.Здоровьесберегающие технологии.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы классного руководителя.

 Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

В рамках этого направления мы проводим совместные с родителями спортивные праздники, конкурсы, походы в природу.

Участвуем в районных акциях: Кросс наций, спортивный забег, велопробеге, который был организован Лысковской епархией, в соревновании по настольному теннису, который проходил в г. Лысково и организован отделом спорта Лысковской епархии.

Традиционно мы проводим беседы по правилам поведения во время каникул, безопасности дорожного движения, игры «Красный, жёлтый, зелёный», соревнования «Безопасное колесо» и д.р.

Опыт работы по данной технологии был представлен мною на следующих конкурсах:

  • В 2016 году принимала участие в областном конкурсе методических разработок классных часов среди педагогических работников «Формула здоровья».

  • В 2015 году заняла 3 место в муниципальном конкурсе для педагогов на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

  • В 2015 году победитель муниципального этапа акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Здоровьесберегающие технологии».

  • В 2018г 3 место в муниципальном этапе 15 Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».

4.Технология интерактивного музея.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства обладает огромным потенциалом в деле воспитания и образования детей. Технология интерактивного музея отвечает требованиям ФГОС. В нашей школе есть музейная комната и мы используем её возможности для проведения мероприятий. Некоторые экспонаты мы применяем для оформления праздников. А предметы старины помогают в работе над исследованиями. Ожившая история становится ближе и понятнее детям. Так же мы с детьми часто бываем в районном краеведческом музее, где используем архивные материалы для выполнения исследовательских работ. О применении данной технологии я написала статью «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через технологию интерактивного музея» в сборнике материалов «Всероссийской научно-практической конференции в рамках 5 открытого регионального научно-методического Симпозиума «Наш мир – мир детства» ». 21 апреля 2016года.

С введением ФГОС у меня изменились взгляды на воспитательную деятельность. И эти изменения связаны с изменением моих взглядов на само понятие «воспитание». Мне очень понравилось одно высказывание, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать    счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Каждый согласиться, что роль классного руководителя в воспитании духовно-нравственной личности важна и актуальна. Поэтому я охотно делюсь своими наработками с коллегами. Опыт моей работы представлен в различных публикациях.

  • Сборник «Духовно- нравственное воспитание школьникови дошкольников в рамках образовательных мероприятий», статья «Духовно-нравственное воспитание детей средствами проектно-исследовательской деятельности» 2015 г., г.Первомайск

  • Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения», статья «Эффективные пути формирования гражданской идентичности младших школьников», 2015г., Арзамас

  • Интернет ресурс сайт Мультиурок «Выпускной из начальной школы», 2015г. https://multiurok.ru/files/vypusknoi-iz-nachal-noi-shkoly-1.html

  • Сборник «Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодёжи», статья «Духовно-нравственное воспитание через технологию интерактивного музея», 2016г., Арзамас

  • Газета «Районный вестник» №49 от 9декабря 2017года, статья «Встреча в мамином кафе»

  • Газета школа №1 от января 2018года статья «Изучаем родной край»

  • Газета «Районный вестник»№27 2018г, статья «Воскресение Христово».



Всё это позволило мне успешно принять участие в следующих конкурсах.



  • Победа в муниципальном конкурсе « Современный классный руководитель 2017года».

  • Победа в региональном конкурсе сочинений «Человек – это звучит гордо».

Мне очень понравилось одно высказывание «Классное руководство- это не обязанность, это бесконечное творчество». Творческих успехов хочется пожелать всем классным руководителям в деле воспитания подрастающего поколения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!