Доклад
«Факторы и методы воспитания духовно- нравственных норм
поведения в учебно- познавательном процессе».
-Воспитание души ребенка через культуру литературу, историю, музыку, живопись;
Воспитание в ребенке духовно сильной личности, умеющий найти свое место в современном мире.
Воспитание души через любовь к природе, как источника духовного очищения ;
Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, доброты, милосердия.
Все эти грани единого и многогранного процесса духовно-нравственного воспитания, где невозможно отделить одно от другого.
Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатства и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовнонравственной базы. Помочь чей - то души обрести себя, развиться и расцвести можно только через свою душу. Это процесс всей жизни педагога и его совместной работы с детьми.
Школа должна быть местом дисциплины и порядка; обучение и воспитание должны вестись на основе самых последних и проверенных научных достижений, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному совершенствованию личности.
Задача школы - это формирование и совершенствование добронравного характера детей, воспитание нравственных норм поведения, добрых чувств и забота об их развитии в школьном детстве. Духовно - нравственно воспитанные дети славятся своими успехами и достижениями в овладении основами наук, проявляют упорство, терпение, настойчивость и трудолюбие в учении, не проявляют интерес к вредным и опасным поступкам. Учителя и воспитатели должны помнить: что их труд принесет желанные плоды только тогда, когда поведение детей соответствует норма и требования нравственного сознания. Если нравственное воспитание в школе хорошо поставлено, если уроки нравственности проводиться мы уверены, будет и результат работы.
К воспитанию ребенка надо приступить только после исследования его умственных способностей. Только узнав особенности способностей можно организовать правильное его воспитание и развитие.
Воспитателям необходимо учитывать два важных фактора: первый- по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй- избавлять детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеваться как отрицательные привычки.
В воспитательной работе очень важно давать словесно - поучающие духовно-нравственные, формирующие уроки. Усвоение нравственных понятий должно обязательно сочетаться с опытом, практикой.
Поведение человека-это единственный объективный показатель его нравственного облика, духовных качеств, поэтому необходимо обучить детей некоторым всеобщим правилам поведения, образующих нравственное свойства.
Необходимыми методами духовно-нравственного воспитания являются:
1. Демонстрация умеренности и воздержанности в своем поведении, уважительного отношения к другим является методом воспитания добродетелей. Человек, обладающий чувством умеренности, воздержанности знает допустимые и не допустимые пределы в своих действиях и поступках и тем самым способен правильно воспитывать ребенка.
2. Демонстрация примеров вежливости и скромности почтительности и приветливости служат важнейшим методом воспитания детей.
У детей вежливость формируется путем подражания старшим Одновременно с вежливости детям необходимо демонстрировать и качества скромности.
Развитие чувства почитания и приветливости также зависит от взрослых. Особенно важно воспитать детей почитать и уважать старших, надо почитать правила, принятые в школе и законы установленные в обществе.
Методы воспитания умеренной дисциплины, чувства послушания и услужливости гарантирует формирование нравственных норм.
Воспитывать детей быть терпеливым значить уметь сдерживать себя, влиять на поступки других людей, быть настойчивым в реализации планов, верить в будущее.
Только такие качества ведут к дисциплинированности человека. Поддержание порядка, согласованность действий, выполнение норм поведения, действовать в соответствии с нравственными правилами имеют весьма важные значение.
В процессе воспитания ответственности воспитатели должны осознать следующие вопросы: в состояние ли ребенок, вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере правильно он их понял и истолковал; должен ли он отвечать за достижение требуемых результатов и за те последствия своих действий.
Метод упражнения детей в посильных трудовых действиях и воздержание от праздности ставит цель привитие с детских лет трудовых навыков и привычки к труду, трудолюбия, уважения, к трудящему человеку и результатам его труда, презрения к бездельникам, развитие нравственных стимулов к труду, формирование отношения к труду как к творчеству.
Методы демонстрации образцов поведения, разумных упражнений и развития умеренный дисциплины служит формированию нравственного характера, что означает наличие твердых намерений осуществить что-либо и способности реализовать намеченные жизненные планы.
Задачами моей работы являются:
Введение детей в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется; какое значение имеет в жизни, человека и какую роль играет эта дисциплина в познании самих себя, особенностей человеческих отношений, в формировании лучших человеческих качеств. Эти же цели ставлю на уроках. На каждом уроке изучается теоретический материал, дети усваивают духовно- нравственные поступки, проводят самоанализ собственных морально-этических черт, выявляют свои положительные и отрицательные качества.
К примеру, детям особенно понравились уроки «Честь.Примеры бережного отношения к чести», «Совесть-это наш внутренний судья». В ком стыд в том и совесть». Провела открытый урок «Береги себя» - о вреде курения.
Чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению необходимо не только вести пропаганду о вреде курения, но и работу надо организовать так, чтобы дети в свое свободное время проводили полезным делом, четко организовать режим дня, учебы, отдыха.
Индивидуальные беседы с детьми об уроке, о здоровье, о добрых делах помогают добиться душевного расположения детей к воспитателю, чтобы чистосердечно могли открыть свои мысли и желания, и беседу надо вести спокойно, дружественно.
Тот факт, что наши воспитанники живут в общежитии, также необходимо использовать для духовно-нравственного воспитания. Например, у многих учащихся есть свои обязанности в общежитии. Кто-то отвечает за чистоту на. этаже, другой за сохранность мебели, третий - за порядок. Выполнение детьми порученного дела надо сделать для них радостным удовольствием. Они должны видеть, что мы действительно рады, честному добросовестному выполнению этих обязанностей.
Дети иногда бывают жестоки по отношению друг к другу, тут нужно формировать здоровые отношения между детьми, когда никто не отвергнут и не унижен. Ученика, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, как ущерб он причинил. Разговор с ним на эту тему должен вызвать у него эмоциональные переживания, заставить задуматься над последствиями своих обязанностей.
Воспитателю необходимо самому являть пример доброты и гуманности, прежде всего в отношении к детям, строгого выполнения своих обязанностей. Без такого примера нельзя себя считать наставником детей.
Воспитание делает тело крепким, ум просвещенным, а сердце добропорядочным, оно дает человеку жизнь через нравственное совершенство. Это означает, что воспитанность выражается в простоте жизни и умеренности, в постоянной деятельности и воздержанности от вредных действий.
Любой человек нуждается в личной и коллективной безопасности своей жизни. В зависимости удовлетворения или неудовлетворения этих потребностей формируются добрые или злые нравы. Отсюда вывод: если мы стремимся избавить общество от злонравных субъектов, то должны обеспечить с раннего возраста развитие и формирование нравственно воспитанных граждан.